АНРЕП Борис Васильевич

Найдено 1 определение
АНРЕП Борис Васильевич
27(15).09.1883 (С.-Петербург) - 7.06.1969 (Лондон). Мозаичист, живописец и поэт. Сын профессора медицины Василия Константиновича фон Анрепа (ум. 1927) основателя и первого ректора Женского медицинского института в Петербурге (в дальнейшем 1-й Медицинский институт). Брат физиолога Глеба Васильевича Анрепа (1889-1955). Учился в гимназиях Петербурга и Харькова, в частных школах Англии. В 1902 поступил в Императорское училище правоведения, по его окончании в 1905 — на 4-й курс юридического факультета С.-Петербургского университета. После сдачи государственного экзамена был оставлен при университете для подготовки к званию магистра. В 1906-07 служил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Драгунском полку, уволился в запас в чине прапорщика. В студенческие годы подружился с Д. С. Стеллецким и под его влиянием решительно изменил свои интересы. Занялся лепкой и рисованием, стал изучать историю искусства, увлекся мозаикой. Вместе со Стеллецким совершил поездку по Италии и Франции. В 1908 переехал в Париж и окончательно решил посвятить себя искусству. Занимался у Ж.-П. Лоранса в академии Р. Жюльена, посещал свободные академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. Изучал мозаику в Греции и Турции (1910). В 1910 переехал в Англию, продолжил обучение в Колледже искусств в Эдинбурге под руководством Ф. Морли Флетчера. В 1911 поселился в Лондоне, устроил мастерскую в Хэмпстеде. Был принят в британских художественных кругах, дружил с художниками Г. Лэмом, О. Джоном, критиком Р. Фраем, благодаря которым получил первые мозаичные заказы. В 1912 ненадолго приезжал в Петербург и участвовал в организации отдела русских художников (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин и др.) на второй постимпрессионистской выставке «Британские, французские и русские художники», устроенной Р. Фраем в Лондоне. В 1913 провел персональную выставку живописи, рисунков и мозаики в лондонской галерее Chenil. В 1912-14 публиковал в журнале «Аполлон» статьи по искусству. Писал стихи на русском и английском языках и издал в Лондоне первую книгу своих сочинений (1913). С началом I мировой войны вернулся в Россию, был призван в армию, участвовал в военных действиях в Галиции и Закарпатье. Весной 1915, в один из приездов в Петербург в доме своего гимназического друга - поэта и критика Н. В. Недоброво — познакомился с А. А. Ахматовой. В дальнейшем Ахматова адресовала ему более 30 стихотворений, вошедших в книги «Белая стая» и «Подорожник». В том же году отбыл в Лондон для работы в Комитете по снабжению русской армии; после февраля 1917 служил в Лондоне военным секретарем и помощником юрисконсульта. Последний раз побывал в России осенью 1917, незадолго до Октябрьского переворота. В 1918-26 жил в Лондоне. В эти годы получил признание как художникмозаичист. Создавал произведения на религиозные и современные светские сюжеты. Стилистически опирался на византийскую традицию, стремился более к монументальности, чем к декоративности. В числе первых произведений - «Видение св. Иоанна» в поминальной часовне церкви Королевского военного колледжа в Сандхерсте (1921-22), серия напольных панно «Ежедневная жизнь светской леди» (1922) для лондонского дома сэра Вильяма и леди Джовитт (ныне в Художественной галерее Бирмингема), мозаики на тему «Пословиц Ада» У. Блейка для галереи Тейт (1923), портрет примаса ирландской церкви Оливера Планкета для Вестминстерского собора, главного римско-католического храма Великобритании (1924). Выставлял мозаики и живопись на выставках художественного объединения «Лондонская группа» (1919, 1920 и 1923; член группы с 1919) и в Новом Английском художественном клубе. В 1926 вновь приехал в Париж. Работал в мастерской на бульваре Араго, которую снимал с 1914 (сохранял мастерскую до 1965). Часто бывал в Англии для выполнения мозаичных заказов. С 1931 мастерской руководил его помощник JI. В. Инглези. В начале немецкой оккупации Франции уехал в Лондон, служил на радиостанции агентства Рейтер, прослушивая русский эфир. Мастерская в Хэмпстеде была разрушена при бомбежке. В 1945 вернулся в Париж и продолжил работу над мозаиками. В 1928-52 работал над своим главным художественным произведением - напольными мозаиками для вестибюля Национальной галереи в Лондоне. Пятьдесят мозаичных картин представляют собой четыре аллегорических цикла, три из которых иллюстрируют различные стороны современного бытия - «Труды жизни» (12 картин, западный вестибюль, открыт в 1928), «Удовольствия жизни» (12 картин, восточный вестибюль, 1929) и «Современные добродетели» (15 картин, северный вестибюль, 1952), четвертый - «Пробуждение муз» (11 картин, площадка на главной лестнице, 1933) - изображает Аполлона и Бахуса, окруженных 9 музами. В последних двух циклах представлены портреты выдающихся британцев: У. Черчилля («Вызов»), физика Э. Резерфорда («Любознательность»), балерины Марго Фонтейн («Наслаждение»), поэта Т. С. Элиота («Отдохновение»), философа Б. Рассела («Ясность»), астрофизика Ф. Хойла («Поиск»), писательницы В. Вульф (муза Клио), писателя О. Ситвелла (Аполлон), - а также портреты друзей и покровителей художника. В аллегории добродетели «Сострадание» - портрет А. А. Ахматовой, рядом - автопортрет в мозаике «Здесь я лежу», изображающей будущую могилу художника. Исполнил напольные мозаики для Английского банка, мозаичное панно «Пророк Иезекииль» для греческой церкви св. Софии в Лондоне (около 1935), изображения св. Патрика (1949) и св. Анны (1953-54; по предположению К. Кейли - другой портрет Ахматовой) для собора в ирландском городе Маллингар, мозаики для частных домов в Англии, Шотландии и Ирландии. В 1956-62 был занят последней крупной работой - мозаикой в приделе Святых Даров Вестминстерского собора. В 1965 встречался с Ахматовой во время ее приезда в Париж. Написал о ней воспоминания, опубликованные, по завещанию, после его смерти.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999