Античность

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНТИЧНОСТЬ
«древность», «старина», понятие, перешедшее в русский язык из романских и германских языков. Это период древней истории с I тыс. до н.э. по V в. н.э.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

АНТИЧНОСТЬ
термин, перешедший в рус. яз. из романских и герм. яз. и восходящий к лат. В общем смысле вполне равнозначен рус. «древность». Чаще имеет, однако, особое употребл.: в том же знач. «древность», но спец. в приложении к Др. Греции и Др. Риму.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Античность
лат. anticus – древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха Древней Греции и Древнего Рима, которае с эпохи Возрождения считается образцовой, классической для всей европейской культуры.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АНТИЧНОСТЬ
(лат. Antiquus — древность, старина) — термин, обозначающий искусство Древней Греции и Древнего Рима. Хронологические рамки ан-тичности охватывают историческое время от критоми-кенской культуры до распада Римской империи. Сам термин возник в эпоху Возрождения применительно к произведениям искусства Древней Греции и Рима. Именно в эпоху Возрождения к произведениям античности стали относиться как к эталону, достойному под-ражания. Античность явилась одним из главных факторов, определивших развитие европейской культуры.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Античность
от лат. antiquus - древний)
   термин для обозначения всего, что связано с греко-римской древностью, по времени начиная с Гомеровской Греции (примерно IX в. до н.э.) и кончая падением Зап. Римской империи (476 г. н.э.); возник в эпоху Возрождения, которая характеризовалась растущим интересом к культуре древних греков и римлян. Тогда же появились понятия «античная история», «античная культура», «античное искусство», «античная литература», «античный город», «античный способ производства» и др.
   Античная цивилизация. М., 1973; Штаерман Е.М. Роль античного, наследия в европейской культуре // История Европы. Т.1. Древняя Европа. М., 1988. С. 654 - 667; Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Античность
(франц., лат. antiquus — древний), совокупность проявлений греч. — рим. древности, в особенности в области литературы и искусства, которые принято считать классич. В этом смысле А. понимается как интернациональное понятие. Термин «А.» был принят в нач. 18 в. во франц. яз. и первоначально обозначал (что сохранилось и до сих пор) особый вид искусства, относящийся к ранним историч. периодам. Появление мн. исследований, связанных с изучением истории искусств, привело к сужению понятия «А.» до рамок греч. — рим. древности. А. как культурное наследие Др. Греции и Рима оказала огромное влияние на политич. и религиозное мышление, литру и искусство, на философские и юридич. взгляды всех народов Европы и на весь совр. мир. При этом в роман, странах в осн. получили развитие рим. традиции; в Германии с кон. средневековья все большее влияние оказывала греч. культура, а народы Вост. Европы, Закавказья и некоторые области Ближнего Востока испытали на себе влияние визант. культуры. Гуманистич. начала античного наследия во времена революционных преобразований стали идейным арсеналом прогрессивных сил. Например, в эпоху Ренессанса, в период Французской революции и в эпоху нем. классицизма. Вследствие огромного влияния античных идей и традиций на человеч. общество история классич. древности и др. яз. заняли особое, сохранившееся в течение мн. веков место в европ. науке и образовании.

Источник: Словарь античности. 1989

АНТИЧНОСТЬ
фр. antiquit?, англ. antiquity, нем. Antike) - термин, перешедший в рус. яз. из романских и герм. языков и восходящий к лат. antiquitas - древность, старина. В общем смысле вполне равнозначен русскому "древность". Чаще имеет, однако, особое употребление: в том же значении "древность", но специально в приложении к Др. Греции и Др. Риму.

С эпохи Возрождения термин "античный", в отличие от "варварского", с одной стороны, и "средневекового" - с другой, понимается как синоним классич., непревзойденного образца и тесно связывается с осн. направлением гуманизма. Возникают понятия антич. иск-ва, лит-ры, философии, т. е. явлений культурной жизни Др. Греции (и в меньшей степени - Рима, культура к-рого считалась не столь самобытной). Отличит. признаком древних поэтов, скульпторов, художников, помимо высокого мастерства, считается их исключит. внимание ко всем сторонам физич. и духовной жизни человека, к человеч. личности, впоследствии задавленной феод. гнетом и в особенности христ. церковью.

С возрастанием интереса к социально-экономич. истории термин "античный", сохраняя свое прежнее значение, стал применяться не только по отношению к культуре. Возникают такие понятия, как "антич. город", "антич. система х-ва" и т. п. Наиболее всеобъемлющим является введенное К. Марксом понятие "античная форма собственности", анализ сущности к-рой позволяет понять особенности как социально-экономич. и политич. строя Греции и Рима, так и антич. культуры во всех ее проявлениях.

В истории под А. подразумевается период древней истории (примерно с 1-го тыс. до н. э. по 5 в. н. э.), охватывающий историю греко-рим. рабовладельч. об-ва (включая эллинистич. гос-ва). А. - высшая ступень в развитии рабовладельч. способа произ-ва. В отличие от древневост. об-в, где рабовладение в силу целого ряда ист. причин развивалось крайне медленно и в большинстве из них не вышло за рамки патриарх. рабства, антич. об-во характеризуется глубоким проникновением рабского труда в осн. отрасли произ-ва, и раб. т. обр., становится осн. производителем. Антич. производств. отношения основывались на антич. форме собственности, к-рая выступала всегда в противоречивой, двуединой форме: как собственность государственная (совместная) и как собственность частная. Суть этого противоречия состояла в том, что в антич. рабовладельч. об-ве стать собственником осн. средства произ-ва (земли) мог лишь тот, кто был полноправным членом гражд. общины, антич. собственность - это собственность гражд. общины рабовладельцев. Эта община известна преим. как город-гос-во (полис), в к-ром свободным и полноправным гражданам-землевладельцам противостояла масса неполноправных и рабов. История Афин, Спарты, ряда др. греч. гос-в как в вост., так и в зап. части Средиземноморья, история Рима на определенной ступени его развития - это история отдельных полисов во всем своеобразии их экономич. и политич. бытия. Антич. мир знал и др. типы гос. образований, но полис, город-гос-во, был наиболее специфич. формой.

Развитие рабовладельч. способа произ-ва приводило к обострению заложенных в нем противоречий. Все больше обострялось осн. антагонистич. противоречие между рабами и рабовладельцами, шла также напряженная борьба между классом мелких свободных производителей и крупными землевладельцами. Обострение клас. борьбы имело следствием широкие нар. движения, восстания рабов, а впоследствии и колонов. Наиболее яркое проявление клас. борьба получила в социальных движениях и реформах в Спарте (восстания илотов, т. н. реформы Агиса и Клеомена, тирания Набиса); в восстании Аристоника (Пергам), широких нар. движениях и восстаниях рабов в Риме (движение Гракхов, Сицилийские восстания рабов, великое восстание Спартака (см. Спартака восстание), движение багаудов ).

Важнейшее ист. прогрессивное значение имело возникновение рабовладельч. демократии, в условиях к-рой полноправные граждане принимали участие в политич. жизни и управлении гос-вом. Составной частью полисного устройства, без к-рой оно вообще не мыслимо, было нар. собрание; однако степень демократизации полисов была различной. Рабовладельч. демократия, несмотря на ее клас. ограниченность, несмотря на то, что она была демократией лишь привилегированного меньшинства свободного населения, являлась для своего времени крупным шагом вперед.

Не менее важным и имеющим огромное значение для общего поступат. движения человечества является факт высокого развития антич. культуры (философии, лит-ры, изобразит. иск-ва, архитектуры). Эта культура была порождена клас. рабовладельч. об-вом, но вышла за пределы того круга понятий, чувств и критериев, к-рыми жило данное об-во, создав непреходящие, общечеловеч. ценности, к-рые, по словам Маркса, продолжают служить "нормой и недосягаемым образцом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737).

Античная собственность и рабовладельч. способ произ-ва имели, однако, исторически огранич. возможности развития. Низкая производительность труда раба, не заинтересованного в результатах своей деятельности, ставила определенные и весьма узкие пределы прогрессу техники в с. х-ве и ремесле. Это приводило к тому, что рабовладельч. производств. отношения неизбежно вступали в конфликт с обгоняющими их в своем развитии производит. силами об-ва. Антич. рабство изжило себя, наступил период длит. кризиса, а затем и гибели рабовладельч. строя.

В эпоху зап.-европ. средневековья изучения А. как самостоят. раздела ист. науки не существовало. К 5 - нач. 6 вв. относится написание визант. историком Зосимой "Новой истории", охватывающей время от Августа до 410. Труд Зосимы, а также хроники Иоанна Малалы (7 в.), Георгия Амартола (9 в.), Георгия Синкелла (9 в.) были переведены на др.-слав. яз. и оказали влияние на раннюю рус. историографию. Наиболее крупным представителем хроникальной историографии был афонский монах Иоанн Зонара (12 в.). Систематич. изучение А. началось в эпоху Возрождения. Собирались и коллекционировались произведения антич. иск-ва, ср.-век. рукописи антич. авторов, изучались история и лит-ра. В эту эпоху господствовало слепое преклонение перед А. Первое историко-критич. исследование - труд Лоренцо Валла "Речь о ложности Константинова дара" - появилось в сер. 15 в. Франц. ученый Ж. Скалигер (1540-1609) в ряде трудов дал попытку создания науч. хронологии. Англ. ученый Бентли (кон. 17 в.) положил основание науч. критике текста древних авторов. Но еще англ. историк Э. Гиббон в своем знаменитом труде "История упадка и разрушения Римской империи", к-рый появился в конце 18 в., с большим доверием относился к антич. традиции.

А. в бурж. историографии. В 18 в. зарождается новое, критич. направление в изучении А. Основателями и родоначальниками этого направления были: в области изучения антич. культуры - нем. ученый И. Винкельман ("История искусства древности" - J. J. Winckelmann, Geschichte der Kunst des Altertums, 1764, рус. пер. 1933), в антич. филологии - нем. ученый Ф. А. Вольф ("Введение к Гомеру" - F. A. Wolf, Prolegomena ad Homerum, 1795), в антич. истории - нем. ученый Б. Г. Нибур ("Римская история" - В. G. Niebuhr, R?mische Geschichte, 1811). Вольф доказывал, что поэмы Гомера - результат коллективного творчества нескольких поколений певцов и поэтов; Нибур подверг критич. анализу данные антич. авторов по раннему периоду рим. истории.

В 1-й пол. 19 в. изучение А. значительно продвинулось. В 1825 нем. ученый А. Бек начал выпуск "Корпуса греч. надписей" (А. B?ckh, Corpus inscriptionum Graecarum), что знаменовало появление новой отрасли науки (эпиграфики). В 30-х гг. вышла "История эллинизма" И. Г. Дройзена (I. G. Droysen, Geschichte des Hellenismus, Bd 1-2, 1836-43, рус. пер., т. 1-3, 1890-93), где впервые подробно и научно был освещен важный период антич. истории, начинающийся с распада монархии Александра Македонского.

Развитие капитализма и обострение клас. борьбы в европ. странах в сер. 19 в. повлияло на изучение А. Все более явно она начала использоваться в качестве орудия в политич. борьбе. Так, в труде по истории Греции англ. ученого Дж. Грота (J. Grote, History of Greece, v. 1-12, 1846-56) древние Афины изображались в качестве идеала и образца для бурж. демократии. Еще более ярким примером "политич. актуализации" А. явилась "Римская история" нем. ученого Т. Моммзена (первые три тома изданы в 1854-56 - Th. Mommsen, R?mische Geschichte, рус. пер., т. 1-3, 5, 1936-49). В ней отражены чаяния определенных кругов нем. буржуазии, мечтавших о создании в Германии некой "демократич. монархии", прообраз к-рой Моммзен находил в империи Цезаря. "Римская история" Моммзена, написанная с большим блеском и эрудицией, оказала огромное влияние на все дальнейшее развитие бурж. историографии античности. Т. Моммзену принадлежат также "Римское гос. право" ("R?misches Staatsrecht", Bd 1-3, 1871-78) и "Римское уголовное право" ("R?misches Strafrecht", 1899), под его ред. были изданы важные юридич. памятники эпохи Рим. империи, а с 1863 - "Корпус лат. надписей" ("Corpus inscriptionum latinarum") (продолжается по наст. время).

Конец 19 - нач. 20 вв. знаменуют собой наступление эпохи выдающихся археологич. открытий. Начало им было положено раскопками Г. Шлимана (в 70-х гг.) сначала на месте гомеровской Трои (М. Азия), а затем на Балканском п-ове - в Микенах и Тиринфе. Примерно к этому же периоду относятся важные раскопки в Дельфах и на о. Делосе (франц. археологич. школа), а также в Олимпии и Милете (нем. археологич. ин-т). Впервые были поставлены на строго науч. основу раскопки Помпеи в Италии (Дж. Фиорелли). В нач. 20 в. англ. археолог А. Эванс в результате раскопок на о. Крит вскрыл грандиозные центры минойской культуры (города Кносс и Фест). Археологич. открытия этих лет дали не только большое количество памятников материальной культуры и антич. иск-ва, но и чрезвычайно расширили имеющийся в распоряжении науки эпиграфич. и папирологич. материал. Началось издание полного свода греч. надписей, начали изучаться и публиковаться папирусы (У. Вилькен, Б. П. Гренфель), что привело к ряду ценных открытий (так, на оборотной стороне одного папируса, содержащего хоз. отчет, был обнаружен (1890) текст важнейшего ист. памятника - "Афинской политии" Аристотеля ).

Накопление огромного фактич. материала по экономич. и социальным проблемам, переворот, произведенный в науке об обществе трудами Маркса и Энгельса, не могли не оказать влияния на развитие бурж. историографии. Отрицая марксизм и борясь с ним, бурж. историки тем не менее были вынуждены отнестись с более серьезным вниманием к проблемам экономики и социальных отношений. Так, напр., возникает особое направление, занимающееся гл. обр. изучением социально-экономич. вопросов в антич. обществе. Наиболее крупные представители: нем. ученые Э. Мейер ("История древнего мира" - Е. Meyer, Geschichte des Altertums, Bd 1-5, 1884-1902, рус. пер. 1898, в к-рой дано синхронное изложение истории стран Др. Востока, Греции и раннего Рима), Р. Пельман ("История античного коммунизма и социализма" - R. P?hlmann, Geschichte des antiken Kommunismus und Sozialismus, Bd 1-2, 1893-1901, рус. пер. 1910; последнее изд. 1925 вышло под назв. "История социального вопроса и социализма в античном мире" - "Geschichte der sozialen Frage und des Sozialismus in der antiken Welt") и итал. ученый Г. Ферреро ("Величие и падение Рима" - G. Ferrero, Grandezza е decadenza di Roma, v. 1-5, 1902-07, рус. пер., т. 1-5, 1915-23). На труды этих историков, на их специфич. интерес к социальным отношениям и экономике несомненное влияние оказало также дальнейшее развитие капитализма и переход его в высшую и последнюю стадию своего развития - империализм. В этой же связи их роднит между собой крайняя модернизация антич. общества. Они "открывают" в нем капиталистич. отношения, говорят об антич. пролетариате и по существу являются апологетами капиталистич. строя. Однако это направление и связанная с ним модернизация антич. истории встретили резкую оппозицию даже в среде самих бурж. ученых. Против понимания антич. х-ва как капиталистического (особенно ярко у Э. Мейера) выступил нем. экономист К. Бюхер, к-рый доказывал, что антич. х-во не выходило за рамки натурального "домашнего" х-ва и тем в принципе отличалось от капиталистического. Против модернизации др.-греч. истории выступил ряд франц. ученых: П. Гиро, Г. Глотц и др.

Другим характерным направлением в бурж. историографии кон. 19 - нач. 20 вв. является гиперкритицизм. Его развитие обусловлено тем, что ряд представителей бурж. историографии в своей борьбе против материалистич. понимания истории фактически переходит на позиции агностицизма. Так, Ю. Белох в "Истории Греции" (J. Beloch, Griechische Geschichte, Bd 1-4, 1893-1904, рус. пер., т. 1-2, 1905; 2-е изд. в 1911-27 в 4-х тт.) отрицает дорийское нашествие и берет под сомнение мн. события ранней греч. истории, итал. историк Э. Пайс в "Критической истории Рима в течение первых пяти веков" (Е. Pais, Storia di Roma sino all´intervento di Pirro, 1898, новое изд. "Storia critica di Roma durante i primi cinque secoli", 1913-20) полностью отрицает достоверность рим. традиции: по его мнению, действующие лица, имена и события ранней истории Рима этиологичны или вымышлены по образцам греч. истории; о достоверности рим. истории можно говорить лишь с 3 в. до н. э.

В 20-30-х гг. 20 в. за рубежом вышел ряд многотомных коллективных работ, в осн. компилятивного характера; в бурж. историографии не существует единой и научно выдержанной концепции антич. общества. Эти работы ценны сводкой фактич. материала, введением в оборот новых данных, критикой источников ("Кембриджская древняя история" - "The Cambridge ancient history", v. 1-12, 1923-39, и "Всеобщая история" под ред. Г. Глотца - "Histoire g?n?rale", publ. par G. Glotz, 1926-39). Последним крупным представителем направления, характеризующегося модернизацией социально-экономич. отношений в антич. мире, был М. И. Ростовцев ("Социально-экономич. история Римской империи" - M. J. Rostovtzeff, The social and economic history of the Roman empire, 1926, и "Социально-экономич. история эллинистич. мира" - "The social and economic history of the hellenistic world", v. 1-3, 1941). С начала 50-х гг. начали выходить десятитомная "Всемирная история" ("Historia Mundi") и "Всеобщая история цивилизации" под редакцией М. Крузе ("Histoire g?n?rale de civilisations", par M. Crouzet). В 1953 английским ученым М. Вентрисом (совм. с Дж. Чедвиком) была опубликована работа, в к-рой предпринята попытка дешифровки микенской письменности (M. Ventris, J. Chadwick, Evidence for greek dialect in the Mycenaean archives). Хотя система дешифровки, предложенная Вентрисом, вызывает в наст. время нек-рые возражения, все же ряд крупных филологов и историков считает ее в основе правильной и работает над ее дальнейшим усовершенствованием.

Продолжались раскопки крупного масштаба на терр. Греции (Керамик в Афинах, Пилос), Италии (Остия, Рим, ряд центров этрусской культуры, напр. Спина), на о. Крит, в Сирии (Пальмира), Дура-Европос и т.д. Археологич. и эпиграфич. открытия последних лет в корне изменили картину ранней истории Греции (Крит, Микены, ахейская Греция) и Италии (доримский период).

В совр. бурж. историографии А. отсутствуют крупные, авторитетные школы или направления. Подавляющее большинство ученых занято исследованием отдельных частных вопросов и намеренно избегает к.-л. широких ист. обобщений и выводов. Характерная особенность совр. бурж. историографии А. - появление большого количества популярных работ полупублицистич. толка, в к-рых проводятся самые неоправданные и ненауч. аналогии между А. и современностью; часто эти работы являются идеологич. оружием совр. реакции.

Интерес к изучению А. в России пробудился очень рано. Еще в Киевской Руси переводились произв. древних авторов (Иосиф Флавий), в собраниях др.-рус. рукописей встречаются переводы речей Демосфена (14 в.). В 18 в. Академией наук был выпущен ряд хороших переводов антич. авторов. Первым крупным исследователем, работы к-рого получили известность и за рубежом, был М. С. Куторга. Его диссертация об аттич. трибах была написана по-латыни (1832) и затем переведена на франц. и нем. яз. Основателем греч. эпиграфики в России являются Ф. Ф. Соколов (также автор ряда исследований по истории Греции 3-2 вв. до н. э.); основателем рус. школы лат. эпиграфики следует считать И. В. Помяловского. "Свод антич. надписей Сев. Причерноморья" издал В. В. Латышев (3 тт., 1885-1901). По истории Афин важные работы были опубл. В. П. Бузескулом ("Перикл", 1889; "История афин. демократии", 1909, и др.), по эллинистич. Египту - M. M. Хвостовым ("История вост. торговли греко-римского Египта", 1907, и др.), по истории раннего Рима - В. И. Модестовым ("Введение в рим. историю", ч. 1-2, 1902-04). Р. Ю. Випперу, историку широкого диапазона, принадлежат труды как по истории Греции ("История Греции в классич. эпоху", 1916, и др.), так и по истории Рима ("Очерки истории Римской империи", 1908, 2 изд. 1923). Для рус. дореволюц. историков А., за небольшими исключениями, характерно отрицат. отношение к модернизации антич. истории, а также к гиперкритич. выводам и построениям. Важные для изучения А. археологич. раскопки на Ю. России производились еще в 20-х гг. 19 в., но систематич. исследование Пантикапея (Ю. А. Кулаковский), Херсонеса (К. К. Косцюшко-Валюжнич), Ольвии (Б. В. Фармаковский) и др. антич. поселений началось с 70-90-х гг. 19 в. Ценнейшие археологич. и эпиграфич. памятники, обнаруженные при этих раскопках, украсили коллекции отечеств. музеев (в первую очередь Эрмитажа) и дали важный материал для изучения связей греч. и местного населения, а в ряде случаев и для изучения истории антич. об-ва в целом.

Изучение А. в СССР. После Окт. революции изучение А. в СССР получило новое и более высокое развитие. Сов. историки на основе марксистско-ленинской методологии, опираясь на прогрессивные традиции дореволюц. рус. историографии, начали создавать новые и ценные исследования в различных областях истории антич. мира. Чрезвычайно большую роль в складывании у сов. историков правильного понимания движущих сил развития антич. общества сыграло учение Маркса и Энгельса о формах собственности, классах, клас. борьбе, об общественно-экономич. формациях и законах обществ. развития. Большое значение имели также конкретные высказывания основоположников марксизма, непосредственно относящиеся к А. (К. Маркса - в "Капитале", в "Формах, предшествующих капиталистическому производству", Ф. Энгельса - в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" и др.).

Сов. историки выступили прежде всего против вульгаризаторской трактовки проблем антич. экономики и истории социальных движений в бурж. историографии. Еще в 20-х гг. А. И. Тюменев выпустил "Очерки экономич. и социальной истории Древней Греции" в 3 тт. (1920-22), в к-рых он резко возражал против модернизаторской тенденции отождествления социально-экономич. отношений Др. Греции с совр. капиталистич. отношениями. Крупный сов. востоковед В. В. Струве в своей работе "Плебеи и илоты" (1933) осветил одну из важнейших социальных проблем А.; С. А. Жебелев, широко известный своими дореволюц. работами ("Ахаика. В области древностей провинции Ахайи", 1903, и др.), опубликовал исследование "Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре" (1938) - одну из важнейших сов. работ по истории движений рабов в древности. В монографии А. В. Мишулина "Спартаковское восстание" (1936) дано полное и всестороннее исследование этого крупнейшего восстания рабов. Ряд работ В. C. Сергеева посвящен изучению социально-экономич. проблем истории Рим. империи ("Разложение рабовладельч. системы и начало колоната в Римской империи", 1938, и др.). В послевоен. время сов. историки опубликовали крупные обобщающие труды по антич. истории, продвинувшие вперед марксистское изучение истории рабовладельч. формации: Н. А. Машкин - "История древнего Рима" (1947), В. Н. Дьяков - "История римского народа в антич. эпоху" (1947), С. И. Ковалев - "История Рима" (1948), В. С. Сергеев - "История Древней Греции" (2 изд., 1948).

Появились крупные исследования по важнейшим проблемам социально-экономич. и культурной истории А. Раннему периоду греч. истории, привлекающему в последнее время особое внимание, посвящены монография К. М. Колобовой "Из истории раннегреческого общества" (1951) (история Родоса 9-7 вв. до н. э.), труд С. Я. Лурье "Язык и культура Микенской Греции" (1957), построенный на дальнейшем развитии дешифровки Вентриса; эти работы обогащают наши знания о древнейших периодах греч. истории.

Большое внимание сов. историки уделяют изучению эпохи эллинизма. Чрезвычайно важна работа В. В. Струве "Значение нек-рых из демотических папирусов Гос. музея изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина для истории и культуры Птолемеевского Египта" (1956). Монография А. Б. Рановича "Эллинизм и его историческая роль" (1950) является обобщающим трудом, в к-ром дан очерк истории крупнейших эллинистич. гос-в. Труд К. К. Зельина "Исследования по истории зем. отношений в эллинистич. Египте" (1960) ценен охватом проблемы в целом и детальным анализом экономики и социальных отношений в Египте 3-2 вв. до н. э. История Рим. империи и ее провинций исследуется в трудах Н. A. Машкина "Принципат Августа" (1949), Е. М. Штаерман "Кризис рабовладельч. строя в зап. провинциях Римской империи" (1957), О. В. Кудрявцева "Эллинские провинции Балканского п-ова во II в. н. э." (1954), Г. Г. Дилигенского "Римская Африка в IV-V вв." (1961). В этих работах с позиций марксистской методологии освещены важнейшие переломные моменты в истории римского рабовладельческого общества: переход от республики к империи, кризис 3 в. н. э. и др.

В 1955 начала выходить в свет "Всемирная история", 2-й т. к-рой ( и часть первого) посвящен А. Продолжается издание "Вестника древней истории" (осн. в 1937) - центр. органа сов. историков древности. Широким фронтом ведутся раскопки на юге СССР: Пантикапея (В. Д. Блаватский), Ольвии (Л. М. Славин, А. Н. Карасев), Херсонеса (Г. Д. Белов, С. Ф. Стржелецкий), малых городов Боспора (В. Ф. Гайдукевич), Танаиса (Т. Н. Книпович, Д. Б. Шелов), сельской территории Боспорского царства (И. Т. Кругликова) и т. д. Наиболее крупными исследованиями, написанными на основе изучения ист. материалов и археологич. памятников Сев. Причерноморья, являются труды В. Д. Блаватского "Искусство Сев. Причерноморья античной эпохи" (1947), В. Ф. Гайдукевича "Боспорское царство" (1949), Д. П. Каллистова "Очерки по истории Сев. Причерноморья в античную эпоху" (1949), Т. Н. Книпович "Танаис" (1949), а также обширная серия диссертаций и монографий под общим названием "Причерноморье в антич. эпоху" (гл. ред. В. Н. Дьяков), продолжающая выходить и в наст. время.

Изучение А. зарубежными прогрессивными историками. Зарубежные прогрессивные историки, используя опыт марксистского изучения древности, стремятся подойти к решению важных проблем истории антич. общества с позиций марксистско-ленинской методологии. Круг интересов этих ученых чрезвычайно широк: история эгейского мира, дешифровка минойской письменности, Гомеровская Греция, агр. отношения в ранней Италии, проблемы др.-греч. философии и т. д. К таким ученым могут быть отнесены в капиталистич. странах Дж. Томсон (Англия), Э. Серени (Италия), А. Боннар (Швейцария), а в странах народной демократии - А. Салач (Чехословакия), Р. Таубеншлаг, К. Куманецкий (Польша), В. Хартке (ГДР), В. Георгиев, Д. Димитров, X. Данов (Болгария), А. Граур, Э. Кондураки (Румыния), И. Тренченьи-Вальдапфель (Венгрия) и др.

Научные учреждения, изучающие историю античности (печатные органы учреждения даются в скобках после названия учреждения). Австрия - Institut f?r alte Geschichte, Archeologie und Epigraphik der Universit?t Wien, осн. 1876.

Алжир - Soci?t? Arch?ologique du d?partement de Constantine, осн. 1852 ("Recueil annuel de notices et de m?moires"); Soci?t? Historique Algerienne, осн. 1856 ("Revue Africaine").

Бельгия - Soci?t? Royale d´Arch?ologie de Bruxelles, осн. 1887 ("Bulletin de la Soci?t? Royale d´Arch?ologie de Bruxelles"); Soci?t? Arch?ologique, осн. 1845 ("Annales de la Soci?t? Arch?ologique de Namur"); Academie royale d´Arch?ologie de Belgique, осн. 1842 ("Bulletin de l´Academie d´Arch?ologie de Belgique", "Annales de l´Academie d´Arch?ologie de Belgique").

Болгария - Археологический институт при Българската академия на науките.

Великобритания - British Academy, осн. 1901, отделение древней истории, отделение археологии; Society for the Promotion of Hellenic Studies, осн. 1879 ("Journal of Hellenic Studies"); Ancient Monuments society, осн. 1924; British Archaeological Association, осн. 1843 ("Journal of..."); British Numismatic Society, осн. 1903 ("British Numismatic journal..."); Egypt Exploration Society, осн. 1882 ("Archaeological Survey", "Graeco-Roman Memoirs", "The Journal of Egyptian Archaeology"); Palestine Exploration Fund, осн. 1865 ("Palestine exploration quarterly"); Royal Archaeological Institute of Great Britain and Ireland, осн. 1843 ("Archaeological Journal"); Royal numismatic Society ("Numismatic chronicle"); Society of Antiquaries of London, осн. 1707 ("Archaeologia", "Antiquaries Journal"); Classical Association, осн. 1903 ("Classical Review", "Classical Quarterly", "Greece and Rome"); Society for the Promotion of Roman Studies, осн. 1910 ("Journal of Roman Studies"); Institute of Classical Studies, осн. 1953 ("Bulletin of...").

Венгрия - Magyar R?g?szeti M?v?szett?rt?neti es ?remtani T?rsulat ("Archaeologiai Ertesit?"); Magyar Tudom?nyos Akad?mia, осн. 1825 ("Acta Antiqua").

Германская Демократическая Республика - Deutsche Akademie der Wissenschaften zu Berlin, осн. 1700, при ней: Institut f?r griechischr?mische Altertumskunde ("Klio", "Das Altertum", "Philologus"); Staatliche Museen zu Berlin ("Forschungen und Fortschritte", "Mitteilungen aus der ?gyptischen Sammlung").

Греция - American School of Classical Studies at Athens, осн. 1881 ("Hesperia") British School at Athens, осн. 1886 ("British School Annual"), Ecole Fran?aise d´Ath?nos, осн. 1846 ("Bulletin de correspondance hell?nique", "Biblioth?que des Ecoles fran?aises d´Ath?nes et de Rome", "Fouilles de Delphes", "Exploration arch?ologique de Delos", "?tudes thasiennes", "?tudes cretoises", "Travaux et m?moires", "Recherches fran?aises en Turquie", "?tudes peloponnesiennes").

Дания - Det Kongelige Nordiske Oldskriftselskab, осн. 1825; Societas Danica Indagalionis Antiquitatis et Medii aevi, осн. 1934 ("Classica et Mediaevalia").

Западный Берлин - Deutsches Arch?ologisches Institut, осн. 1829 ("Jahrbuch des Deutschen Arch?ologischen Instituts", "Mitteilungen..."), имеет отделения в Афинах, Риме и ряде др. городов.

Ирак - American School of Oriental Research..., осн. 1923 ("Bulletin", "Iraq").

Испания - Real Academia de la Hist?ria, осн. 1738 ("Memorias","Memorial hist?rico espa?ol","Bolet?n"); Comisaria General de Excavationes Archeol?gicos, осн. 1939 ("Acta arqueol?gica", "Noticiario arqueol?gico hispanico" и др.); Institut d´Estudis Catalans, осн. 1907 (есть секция классич. истории и филологии).

Италия - Associazione Archeologica Romana, осн. 1902; British School at Rome, осн. 1901 ("Papers of..."); American Academy in Rom, осн. 1894; Istituto di Studi Etruschi ed Italici, осн. 1926; Istituto papirologico Girolamo Vitelli, осн. 1908 ("Papiri Greci e Latini della Societ? Italiana").

Канада - Antiquarian and Numismatic Society of Montreal, осн. 1862 ("Journal of...").

Китай - Институт истории при Академии наук; Институт археологии при Академии наук; Китайское историческое общество, осн. 1952.

ОАР:

Египетский район - Hellenic Society of Ptolemaic Egypt, осп. 1908; Soci?t? Arch?ologique d´Alexandrie, осн. 1893 ("Bulletins", "M?moires", "Monuments de l´Egypte Greco-Romaine", "Cahiers arch?ologiques", "Publications speciales").

Сирийский район - National Museum, осн. 1919 ("Les Annales Arch?ologiques de Syrie").

Польша - Polskie Towarzystwo Archeologiczne, осн. 1953 ("Zapiski archeologiczne", "Wiadomosci Numismatyczne" и др.).

Португалия - Akademia portuguesa da Historia, осн. 1720; Associa??o des arqueologos Portugueses, осн. 1863 ("Arqueologia e historia", "Boletim"); Instituto Portugu?s de Arqueologia, Historia e Etnografia ("Ethnos").

Румыния - Institutul de Arheologie, осн. 1864; Institutul de Istorie.

СССР - Сектор древней истории в Ин-те истории АН СССР ("Вестник Древней истории"); Сектор античной археологии в Ин-те археологии СССР; Сектор античной литературы в Ин-те литературы АН СССР.

США - Archaeological Institut of America, осн. 1879 (имеет отделения в Афинах и Риме); American antiquarian Society, осн. 1812; American Numismatic Society, осн. 1858.

Тунис - Institut National d´Arch?ologie et Arts ("Notes et Documents").

Турция - British Institute of Archaeology at Ankara, осн. 1948 ("Anatolian studies").

Федеративная Республика Германии - R?misch-Germanische Kommission des Deutschen Arch?ologischen Instituts, 1829 in Frankfurt am Main ("Jahrbuch...", "Berichte der R?misch-germanischen Kommission", "Germania"). Rheinisches Landesmuseum in Bonn, осн. 1820 ("Bonner Jahrb?cher des Rheinischen Museums und des Vereins von Altertumsfreunden in Rheinlande"); R?misch-Germanisches Museum in K?ln ("K?lner Jahrbuch f?r Vor-und Fr?hgeschichte"); R?misch-Germanisches Zentralmuseum zu Mainz, осн. 1852 ("Jahrbuch...").

Франция - Academic des Inscriptions et Belles-Lettres, осн. 1663 ("Comptes Rendus", "M?moires", "Monuments Piot" и др.); Soci?t? Fran?aise d´Arch?ologie, осн. 1834 ("Bulletin monumental", Congr?s arch?ologiques de France"); Soci?t? Nationale des Antiquaires de France, осн. 1803; Soci?t? Fran?aise de Numismatique, осн. 1866 ("Revue numismatique", "Bulletin mensuel"); Centre International de Documentation Classique, осн. 1929 ("Bulletin..."); Soci?t? Internationale de Bibliographie classique, осн. 1922 ("L´ann?e Philologique" и др.); Association pour l´Encouragement des ?tudes greques en France, осн. 1867 ("Revue des ?tudes greques"); Soci?t? des Etudes latines, осн. 1923 ("Revue des ?tudes latines", "Collection des ?tudes latines"); Institut d´Epigraphie et d´?tudes greques, Institut de Droit Romain, Institut d´?tudes Latines при Сорбонне.

Чехословакия - Historicky ?stav ceskoslovenske akademie ved Archeologicky ?stav ceskoslovenske akademie ved; Historicky ?stav slovensk? akademie vied; Archeologicky ?stav slovenske akad?mie vied.

Швейцария - Antiquarische Gesellschaft, осн. 1832 ("Mitteilungen der Antiquarischen Gesellschaft"); Historische und Antiquarische Gesellschaft zu Basel, осн. 1836 ("Basler Zeitschrift f?r Geschichte und Altertumskunde");Soci?t? d´Histoire et d´Arch?ologie, осн. 1838 ("Bulletin", "M?moires et documents"); Soci?t? vandoise d´histoire et d´arch?ologie, осн. 1902 ("Revue historique vandoise").

Югославия - Arheolosko drustvo FNRJ ("Archeologia Jugoslavica"); Numizmaticno drustvo, осн. 1930 ("Numizmatika", "Numismaticke Vijesti").

Центрами изучения А. являются многие университеты.

Периодич. издания по истории античности: "Meander" (Варшава), "Historia" (Висбаден), "Lustrum" (Геттинген), "Gnomon" (Мюнхен). См. также выше, при научных учреждениях.

Лит.: Бузескул В. П., Введение в историю Греции, 3 изд., П., 1915; Машкин Н. A., История Др. Рима, 3 изд., М., 1956, гл. 2; Сергеев В. С., История Др. Греции, 2 изд., М., 1948, гл. 2; Дилигенский Г. Г., Утченко С. Л., Сов. историография античности за 40 лет, "ВИ", 1958, No 1.

С. Л. Утченко. Москва,

С. И. Ковалев. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
116.54 кб

Идея исторического циклизма в античной картине мира (Римская античность)

Лимонов Владимир Андреевич
В статье комментируются значимые концепции циклического процесса в истории римской историографии и философии. В анализ вовлечено наследие таких авторов, как Лукреций и Вергилий, Овидий и Цицерон, Полибий и Плотин.
Читать PDF
227.33 кб

Международная конференция "античность и современность" памяти Ж. -П. Вернана и П. Видаль-Накэ

Читать PDF
60.03 кб

Античность во французской революции: современный взгляд на проблему

Ковдеева О. О.
В статье анализируются взгляды французского автора Клода Моссе на тенденцию заимствования и трансформацию идей и образов античной истории в период Великой французской революции XVIII века.
Читать PDF
491.10 кб

Винкельман Ницше Гитлер: «Немецкая античность» и складывание нацистской идеологии

Суриков Игорь Евгеньевич
В статье предпринимается попытка привлечь внимание к одному из нюансов формирования нацистской идеологии, который обычно остается несколько в тени. Речь идет об интересе к античности, возникшем в Германии еще в XVIII в.
Читать PDF
124.74 кб

2000. 01. 005. Античность и средневековье Европы: межвуз. Сб. Науч. Тр. /Перм. Гос. Ун-т; под ред. М

Медовичев А. Е.
Читать PDF
125.79 кб

Античность: два различных народа, две различных культуры, две судьбы

Н. А. Чистякова
Читать PDF
263.57 кб

Античность в исследовании Эрнста Канторовича по политической теологии

Данилов Евгений Сергеевич
Немецко-американский медиевист прошлого столетия Эрнст Канторович являлся одним из представителей школы интеллектуальной истории, которая ориентировалась на изучение развития идей, абстрактно-теоретических систем и коллективных ме
Читать PDF
543.21 кб

Древний мир и античность. Xxiv-xviii вв. До Н. Э

Шпаковский Ю.Г., Потапчук И.В.
Читать PDF
4.62 мб

«Дафнис и Хлоя» античность» в творчестве Л. Бакста и М. Фокина

Байгузина Елена Николаевна
Читать PDF
350.21 кб

Французская опера и Античность

Лаврова Светлана Витальевна
Читать PDF
276.07 кб

В.В. БЫЧКОВ. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. АНТИЧНОСТЬ

С. Г.
Читать PDF
459.74 кб

АНТИЧНОСТЬ И "АКТУАЛЬНОСТЬ"

Трубочкин Дмитрий Владимирович
The article is devoted to an analysis of three well-known 20th-century productions of Euripides' Bacchae (by Richard Schechner, 1968, Theodoras Thersopoulos, Staffan Valdemar Holm, 2010).
Читать PDF
175.68 кб

Античность и искусство XXI века, или «Античность, притворись ее знатоком»

Петракова Анна Евгеньевна
Читать PDF
0.00 байт

2002. 03. 015. Пушкин и античность / РАН. Ин-т мировой лит. ; отв. Ред. : Шталь И. В. , Курилов А. С

Крайко Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

М. Л. Гаспаров. Античность и современность

Галинская И. Л.

Похожие термины:

  • Поздняя античность

    история Римской империи и наследовавших ей государств с 4 по 6 в. н. э. Термин ввел венский историк искусства Алоиз Ригль в 1889. Первоначально он употреблялся лишь для обозначения стиля искусства опр
  • Эпиграфика античности

    специальная историческая дисциплина, изучающая надписи на твердых материалах - камне, металле, керамике, а также предметах домашнего обихода и т.п. Надписи стали собирать и изучать еще в эпоху Возр
  • Классическая наука об античности

    (Altertumswissenschaft), комплексная наука, предметом которой является история греко-рим. мира во всех ее аспектах, и особенно в культурном, ибо здесь лежат истоки совр. культуры. Объем и задачи науки были нам
  • Рецепция античности

    эпизодич., в большей или меньшей степени социально обусловл., сознательное заимствование идей, материалов, мотивов из греко-рим. культурного наследия, берущихся за образец, с целью поставить его на