АНТОНИЙ, ХРАПОВИЦКИЙ Алексей Павлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Антоний (Алексей Павлович Храповицкий)

Антоний (Алексей Павлович Храповицкий), известный церковный деятель и писатель, сын новгородского помещика, военного генерала, героя войны 1877 - 1878 годов. Родился в 1864 году. Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он, по окончании курса в гимназии, поступил в Петербургскую духовную академию. К концу 4-го курса принял монашество. Оставленный при академии в качестве профессорского стипендиата, он в то же время исполнял должность помощника инспектора (1885 - 86). В 1886 - 87 году А. был преподавателем гомилетики, литургики и каноники в холмской духовной семинарии. В 1887 году был избран исправляющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета и защитил диссертацию на степень магистра богословия: ""Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности"" (СПб., 1887, изд. 2-е, 1888). В 1889 году назначен исправляющим должность инспектора Петербургской духовной академии. В 1890 году получил сан архимандрита и ректорство сначала в петербургской духовной семинарии, а через несколько месяцев - в Московской духовной академии. В 1895 году переведен ректором в Казанскую духовную академию. В 1897 году был рукоположен в епископа и в 1900 году сделался епископом уфимским, в 1902 году архиепископом Волынским. - Изданное в Казани в 1900 году полное собрание сочинений А. в 3-х томах позволяет составить о нем, как о писателе, довольно цельное представление. Его скромная по объему философская диссертация тонет в них незаметной и нехарактерной частицей. Факт свободы воли здесь доказывается из данности его в нашем сознании и самосознании. Другой ученой работой А., выросшей из его профессорских занятий, является ""Толкование на книгу св. пророка Михея"" (СПб., 1891); оно не вошло в собрание сочинений. Отдав дань науке, А. в остальных своих писаниях выступает в типичном облике публициста. Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой по местам резкой развязности. Отзывчивый темперамент, хорошее литературное образование, подвижный ум и проницательность при встречах с людьми дали ему большую власть над духовным студенчеством. Юноши буквально целые годы просиживали у своего неслыханно гостеприимного и ласкового ректора. ""Это университет"", - восклицает в своих воспоминаниях один из них, - ""это древнегреческая академия; здесь среди болтовни и шуток сеются идеи, каждая из которых достойна вырасти в диссертацию"". Нередко так и бывало, но гораздо более оттуда вышло юных монахов особого оттенка: А. первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Богословские воззрения А. вообще не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающего его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами (т. I, 73 и сл.; III, 385). Признавая необходимость нравственного объяснения всех церковных догматов, он выкинул знамя борьбы с инославной богословской эрудицией и призвал к созданию оригинального восточного богословия, на основе древних отцов и текста богослужебных книг. Он подчеркнул общественную миссию церкви и, применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества. Общее мировоззрение автора - определенно славянофильское, обостренное принципиальным аскетизмом, доходящим до симпатий монофизитству (""Чем отличается православная вера от западных исповеданий"", СПб., 1901, стр. 5 - 6). Неправильно представление о переменах во взглядах архиепископа А. за последнее время. Это - недоразумение многочисленных его учеников, ошибочно отожествлявших свой юношеский гуманизм с славянофильско-аскетическим энтузиазмом своего учителя. На самом деле А., начиная с первых своих литературных выступлений, оставался всегда себе равен. Обстоятельства последних годов побудили его лишь сделать детальные выводы из ранее высказанных принципов. Основные начала мировоззрений архиепископа А. сводятся к следующей простой диаде: ""Православная вера есть вера аскетическая"", а все мирское строительство около нее принадлежит самодержавному царю православному. Отсюда его идейные враги - все идеологи светской культуры (в числе их оказался и В.С. Соловьев ), интеллигенты (""Слово о страшном суде и о современных событиях"", - ""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1905), конституционалисты (""Слово на благодарственном молебне после выборов в третью государственную думу"", - ""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1907), Л.Н. Толстой (""Нравственное учение в сочинении Толстого: ""Царствие Божие внутри вас пред судом учения Христова"", изд. 3-е, М., 1902), римский католицизм - это ""злая и душепагубная ересь"" (""Окружные послания к духовенству волынской епархии"" 1902, 1905, 1906), защитники свободы вероисповеданий (""Заявление о свободе вероисповедания в VI отделе предсоборного присутствия 19 мая 1906"", Почаев, 1906). Его друзья - деятели типа К.П. Победоносцева (""Письмо на имя К.П. Победоносцева в начале ноября 1905 года"". - ""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1906) и простой русский народ, с его православным ""бытом"" (Сочинения т. III, стр. 394); ""О более близких отношениях к армии пастырей и архипастырей церкви"" (""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1906); ""Русскому новобранцу добрая памятка от православного архипастыря"" (М., 1909). Архиепископ А. не запятнал себя ни сочувствием еврейским погромам (""Слово о кишиневских событиях"", Кишинев, 1903, и Одесса, 1903), ни оправданием смертной казни с христианской точки зрения (Сочинения, т. III, стр. 216 - 217). - Из других сочинений А. выдаются еще: ""Беседа христианина с магометанином об истине Св. Троицы"" (""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1903); ""Нравственный смысл основных христианских догматов"" (Вышний Волочек, 1906); ""О православном пастырстве"" (М., 1906); ""Сын человеческий"" (""Богословский Вестник"", № 11, 1903). Много проповедей и статей его напечатано в ""Волынских Епархиальных Ведомостях"", ""Церковных Ведомостях"", ""Миссионерском Обозрении"" и ""Колоколе"". А. Карташев.

Источник: Биографический словарь. 2008

АНТОНИЙ, ХРАПОВИЦКИЙ Алексей Павлович
, митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх Русской Православной Церкви За границей (РПЦЗ) (17.03.1863–28.07[10.08].1936), видный церковный и общественный деятель, почетный председатель Почаевского отдела Союза Русского Народа (ПО СРН). Родился в родовом имении Ватагино Крестецкого у. Новгородской губ., в старинной дворянской семье. Сын генерала, героя Русско-турецкой войны 1877–1878. В 1881 окончил 5-ю С.-Петербургскую гимназию с золотой медалью. Уже в 14 лет получил разрешение участвовать в архиерейских богослужениях в качестве чтеца, читал преимущественно в Исаакиевском соборе. Несмотря на противодействие родных, которые были хоть и верующими, но вполне светскими людьми, после окончания гимназии поступил в С.-Петербургскую ДА. С ранней молодости находился под большим влиянием Ф. М. Достоевского, бытует версия, что именно он стал прототипом Алеши Карамазова. Окончил Академию (1885) канд. богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. 18 мая 1885 еще в стенах Академии был пострижен в монашество с именем Антоний, 12 июня рукоположен во диакона, а 29 сент. во иеромонаха. В 1885–1886 служил помощником инспектора СПбДА, в 1886–1887 преподаватель гомилетики, литургики и каноники в Холмской ДС. В 1887 иером. Антоний был избран и. о. доцента СПбДА по кафедре Ветхого Завета. В 1888 удостоен степени магистра богословия за работу «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» и утвержден в звании доцента. В 1889 назначен исполняющим должность инспектора Академии. В 1890 возведен в сан архимандрита и назначен ректором С.-Петербургской ДС, а через несколько месяцев — ректором Московской ДА. Однако Московский митр. Сергий (Ляпидевский), невзлюбивший молодого ректора Академии, увидел в его деятельности некие элементы либерализма и добился устранения архим. Антония из Москвы. С 1895 он стал ректором Казанской ДА. 7 сент. 1897 хиротонисан во еп. Чебоксарского, вик. Казанской епархии, в 1899 стал еп. Чистопольским, 1-м вик. Казанской епархии (все с оставлением в должности ректора Академии). 17 августа 1900 избран почетным членом Казанской ДА за литературные и научно-богословские труды. В том же 1900 назначен на самостоятельную кафедру — еп. Уфимским и Мензелинским. Через 2 года, в 1902 переведен на очень важную Волынскую кафедру — форпост Русского Православия в борьбе с католическим прозелитизмом, польским сепаратизмом и еврейским засильем. Одновременно состоял Экзархом Вселенского Патриарха для Галиции и Карпатской Руси. 22 апр. 1906 избран членом Государственного Совета, но 13 янв. 1907 сложил с себя это звание, как мешающее архипастырской деятельности. 6 мая 1906 возведен в сан архиепископа. Будучи монархистом по своим убеждениям, владыка Антоний всячески содействовал упрочению и распространению монархических идей и черносотенного движения в России. Он лично поддерживал тесные контакты со многими правыми деятелями и монархическими союзами, даже если они конфликтовали и соперничали друг с другом.
Владыка Антоний стал первым архиереем — членом Русского Собрания (РС), нередко выступал с докладами в РС. Наиболее известные из них: «Против учения о том, что Господь Иисус Христос был социалистом-революционером» (3 дек. 1908), «О пяти заповедях Льва Толстого и о непротивлении злу» (12 дек. 1908). В 1910 за свои труды владыка был избран почетным членом РС. По просьбе В. М. Пуришкевича 1 нояб. 1909 он читал лекцию для членов созданного при Русском Народном Союзе им. Михаила Архангела (РНСМА) 1-го Российского Экономического Рабочего Союза. Именно в Волынской епархии, при благожелательной поддержке правящего архиерея возникла самая многочисленная монархическая организация — знаменитый ПО СРН, который возглавил близкий к нему настоятель Почаевской Лавры архим. Виталий (Максименко). А сам владыка Антоний был избран почетным председателем отдела. Принимал он участие и в ряде монархических форумов. Прислал приветственную телеграмму в адрес 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской). На Московском съезде (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909) был избран почетным председателем Съезда, наряду с еп. Серафимом (Чичаговым). 1 окт. в день праздника монархических организаций в сослужении прот. И. И. Восторгова, архим. Макария (Гневушева) и Сильвестра (Братановского) он отслужил литургию в Храме-памятнике русской народной скорби на Ходынском поле и сказал слово о значении съезда монархистов. Именно владыка Антоний летом 1911 в сослужении еп. Гдовского сщмч. Вениамина (Казанского) и еп. Гродненского Михаила (Ермакова) совершил чин закладки Феодоровского собора в память 300-летия царствования Дома Романовых, который строился на личные пожертвования монархистов. В 1911 архиеп. Антоний был удостоен степени доктора богословия. С 6 мая 1912 стал членом Св. Синода. В 1912–1913 выступал решительным противником имяславия. 1 мая 1914 владыка Антоний возглавил одну из крупнейших епархий России — Харьковскую, где также продолжал оказывать покровительство местным монархическим союзам и правым деятелям. В годы Первой мировой войны он часто выступал с патриотическими проповедями, которые высоко ценились монархистами. После Февральского переворота в период «разгула церковной демократии» был устранен с кафедры решением епархиального собрания, которое предъявило ему стандартное обвинение в «возбуждении религиозной и национальной розни». 1 мая 1917 владыка был уволен на покой в Валаамский монастырь (там он написал соч.«Догмат искупления», вызвавшее Впоследствии много споров среди богословов и даже ставшее поводом к обвинению владыки Антония в ереси). Опираясь на новый закон об избрании народом епископов, Харьковская епархия 19 августа подавляющим большинством голосов избрала своим архиереем архиеп. Антония, и власть не смогла ничего сделать, чтобы воспрепятствовать его триумфальному возвращению к управлению епархией. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918, тов. председателя Собора, член Соборного Совета и председатель отдела о единоверии и старообрядчестве. При избрании кандидатов в Патриархи получил наибольшее количество голосов, после избрания жребием Патриарха был избран 7 дек. 1917 членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне (Беллавине). 11 дек. возведен в сан митрополита. В янв. 1918 присутсвовал при открытии Всеукраинского церковного собора в Киеве. После мученической кончины митр. Киевского Владимира (Богоявленского) вопреки проискам украинских сепаратистов 19 мая 1918 епархиальным собранием был избран митр. Киевским и Галицким. 4 дек. он был арестован по приказу Петлюры вместе с еп. Евлогием (Георгиевским) и еп. Никодимом (Кротковым), архим. Виталием (Максименко) и др. влиятельными противниками церковного раскола на Украине. Их вывезли в Польшу, затем в Австрию и Румынию, где заточили в базилианском монастыре в местечке Бучач Тернопольского округа. Через несколько месяцев владыка Антоний был освобожден, но в день Святой Троицы снова арестован на сей раз польскими властями и заточен в монастырь молчальников в местечке Беляны под Краковом. Освобожден он был только в сент. 1919 после вмешательства Антанты. Сразу же вернулся в Киев, но вскоре вынужден был бежать из города, оставляемого армией А. И. Деникина. В к. 1919 избран председателем Временного Высшего Церковного Управления юго-востока России и назначен временно управляющим Кубанской епархией, жил в Екатеринодаре. В н. 1920 бежал в Новороссийск вместе с другими членами Управления, а после поражения войск генерала А. И. Деникина в марте 1920 эмигрировал в Грецию, с апр. по сент. жил в Пантелеймоновском монастыре на Афоне, намереваясь уйти в затвор.
В сент. 1920 был вызван генералом П. Н. Врангелем в Севастополь для управления приходами, на территории, подконтрольной Русской армии. Однако уже 19 окт. 1920 из-за наступления Красной армии был вынужден окончательно покинуть Россию, бежал в Константинополь, откуда вскоре перебрался в Сербию. В эмиграции возглавил Высшее Церковное Управление За границей. С февр.–марта 1921 обосновался в г. Сремски-Карловцы. Митр. Антоний принимал участие в работе Рейхенгальского съезда (Съезд Хозяйственного восстановления России в г. Рейхенгалль (Бавария) 29 мая — 4 июня 1921), был избран почетным председателем съезда. По окончании работ съезда во главе депутации посетил вдовствующую Императрицу Марию Федоровну, которой по поручению съезда была передана просьба собрать Романовский Совет для избрания временного блюстителя Престола. В нояб. 1921 был председателем Всезаграничного Церковного Собора в г. Сремски-Карловцы, в ходе работы которого были составлены послания к Генуэзской конференции и к чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим о восстановлении в России монархии с Царем из Дома Романовых. 5 мая 1922 указом Святейшего Патриарха Тихона возглавляемое митр. Антонием Всезаграничное Высшее Церковное Управление было упразднено и подтверждены канонические права митр. Евлогия (Георгиевского) на управление православными русскими приходами в Западной Европе. В теч. 15 лет митр. Антоний был председателем Собора архиереев и архиерейского Синода РПЦЗ. С 1931 носил титул «Блаженнейший». Личной трагедией для митр. Антония была необходимость борьбы с бывшими учениками: митр. Сергием (Страгородским) в Москве и митр. Евлогием (Георгиевским) в Париже. 9 сент. 1927 Архиерейский собор РПЦЗ под председательством митр. Антония постановил прекратить сношения с церковной властью в Москве после выхода известной «декларации митрополита Сергия». 22 июня 1934 заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) своим постановлением запретил митр. Антония в священнослужении, после отказа последнего пойти на примирение. В 1935 Архиерейский собор РПЦЗ, возглавляемый митр. Антонием, признал еретическим учение декана Православного богословского ин-та в Париже прот. С. Н. Булгакова о Софии Премудрости Божией. Владыка Антоний также активно выступал против масонства, подписав знаменитое Соборное послание, в котором масонство осуждалось как преступная организация, а нераскаявшиеся члены ее подлежали отлучению от Церкви. В ходе процесса по делу о подлинности «Протоколов Сионских мудрецов» на запрос Бернского судьи ответил: «Смысл и направления Протоколов Сионских мудрецов во многих отношениях соответствуют учению и мировоззрению мирового еврейства... Линия поведения соответствующего направления имеется в руководящих кругах мирового еврейства, и, как собственно показала русская революция, действия и устремления еврейства часто вполне соответствуют содержанию так называемых Протоколов Сионских мудрецов».
Скончался в г. Сремски-Карловцы, похоронен в Белграде в Иверской часовне. Перед кончиной принял схиму. Патриарх Алексий (Симанский) в одной из своих паломнических поездок отслужил панихиду на гробнице митрополита, сделав, таким образом, первый шаг к примирению.
Соч.: Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым. СПб., 1890; Вселенская церковь и народности. Казань, 1900; Полн. собр. соч. Т. 1–3. Казань, 1900–1906; Изд. 2-е доп. Т. 1–4. СПб., 1911–1918; О православном пастырстве. М., 1906; Духовные цветы на могилку дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского. СПб., 1909; Восстановление патриаршества. Почаев, 1912; Русская правда (От председателя Волынского предвыборного комитета). М., 1912; В чем нуждается русская школа? Речь на молебне. Харьков, 1916; Восстановление прихода (7 лет назад и теперь). Харьков, 1916; Христианская вера и война. Харьков, 1916; Чей должен быть Константинополь? Ростов-на-Дону, 1916; Догмат искупления. Сергиев Посад, 1917; Словарь к творениям Достоевского. София, 1921; Христос Спаситель и еврейская революция. Берлин, 1922; СПб., 1993; Был ли Христос-Спаситель космополитом или национальным патриотом. Новый Сад, 1923; Сборник избранных сочинений блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Юбилейное издание ко дню 50-летия священнослужения. Белград, 1935; Сборник избранных сочинений. Монреаль, 1986; О Пушкине. М., 1991; Пастырское богословие. Печоры–М., 1994; Исповедь. М., 1996.
Лит.: Антоний (Храповицкий). Некролог // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 12; Никольский, В. А., Пономарев П. П. О богословских трудах Высокопреосвященного Антония, архиепископа Волынского и Житомирского. Казань, 1911; Никон (Рклицкий). Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого: В 17 т. Нью-Йорк, 1962; Платонов О., Степанов А. Антоний (Храповицкий) // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Прощание Волыни с архиепископом Антонием. Житомир, 1914; Ромашков, о. Д. И. Ученик об учителе. Харьков, 1914; Сборник съезда русских людей в Москве. 27 сент. — 4 окт. 1909 г. М., 1910; Следственное дело Патриарха Тихона. Сб. док. по мат. ЦА ФСБ РФ. М., 2000; [Э. П. Р.] Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). Т. 1. Erlangen, 1979.

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008