Антиисламская деятельность Союза воинствующих безбожников

Найдено 1 определение
Антиисламская деятельность Союза воинствующих безбожников
СВБ) на Урале. СВБ (ранее Союз безбожников; Общество друзей газеты «Безбожник») был основан как добровольная обществ. организация, ставившая своей целью идейную борьбу с религией во всех ее проявлениях. Существовала в 1925–47 г. Во главе СВБ все годы ее существования стоял ярый атеист Емельян Михайлович Ярославский (наст. имя – Миней Израилевич Губельман). Решающую роль в возникновении СВБ сыграла издававшаяся с 1922 г. газета «Безбожник», вокруг которой сложилась сеть корреспондентов и читателей. Это стало основой для создания в августе 1924 г. в Москве Общества друзей газеты «Безбожник», переименованного на I съезде безбожников в апреле 1925 г. во всес. антиА 37 религиозное об-во «Союз безбожников» (СБ). После этого на местах начали открываться его первичные организации. Так, в Шадринском округе распоряжение об этом пришло 13.11.1925 г. во все ячейки РКП(б). В документе предписывалось организовать ячейки до 1 декабря. Вступительный взнос в Союз составлял 20 коп., стоимость билета – 6 коп. Ячейки СБ проводили работу по пропаганде атеизма, распространению религиозной литературы, кампании по внедрению в быт новых, безрелигиозных праздников и обрядов. Центрами работы в деревнях становились избы-читальни, в них проводились громкие чтения, беседы, вечера вопросов и ответов, спектакли, красные посиделки, лекции, вечера молодежи, политич. лотерея, политич. суды. Для борьбы с «религиозными предрассудками» мусульман активистами СБ и парторганизаций проводились «комсомольские курбан-байрамы», сабантуи, которые противопоставлялись гл. празднику ислама. Активисты уральских отделений СБ вели систематическую антиисламскую пропаганду, сыграли большую роль в закрытии мечетей (см. Типология закрытия мечетей Ср. и Юж. Урала), в дискредитации и очернении имамов. Именно они нередко выступали заводилами на собраниях по закрытию мечетей. Особенно активизировалась их деятельность после II съезда С.Б., который прошел 11–15.06.1929 в Москве. На нем СБ было переименовано в СВБ. В 1929 г. в день празднования Курбанбайрама курганские активисты СВБ устроили под окнами соборной мечети г. Кургана антирелигиозный митинг, предшествовавший закрытию культового сооружения. В тесном сотрудничестве с партийными и др. органами печатались антиисламские статьи в татарских газетах, в деревнях прочитывались лекции и показывались кинофильмы на татарском яз. Так, в 1933 г. в Бардымский и Манчажский нац. р-ны была послана агитбригада с кинопередвижкой. Она обслужила 33 колхоза, в которых было прочитано 34 лекции на татарском яз., после чего демонстрировались картины антирелигиозного содержания «Купол ислама» и «Эмигрант». На съезде СВБ Свердловской обл. 25– 27.03.1935 г. констатировалось, что борьба с исламом не приносит значительных успехов: в Манчажском р-не отмечаются случаи массовых религиозных праздников; имел место приезд из Татарстана группы суннатчеляр, которые совершили суннат (обрезание) не только детям мусульман, но и татаркоммунистов; в селах В. Баяк, Сызги, Азигулово, Азюрко этого р-на отмечалось сохранение паранджи; а председатель колхоза д. Яман-Елга Абзалов на Курбан-байрам организовал общеколхозный праздник. Причин этого, по мнению руководства Свердловского облсовета СВБ, было несколько: слабый и политически неграмотный аппарат, отсутствие нужного числа агитаторов из числа нацменьшинств. Для разрешения ситуации 10.06.1939 г. на бюро Свердловского обкома партии было решено «немедленно приступить к учету и изучению кадров СВБ по районам, особо обратив внимание на учет активистов среди нацменьшинств. При комплектовании курсов по повышению квалификации актива обеспечить возможно большее вовлечение безбожников нацменьшинств». Однако с началом Великой Отечественной войны акценты в деятельности СВБ меняются. Об изменении религиозной политики на Урале можно судить по позиции региональных отделений организации. Так, в обращении Свердловского отделения СВБ к районным отделениям в кон. 1941 г. рекомендовалось осторожнее относиться к вопросам антирелигиозной пропаганды и агитации, т.к. «всякое оскорбление религиозного чувства в данный момент является опаснейшей ошибкой, выгодной только врагам нашей Родины». В свою очередь руководство СВБ Молотовской (Пермской) обл. в условиях военного времени признало гл. задачей не борьбу с религией, а проведение антифашистской пропаганды. В письме (май 1942 – май 1943 гг.) под грифом «секретно» облсовет просил предоставить районные и городские отделы по пропаганде и агитации «информацию о положительной роли религиозных организаций в деле оказания помощи и содействия советскому народу и Красной армии в их борьбе против фашизма... указать, в чем выражается это содействие». В силу последовательной патриотической позиции мусульман таких примеров находилось немало. Уже в сер. 1930-х гг. в уральских организациях СВБ начался кризис: половина членов не платили взносы, ячейки СВБ в большинстве р-нов развалились. Поэтому с изменением госполитики в отношении религии в 1947 г. функции СВБ перешли к Всесоюзному обществу по распространению политич. и научных знаний (общество «Знание»). Лит.: Парфенова С.А. Шадринский оружной совет Союза безбожников // Шадринская старина. Краеведческий альманах. – Шадринск, 1994, с. 52–60; Селянинова Г.Д. Мусульманская община Прикамья в годы Великой Отечественной войны. – http://www.moslem.ru/docsgd. htm; ЦДООСО, ф. 4, оп. 12, д. 227, л. 30–32; оп.13, д.27, л. 98–101; д. 452, л. 79, 86; оп. 14, д. 370, л. 101; д. 375, л. 52, 56; оп. 15, д. 460, л. 9, 87. А.С., Р.Б.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009