Анналы
Анналы
тип летописи или хроники, отличающейся сжатой формой изложения и изложением наиболее значимых событий по годам.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Анналы
лат. - годовые сводки) - древнеримские и средневековые летописи (в том числе и на Руси), записи наиболее значимых событий по годам.
АННАЛЫ
запись наиболее значительных событий по годам, вид хроники, характерный для древности и средних веков, отличавшийся сжатой формой изложения событий.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
АННАЛЫ
древнеримские, а также средневековые летописи. В широком смысле — запись наиболее значительных событий по годам. Крылатое выражение: «Анналы истории».
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
"АННАЛЫ"
журнал всеобщей истории. Издавался АН в Петрограде под ред. Ф. И. Успенского и Е. В. Тарле. В 1922-24 вышли NoNo1-4. Журнал имел отделы: статьи и исследования, критика и библиография, хроника. Значит. место уделялось истории 1-й мировой войны и рус. историографии всеобщей истории.
Анналы
лат. annales, от annus — год) — средневековые летописи, запись значительных событий по годам. А. вели монастыри с VI в. В VIII— IX вв. появились а., описывающие события в масштабах государства; составлялись они при королев, дворах: «Королевские анналы» при дворе Карла Великого, «Англосаксонская хроника», или Большие Лоршские анналы (по месту хранения в Лоршском монастыре близ Вормса), — при дворе Альфреда Великого в Англии. А. составлялись до XIII—XIV вв. После а. велись хроники.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Анналы
Анналы (annals, от лат. annus - "год"), ежегодные записи событий, к-рые велись жрецами в Риме с древн. времен. В них отмечались важнейшие события, гос. предписания и имена высших сановников. Верховный жрец (великий понтифик) отвечал за сохранность А., находящихся в его резиденции. Собранные материалы (гл. об. после 300 до н.э.) были опубликованы в 80 кн., известных как "Великие Анналы "(ок. 123 до н.э.). Из А. многое позаимствовали Катон Старший, Ливий, Тацит и др. авторы. Этим термином позже начали обозначать все историч. работы, составленные в хронологическом порядке.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Анналы
(лат. ежегодная запись событий), в др. времена (не позднее сер. 4 в. до н. э.) перед резиденцией верховного жреца (великого понтифика) в Риме ежегодно выставлялись деревянные доски, на которых записывали имена высших чиновников, отмечались важнейшие события, например солнечные и лунные затмения, знамения, а позднее сведения о повышении цен, войнах и т. д. Очевидно, между 130 и 114 до н. э. эти записи в переработанном и дополн. виде были сведены в 80 книгах «Великих А.» («Annales maximi») П. Муцием Сцеволой. Несмотря на скудость, записи на погодных досках представляли собой своего рода историч. хронику, содержащую документальный материал об эпохе ранней Римской республики; они составили основу рим. историографии.
Источник: Словарь античности. 1989
Анналы
лат. annus - год)
погодная запись событий, летопись, хроника; позднее так стали называться произв. рим. историографов. С момента осн. Рима и до IV в. до н. э. перед резиденцией верховного жреца в Риме выставлялись деревянные доски, на к-рых отмечались важнейшие события религ., полит, и культ, жизни города. Эта летопись послужила материалом для рим. историографов, или анналистов. Обычно события излагались ими в хронолог, порядке, начиная от основания Рима; далее кратко освещался период ранней Рим. республики, а затем подробно - совр. события. В 130 до н. э. великий понтифик Публий Муций Сцевола переработал и свел воедино в 80 кн. материалы др.-рим. погодных записей. Его труд, получивший назв. «Великие А.», составил основу буд. рим. историографии. Произвел, ранних рим. анналистов почти полностью утрачены, т. к. не могли выдержать соревнования с трудом Тита Ливия, хотя он использовал еще материал А. См. также: Энний.
Е.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
погодная запись событий, летопись, хроника; позднее так стали называться произв. рим. историографов. С момента осн. Рима и до IV в. до н. э. перед резиденцией верховного жреца в Риме выставлялись деревянные доски, на к-рых отмечались важнейшие события религ., полит, и культ, жизни города. Эта летопись послужила материалом для рим. историографов, или анналистов. Обычно события излагались ими в хронолог, порядке, начиная от основания Рима; далее кратко освещался период ранней Рим. республики, а затем подробно - совр. события. В 130 до н. э. великий понтифик Публий Муций Сцевола переработал и свел воедино в 80 кн. материалы др.-рим. погодных записей. Его труд, получивший назв. «Великие А.», составил основу буд. рим. историографии. Произвел, ранних рим. анналистов почти полностью утрачены, т. к. не могли выдержать соревнования с трудом Тита Ливия, хотя он использовал еще материал А. См. также: Энний.
Е.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
АННАЛЫ
лат. annales, от annus - год) - запись наиболее значит. событий по годам; характерная для древности и ср. веков форма ист. произведения. Погодные записи существовали у древних египтян, ассирийцев, персов, китайцев и др. народов. Термин "А." др.-рим. происхождения. В Др. Риме по приказанию верховного жреца (великого понтифика) все важные события ежегодно записывались на белых, покрытых гипсом досках, выставлявшихся для всеобщего сведения. Время начала ведения таких записей неизвестно (предположительно - 5 в. до н. э., однако есть и др. гипотезы). Погибшие (по-видимому, при пожаре Рима в 387 до н. э.) А. были восстановлены по памяти и собраны в 80 кн. (сб. "Большие А." - Annales Maximi). Ведение А. прекратилось между 123 и 114 до н. э. А. не сохранились; их содержание известно из соч. анналистов, к-рые также стали наз. "A.". Это назв. носят соч. и нек-рых др. историков (напр., "А." Тацита). Ср.-век. А. появились в 6 в. и были распространены до 13-14 вв. Велись обычно в монастырях. Наиболее значит. ср.-век. A.: Annales regni francorum (8-9 вв.), Фульдские анналы (680-901), Сен-Бертенские анналы (741-882), Реймские анналы (10 в.), Хильдесхеймские А. (до 1137), Кведлинбургские А., анналы Ламберта Герсфельдского (11 в.), Пражские А. (894-1220), Большие миланские А. (1154-77), Генуэзские А. (1099-1294) и др. А. вместе с "Историями" явились основой, из к-рой развились хроники. Назв. "А." носят нек-рые ист. журналы, напр. рус. журнал "Анналы", франц. журнал "Annales", ист. журнал PHP "Analele ?nstitutului de istorie a Partidului de pe l?ng? С. С. al P. M. R.". Лит.: Люблинская А. Д., Источниковедение истории средних веков, Л., 1955; Seeck O., Die Kalendertafel der Pontifices, В., 1885; Schanz M., Geschichte der r?mischen Literatur..., 4 Aufl., Tl 1, M?nch., 1927, Bengtson H., Einf?hrung in die alte Geschichte, M?nch., 1949; Hoffmann H., Untersuchungen zur karolingischen Annalistik, "Bonner Historische Forschungen", 1958, No 10.
АННАЛЫ
• Annales,
sc. libri. Как вообще у древних народов, так и у римлян в древнейшие времена жрецы, и у римлян особенно понтифики или великий понтифик, заносили в А., т. е. летописи, важнейшие события года; поэтому летописи римлян называются annales pontif?cum. Они простирались до понтификата Муция Сцеволы (130 г. до Р. X.) и в позднейшее время делились на 80 книг. Cic. de or. 2, 12, 52. Serv. in Verg. A. 1, 337. Gell. 2, 28, 6. Назывались они maximi по своему официальному характеру (а как толкует Фест, потому что ими заведовал pontifex maximus). B 389 г., когда Рим сгорел, погибли и летописи, поэтому части, относившиеся к древнейшим временам, могли быть восстановлены впоследствии только по воспоминаниям и, следовательно, были менее достоверными. Рядом с официальной летописью существовали и семейные хроники. Слияние этих частных известий с официальными началось со времен литературной обработки истории, т. е. со времен Фабиев. Сперва излагается современная история членами знатнейших родов в виде мемуаров, притом вначале на греческом языке и больше в интересах известной личности или партии. Так было начиная от Фабия до Суллы и Катулла. Противоположность этим аристократическим мемуарам представляет латинская стихотворная хроника (Невий, Энний). На латинском языке писали Кассий, Гемина и Кальпурний Пизон Вруги. Со времени Гракхов возрастает число исторических писателей и объем исторической литературы: аристократические вожди партий писали теперь также по-латыни с политической тенденцией; этому времени принадлежат: Корнелий Сизенна (ок. 80 г.; доводивший свою историю до времен Суллы включительно), один из замечательнейших анналистов; Кв. Клавдий Квадригарий (писавший о времени от галльского пожара 389 г. до Суллы), Валерий Антиат, которого Ливий неоднократно упрекает в недостоверности, и др. Хотя с этого времени исторические сочинения принимали все более и более художественную форму, все-таки удерживалось за ними название А., особенно тогда, когда материал, взятый из эпохи, не современной автору, излагался преимущественно в хронологическом порядке. Так и сочинение Тацита Ab excessu divi Augusti долгое время означалось названием А. на основании Tac. ann. 3, 65. С упадком древнеримской литературы историография вырождается опять в анналистику (или Chronica).
sc. libri. Как вообще у древних народов, так и у римлян в древнейшие времена жрецы, и у римлян особенно понтифики или великий понтифик, заносили в А., т. е. летописи, важнейшие события года; поэтому летописи римлян называются annales pontif?cum. Они простирались до понтификата Муция Сцеволы (130 г. до Р. X.) и в позднейшее время делились на 80 книг. Cic. de or. 2, 12, 52. Serv. in Verg. A. 1, 337. Gell. 2, 28, 6. Назывались они maximi по своему официальному характеру (а как толкует Фест, потому что ими заведовал pontifex maximus). B 389 г., когда Рим сгорел, погибли и летописи, поэтому части, относившиеся к древнейшим временам, могли быть восстановлены впоследствии только по воспоминаниям и, следовательно, были менее достоверными. Рядом с официальной летописью существовали и семейные хроники. Слияние этих частных известий с официальными началось со времен литературной обработки истории, т. е. со времен Фабиев. Сперва излагается современная история членами знатнейших родов в виде мемуаров, притом вначале на греческом языке и больше в интересах известной личности или партии. Так было начиная от Фабия до Суллы и Катулла. Противоположность этим аристократическим мемуарам представляет латинская стихотворная хроника (Невий, Энний). На латинском языке писали Кассий, Гемина и Кальпурний Пизон Вруги. Со времени Гракхов возрастает число исторических писателей и объем исторической литературы: аристократические вожди партий писали теперь также по-латыни с политической тенденцией; этому времени принадлежат: Корнелий Сизенна (ок. 80 г.; доводивший свою историю до времен Суллы включительно), один из замечательнейших анналистов; Кв. Клавдий Квадригарий (писавший о времени от галльского пожара 389 г. до Суллы), Валерий Антиат, которого Ливий неоднократно упрекает в недостоверности, и др. Хотя с этого времени исторические сочинения принимали все более и более художественную форму, все-таки удерживалось за ними название А., особенно тогда, когда материал, взятый из эпохи, не современной автору, излагался преимущественно в хронологическом порядке. Так и сочинение Тацита Ab excessu divi Augusti долгое время означалось названием А. на основании Tac. ann. 3, 65. С упадком древнеримской литературы историография вырождается опять в анналистику (или Chronica).