Анимизм

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Анимизм
вера в души и духов, одна из первичных форм религии.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

АНИМИЗМ
одухотворение, очеловечивание явлений природы и окружающих предметов. Первобытные религии и мифология приводят примеры анимизма древних людей, которые одушевляли леса, воды, ветры, волны и т. п. Смену времен года, грозу, бурю древние объясняли действиями одухотворенных сил природы, которых представляли в человеческом облике.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Анимизм
лат. anima – душа) – одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира; воззрение, согласно которому люди, животные, растения, предметы, явления природы наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом – душой.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АНИМИЗМ
(от лат. anima — душа), важнейший комплекс иррациональной фантазии первобытности, существовавший в единстве с другими ее архаичными формами (охотничья магия, фетишизм, тотемизм). А. составил логическую опору всех религиозных концепций. Начальная сущность А. состояла в фантастическом наделении всех явлений мира (и прежде всего человека) особыми душами — животворными началами, управляющими круговоротом жизни и смерти, всеми взаимодействиями бытия. Ярким носителем целой анимистической концепции в культуре верхнего палеолита явился образ «праматери», «женщины вообще» (см. Антропоморфный цикл, Венеры палеолита; рис. 27, фото 33).

Источник: Археологический словарь. 1990

Анимизм
(animus – дух, душа) – вера в сверхестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи). Английским этнографом Э. Тэйлором была выдвинута так называемая анимистическая теория происхождения религии, согласно которой вера в нематериальные души и духов была древнейшим видом религиозных представлений, возникшим в сознании «философствующего дикаря» при попытках объяснить такие явления, как сон, обморок, смерть. В действительности подобные верования не могли быть исходным видом религии, т.к. представление о нематериальном предполагает известное развитие абстрактного мышления. Но какие-то зачатки анимистических верований в форме смутного одушевления природы несомненно появились уже в самую раннюю пору родового строя. У тасманийцев, австралийцев, огнеземельцев и других гаиболее примитивных народов имелись неясные представления о душах живых и мертвых людей, злых и добрых духах обычно мыслившихся в качестве физических, осязаемых существ. Можно думать, что с этими представлениями были как-то связаны и ранние формы почитания матерей – охранительниц очага, засвидетельствованные находками позднепалеолитических женских статуэток. См. Религия.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

АНИМИЗМ
от лат. anima или animus - душа, дух) - вера в души и духов, к-рые представляются сверхъестеств. существами, скрывающимися за всеми чувственно воспринимаемыми предметами и явлениями живой и мертвой природы и якобы управляющими ими. Если душа связана в анимистич. представлении с к.-н. отдельным предметом или его частью (откуда вера в множественность душ), то духу приписывается самостоят. существование, обширная сфера действия и способность вселяться в тот или иной объект. Душами-двойниками наделяли не только людей, но и животных, растения и материальные предметы. А. - явление историческое. Он возник в первобытном обществе как порождение "... бессилия дикаря в борьбе с природой" (Ленин В. И., Соч., т. 10, с. 65). В А. получили свое выражение дуализм и антропоморфизм, свойств. религии: мир представлялся как бы разделенным на два мира, посюсторонний и потусторонний. Последний населен духами и душами, к-рых первобытные люди первоначально представляли фантастич. двойниками реальных существ, т. е. вполне плотскими существами, питающимися, умирающими и действующими, подобно людям. В процессе длительной "дистилляции" (см. Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах..., 1955, с. 16) они приобретали все более воздушный, эфирный облик (тени, эхо и т. п.), превратившись в конце концов в сонм нематериальных образов; завершилось это развитие верой в единого бога вседержителя. А. - неотъемлемый элемент всякой религии и один из корней идеализма. Пережитки А. сохранились в вере в загробное существование, в ангелов-хранителей, в нечистую силу, а также и в вещие сны и т. п. И в спиритуализме совр. религий, и в абстракциях идеалистич. философии проявляется та же вера в существование сверхчувственного, сверхъестественного мира, восходящая к первобытному А. От А., являющегося компонентом религии, необходимо отличать анимистическую теорию происхождения религии, введенную в науку Э. Тайлором. Последний, как представитель эволюц. школы в истории культуры, видел в А. зародыш и минимум всей религии. По Тайлору, вера в души и духов, представлявшихся нематериальными двойниками людей, возникла в сознании "дикаря-философа" как психологическая иллюзия при попытках объяснить явления сновидений, галлюцинаций, обмороков, смерти. Теория Тайлора ошибочна, потому что вера в сверхъестественное, в т. ч. и в духов, - не следствие психологич. или логич. ошибок философствующего дикаря-одиночки. Как и вся религия в целом, А. является "... фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 299). Далее, теории Тайлора противоречат мн. культовые обряды первобытных обществ, напр. оставление пищи и оружия в могилах, а с другой стороны - связывание покойника, чтобы он не напал на живых, вынесение покойника не через дверь, а через специально проделанное отверстие, чтобы он не нашел дороги домой, и т. п. Очевидно, первоначально люди верили в загробное существование не бесплотной души, а самого мертвеца, нуждавшегося в материальных вещах. Лишь позднее, с развитием мышления, отражающего развитие общественной практики, усложнились и образы религ. фантастики, приобретая сверхчувственный характер. Т. о., анимистич. теория неправильно объясняет и причины возникновения и ход развития религии. Только марксистско-ленинское учение о религии как об идеологич. надстройке позволяет правильно понять происхождение и развитие А. и реакц. сущность его пережитков.

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1-4; Энгельс. Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, M., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Социализм и религия, Соч., 4 изд., т. 10; его же, Философские тетради. Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии", Соч., 4 изд., т. 38; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, М., 1923; Плеханов Г. В., О религии и церкви, Избр. произв., M., 1957; Тэйлор Э., Первобытная культура, М., 1939; Никольский В. К., Происхождение религии, М., 1940; Эншлен Ш., Происхождение религии, М., 1954; Крывелев И. A., К критике анимистич. теории, "В. Ф.", 1956, No 2; Токарев С. A., Проблема происхождения и ранних форм религии, там же, 1956, No 6; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. - Л., 1959; Спиркин А., Происхождение сознания, М., 1960.

Б. И. Шаревская. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
240.76 кб

2013. 04. 027. Мэттар С. Г. Йейтс, фейри[83] и новый анимизм. Mattar S. G. Yeats, fairies and the ne

Соколова Е. В.
Читать PDF
353.08 кб

Религия и экология: культура отношения к природе в анимизме и Библии

Чернов Андрей Владимирович
В статье речь идет об отношении к природе в анимистических культах, которые часто признаются более экофильными системами, нежели традиционное библейское мировоззрение.