Антоний Николаевский

Найдено 1 определение
Антоний Николаевский

(до пострижения Вениамин)епископ пензенский и саранский, род. в 1818 г., в с. Добрицах, Костромской губ., где отец его был диаконом, ум. 31-го марта 1889 г. По окончании курса в Костромской семинарии, поступил в С.-Петербургскую духовную академию, где в 1841 г. получил степень старшего кандидата богословия и сряду же был назначен преподавателем физико-математических наук, естественной истории и сельского хозяйства в Нижегородской духовной семинарии. 5-го сентября 1851 г. он принял монашество и рукоположен в Иеродиакона и иеромонаха с назначением в следующем году преподавателем богословских наук и помощником ректора. В 1855 г. Антоний переведен в Тамбовскую семинарию инспектором и преподавателем священного писания; в марте 1857 г. возведен в сан архимандрита, а в мае 1859 г. назначен ректором Екатеринославской семинарии и преподавателем богословских предметов. В 1866 г. Антоний наречен во епископа старицкого, викария тверской епархии; в марте 1873 г. перемещен на самостоятельную кафедру епископа енисейского и красноярского, а в мае 1881 г. переведен в Пензу, где и скончался. Будучи в Енисейске, Антоний постоянно и с большими трудностями ездил в самые отдаленные концы своей огромной по пространству епархии, причем особенно заботился о развитии среди духовенства миссионерской деятельности для обращения инородцев в христианство и однажды, в с. Асказе, Минусинского округа ему, лично пришлось окрестить в реке Аскизе до 3000 инородцев. Заботился он и о поднятии духовного образования в подведомых ему епархиях, почему часто посещал семинарии и училища, награждая и поощряя более исправных. В личной жизни Антоний был строгим аскетом.


"Церк. Вед.". 1889 г. № 17-й .— "Енис. Еп. Вед." и дела архива Св. Синода.


{Половцов}





Антоний Николаевский


(Вениамин Иванович) — епископ Пензенский и Саранский.


Родился в 1820 году в селе Добрицах Костромской губернии в семье диакона.


По окончании Костромской духовной семинарии в 1837 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.


В 1841 году окончил полный курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью старшего кандидата богословия и в августе назначен преподавателем в Нижегородскую духовную семинарию, в которой в разное время преподавал: физику, математику, естественную историю, сельское хозяйство, еврейский и немецкий языки и учение о богослужебных книгах.


5 сентября 1851 года пострижен в монашество, 7 сентября рукоположен во иеродиакона, а 7 октября — во иеромонаха.


С 1852 года — помощник ректора семинарии, одновременно исполнял должность секретаря и члена семинарского правления.


8 ноября 1855 года переведен в Тамбовскую духовную семинарию инспектором и преподавателем Священного Писания.


10 марта 1857 года возведен в сан архимандрита.


16 мая 1859 года назначен ректором Екатеринославской духовной семинарии.


19 февраля 1867 года хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии.


С 31 марта 1873 года — епископ Енисейский и Красноярский.


15 мая 1881 года переведен на Пензенскую кафедру.


Скончался 15 апреля 1889 года в Пензе.


В период ректорско-преподавательской деятельности владыка Антоний заслужил славу "обходительного, ласкового, одинаково хорошего с преподавателями и учениками".


Самостоятельная архипастырская деятельность преосвященного Антония началась в отдаленной и обширной Енисейской епархии.


Несмотря на большую протяженность епархии, епископ Антоний постоянно ездил в самые отдаленные концы ее, преодолевая при этом большие трудности. Путешествие совершал и на плотах, и на лошадях. В каждую поездку проезжал до 1500—2000 километров.


Преосвященный Антоний особенно заботился о развитии среди духовенства миссионерской деятельности для обращения инородцев в Православие. Однажды в селе Аскизе Минусинского округа он лично окрестил в р. Аскизе до 3000 инородцев.


Большое внимание преосвященный Антоний уделял развитию духовного образования в епархии, лично посещал семинарии и духовные училища, награждал и поощрял наиболее достойных воспитанников. В личной жизни был строгим аскетом, отличался величайшей снисходительностью, простотой, искренностью, радушием, приветливостью и совершенною нестяжательностью. Ему свойственна была истинно христианская любовь к ближним, во имя которой он всегда готов был оказать и нравственную, и материальную помощь каждому. Эта высокая христианская добродетель преосвященного Антония особенно проявилась во время тяжкого испытания, постигшего жителей Красноярска. В 1881 году пожаром было истреблено до 2000 домов и различных строений. Преосвященный Антоний возглавил комитет по оказанию помощи пострадавшим, причем помощь оказывалась всем без различия вероисповеданий. Им было роздано до 60 тыс. руб. соответственно действительным нуждам пострадавших. Один из сотрудников епископа Антония по комитету писал: "Если погорельцы удовлетворены более или менее справедливо, то, после Бога, они должны благодарить владыку Антония. Это был воистину служитель Бога, мысливший и действовавший нелицеприятно".


Труды:


6 писем к преосвященному Иеремии (Соловьеву) // Рукописный сборник Санкт-Петербургской духовной академии. — № А 11/329.


Литература:


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1400, 1414.


Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 399. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 16—17.


Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 220, 221. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 446,1020.


Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1889, № 17, с. 467; № 22, с. 629; № 42, с. 1262.


Русский паломник. — 1889, № 17, с. 207. Православное обозрение. — 1878, май—август, с. 710.


Труды Киевской духовной академии. — 1888, сентябрь, с. 198—199.


Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 399. Известия по Казанской епархии. — 1881, № 13, с. 325.


Пензенские епархиальные ведомости. — 1889, № 9(некрологи).


Екатеринославские епархиальные ведомости. — 1887, № 12.


Енисейские епархиальные ведомости. — 1889, № 13,14.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 862; т. 2, с. 1790. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 5, с. 435. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 221—222.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 42, 70, 78.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
403.38 кб

«Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства созд

Тарасов Аркадий Евгеньевич, Тарасова Наталья Петровна
Статья посвящена изучению примечательного исторического источника – «Летописца» Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (Тверская область).
Читать PDF
513.68 кб

«Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря» в рукописных и печатных спис

Наталья Петровна Тарасова
Статья посвящена изучению списков «Летописца» Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (Тверская область), примечательного литературного памятника 1687 г., созданных в XVIII–XIX вв. в самом монастыре.

Похожие термины: