Аничков, Евгений Васильевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Аничков, Евгений Васильевич
род. в 1866 г.) - историк литературы и публицист, приват-доцент Киевского, а затем Петербургского университета. В 1901 г. принимал деятельное участие в организации русской высшей школы общественных наук в Париже. В 1903 г. был приговорен царским судом к году крепости за политическое выступление.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

Аничков, Евгений Васильевич

— историк литературы. Род. в 1866 г. Поступил на историко-филолог. факультет Петербургского университета, из которого был исключен в 1887 г., за участие в беспорядках, и окончил курс гораздо позднее. В 1895 г. был назначен лектором английского языка и приват-доцентом по истории западно-европейских литератур в Киевск. унив. В 1901 г. принимал деятельное участие в устройстве Русской высшей школы в Париже; состоял ее секретарем. Читал в качестве приват-доцента в Петерб. унив. и на Высших женских курсах с 1902 до конца 1903 г., когда был арестован по обвинению в политическом преступлении; пробыв в заключении 13 месяцев, А. был освобожден в силу Высочайшего манифеста. Труды его: "Микола угодник и св. Николай" ("Зап. Неофил. Общ.", 1892, № 2); "Св. Николай и Артемида Эфесская" ("Зап. Вост. Отд. Археол. Общ.", 1895, IX), "Очерк литературной истории Арраса в ХIII в." ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1900, февр.); "Вильям Моррис и его утопический роман" ("Литер. Дело", СПб., 1902); "Эстетика трагизма" ("Научн. Обозр.", 1902, дек.); "Новые образы и старые мнения" ("Вест. Зн.", 1903, №№ 2 и 3); "Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян" (СПб., 1903, т. I; изд. Акад. наук). Ему же принадлежит ряд статей в настоящем Словаре. Часть критических статей А. собрана в книжке: "Литерат. образы и мнения" (СПб., 1904). Он старается примирить новейший западно-европейский символизм с широкими гражданскими стремлениями.


{Брокгауз}





Аничков, Евгений Васильевич


— историк литературы и критик, ученик Александра Н. Веселовского. Род. в дворянской семье в 1866. Работы А. относятся к области исследования фольклора и народной поэзии (основная работа — "Весенняя обрядовая песня", 1904; кроме того — "Язычество и древняя Русь", 1914) и вопросов теории и психологии творчества ("Историческая поэтика Веселовского"). Критические статьи собраны в книге "Предтечи и современники" (1910). В 1904 А. был привлечен к суду по политическому делу и просидел 13 месяцев в тюрьме. В эпоху первой революции (1905—07) был деятельным членом т. н. Крестьянского союза, за участие в котором был привлечен к суду и приговорен к году одиночного заключения. Ныне — эмигрант. Автобиография и библиография в 6-м т. "Критико-биографич. словаря" С. А. Венгерова.





Аничков, Евгений Васильевич


[1866—] — литературовед и критик, из родовитой поместно-дворянской семьи. А. причислял себя долгое время к социал-демократам, (меньшевикам) и, начиная с студенческих лет (был исключен из университета за участие в беспорядках), неоднократно подвергался арестам и длительному одиночному заключению. С 1895—1896 состоял приват-доцентом Киевского университета, при котором был оставлен по окончании, в 1892. В 1901 переехал с семьей в Париж, где принимал деятельное участие в организации Высшей русской школы. С 1902—1903 состоял по возвращении из Парижа приват-доцентом в университете и временным преподавателем ВЖК в СПб. С 1908 — профессор Петербургского психоневрологического института по всеобщей литературе и эстетике. В период Октябрьской революции эмигрировал за границу и в настоящее время преподает в Праге в университете. Основная специальность А. — средневековая литератуpa и фольклор. Но, в связи с расширением научных интересов, второй период своей деятельности А. посвятил преимущественно проблемам более общего характера: вопросам поэтики, истории эстетики, литературоведения и литературной критики. Один из самых ревностных учеников и последователей А. Н. Веселовского (см.), А. вместе с тем выступал в своих трудах (начиная с его известной диссертации 1903—1905) противником узкого академизма и того господствовавшего тогда чисто внешнего "эмпиризма", который, по его утверждению, неизбежно превращает научное исследование в "сбор материалов" или в "простую группировку тщательно собранных и проверенных фактов". Чисто механическое соединение сравнительно-исторического метода с весьма сомнительным марксизмом, с одной стороны, и эстетикой так наз. "народничества" (в духе Успенского), с другой, лишая работы А. методологического единства, значительно понижает их научную ценность, особенно для нашего времени.



Библиография: Главные труды: Микола и святой Николай, "Записки Неофилолог, об-ва", № 2, 1892; Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян (диссертация), сб. Отд. русск. яз. и слов. Акад. наук, 1903, т. XXIV, № 2, СПб., 1905; Предтечи и современники на Западе и у нас (СПб., 1910); Язычество и древнерусск. проповедь; Веселовский A. H. Slavia, кн. 3—4, 1922 и 1923.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Аничков Евгений Васильевич

Аничков, Евгений Васильевич, историк литературы и критик. Родился в дворянской семье Новгородской губернии в 1866 году. Студенческие занятия, с самого начала сосредоточенные на предметах преподавания профессора А.Н. Веселовского , были прерваны арестом А. по политическим мотивам и необходимостью уехать из Петербурга. В 1892 году он окончил историко-филологический факультет, с печатной работой: ""Микола Угодник и св. Николай"" (""Записки Неофил. Общества"", № 2). С 1895 года, по выдержании магистерского экзамена, состоял приват-доцентом по истории западных литератур и лектором английского языка в Киевском университете. Несколько раз был посылаем с ученой целью за границу. В 1899 году А. покидает Россию; участвует в основании русской Высшей Школы в Париже. Все время поддерживая научные сношения с А.Н. Веселовским, выступая последователем и отчасти продолжателем его идей (см. обширный этюд: ""Историческая поэтика Веселовского"" в сборнике Лезина, ""Вопросы теории и психологии творчества""), А. в то же время изучает провансальский язык (в области которого ему удается установить склонение molher), берется за обработку не изданного материала по литературной истории Арраса в XIII веке (см. ""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1900, февраль), предваряя издание Jean Roy и Guy (""Les dits et les chansons d´Arras""), печатает мелкие филологические работы в ""Litteraturblatt f. germ. u. roman. Philologie"" и в ""Romania"", а в Лондоне, где еще в 1894 году появился в журнале ""Foiklore"" его этюд ""St. Nicolas and Artemis"" (русская обработка в ""Зап. Вост. Отд. Археологического Общества"", 1895, IX), ведет спор с представителями школы Andrew Lang´a, защищая учение о заимствованиях и наслоениях в обряде и мифе против односторонностей сравнительно-этнографической доктрины о параллелизме и аналогии самобытного племенного творчества. По возвращении в Россию, А. привлекается к суду по политическому делу и проводит 13 месяцев в одиночной камере. Выйдя в 1904 году из тюрьмы, защищает двухтомную диссертацию: ""Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян"", удостоенную Академией Наук Уваровской премии и оцененную за границей как выдающийся труд (см. Deubner, в ""Archiv f. Religions-Wissenschaft"", IX, 276 - 304), получает приглашение прочесть курс лекций (Ilcester Lectures) о народной песне в Оксфордском университете. Читает лекции и в С.-Петербургском университете и на высших женских курсах. Написанные им тогда же критические статьи собраны в 2 тома под заглавием ""Предтечи и современники на Западе и у нас"" (СПб., 1910). В 1907 и 1908 годах А. отбывает новое 13-месячное одиночное заключение за участие в крестьянском союзе. По освобождении печатает новый большой труд ""Язычество и древнерусская проповедь"", с приложением критически изданных текстов, увенчанный Ахматовской академической премией и обрисовывающий возникновение былинного эпоса, у нас и на Западе, из бытовых условий периода уже христианского. К теме о русском язычестве, сводимом А. к племенным культам, относится также доклад ""Old russian pagan Cults"" (в ""Transactions of the III Congress for the History of Religion"", Оксфорд, 1909). Интеллектуальный облик А. характеризуется своеобразным совпадением общественных и теоретических интересов. Убежденный как историк в непреложности своей формулы о повороте культурно-исторического движения с запада на восток, склоняясь в своих социологических взглядах скорее к марксизму, А. все же народник искони и по существу. Он и фольклорист потому, что все корни его личного и общественного сознания лежат в деревенском быту; к изучению обряда и верования приводит его не один Веселовский, но вместе и Глеб Успенский , а именно народный календарь во ""Власти Земли"". ""Реалистический символизм"", т. е. реализм, предполагающий ноуменальное в явлении, как высшую и реальнейшую реальность, - делается лозунгом его критических статей. В ""Весенней песне"" он старается на конкретном материале утвердить новое (от Гюйо, Грооса, Бюхера идущее) воззрение на происхождение искусства. По этому воззрению искусство возникло не из игры (как думали Шиллер, Спенсер и отчасти сам Веселовский), а из практической потребности. Вооруженный данными, добытыми религиозно-историческими и этнографическими исследованиями Маннгардта, Фрезера, А. Ланга, и проникнутый, с другой стороны, представлениями Веселовского о первобытном искусстве как искусстве ""синкретическом"", А. точнее определяет эту потребность, породившую искусство, усматривая начало песни в обрядовом действе и неразлучной с ним обрядовой магии (ср. статью ""О происхождении поэзии"" в ""Вестнике Самообразования"", 1905, № 41 и 42). В упрек исследованию А. можно поставить разве лишь то, что он останавливается как бы на пороге обряда и не продолжает изыскания в целях ближайшего раскрытия истории культового действия, - например, не раскрывает элементов жертвы там, где ее первоначальная наличность очевидна по обрядовым пережиткам и т. п. Сотрудником ""Энциклопедического Словаря"" Брокгауза-Ефрона как в первом, так и в его настоящем издании А. является по отделу всеобщей литературы. Автобиографию и библиографию см. в ""Критико-биографическом Словаре"" С.А. Венгерова , т. VI. Вяч. Иванов.

Источник: Биографический словарь. 2008

АНИЧКОВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(1866—1937) Критик, историк литературы, прозаик Евгений Васильевич Аничков родился 2 января 1866 г. в Новгородской губернии в дворянской семье. Детство провел в Тифлисе и Вильне. В 1878 г. переехал в Петербург, где учился сначала в гимназии, а с 1886 г. — на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Через год был отчислен из университета за участие в студенческих беспорядках. Отбыл воинскую повинность, восстановился в университете и окончил его в 1892 г. В том же году была опубликована статья «Микола угодник и св. Николай», положившая начало главному направлению исследовательской деятельности Аничкова — изучению древней русской литературы и фольклора в их взаимосвязи с религиозными культами.
В 1895 г. Аничков стал приват-доцентом на кафедре истории западных литератур Киевского университета, а шесть лет спустя — заведующим той же кафедрой. В начале 1896 г., в лекции, прочитанной в Киевском университете и опубликованной тогда же в «Университетских известиях», молодой ученый сформулировал свой взгляд на «научные задачи истории литературы». Историю литературы он рассматриваз одновременно и как одну из двух равноправных (наряду с языкознанием) составляющих филологии, и как самостоятельную историческую дисциплину, изучающую «законы эволюции поэтической производительности человечества». Главными задачами истории литературы Аничков считал изучение биографий авторов и выработку критической оценки их произведений. Для того чтобы такая оценка была научно-объективной, он предлагал рассматривать творчество писателей с учетом вопросов о стиле,
свойствах образной речи, поэтических родах, происхождении и распространении сюжетов.
На рубеже XIX—XX вв. Аничков несколько раз был командирован за границу, изучал провансальский язык, историю западных литератур, занимался шекспирологией. В 1901 г. он принял участие в создании русской Высшей школы общественных наук в Париже. Вернувшись в Россию, поселился в Петербурге. Читал лекции в университете, на Высших женских (Бестужевских) курсах, на общеобразовательных курсах А. С. Черняева. В 1902 г. стал приват-доцентом на кафедре западных литератур Петербургского университета, а через год — профессором Психоневрологического института.
В 1904 г. Аничков защитил диссертацию «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян». В этой работе ученый всесторонне рассматривает многочисленные древние славянские весенние обряды: культовое их значение, художественные особенности формы, психологию весенней обрядовости. Опираясь на конкретные примеры, Аничков показывает, что синкретическая первобытная песня-пляска, составлявшая неотъемлемую часть обряда, находится как бы на полпути «между зачаточной формой религиозного сознания и первым проблеском сознания эстетического». Эта часть диссертации так и озаглавлена — «От обряда к песне». В другой части — «От песни к поэзии» автор подчеркивает религиозно-бытовую основу искусства вообще, доказывая, что обрядовое происхождение имеют не только песни-заклинания, но и любовные, военные, шуточные песни. Называя заговоры и заклинания первоначальной формой поэзии, Аничков выделяет три этапа ее развития:
1. Доэстетическая, целесообразная песня.
2. Эстетическая, праздничная песня-поэзия.
3. Личная поэзия, отвечающая новой идейной целесообразности без цели.
При этом появление и развитие личной поэзии в славянских культурах автор рассматривает в сопоставлении с аналогичными процессами в западных литературах. Особое внимание он уделяет истории паломнических песен.
Проблеме взаимосвязи религиозных верований и народной поэзии посвящен и главный труд Аничкова «Язычество и древняя Русь» (1914). Основная задача этой работы — изучение литературных памязников той эпохи, когда «варварские» (в том числе славянские) народы Европы принимали христианство. В первой части, озаглавленной «Языческий быт и христианские поучения», ав'ор подробно анализирует несколько христианских проповедей, упоминающих о язычестве, так называемых поучений. Эти литературно-церковные памятники являются для него не средством, а целью исследования. Сопоставив множество сохранившихся вариантов и отрывков каждого из этих произведений, Аничков пытается «дознаться, когда, в каком виде, при каких обстоятельствах, зачем они возникли, понять мысли их авторов и компиляторов, вдуматься в миросозерцание создававшей их Среды, в ее отношение как к самому искореняемому язычеству, так и к новым потребностям веры». Во второй части работы, названной автором «Боги и обряды», поучения рассматриваются как источник сведений о древнерусском язычестве, включающий не только самые «факты» веры — обряды, культы, но и интерпретацию веры и религиозных действий.
Особенности литературно-церковных памятников Древней Руси, отражение в них народных верований и обычаев, влияние на устное народное творчество и литературу пришедших из Византии апокрифов исследуются также в работах Аничкова «Из прошлого калик перехожих» (1913) и «Христианство и Древняя Русь» (1924).
Другую часть вклада ученого в развитие филологической науки составили его работы по истории и теории литературы, критические статьи и литературные портреты писателей. В 1903 г. вышел сборник под названием «Литературные образы и мнения». В его заключительной части были собраны статьи, посвященные характеристике текущего литературного процесса. Автор анализировал рассказ Л. Андреева «В тумане», произведения «знаньевцев» — Куприна, Бунина, Юшкевича, Телешова, Серафимовича, стихи Станислава Пшибышевского и поэтов «Скорпиона». Все эти произведения рассматривались с точки зрения особой русской эстетики «правды-справедливости». Определению особенностей этой эстетики автор посвятил первые пять глав сборника. Художественное сознание русского человека, по его мнению, основано на внутреннем ощущении правды и справедливости. Произведение искусства тем совершеннее, чем сильнее «эстетическая эмоция», вызываемая соответствием (или несоответствием) внутреннего нравственного чувства идеалам изображаемой в нем действительности.
Одна из главных заслуг Аничкова как теоретика и историка русской литературы — глубокое и всестороннее исследование нового литературного явления, объединившего все течения русской поэзии конца XIX — начала XX столетия. Это явление он условно назвал «новыми веяниями». По мнению ученого, «новые веяния* представляют собой целое миросозерцание, философия которого основана на эстетике. В статье «Реализм и новые веяния» (1909) автор рассматривает приход нового явления на смену реализму как закономерность и объясняет его рождение изменением технологий производства, в частности сближением «художества и промышленности». Основными признаками литературы новых веяний Аничков называет стилизацию и расцвет личностного начала. В более поздней работе «Новая русская поэзия» (1923) он дает общую характеристику всех литературных течений, отнесенных им к «новым веяниям», и создает литературные портреты наиболее выдающихся представителей каждого из них.
Труды, посвященные психологии художественного творчества и истории этических учений во взаимосвязи с литературным процессом, составили третью часть филологического наследия Аничкова. К ним можно отнести большую статью, содержащую подробный анализ творческого пути А. Н. Веселовского, а также «Очерк развития эстетических учений», в котором последовательно анализируются эстетические системы различных эпох, начиная с античности. Впоследствии этот очерк лег в основу книги «История эстетических учений» (1926).
Вплоть до начала Первой мировой войны Аничков принимал активное участие в научной, литературной и общественной жизни Петербурга. Он был редактором учебника по истории русской литературы, составителем и автором вступительных статей к собраниям сочинений Добролюбова, Золя, Мольера, откликался на текущие литературные события, принял участие в полемике о театре. Активный член Общества ревнителей художественного слова, Аничков выступал в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака», был постоянным посетителем «башни» Вячеслава Иванова. За связь с освободительным движением в 1900-е гг. он неоднократно подвергался тюремному заключению.
С начала войны Аничков добровольно вступил в ополчение, затем был назначен военным цензором. В 1917 г. с русским отрядом его командировали во французскую армию в чине лейтенанта. На родину, где произошла большевистская революция, ученый уже не вернулся. После войны поселился в Югославии, был профессором сначала Белградского университета (с 1920 г.), потом университета в Скопье. В 1932 г. Аничков опубликовал в Париже роман «Язычника» (1931), посвященный эпохе 1910-х гг. в России.
В 1937 г., когда русская эмиграция по всему миру отмечала столетие со дня гибели Пушкина, Аничков стал инициатором создания и Реактором «Белградского Пушкинского сборника», в котором поместил и свою статью «Пушкин и театр».
Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Ч. 1—2. СПб.: Тип. Акад. наук, 1903—1905. Ч. I. От обряда к песне. 1903. XXX, 392 с.; Ч. 2. От песни к поэзии. 1905. XII, 404 с.
Западные литературы и славянстно: очерк 1—2. Прага: Пламя, 1926. Очерк 1. Перепутье и разрыв. XI—XV вв. 135 с.; Очерк 2. Новые сношения XVI—XVIII в. 288 с.
Литературные образы и мнения. 1903. СПб.: Тип. Пороховщиковой, 1904. 184 с.
Методологические замечания о тексте «Демона». СПб.: Тип. Акад. наук, 1914. 81 с.
Научные задачи истории литературы (Вступительная лекция, читанная 25 января 1896 г.). Киев: Тип. Имп. универе, св. Владимира, 1896. 12 с.
Новая русская поэзия. Берлин: И. Ладыжников, 1923. 142 с. (Б-ка современного знания. 21).
Очерк развития эстетических учений. Харьков, 1915. 242 с. (Серия «Вопросы теории и психологии творчества». Т. 6. Вып. 1).
Реализм и новые веяния. СПб.: Освобождение, 1909. 87 с.
Язычество и древняя Русь. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1904. XXXVIII, 2, 386 с.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Венгеров; КЛЭ; Муратова; РП I; Славяноведение.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.