Антиохия

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНТИОХИЯ
1) столица Сирийского царства на реке Оронт, ныне Антакья. Она была основана Селевком I Никатором около 300 г. до н. э. В Антиохии последователи Христа впервые стали называться христианами; она была также резиденцией одного из патриархов; 2) Антиохия Пизидийская на границе Фригии, называвшаяся также Цезареей; 3) город в Карии.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Антиохия
Антиохия (Antioch), один из самых процветающих городов античности, основан в 300 г. до н.э. Селевком I. Расположенный на стратегически важных торг, путях, связывавших Восток со Средиземноморьем, был также столицей Селевкидов. В 64 г. до н.э. Помпей присоединил А. к Риму, и она еще долгое время оставалась богатым торг, и интеллектуальным центром. Ко времени захвата арабами (637-638) А. в значит, мере утратила прежн. значение. В 1098 г. городом овладели крестоносцы, и он стал важным христ. центром, пока не попал в руки егип. мамлкжов (1268). С 1516г. находился под властью османов (Османская империя).

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Антиохия
(совр. Антакия), одна из столиц царства Селевкидов на р. Оронт. Город был основан Селевком I в 300 до н. э. наряду с другими одноим. городами в честь отца Антиоха. Вместе с Александрией А. являлась крупнейшим экономич. и культурным центром Ближнего Востока. В рим. эпоху (с 64 до н. э.) — резиденция сирийск. наместников (легатов); позднее ближневост. резиденция императоров; христианский центр (первая община христиан, место пребывания патриарха, заседаний многочисл. церковных соборов и богословских споров). В А. часто случались землетрясения. В период расцвета город насчитывал свыше полумиллиона жителей. Особенно интенсивно развивалась А. при Адриане. В 538 город был разрушен перс, царем Хосровом I. В А. произведены раскопки дворцовых построек.

Источник: Словарь античности. 1989

Антиохия
Деян 6.5; 11.19,20,22.26,27; 13.1; 14.26; 15.22,23,30,35; 18.22; Гал 2.11; 2Тим 3.11)-город на реке Оронт на север от Дамаска, основанный около 300 г. до РХ Селевком Никатором и названный в честь его отца Антиоха (в Сирии и Малой Азии насчитывается до 16 городов с этим названием). Во время Селевкидов был столицей Сирийского царства (до 64 г. до РХ). Во время римского владычества Антиохия стала третьим городом в империи после Рима и Александрии, ее называли царицей востока. Оживленная торговля, ремесла, школы и целый комплекс красивых языческих храмов делали ее пересечением путей очень многих людей. Отсюда ап. Павел начинал все свои миссионерские путешествия. Здесь ученики Христа впервые стали называться Христианами. Здесь жили Игнатий и Иоанн Златоуст. Антиохия в течение веков много раз подвергалась нашествиям, грабежам, пожарам и, наконец, в 1822 г. была почти полностью разрушена землетрясением. (См. также Сирия)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

АНТИОХИЯ
   • Antioch?a,
         ?????????,
       1. A. Epidaphnes (?? ????? ??????), названная так от близлежащей рощи, столица Сирийского царства, находившаяся в плодородной местности на Оронте в 120 стадиях от моря; основанный Селевком Никатором в честь отца его Антиоха, город быстро разросся и заключал в себе 4 части, отделенные одна от другой стенами. И в христианские времена эта А. знаменита как местопребывание патриархов; здесь же в 3 и 4 вв. собиралось несколько соборов. После разорения А. персидским царем Хозроем (540 г.) Юстиниан снова восстановил ее под именем Феуполя. А. (н. Антакия) была родиной Аммиана Марцеллина, Либания, Св. Иоанна Златоуста и Евагрия;
       2. A. Pisidiae на границе Фригии, построенная жителями примеандрской Магнесии, знаменита святилищем фригийского божества ???? ????????; как римская колония, называлась Цезарея;
       3. A. ad. Meandrum, город в Карий, построенный Антиохом I Сотером на месте древнего Пифополя.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

АНТИОХИЯ
´Antioxeia) на Оронте (совр. - Антакья, Antakya) - город в Др. Сирии. Осн. Селевком I Никатором в 300 до н. э. и назван им по имени отца. Одна из столиц державы Селевкидов, а после 64 до н. э. - резиденция наместника рим. провинции Сирии. В 6-7 вв. н. э. входила в состав Византии. Была крупным торг.-ремесленным городом, расположенным на стыке караванных путей. Город славился роскошными постройками, широкими улицами, освещавшимися по ночам, мусейоном и предместьем Дафной. Население А. неоднократно восставало против рим. власти. А. - один из очагов раннего христианства. Была разрушена в 538 иран. шахом Хосровом I Ануширваном, в меньших размерах восстановлена Юстинианом (527-565). В 637-969 находилась под властью арабов. В 1098-1268 - центр Антиохийского княжества, в 13-15 вв. - под властью мамлюков; в 1516 завоевана турками и с этого времени наз. Антакья. В 1932 были произведены раскопки невосстановленной в 6 в. части А.

Лит.: Моммзен Т., История Рима, пер. с нем., т. 5, М., 1949, с. 408-15; Antioch on-the-Orontes, ed. by R. Stillwell, (v.) 1-4, Princeton, 1934-52.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Антиохия
греч. Antiocheia)
   на Оронте (ныне Антакия) - город, основанный Селевком I Никатором в 300 г. до н.э. после битвы при Ипсе в честь своего отца Антиоха. Столица гос-ва Селевкидов по своему богатству и блеску сравнивалась с Александрией, Римом и Византией. В римское время (с 64 г. до н.э.) А. - резиденция наместников Сирии, позднее - одна из резиденций императоров. Особое значение имела как город христианства. Здесь впервые появился термин «христиане», проповедовали апостолы Павел и Петр. В 540 г. А. была завоевана царем Сасанидов Хосроем I. Название «Антиохия» носили также 6 городов в Малой Азии, город в Сев. Парфии (нынешний Мерв), гавань в Индии.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   эллинистический город на р. Оронт (Сирия), заложенный царем Селевком I в 300 до н. э.; распланирован по системе Гипподама. Один из гл. эконом., культ., худож. центров Бл. Востока, с многочисл. храмами, термами, б-кой, ипподромом, от к-рых остались лишь нижние ряды кладок стен. Знаменита великолепными мозаиками, украшавшими полы жилых и обществ, сооружений.
   Лит.: Чубова А. П. и др. Искусство Восточного Средиземноморья. М., 1985, 27 - 30; /24,138-142.
   О.Т.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Антиохия
название двух городов, которые встречаются в Нов. Завете. 1) расположен на реке Оронте, около 40 километров от ее впадения в море. Он основан Селевком Никатором в 300 году до Р. Хр. и назван по имени его отца Антиоха. Этот город был столицей Сирийского царства во время селевкидов, до 64 г. до Р. Хр., после чего он подпал под власть римлян. В 637 г. он был взят калифом Омаром. Во время крестовых походов Антиохия была столицей Антиохийского княжества (1098-1268 гг.) и в 1516 г. подпала под власть турок. Город славился культурой, торговлей, богатством и одно время был третьим городом Римской империи; был расположен в красивой местности, около гор, с которых стекало много потоков, и окружен кипарисовыми рощами. О величине его можно судить из того, что при .землетрясении в 115 г. по Р. Хр. погибло 200,000 жителей. Здесь был построен знаменитый храм Дафны в честь Апполона. Многочисленные войны и землетрясения сильно повредили городу и от прежнего великолепия осталось очень мало. Во время землетрясения в 1872 г. пол города было разрушено. Теперешняя Антиохия — маленькое местечко, названное Антакие. Здесь, после проповеди Павла и Варнавы, образовалась первая община из обращенных язычников. В Антиохии впервые ученики Иисуса стали называться христианами, и отсюда Павел отправлялся в свои миссионерские путешествия (Деян. 11:20,21,26; 13:1). В позднейшие времена Антиохия сделалась знаменитым центром церковной жизни и церковной деятельности, с такими учителями, как Игнатий и Иоанн Златоуст. Патриарх Антиохийский живет теперь в Дамаске, но сохраняет прежний титул. 2) Другая Антиохия также основана Селевком Никатором, была столицей Писидии, близ нового города Яловадж. Здесь проповедывали Павел и Варнава (Деян. 13:14; 14:19,21; 2 Тим. 3:11). Эта была та Антиохия, где Павел объявил отвергавшим благовествование евреям, что теперь он обращается к язычникам (Деян. 13: 46).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

АНТИОХИЯ
противонесущий, противостоящий; Деян 11:26). Город означенного наименования долгое время был столицею Сирии и основан за 300 лет до Р.Х. Селевком Никатором и был назван Антиохиею, по имени Антиоха, отца его. Расположенный на берегах Оронта, почти в равном расстоянии от Константинополя и Александрии, город считался некогда весьма богатым и коммерческим. Жители его пользовались особенными гражданскими преимуществами, и он занимал третье место в ряду городов Римских провинций. Красота и прекрасные гигиенические условия города, среди текущих потоков и кипарисовых рощ, были беспримерны. Вблизи находилась знаменитая лавровая роща — Дафны с храмом Дианы и Аполлона. В нем проповедовали Павел и Варнава, и здесь в первый раз ученикам Христовым было дано имя Христиан, в виде ли то порицания, или просто в виде отличительного названия от прочих лиц, нам неизвестно. То же наименование встречается и в Деян 26:28 и в 1Пет 4:16. Галилеяне, или Назореи, были прозвищем порицательным, но наименование Христианин просто означало последователей Христа, или Мессии. В церкви Антиохийской был и ап. Петр (Гал 2:11). В последствии времени были здесь знаменитые пастыри и учители Церкви, каковы например св. Игнатий Богоносец, св. Мелетий архиепископ, св. Иоанн Златоуст и др. Никакой город, по всей вероятности, не потерпел столько от различных бедствий, как Антиохия. Он был осаждаем и разграбляем по крайней мере пятнадцать раз; и однажды при взятии оного неприятелем 117,000 человек были убиты, или взяты в плен; три раза он был посещаем голодом, дважды огнем, один раз моровою язвою, четырежды землетрясением, от одного из которых, как полагают, погибло 25 000 человек. Эти посещения гнева Божия за грехи и идолопоклонство жителей Антиохии за долго еще до нашего времени привели город в окончательный упадок и разрушение. Блестящие здания уступили место бедным хижинам; народонаселение, доходившее до 50 тысяч человек, в настоящее время считается только в 10 тыс. человек. В 1822 году землетрясение окончательно разрушило даже развалины древней Антиохии, так что о ней можно сказать со всею силою буквальной истины, что все касающееся величественной некогда Антиохии теперь безвозвратно миновало, и исчезло, как тень или как сон. Новейшая Антиохия называется теперь Антакия; расположена в 20 англ. милях к востоку от Средиземного моря. Большая часть домов Антиохии, представляющих собой жалкий и бедный вид, построена из глины и соломы.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

АНТИОХИЯ
ныне Антакья на юге Турции) – город на реке Аси (древний Оронт), основанный полководцем Александра Македонского Селевком I Никатором в 312 г. до н.э. в качестве одной из столиц Селевкидского царства. Это был типичный эллинистический город с прямоугольными кварталами (отношение сторон 5 х 2), с рыночной площадью (агорой), храмами, театром, стадионом, дворцами. В римскую эпоху (с 64 г. до н.э.) Антиохия являлась резиденцией сирийских наместников (легатов) и украсилась триумфальными арками, нимфеями (II в. н.э.), дворцами с мозаичными полами, термами и акведуками. С отделением от Рима Восточной римской империи (395 г.) – позднее Византийской империи – она стала провинцией Византии, одним из крупнейших культурных и религиозных центров Сирии, Каппадокии, Палестины. С распространением христианства в Антиохии появились новые типы зданий: трехнефные базилики, перекрытые деревянными стропильными крышами или сводами, с декоративным членением стен, резными порталами (церковь Симеона Столпника, V в. и др.) и мартирии (мартирий св. Бабилы, 381 г.; мартирий, построенный в 550 – 600). На одной из мозаик второй половины V в. н.э. изображена улица Антиохии с ее портиками, общественными сооружениями (городские ворота, площадь, украшенная статуями, ипподром, бани), частными домами, на которых указаны имена их владельцев, арочным мостом через реку Оронт. Антиохийская художественная школа играла большую роль в ранневизантийский период, развив собственное направление, отличное от Константинополя. Черты эллинизма (величественность поз, жестов, реализм в деталях) сочетались с восточными приемами (фронтальность изображения, больший размер главных персонажей по сравнению с второстепенными, попарное расположение зверей и птиц, экспрессивный стиль) в таких памятниках, как мозаичные полы III – IV вв., пластинки слоновой кости с евангельскими сценами, металлические ампулы, наполненные елеем или водой из реки Иордан, керамические блюда и плоские чаши с вдавленными изображениями на дне, миниатюры в Евангелии Рабулы, созданном на территории восточной Сирии в 586 г., и в Таблицах Канона (после 862 г.). Наряду с Александрией и Константинополем Антиохия являлась центром изготовления разнообразных тканей, начиная с грубой мешковины и кончая тончайшим шелком (с VI в.). В вопросах веры высшее духовенство Антиохии придерживалось буквального понимания Ветхого и Нового заветов и отрицательно относилось к античной науке. Антиохия являлась митрополией – местом, где происходили епископские съезды. Вплоть до XII в. антиохийский престол во главе с архиепископом (наиболее уважаемым епископом, которого с IV в. стали называть патриархом) существовал самостоятельно наряду с Константинопольским. Антиохийская космогоническая школа разрабатывала географические вопросы, исходя из Библии: над плоской землей поднимается куполообразное твердое небо с двумя сферами, между которыми расположены небесные воды и океан, окружающий со всех сторон сушу. Подобной точки зрения придерживались Ефрем Сирин, ПсевдоКесарий, Феодорит, Косьма Индикоплов, последователь и популяризатор основных положений антиохийской школы. Антиохийские богословы занимались разработкой местонахождения Рая, считая океан устьем райской реки – источника всей воды на земле. В школах Антиохии (философской, грамматической и риторической) учились историки Иоанн Марцеллин и Иоанн Малала, один из знаменитейших ораторов средневековья Иоанн Златоуст, основоположник несторианства пресвитер Несторий, Иоанн Антиохийский и многие другие. В 538 г. город был разрушен персидским царем Хосровом I, но восстановлен в меньших размерах Юстинианом I. В 1516 г. Антиохия была завоевана турками.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
488.72 кб

Город Антиохия в «Хронографии» Иоанна Малалы

Кобзева А.В., Синица М.М.
В данной статье рассматривается антиохийский «логос» в «Хронографии» ранневизантийского писателя Иоанна Малалы, происходящего из этого города.
Читать PDF
1.10 мб

Каппадокийская традиция понимания термина «Природа» Иоанном грамматиком в полемике с Севиром Антиохи

Кожухов Сергей Алексеевич
В данном исследовании анализируется употребление термина «природа» в полемике последователей Халкидонского собора и его противников. В частности, Иоанна Кесарийского и Севира Антиохийского.
Читать PDF
185.25 кб

Энкомий св. Виктору Феопемпа Антиохийского и коптские циклы. Энкомий св. Виктору Феопемпа Антиохийск

Франгулян Лилия Рубеновна
Читать PDF
232.76 кб

Антиохийская православная Церковь и Россия: источники и историография взаимоотношений

Слюнкин Александр Александрович
В статье говорится об источниках и историографии взаимоотношений Антиохийской православной церкви и России.
Читать PDF
0.00 байт

Антиохийский собор 324 года и его послание к Александру, епископу Фессалоникскому

Д. А. Лебедев
Читать PDF
0.00 байт

Антиохийский собор 324 года и его послание к Александру, епископу Фессалоникскому

Д. А. Лебедев
Читать PDF
1.98 мб

История Антиохийской схизмы в IV в.: евстафиане, мелетиане и аполлинариане

Александр Миронов
Читать PDF
336.42 кб

Антиохийская православная церковь: страницы истории и сегодняшний день

Куликова Ксения Евгеньевна
Рассматривается положение православной общины в современных Сирии и Ливане (Антиохийская православная церковь).
Читать PDF
381.80 кб

Александрийская и антиохийская школы богословия и древнегреческая философия

Ревко-линардато Павел Сергеевич
Рассмотрено влияние древнегреческой философии на Александрийскую и Антиохийскую школы богословия.
Читать PDF
149.33 кб

Церковно-дипломатические отношения России с Иерусалимским и Антиохийским Патриархатами (вторая треть

Смирнова Ирина Юрьевна
В исследовании рассматриваются межцерковные связи России и Ближнего Востока на протяжении нескольких десятилетий 30-70 гг. XIX в.
Читать PDF
136.48 кб

Первый патриарх-араб на Антиохийском престоле

Якушев М. И.
Читать PDF
0.00 байт

О СОВРЕМЕННОМ ТЕРРОРИЗМЕ, КИТАЙСКОМ КАТОЛИЦИЗМЕ И АНТИОХИЙСКОМ ЭКУМЕНИЗМЕ

Скворцова Елена Львовна, Зиганьшин Ринат Махмутович
Читать PDF
140.44 кб

Образ человека как образ Христа: синтез христологических споров в учениях антиохийских и александрий

Игнатьев Владимир Евгеньевич
В статье представлена оценка природы человека, его богоподобия, социального предназначения, данная антиохийскими и александрийскими мыслителями.
Читать PDF
193.97 кб

«Житие антиохийского патриарха Христофора» и византийская агиография

Моисеева София Александровна
Автор статьи, признавая в рассматриваемом произведении, во-первых, этап развития сирийской ветви мелькитского летописания и, вовторых, зарождающийся на антиохийской почве жанр городской хроники, акцентирует внимание на реализации
Читать PDF
671.30 кб

Триполийское гнездо православная община г. Триполи в культурно-политической жизни антиохийского патр

Панченко Константин Александрович
Статья посвящена реконструкции внутренней истории православного Антиохийского патриархата XVI в., определявшейся соперничеством христианских региональных элит.

Похожие термины:

  • Антиохия II 1-й крестовый поход

    (р. 26.12.1948) Председатель Ленинградского областного Совета народных депутатов в 1991–1993 гг. Родился в д. Калинино Александровского района Владимирской области. Образование получил в Московском ге
  • Антиохия I Сирийские войны

    Место сражения 244 до Р. X. между сирийцами под командованием Селевка Каллиника и египтянами под командованием Птолемея Эвергета. Селевк отступил и был вынужден укрыться за стенами Антиохии. См. Раф
  • АНТИОХИЯ на Оронте

    город в Др. Сирии. Осн. Селевком I Никатором в 300 до н.э. и назван им по имени отца. Одна из столиц державы Селевкидов, а после 64 до н.э. — резиденция наместника рим. провинции Сирии.
  • Антиохия Писидийская

    Деян 13.14; 14.19,21)-город в центре нынешней территории Турции, столица древней провинции Писидия. Здесь ап. Павел объявил отвергшим его иудеям, что он теперь обращается к язычникам (Деян 13.46).
  • Алиса, княгиня Антиохии

    Алиса Антиохийская (также Галис или Аделисия) (ок. 1110 — до 1161) — жена Боэмунда II, князя Антиохии. Родителями Алисы были Балдуин II Иерусалимский и Морфия Мелитенская. Княгиня Антиохии После смерти пр
  • АММИАН МАРЦЕЛЛИН из Антиохии на Оронте

    •Ammiānus Marcellīnus, из благородной фамилии греческого происхождения, родился ок. 330 г. от Р. X.; время его деятельности падает на царствование Валента и Валентиниана. Научное образование получил в Ан
  • Боэмунд I, князь Антиохии

    Боэмунд Тарентский. Крестоносец. Первый князь Антиохийский. Сын Роберта Гвискара, герцога Апулии и Сицилии, двоюродный брат Рожера II, первого короля Сицилийского королевства. Активнейший участни
  • Княжество Антиохии

    одно из христианских государств, основанных крестоносцами во время 1-го крестового похода на территории современных Сирии и Турции. Просуществовало c 1098 по 1268 год. Основание Пока Балдуин Булонский
  • Антиохийская церковь

    одна из автокефальных православных церквей. С 3 в. стала самостоятельной митрополией, в состав которой вошли христианские объединения Аравии, Сирии, Финикии, Киликии, Кипра. С середины 5 в. возглавл
  • Антиохийский собор 341

    Начальная часть сложного слова, означающая множественность, например полигамия, политеизм.
  • Осада Антиохии

    Осада Антиохии происходила в 1097—1098 годах во время 1-го крестового похода. Сначала Антиохия была осаждена крестоносцами (с 21 октября 1097 по 2 июня 1098 гг.), затем, после того, как город пал, его осадили с
  • Антиохийская Православная Церковь

    по преданию, основана около 37 г. в Антиохии апостолом Павлом и Варнавой. С 451 г. - патриархат. В конце V - нач. VI веков ослаблена монофизитской смутой. С 637 г. попала под власть арабов, а в начале XVI века за
  • ПЕЛАГИЯ АНТИОХИЙСКАЯ, Елеонская

    Палестинская (подвизавшаяся в мужском образе) (ск. 457), жительница сирийского города Антиохии, отличалась необыкновенной красотой и до обращения в христианство была блудницей. Однажды епископы Сир
  • Анастасий I Антиохийский

    ??????????), св.; род. в нач. VI в., ум. ок. 599, Антиохия. В юности поступил в монастырь Св. Екатерины на Синае. Избран патр. Антиохийским в 559. В 565 отверг эдикт визант. имп. Юстиниана I, защищавший учение афтартод
  • Анастасий II Антиохийский

    ??????????), св.; род. в VI в., ум. в 609, Антиохия. Был непосредственным преемником Анастасия I на Антиох. кафедре (599). А. перевел с лат. на греч. Пастырское правило Папы Григория I Великого. В 609 был убит в Антиох
  • ЕВСИГНИЙ АНТИОХИЙСКИЙ

    св. мученик (ск. 362), празднуется 5/18 августа. Русские крестьяне называли его Житником, потому что в день его памяти они отправлялись заклинать жнивы, чтобы нечистая сила не поселилась в них и не выгон
  • Игнатий Антиохийский

    ум. ок. 110 г. н. э., греческий христианский писатель, епископ Антиохии Сирийской, Апостольный Отец. Во время одного из гонений при императоре Траяне был арестован и приговорен к смерти (он должен был б
  • ИОАНН АНТИОХИЙСКИЙ

    VI в. – первая треть VII вв.?) – церковный писатель, представитель сирийской литературной школы. Предполагают, что он был антиохийским патриархом (631 – 139). Ему приписывают создание всемирной хроники,
  • ЯХЬЯ АНТИОХИЙСКИЙ

    Абу-ль-Фарадж, Яхья ибн Саид ибн Яхья аль-Антаки (ок. 980 — 1066) — араб. историк и врач. Род. в Египте. В 1014 переселился в Антиохию (Сирия), где принял христианство. Его соч., явл. продолже-нием «Всемирной и
  • Антиохийский патриархат

    История патриархата Патриархат был учрежден первым католическим владыкой Боэмундом в 1100 году (после того, как в ходе первого Крестового похода город был взят крестоносцами). Православный патриар