Антокольский Марк Матвеевич

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Антокольский Марк Матвеевич
(1842-1902) – известный русский скульптор, исполнил статуи «Иоанна Грозного», « Петра Великого»(находится в Петергофском саду, перед « Монплезиром»), конную фигуру Иоанна III, « Иисуса перед народом», «Спинозу», « Мефистофеля», « Ярослава Мудрого», « Нестора Летописца» и «Ермака Тимофеевича».

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич
(1843—1902) — российский деятель культуры, скульптор, близкий к передвижникам и композиторам «Могучей кучки». С 1880 г. — профессор, а с 1893 г. — действительный член Петербургской АХ. В 1870—80-х гг. работал в Италии и Франции. Был избран в почетные члены Парижской, Берлинской и Урбинской (Италия) АХ. Кавалер (1878), командор (1900) французского ордена Почетного легиона. Автор ряда произведений на исторические сюжеты: «Иван Грозный» (1870), «Петр Великий» (1872), «Нестор-летописец» (1889), «Ермак» (1891).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Антокольский Марк Матвеевич

Антокольский, Марк Матвеевич (1842 - 1902), известный русский скульптор. Сын бедного трактирщика-еврея; родился в Вильно. Еще мальчиком А. самоучкой рисовал на столе и на стенах. Его отдавали в ученье к разным ремесленникам и, наконец, к резчику по дереву. В 1862 году ему удалось поступить вольноприходящим в Академию Художеств, к профессору Н.С. Пименову , после смерти которого А. перешел под руководство профессора Реймерса . К этому же времени относится сближение А. с Репиным , оказавшим большое влияние на него. В 1864 году А. вырезал из дерева ""Еврея портного"", за что получил 2-ю серебряную медаль, в 1865 году - из слоновой кости ""Скупого"" (1 серебряная медаль и стипендия) и ""Мальчика, крадущего яблоки""; в 1868 году из воска и дерева А. сделал эскиз ""Спор о Талмуде"" и, наконец, в продолжение 6 лет (1863 - 1869) лепил из воска композицию ""Нападение инквизиции на евреев"" и к ней этюд-голову, под названием ""Натан-Мудрый"". Эта работа, выставленная А. на экзамене, вызвала неудовольствие академических профессоров, и А. уехал в 1868 году в Берлин, где оставался недолго. По возвращении в СПб., А. продолжал работать над ""Инквизицией"", которая и была выставлена в академии в 1871 году. Отлитая потом из цинка, ""Инквизиция"" испортилась до такой степени, что А. более никому ее не показывал. В 1870 году А. исполнил ""Иоанна Грозного"" (один экземпляр в музее Александра III , другой - в Третьяковской галерее). Это произведение вызвало бурю восторгов современников; статьи Тургенева и Стасова в ""С.-Петербургских Ведомостях"" (1871 год, № 44 и 50) сделали имя А. популярным в России. Статуя была приобретена императором Александром II , и художник получил за нее звание академика (гипсовая копия с ""Ивана Грозного"" приобретена Кенсингтонским музеем в Лондоне). Будучи уже давно болен, А. в 1872 году был вынужден, для поправления здоровья, поехать сперва в Неаполь, а потом в Рим и Париж. В Риме он исполнил статую ""Петра Великого"" (1872; находится в Петергофском саду, перед ""Монплезиром""), конную фигуру Иоанна III (1872) и ""Иисуса перед народом"" (1874; находится в музее Александра III). В 1875 году составил проект не приведенного в исполнение памятника Пушкину . В 1878 году А. выставил на Парижской Всемирной выставке значительную часть исполненных им произведений и получил за них высшую награду. В 1880 году в С.-Петербурге была устроена отдельная выставка произведений А., и он получил звание профессора. В том же году он переехал в Париж, где прожил почти безвыездно до конца своей жизни. Здесь он исполнил: ""Спинозу"" (1881; находится в музее Академии Художеств), ""Мефистофеля"" (1884), ""Ярослава Мудрого"" (1889), ""Нестора Летописца"" (1889) и ""Ермака Тимофеевича"" (1891; все четыре находятся в музее Александра III). Из этих статуй особенной известностью пользовался в свое время ""Мефистофель"", которому была посвящена горячая статья К.Д. Кавелина в ""Вестнике Европы"" (июль, 1889). Вследствие все усиливающейся болезни А. был вынужден с 1897 года часть времени проводить в Италии на Лаго-Маджоре, но все же, главным образом, работал в Париже. Умер в Гамбурге в 1902 году. Кроме вышеупомянутых работ А., из произведений его наиболее известны: ""Умирающий Сократ"" (1875), ""Голова Иоанна Крестителя"" (1877; оба в музее Александра III), ""Голова Христа"" и ""Христианская мученица"" (оба в Третьяковской галерее). Литература об А. чрезвычайно велика. Самое подробное исследование принадлежит В.В. Стасову (""Марк Матвеевич Антокольский"", СПб., 1905). К этой книге приложены перепечатки главнейших статей об А. и его автобиография. Подробные сведения (с указанием библиографии) в I томе ""Словаря русских художников"" Н.П. Собко и в статье И.Я. Гинцбурга во II томе ""Еврейской Энциклопедии"" Брокгауза-Ефрона.

Источник: Биографический словарь. 2008

МАРК МАТВЕЕВИЧ АНТОКОЛЬСКИЙ
1843–1902) Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский родился 21 октября (2 ноября) 1843 года в городе Вильно в бедной еврейской семье. Родители его содержали небольшую харчевню и жили на скудные доходы. Кроме младшего сына Марка, в семье было еще шестеро детей. Уже будучи известным скульптором, Антокольский вспоминал свое детство редко, неохотно и с содроганием. О матери Антокольский отзывался с нежностью. Отец, по его воспоминаниям, был человеком жестоким, грубым. Детство было тяжелым и безрадостным. Подростком мальчика отдали в учение к позументщику, от которого он вскоре сбежал. С юных лет проявилось художественное дарование Антокольского. По ночам, тайком ото всех, он лепил из глины или вырезал из дерева маленькие фигурки людей и животных. Увлечение мальчика было непонятно родителям, но они все же отдали сына в ученики в мастерскую резчика по дереву. Усердно и старательно там работая, Антокольский в свободное время вырезал головы Христа и Богоматери, скопировав их с гравюры Ван Дейка. В судьбе молодого скульптора приняла участие А. А. Назимова, жена виленского генерал-губернатора, женщина просвещенная и любящая искусство. С трудом преодолев сопротивление отца Антокольского, она добилась его согласия на отъезд сына в Петербург. Антокольский приехал в столицу в 1862 году и определился вольнослушателем в Академию художеств. Его способности заметил известный скульптор, профессор Академии Н. С. Пименов и взял в свой класс. После смерти Пименова учителем и наставником Антокольского стал гравер и скульптор И. И. Реймерс, о котором ваятель всегда вспоминал с большой благодарностью. В Академии художеств Антокольский попал в среду передовой демократически настроенной молодежи, выступавшей за новое, реалистическое искусство. Утверждение основ реализма проходило в упорной борьбе с официальным искусством, оплотом которого была Академия художеств. Убежденный сторонник реализма, Антокольский уже для своих ранних работ, созданных в годы обучения в Академии художеств — горельефов «Еврей-портной» и «Еврей-скупой», черпал темы из хорошо знакомого ему с детства народного быта. Горельефы были исполнены непосредственно с натуры в Вильно во время летних каникул. В этих первых произведениях проявляется индивидуальность и самостоятельность Антокольского, а также гуманизм, стремление к типизации образов, характерные и для его последующих работ. Исполненные, в отличие от академических произведений того времени, в реалистической манере, горельефы своими сюжетами и мастерством сразу привлекли внимание художественных кругов и вызвали восторженный отзыв передовой критики. Руководство Академии художеств вынуждено было признать выразительность образов, мастерство исполнения горельефов и посчитаться с общественным мнением. За эти работы Антокольский получил малую серебряную медаль и стипендию. Последовательное осуществление Антокольским реалистических принципов в своей творческой практике вызвало нарастание конфликта с Академией. Ваятель на время оставляет ее. Когда он через некоторое время снова возвращается в Академию, то отходит от жанровой тематики. Героями его произведений становятся крупные исторические личности. В семидесятые годы он обращается к образу Ивана Грозного. Собственное видение и понимание Грозного вызывали у скульптора желание поскорее взяться за дело. Но о какой работе могла идти речь, если у Антокольского даже не было постоянной мастерской, где бы он мог делать вещь крупного масштаба. После многих и унизительных хождений по начальству Антокольский получил небольшую каморку на четвертом этаже академического здания. Непосильный труд в сырой и холодной мастерской, требовавший большого творческого и физического напряжения, резко ухудшил и без того некрепкое здоровье Антокольского. Работа по настоянию врачей неоднократно прерывалась. Но невозможно было представить препятствие, которое заставило бы его отступить. Антокольский отказывается от ложной патетики и пафоса, свойственных в то время парадной форме царского портрета, и раскрывает противоречивость Грозного как исторической личности на основе глубокой психологической характеристики. «В нем дух могучий… сила, перед которой вся русская земля трепетала…» — таким представлял художник Грозного. Грозный изображен в момент тревожных раздумий. На нем монашеское одеяние. Царская шуба, скинутая с плеч, свисает с кресла. На коленях царя поминальный синодик, но он не читает его. Под нависшими бровями как бы застыл суровый сосредоточенный взгляд, худая сгорбленная фигура пронизана нервным напряжением. Большую роль в раскрытии психологической характеристики Грозного играют руки: одной он сжимает четки, другой судорожно схватился за подлокотник кресла. Композиция статуи замкнута, она как бы имеет свое пространственное ядро, вокруг которого концентрируются ее основные объемы. Это придает образу сосредоточенность, углубленность. Статуя устойчива и в то же время некоторая композиционная асимметрия сообщает ей оттенок динамизма. Тяжелые формы драпировок нижней части статуи контрастируют с пластическим ритмом легких складок подрясника в верхней ее части. Рельеф скульптуры, то глубокий и мощный, то лишенный больших пространственных захватов, предопределяет контрастную пластику статуи. В 1872 году статуя была показана на Международной выставке в Лондоне. Успех «Ивана Грозного» был настолько значительным, что Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. Это был беспрецедентный случай в истории отечественной скульптуры. Еще ни одна работа русского мастера не попадала до сих пор в зарубежные музеи. Статуя вызвала большой интерес русской и зарубежной печати. Ее критиковали, ею восторгались, о ней спорили, ее репродуцировали на страницах художественных изданий. В 1874 году статуя была показана на Первой передвижной выставке. К скульптору приходит большой успех. «Иван Грозный» вызвал восторженные отзывы современников, в частности И. С. Тургенева и В. В. Стасова. По словам Стасова, это был «первый живой человек и первое живое чувство, высказанное в глине». Тургенев, посетив мастерскую скульптора, написал о статуе восторженную статью в газете «Санкт-Петербургские ведомости»: «…По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и самую душу лица, избранного художником, статуя эта решительно превосходит все, что являлось у нас до сих пор в этом роде. …То, что он задумал изобразить, — дело сложное, как вообще все человечески живое, но выполнил он свою задачу с такой очевидной ясностью, с такой уверенностью мастера, что не вызывает в зрителе ни малейшего колебания, а впечатление так глубоко, что отделаться от него невозможно; невозможно представить себе Грозного иначе, каким подстерегла его творческая фантазия г. Антокольского…» Статую посмотрели президент и вице-президент Академии художеств — великая княгиня Мария Николаевна и князь Г. Г. Гагарин. Она произвела на них большое впечатление, и великая княгиня уговорила брата Александра II посетить мастерскую Антокольского. Перед визитом государя в Академии начались спешные приготовления: красили лестницы, расстилали ковры, проводили в мастерскую свет и газ. Царь, увидев «Ивана Грозного», тут же сделал художнику заказ на повторение скульптуры в мраморе. Царское одобрение вызвало переполох в среде профессоров. И Антокольский совершенно неожиданно получает звание академика. Напряженная работа над созданием статуи «Иван Грозный» подорвала и без того слабое здоровье скульптора. Поэтому окончив Академию художеств, в 1871 году он уезжает за границу и большую часть своей жизни проводит в Риме и Париже. В Италии скульптор приступил к осуществлению идеи, зародившейся еще во время создания образа Грозного, — начал лепить статую Петра I. «Мне хотелось, — вспоминал скульптор, — олицетворить две совершенно противоречивые черты русской истории. Мне казалось, что эти, столь чуждые один другому образы, в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное». В противоположность Ивану Грозному с его мятущейся душой Петр I в представлении скульптора прежде всего цельная и могучая личность. «Необыкновенный во всех отношениях, — писал Антокольский, — это был не один человек, а „отливок“ из нескольких вместе; у него все необыкновенно; рост необыкновенный, сила необыкновенная, ум необыкновенный. Как администратор, как полководец он тоже был из ряда вон. И страсти, и жестокость его были необыкновенны. То был отец своего времени, семейством его была вся Россия, ее одну он любил, он защищал ее, как орел, несущий птенцов на своих крыльях, и выставлял свою грудь против опасности… Без сомнения, Петр у нас единственный…» В июне 1872 года статуя была окончена. Она приняла участие в первой Всероссийской политехнической выставке в Москве, приуроченной к двухсотлетию со дня рождения Петра I. Э. Э. Кузнецова пишет: «Фигура Петра, данная в рост, воспринимается во всем своем величии. Она наделена скрытой энергией и внутренней силой. Поднятая голова Петра, отведенная в сторону правая рука, образующая угол с тростью, выступающая вперед нога, откинутые ветром пола мундира и шарф усиливают впечатление динамики, порыва. Рассчитывая на восприятие статуи с разных точек зрения, скульптор стремится к пространственному развитию композиции, обогащает характеристику героя, делая ее более многообразной и сложной. Каждый ракурс открывает особую грань в развитии композиционного движения, от полной статики до максимального его выражения. Лепка в этой статуе более обобщенная, чем это было прежде. Скульптурная масса кажется более наполненной и тяжелой. Выразительностью моделировки отличается лицо Петра с плотно сжатыми, напряженными губами, нахмуренными бровями, резко очерченным профилем, пристальным пытливым взором». В основе идеи статуи «Христос перед судом народа» коллизия столкновения героя и толпы. Начиная с этой работы, Марк Матвеевич будет ставить перед собой одну из сложнейших задач: воплощение в мраморе или бронзе высокой нравственной красоты. На работу неизвестного итальянцам русского скульптора обратили внимание многие итальянские газеты и журналы. Небывалый успех статуи отметили русские художники и писатели, находившиеся тогда в Риме. Тургенев признавался, что он давно не получал «столь сильного и глубокого впечатления. Это вполне гениальная вещь». Еще в 1874 году скульптор задумал другую статую — «Смерть Сократа». «Более всего я бы хотел теперь сделать статую Сократа в минуту смерти, когда он уже выпил свой яд, — писал Антокольский И. Е. Репину. — Я думаю, что по трагичности положения эта фигура будет производить сильное впечатление. Перед глазами лежит жертва за идею, но вместе с тем в этой смерти есть что-то торжественное и успокоительное. Человек этот умел жить, а также умереть за идею». Илья Ефимович поддержал замысел скульптора, и в 1875 году Антокольский принялся за работу. «Он изобразил Сократа полулежащим в кресле, — отмечает Э. Э. Кузнецова. — Яд принят. Отяжелевшее тело бессильно откинулось, голова поникла, ноги вытянулись. Левая рука бессильно свисает, правая неподвижно застыла на подушке. Все свидетельствует о приближающемся конце. Передав натуральность смерти, запечатлев физическое угасание жизни, Антокольский переступил за грань допустимого в искусстве. Главная мысль художника о величии жертвы за идеи, о красоте подвига оказалась нереализованной. Как писал критик А. Д. Алферов, „выдающийся по своей красоте духовный мир Сократа почти погас, и осталось уродливое тело“». В 1877 году Антокольский переехал с семьей в Париж. Через год он уже участвовал своими работами в Международной выставке. Марк Матвеевич удостоился высшей премии — Большой золотой медали. Затем его наградили орденом Почетного легиона и единогласно избрали членом-корреспондентом Парижской академии художеств. В это время Антокольский решается на создание образа Мефистофеля. Его ведет желание показать столкновение возвышенных и низменных начал. Скульптор остро почувствовал потребность изобразить характер, соединяющий в себе черты, противоположные прекрасным устремлениям его прежних героев. Непрестанная работа шла в течение всего 1883 года. Мефистофель одиноко сидит на острой скале. «Это, — писал скульптор, — наш тип, нервный, раздраженный, больной… который с озлоблением готов все уничтожить, над всем надругаться, все осквернить, все, что есть мало-мальски честного, хорошего…» В конце восьмидесятых годов Марк Матвеевич возвращается к темам отечественной истории. «Моя мечта, — писал скульптор, — на старости посвятить последние мои годы воспеванию великих людей русской истории, главное, эпической. Этим я начал, этим хотел бы закончить». Еще в 1874 году у художника появилась мысль создать статую «Нестор-летописец», а в 1890 году работа была завершена. Скульптор запечатлел Нестора сидящим за деревянным столом в естественной и непринужденной позе. Чуть ссутулилась спина летописца. Величавого спокойствия преисполнено мудрое старческое лицо. А взгляд сосредоточен и задумчив. Другим историческим деятелем, к которому вскоре обратился Антокольский, был русский князь Ярослав Мудрый. В этой работе скульптор достиг настоящей правдивости, пластической красоты и выразительности образа. В 1886 году Антокольский начал усиленно работать над статуей Ермака и завершил ее в 1891 году. Статуя впечатляет непреодолимой силой, несокрушимой энергией бесстрашного воина. Богатырская фигура Ермака с широким разворотом могучих плеч и твердой, уверенной поступью говорит о готовности встретить любую опасность. Антокольский не нажил богатства. Далеко не все и не всегда понимали художника. Но он, несмотря на обиды, не впадал в уныние: «Если у нас не поймут меня сегодня, поймут завтра, послезавтра, когда-нибудь, а поймут, — писал скульптор, — непременно поймут, в этом я убежден, в этом вера моя крепка, с этой верой я спокойно умру». Умер Антокольский 26 июня (9 июля) 1902 года в Германии, а похоронен в Петербурге на Преображенском кладбище.

Источник: 100 великих скульпторов. 2002

Антокольский, Марк Матвеевич

Антокольский Марк Матвеевич


— профессор скульптуры (с 1880 г.), род. в Вильне 1842 года, был резчиком и на 21-м году от роду поступил в Академию художеств. Первоначально получал награды за резьбу, обратившую на него внимание, и с 1865 года сделан стипендиатом его величества. После заграничного путешествия он (в 1871 г.) произвел знаменитую статую "Иван Грозный", за что сделан академиком. По приказанию императора Александра II статуя эта отлита из бронзы для Эрмитажа, а гипсовый ее отливок помещен в Кенсигтонском музее в Лондоне. Вслед за этою статуею А. созданы: колоссальная статуя "Петра I" (1872), исторические фигуры "Ярослава Мудрого", "Дмитрия Донского" и "Ивана III". В 1874 г. явилась его статуя "Христос перед судом народа" (собственность государя императора). Затем целый ряд памятников, а в 1877 г. "Последний вздох" и "Голова Иоанна Крестителя" (1878). На парижской выставке 1878 г. эти произведения оценены по достоинству: А. дана почетная медаль и орден Почетного легиона. С 1880 г. А. продолжал свои гениальные творения в Париже (Ф. И. Булгаков, "Наши художники", т. I, СПб., 1889, стр. 14—17).


{Брокгауз}





Антокольский, Марк Матвеевич (дополнение к статье)


— знаменитый скульптор; умер в Гомбурге, 26 июня 1902 г.


{Брокгауз}






Антокольский, Марк Матвеевич



М. Антокольский.


— первый скульптор-еврей, который благодаря своему выдающемуся таланту приобрел громкую известность и всемирную славу. Его дарование представляет исключительное явление в истории интеллектуальной жизни евреев: он первый опроверг старую легенду о том, что евреи не способны к скульптуре; вслед за ним появляется целая плеяда талантливых евреев, которые стали заниматься скульптурой с таким же успехом, как и другими искусствами. — А. родился в Вильне в 1843 году (по некоторым источникам, в 1842 году). Его родители, люди необразованные и небогатые, обремененные большим семейством (7 человек детей), содержали торговлю, нечто вроде харчевни, на одной из главных улиц города (в 1906 году на доме, где родился А., была прибита мраморная доска). Детство А. было безотрадное: "Я не был балован никем, я был нелюбимый ребенок, мне доставалось от всех, кто хотел — бил меня, а ласкать меня никто не ласкал..." Единственно, кого А. любил — это была его мать; о ней он сохранил лучшую память. Условия, среди которых приходилось А. жить и работать дома, и случай, который дал ему возможность выбраться из дому, чтобы учиться, походят на условия жизни всех молодых талантливых евреев того времени. Еще мальчиком А. самоучкой рисовал на столе и на стенах — "рисовал по ночам; моя страсть не была понятна родителям, и они не только ее не поощряли, но жестоко преследовали ее". Его отдавали в учение к разным ремесленникам и, наконец, к резчику по дереву. Первые работы А. обратили на себя внимание жены виленского генерал-губернатора Назимова; она снабдила начинающего художника письмом в Петербург, и это содействовало поступлению А. в Академию художеств к проф. Пименову (в 1862 году). А. было тогда 21 г. (о своем отъезде из Вильны и об учении в академии А. рассказывает подробно и художественно в своей автобиографии, "Вестник Европы", 1887).


Товарищами A. по академии были молодые таланты: Семирадский, Савицкий, Максимов, Ковалевский, Васнецов и Репин; с последним А. в особенности близко сошелся — они жили вместе несколько лет. Академия в то время придерживалась еще старых традиций прошлых веков. В учении царствовал ложноклассический метод. Старые профессора, воспитанные на рутине академизма 18 века, не могли понять стремлений молодых талантов, начинавших искать новых путей в искусстве. Отживающий ложноклассицизм находил еще отклик среди очень немногих (Семирадский); большинство же молодых талантов сплачивается и под влиянием событий и идей 60-х годов стремится посвятить свои силы и способности служению народу. На место индифферентного, всенивелирующего академизма вырастает реализм на почве национализма и индивидуализма. А. всецело примкнул к направлению молодых художников; его первые самостоятельные работы посвящены еврейской жизни, впечатления от которой еще были свежи в его памяти и близки его сердцу. В 1864 году он вырезал из дерева "Еврея-портного" (см. иллюстр.; получил 2-ю серебряную медаль), в 1865 году из слоновой кости — "Скупого" (см. иллюстр.; получил 1-ю серебр. медаль и стипендию) и "Мальчика, крадущего яблоки"; в 1868 г. из воска и дерева сделал эскиз "Спор о Талмуде" (см. иллюстр.), и, наконец, в продолжение 6 лет (1863—69) лепил из воска композицию "Нападение инквизиции на евреев" (см. иллюстр.) и к ней — этюд-голову под названием "Натан Мудрый" (см. иллюстр.).



Скульптура М. М. Антокольского: Скупой.



Скульптура М. М. Антокольского: Спор о Талмуде. Хариф.



Скульптура М. М. Антокольского: Спор о Талмуде. Боки.



Скульптура М. М. Антокольского: Еврей-портной.



Скульптура М. М. Антокольского: Натан Мудрый.


Товарищи-художники приветствовали эту работу, как задуманную оригинально и своеобразно исполненную. В. Стасов писал: "Из всего созданного А. не было у него задачи более великой, сильной и обширной: тут шла речь об угнетении, о несчастной участи целого племени, затоптанного и мучимого, и сверх того А. пробовал здесь и со стороны чисто художественной нечто совершенно новое и небывалое". Это новое, "небывалое" навлекло на А. гнев профессоров Академии; за эту работу, поставленную на экзамене, А. стал терпеть притеснения в Академии; он должен был искать приюта в другой академии и в 1868 г. уехал в Берлин; но там он вскоре еще более разочаровался в режиме академии и потому возвратился в Петербург, где продолжал работать над "Инквизицией". В 1871 г. "Инквизиция" была выставлена в академии и имела успех: ее заказала из терракоты вел. кн. Мария Николаевна. Отлитая потом из цинка, "Инквизиция" испортилась до такой степени, что А. никогда более ее никому не показывал. Этой работой заканчивается у A. период исполнения еврейских сюжетов. Потом в разные годы А. задумывал еврейские типы и сцены: "Моисей", "Самсон", "Дебора", "Шейлок", "Иеремия", "Спиноза", сцену "Еврей-пойманник" и др., но, кроме "Спинозы", ему не удалось исполнить эти сюжеты, и только в конце своей жизни он вернулся к "Инквизиции". "Чтобы воспроизводить евреев так, как я их знаю, необходимо жить среди них, там, где эта жизнь кругом тебя клокочет и кипит, а делать за глаза — это то же самое, что художнику работать без натуры..." — Тесное общение с товарищами-русскими, доброе, дружелюбное отношение образованных русских людей к таланту-еврею сделали то, что А. искренно полюбил то общество, среди которого он жил, учился и развивался; он основательно ознакомился с русской литературой, изучил русскую историю. В 1870 г. он начал лепить "Ивана Грозного" (см. иллюстр.).



Скульптура М. М. Антокольского. Иоанн Грозный.


Средства к жизни у него тогда были очень скудные, помещение для работы крайне неудобное. В середине работы А. вынужден был перенести глиняную статую "Ивана Грозного" в другую, еще менее удобную мастерскую. Пришлось статую разрезать на части, чтобы нести ее по узким лестницам на 4-й этаж Академии. Однако А. преодолел всякие затруднения и в феврале 1871 г. закончил работу. Профессора отказались прийти смотреть ее. Тогда А. пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну (в то время президента Академии). Придя в восторг от статуи, она сообщила об этом императору Александру II, который посетил мастерскую А., поздравил его с успехом и приобрел статую из бронзы для Эрмитажа за 8000 рублей. После этого Совет Академии присудил А. за "Ивана Грозного" высшую награду — звание академика (21 февраля). Статуя "Иван Грозный" показывалась публике сперва в мастерской художника, а потом в залах музея Академии и имела колоссальный успех; о ней заговорили все. В. В. Стасов и И. С. Тургенев первые написали восторженные отзывы о ней и предсказали ее автору великую будущность. "Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным". В это время А. познакомился с лучшими представителями русского интеллигентного общества: Тургеневым, Кавелиным, Боткиным и др.; он бывал у Серова, Пыпина, Стасова. Вскоре его имя стало известным и за границей. Кенсингтонский музей приобрел гипсовую копию с "Ивана Грозного" — честь, которой редко удостаиваются иностранные художники. — Усиленные работы и прежние скверные условия жизни подорвали здоровье А., и он в апреле 1872 г. уехал в Италию, взяв с собою будущего скульптора, своего маленького ученика Гинцбурга, привезенного им в 1871 г. из Вильны.



М. М. Антокольский. Рисунок И. Репина, сделанный в 1866 г.


Из Италии А. прислал в 1872 г. в Петербург статую Петра I, работу, полную мощи и энергии; но она не имела успеха (впоследствии, приобретенная императором Александром II, она была поставлена в Петергофе перед Монплезиром). В том же году А. лепил проекты статуй для Николаевского моста в Петербурге (Иоанн III и Ярослав Мудрый в особенности удачны). — В 1872 году А. (женившись на красавице-еврейке, дочери виленского купца Апатова) уехал в Рим, где встретил много прежних товарищей (Репин, Васнецов, Поленов, Ковалевский, Мамонтов, Иванов, Прахов, Третьяков и др.) и завел новые знакомства. Вечный Рим не остался без воздействия на природную склонность А. к философским и мировым идеям. "Есть четыре степени эгоизма: личный, семейный, национальный и общечеловеческий; излишне сказать, чей эгоизм лучше, кто больше страдает и наслаждается, чья жизнь шире и глубже. Я не могу проследить самого себя, какими путями и почему складывался у меня взгляд и любовь на общечеловеческие идеи..." В 1874 г. А. стал лепить статую "Христа" и начал статую "Сократа".



Скульптура М. М. Антокольского: Смерть Сократа.


Жизнь в Риме не удовлетворяла А. Искусство современных итальянцев ему не нравилось: "Римляне работают, как дети, — грациозно, мило, забавно по содержанию и пестро по исполнению. Сюжеты они черпают из своих же мастерских". В 1876 г. А. уехал в Париж, который так понравился ему, что он решил поселиться там. Вернувшись в 1877 г. в Рим, А. закончил из мрамора "Сократа" (см. иллюстр.) и сделал "Надгробный памятник кн. Оболенской", горельеф "Последний вздох", барельеф "Безвозвратная потеря"; проект памятника Оршанскому и др. Все свои работы А. привез в 1878 г. в Париж и выставил на Всемирной выставке, где ему была присуждена высшая награда, médaille d´honneur, и орден Почетного легиона. В Париже А. близко сошелся с художниками Боголюбовым, Харламовым, Похитоновым, Дмитриевым и Леманом, часто видался с Тургеневым, с г-жами Виардо и Бларамберг, участвовал в образовании "Художественного кружка", во главе которого, кроме А., находились Тургенев, Боголюбов и барон Г. О. Гинцбург. Вылепив в 1878 г. горельеф "Иоанн Креститель" и барельеф-портрет барона Марка Гинцбурга (см. иллюстр.), а в 1879 г. статую "Мефистофеля", бюст И. С. Тургенева и др., А. отправил эти работы вместе со всеми прежними в Петербург, где выставил их в 1880 г. в Академии художеств.



Скульптура М. М. Антокольского: Барельеф-портрет барона Марка Гинцбурга.


Среди художников и любителей выставка имела успех (Академия наградила А. званием профессора). Но реакционная печать, которая стала тогда приобретать особенную силу, отнеслась отрицательно к работе художника-еврея. Разочарованный А. возвратился в Париж и погрузился в работы. Парижская шумная жизнь мало соответствовала натуре А. "Париж, право, не по мне; конечно, в Париже можно все найти, но там преобладает форма без содержания, а меньше всего здесь душевной простоты". Искусство французов восхищало А. только своей внешней стороной — технически виртуозной, идейная же сторона его не удовлетворяла. А. вел замкнутую жизнь, весь день непрерывно работал в мастерской, а по вечерам дома устраивал маленький музей старинных вещей, которые собирал в продолжение многих лет. Дороговизна жизни в Париже заставила А. тратить много времени и сил на исполнение неинтересных заказов — это его утомляло и угнетало; "заказные работы, — говорил А., — пасынки". Однако А. много творил в это время и каждый год делал по большой статуе. В 1881 г. — "Спиноза" (по заказу барона Г. О. Гинцбурга); в 1882 г. — "Офелия"; в 1883—1884 гг. — "Мученица" ("Не от мира сего"); в 1886 гг. — "Христос" (для памятника, по заказу Г. Малютина); в 1887г. — "Статуя барона Штиглица"; в 1888 — "Нестор"; в 1889—1890 гг. — "Ермак" (см. иллюстр.); в 1889 г. — "Христос" (проект для маяка).



Скульптура М. М. Антокольского: Спиноза.



Скульптура М. М. Антокольского: Ермак.


Все эти работы А. показывал парижской публике в своей мастерской (в то время он был избран в члены-корреспонденты Парижской академии и награжден высшим орденом Почетного легиона). Везде, где А. выставлял свои работы, ему присуждали высшие награды (Мюнхен и Вена — золотые медали); его также выбрали почетным членом многих академий. "Как мне не показать свои работы родине, которой я всем обязан!" — и, забыв свой неуспех 1880 г., а также нападки, которые позже сыпались на него, Антокольский выставил свои вещи в Петербурге в 1893 г. Никогда в залах Академии не было выставляемо такого количества статуй русского скульптора; никогда скульптура так глубоко не затрагивала истории России. Но торжествующая человеконенавистническая печать встретила выставку А. площадною руганью. Время было тогда такое, что никто не осмеливался возражать, и один только В. В. Стасов заступился за художника. Нападки, однако, угнетающим образом подействовали на больного А., и, уезжая из Петербурга, он напечатал в "Новостях" письмо "После выставки", которое заканчивается словами: "Многие годы уже люди известного лагеря издеваются над моими работами, глумятся надо мною, над моим племенем, клевещут и обвиняют меня при всяком удобном и неудобном случае в разных небылицах: я "нахал", "трус", "пролаза", "гордец", "рекламист", получаю награды благодаря жидовским банкирам и т. д., и т. д. И при этом не замечают, что, обвиняя меня, обвиняют шесть академий разных стран, членом которых я имею честь состоять, и жюри двух международных выставок, почтивших меня наградами". Наступила полоса неудач. В Париже А. получил известие, что его любимая статуя "Не от мира сего" при спуске с лестницы разбилась. Он в отчаянии хотел сделать другую, но владелец статуи, П. Н. Третъяков, не согласился, требуя статую склеенную. "Не могу согласиться, чтобы эта работа осталась в единственном виде, в безобразном виде. Родители устраивают своих детей, но не продают их — менее всего я думал о деньгах, когда я работал эту статую"... В то время материальное положение А. ухудшилось. Он предпринял издание своих работ в малом размере и начал новые небольшие вещи: "Сон", "Ундина", "На перепутье", "Спящая красавица". Вскоре он получил заказы, приятные и в художественном отношении: "Сестра милосердия" (для надгробного памятника в Болгарии; см. иллюстрацию), "Ангел" (для надгробного памятника г. Терещенко) — 1895 г.; статуя имп. Александра II (по заказу бар. Г. О. Гинцбурга), "Ангел" (надгробн. памятник кн. Юсуповой) — 1896 г.; статуя имп. Александра III (для постановки ее в залах Музея имп. Александра III) и, наконец, памятник имп. Екатерины II для гор. Вильны.



Скульптура М. М. Антокольского: Сестра милосердия.


Все новые работы свои А. выставил в 1900 г. на Парижской всемирной выставке и получил высшую награду (médaille d´honneur), и командорский крест Почетного легиона. — В конце 90-х годов А. часто хворал; неприятности и усиленная работа в мастерской отдалили его от общества: он нигде не бывал, но поддерживал сношения с русскими друзьями. — Незадолго до смерти Антокольский задумал исполнить цикл вещей под названием "Всемирная трагедия", в трех горельефах и одной группе: 1) Нападение европейцев на варваров, 2) Нападение язычников на христиан и 3) Нападение инквизиции на евреев; в заключение группа: "Помирились" — два врага лежат мертвые, обнявшись в борьбе.


Из всего этого остался эскиз "Нападение язычников на христиан" и "Нападение инквизиции на евреев".



М. М. Антокольский: "Инквизиция" (с рисунка пером).


Последнее А. начал в большом размере — это та самая "Инквизиция", над которой А. работал еще 40 лет назад в начале своей деятельности; таким образом, работа эта была первым и последним словом его деятельности. Заключительное слово, "Помирились", А. как бы сам выразил преждевременной смертью, заболев весною 1902 г.; у него обострилась старая болезнь желудка; он уехал лечиться во Франкфурт-на-М., но вскоре, перевезенный в Гомбург, скончался в конце июня 1902 г. — А. погребен в Петербурге на еврейском Преображенском кладбище.



Работы А. находятся в музеях, в частных галереях, у частных лиц и у наследников А. Наибольшее число произведений собрано в Музее имп. Александра III: статуи "Иван Грозный", "Христос", "Сократ", "Мефистофель", "Иоанн Креститель", "Ярослав Мудрый", "Ермак" (статуя-эскиз); "Нестор", бюсты: имп. Николая II, имп. Марии Феодоровны, имп. Александры Феодоровны, С. П. Боткина, Петра I. В Третьяковской галерее — статуи: "He от мира сего", "Иван Грозный", "Христос" (бюст). В Радищевском музее (Саратов): "Петр I" (статуя), "Христос" (голова), барельеф М. Гинцбурга, бюсты: Тургенева, Краевского, "Ив. Грозный".



Скульптура М. М. Антокольского: Ярослав Мудрый.


— А. не любил портретов; большею частью он их делал по заказу; между ними, однако, многие замечательны по сходству и по исполнению: "Барельеф-портрет барона М. Гинцбурга", "Безвозвратная потеря" (умерший сын художника), бюсты: велик. кн. Николая Николаевича Старш., Арцимовича, Краевского, Боткина, Полякова и др. — А. участвовал в конкурсе памятника Пушкину (1875); его проект отличался оригинальностью, красотой, но не был одобрен комиссией. С тех пор А. не принимал участия в конкурсах по принципу, считая их негодными при тех условиях, при коих они обыкновенно устраиваются. Несколько публичных памятников А. исполнил по личному заказу: памятник имп. Екатерины II (Вильна), Петра I (Петергоф), Грота (Петербург). Гораздо больше А. поставил надгробных памятников: кн. Оболенской (Рим), Сестры милосердия (Болгария), Юсуповой (Петербург), Дмитриева (Москва), Оршанского (Екатеринослав), Надсона (Петербург), Терещенко (Киев). Много статуй исполнил А. для постановки внутри зданий: бар. Штиглица (Петербург), гр. Панина, Полякова (Петербург), имп. Александра II, имп. Александра III (для Музея имп. Александра III). После смерти А. в мастерской его осталось много работ неоконченных и много эскизов, из которых особенно интересны: "Самсон", "Диоген в темнице", "Микеланджело" и др.


А. много писал. Кроме своей автобиографии, А. писал художественные статьи в "С.-Петерб. ведомостях", "Новостях", "Неделе", "Искусстве и художеств. пром.". Незадолго до своей смерти он написал роман "Бен-Изак" — хроника из еврейской жизни (рукопись хранится в Имп. Публичной библиотеке). Кроме того, А. вел обширную переписку с друзьями; в письмах этих разбросаны глубокие, интересные суждения об искусстве вообще и о работах автора в частности. Письма эти, собранные В. В. Стасовым, изданы Вольфом в 1905 г. ("М. М. Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи" под редакцией В. В. Стасова).


Как талант-самородок, А. выработал новые пути для выражения в скульптуре душевных движений. В России он был первым скульптором, который отказался от устарелого академизма; работая в духе времени, А. расширил задачи искусства. Как семит-деист, А. в творения свои вкладывал философские идеи: торжество духа и разума над силою и неблагодарность толпы к великим вождям мысли. Большинство его героев — жертвы тирании толпы (Христос связанный, Сократ отравленный, Мученица слепая, Спиноза всеми оставленный, Иоанн Креститель обезглавленный). Но идеи этих героев, их мысли торжествуют; они — вечны. В других героях А. выражает идею преданности людей сильной воли, людей ума к своей родине (Петр I, Ермак, Нестор и др.). Большинство других работ А. носит поэтический характер и отражает душевное состояние элегичной натуры автора. Работы А. свидетельствуют о его бесконечной любви к искусству и о его серьезном отношении к работе, которая была главным утешением и счастьем его жизни. Значительное число работ А. говорит об удивительной неутомимости художника, несмотря на слабое его здоровье и на неблагодарные условия, среди которых он жил. Главным девизом А. во время работы были слова Б. Спинозы: "Я прохожу мимо зла человеческого, ибо оно мешает мне служить идее Бога". По отношению к критике работ своих А. часто повторял слова: "Я всех слушаю и никого не слушаюсь". — А. с детства был верующим евреем и остался таковым до конца своей жизни. Он никогда по субботам не работал; по праздникам он молился. Его вечно волновала горькая судьба евреев (письмо к Тургеневу и др. по поводу погромов). Он очень интересовался молодыми еврейскими художниками. Постоянно мечтал он о распространении среди русских евреев художественно-промышленного образования и старался основывать соответствующие общества. Мечтал он также о том, чтобы сгруппировать в Европе еврейских художников с тем, чтобы из них могла образоваться своя школа с особым обликом, настроением, стилем и строем. — А. был профессором петерб. Академии худ. (1880), действительным членом Академии (1893 г.), членом-корреспондентом Парижской академии, почетным членом Венской, Берлинской, Лондонской и некоторых других академий, кавалером командорского ордена Почетного легиона и действ. ст. советником (получил в день юбилея 29 декабря 1896 г.). — С А. писали портреты И. И. Крамской (2 портрета), Репин (2 портрета), Васнецов; лепили: Васютинский, Мамонтов, Гинцбург (бюст, статуэтка, горельеф). О работах А. много писалось в русской и иностранной печати (в особенности много статей появилось в 80-х и 90-х годах). — Ср.: Собко, Словарь русских художников; Стасов, Полное собрание сочинений; Булгаков, "Наши художники"; Венгеров, Словарь писателей; Гинцбург, "Из моей жизни"; Маггид, "М. Антокольский, его жизнь и художественная деятельность" (на еврейском языке).


Илья Гинцбург.


{Евр. энц.}





Антокольский, Марк Матвеевич


(1843—1902) — скульптор. Род. в г. Вильне, в бедной еврейской семье. В юности был резчиком. В академию поступил в 1862, в период смены старых академических традиций классицизма новыми течениями идейного реализма. Долго бедствовал; работал самостоятельно, вне влияния академических профессоров (Пименова и Реймерса). В 1871 обратил на себя внимание статуей "Иван Грозный", за которую получил звание академика и материальную возможность дальнейшей работы. В этот период исполнен им, большей частью в Италии, ряд статуй, в духе исторического натурализма: "Петр Великий" (1872), "Христос перед народом" (1874), "Смерть Сократа" (1875), несколько надгробных памятников и портретных бюстов. В 1880, после выставки своих работ в Академии, получил звание профессора; в 1882 переехал в Париж. За последний период жизни им исполнены статуи: "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883), "Ермак" (1888), памятник Александру III (1889), Екатерине II для г. Вильны (1902) и мн. др. Большинство его работ находятся в мраморных и бронзовых экземплярах в "Русском музее" и в Третьяковской галерее. А. был самым видным скульптором эпохи передвижничества. Имя его до сих пор очень популярно в широких кругах русской интеллигенции, но слава его не соответствовала его значению в истории русской скульптуры. Его успеху способствовала банальность и элементарность его исторических образов, которым он никогда не мог найти вполне художественного скульптурного оформления. Лучшие работы А. — "Иван Грозный" и "Спиноза".


Автобиография А. помещена в журнале "Вестник Европы" (1883). Письма А. собраны В. В. Стасовым и изданы в 1905 (в книге "M. M. Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи"). Из обзоров деятельности А. следует отметить статью скульптора И. Гинцбурга в "Еврейской Энциклопедии", т. II, стр.784—796. А. выведен в романе Иры Ян "Великий" (печатался в "Рус. Богатстве"). Репродукции со статуй А. в "Альбоме русской скульптуры", ч. I. Об А. у Кавелина (соч., т. III, "Мефистофель Антокольского"), в книге И. Гинцбурга "Из моей жизни", П., 1908; его же статья "А., его жизнь и творчество" в журн. "Мир" за 1903, кн. 8.



В. Домогацкий.


|


Антокольский, Павел Григорьевич


(р. 1896) — поэт. Первые стихи напечатаны в 1920, в "Художественном Слове" (Литературный Вестник Наркомпроса, под ред. В. Брюсова). В 1921 ГИЗом издана первая книга его стихов; в 1926 появилась вторая книга — "Человек в толпе" (Изд. Московского Цеха Поэтов). А. принадлежит перевод в стихах "Разбойников" Шиллера. С 1920 работает в качестве режиссера в Московской студии им. Е. Вахтангова. Литературная манера письма А. идет от О. Мандельштама — основоположника неоакмеистического течения современной поэзии, среди представителей которого А. наиболее оригинален и ярок.





Антокольский, Павел Григорьевич


[1896—] — современный поэт и драматург, по творчеству своему — неоклассик (см.). Стихотворения А. печатались в журн. "Красная новь", "Ковш", "Россия" и др.



Библиография: Отд. изд.: Стихотворения, М., 1922; Запад, М., 1926; Третья книга стихов, М., 1927.


{Лит. энц.}






Антокольский, Павел Григорьевич


Род. 19 июня (1 июля) 1896, в Санкт-Петербурге, ум. 9 октября 1978, в Москве. Известный поэт, переводчик, лауреат Государственной премии (1946). Литературный дебют состоялся в 1921 г., первая книга — сборник "Стихотворения" (1922). Далее последовали сборники "Запад" (1926) и "Третья книга" (1927), "Робеспьер и Горгона" (поэма, 1928), "Действующие лица" (сборн., 1932), "Коммуна 71 года" (поэма, 1933), "Франсуа Вийон" (поэма, 1934), "Большие расстояния" (сб., 1936), "Сын" (поэма, 1943; Сталинская (Государственная) премия 1946), "Мастерская" (сборн., 1958), "Четвертое измерение" (сборн., 1964), "Ночной смотр" (1974). Переводил с французских, грузинских, украинских и азербайджанских поэтов. Автор ряда литературоведческих статей (о Пушкине, Блоке, Маяковском).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008