Антонович Максим Алексеевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Антонович Максим Алексеевич

Антонович, Максим Алексеевич, известный в 60-х годах XIX столетия критик. Родился в 1835 году в Харьковской губернии, происходит из духовного звания. Образование получил в харьковской семинарии и Петербургской духовной академии. Поместив в 1859 году в ""Современнике"" (№ 10) статью ""Что иногда открывается в либеральных фразах"", посвященную книге Щапова : ""О русском расколе старообрядства"", А. сразу сделался одним из ближайших сотрудников журнала, помещая в нем сначала статьи и заметки о книгах по философии, затем ряд обширных критических статей. Из них большой шум произвела статья об ""Отцах и детях"" Тургенева - ""Асмодей нашего времени"" (1862). В романе Тургенева А. увидел злое и вредное высмеивание молодого поколения и с крайней резкостью напал на автора, не видя в его произведении даже никаких художественных достоинств. В 1861 - 1862 годах А. помещал также популярные статьи по естественным наукам в ""Народном Чтении"", сотрудничал в 1861 - 1863 годах в ""Энциклопедическом словаре"" П.Л. Лаврова , а в 1863 году вел политический отдел в ""Очерках"" Г.З. Елисеева . До самого запрещения ""Современника"" в 1865 году А. был одним из самых ближайших сотрудников его, напечатав множество статей: в 1864 году - ""Московские Ведомости"" и ""Голос"" (№ 1), ""Современные романы"" (о ""Взбаламученном море"" Писемского и ""Призраках"" Тургенева, № 4), ""Летний литературный сезон"" (№ 7), в 1865 году - ""Добросовестные мыслители и недобросовестные журналисты"" (№ 2), ""Промахи"" (№ 2 и 4), ""Современная эстетическая теория"" (№ 3), ""Лжереалисты"" (№ 7), ""Надежды и опасения"" (№ 8), ""Суемудрие дня"" (№ 10) и другие. Наибольшее внимание обращали на себя своей резкостью ""Литературные мелочи"", которые были подписаны псевдонимом ""Посторонний Сатирик"" и тянулись в нескольких книжках ""Современника"" за 1864 - 1865 годы. Отрицательно относясь к целому ряду писателей, А. особенно нападал на ""Русское Слово"" и его руководителей, Писарева и Зайцева , а также на ""Время"" и ""Эпоху"", где писал Страхов . После запрещения ""Современника"" А. занялся переводом естественнонаучных книг. В 1869 году А. вновь появляется в литературе, поместив несколько статей в ""Космосе"" и выпустив вместе с Ю.Г. Жуковским ""Материалы для характеристики русской литературы. Литературные объяснения с Некрасовым"". В этой книге А. с чрезвычайной резкостью выступил против своего недавнего соратника и единомышленника Некрасова , не пожалев темных красок для его обрисовки. Книга вызвала горячую полемику. После этого А. надолго сходит с критической арены и отдается естествознанию, в частности - геологии. Критическая деятельность А. возобновляется лишь во второй половине 1870-х годов. В 1875 - 1876 годах в ""Тифлисском Вестнике"" (изд. Николадзе ) появились ""Петербургские письма"" А., в которых он обрушивался на тогдашнюю литературу, особенно на ""Отечественные Записки"". В 1878 году А. недолго занимал место первого критика в ""Слове"". В том же году он напечатал в ""Горном журнале"": ""Ледниковая гипотеза и ледниковые явления в Финляндии и Повенецком уезде"". В 1881 году А. снова выступил как критик в ""Новом Обозрении"", которое просуществовало короткое время. В 1883 году А. поступил на службу в Государственный банк. За последние 30 лет А. напечатал: ""Ледниковые следы на острове Гохланде"" (Протоколы VI съезда естествоиспытателей 1882 год), ""По поводу книги Шрадера ""Сравнительное языковедение и первобытная история"" (""Русская Мысль"", 1887, № 12), большое исследование ""Чарльз Дарвин и его теория"" (СПб., 1896), ""Воспоминания по поводу чествования Белинского"" (""Русская Мысль"", 1898, № 12), ""Арест Чернышевского"" (""Былое"", 1906, № 3), по поводу статьи Русанова о ""Лаврове"" (""Былое"", 1907, № 4), ""Материалы для биографии Чернышевского"" (""Минувшие Годы"", 1908, № 5 - 6); ""Из воспоминаний о Чернышевском"" (""Труды Императорского Вольного Экономического Общества"", 1910 год, № 1). А. принадлежит длинный ряд переводов по естествознанию, истории, философии и социальным наукам. Работы А. по геологии имеют научную ценность (см. Чернышев , ""Материалы для изучения девонских отложений""). В первой книжке журнала: ""Современник"", основанного в 1911 году Амфитеатровым и другими писателями, А. поместил статью литературного содержания. - Ср.: Венгеров , ""Критико-биографический словарь"", т. I. А. Фомин.

Источник: Биографический словарь. 2008

Антонович, Максим Алексеевич

— критик и геолог. Род. 27 апр. 1835 г. в г. Белополье Харьковской губ., учился в Харьк. семинарии, потом в Петерб. духовной академии. В 1859 г. стал помещать критические статьи в "Современнике", сделался видным сотрудником этого журнала, но потом разошелся с Некрасовым и не участвовал в приобретенных последним "Отечественных записках". Как геолог-любитель, А. внес ценный вклад в геологию России. Ему удалось открыть в 1871 г. по берегам Западной Двины тот вторичный слой девонского отложения, который до него был неизвестен.


{Брокгауз}





Антонович, Максим Алексеевич


(1835—1918) — литературный критик и автор работ по естествознанию. В 60-х гг. выдвинулся как полемист, ведя в "Современнике" борьбу с журналами Достоевского "Время" и "Эпоха". По смерти Добролюбова в 1861 А. был поручен критический отдел "Современника", где он поместил обличение Тургенева: "Асмодей нашего времени", доказывая, что в образе Базарова дана карикатура на передовых представителей молодого поколения. Это выступление вызвало полемику А. с Писаревым, взявшим под защиту героя "Отцов и детей". Лишенный критического чутья, неспособный к широким социальным обобщениям, А. не оставил заметного следа в истории русской критики. В 1869, разойдясь по мотивам личного свойства с Некрасовым, А. выпустил (в сотрудничестве с Ю. Г. Жуковским) резкий памфлет против него, вызвавший в свое время протест литературных кругов и на время даже закрывший А. доступ в журналистику. В 1878 А. снова выступил в журн. "Слово", а в 1881 поместил ряд критич. статей в "Новом Обозрении" (м. пр. и разбор "Братьев Карамазовых"). С начала 80-х гг. А. посвящает себя почти исключительно естествознанию (геологии), а также усиленно работает как переводчик. Представляют интерес литературные воспоминания А., печатавшиеся в "Русской Мысли", 1898; в "Былом", 1906—07; в "Минувших Годах", 1908.



Лит.: Венгеров, С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. I, 666—682; Иванов, И., История русской критики, кн. II, ч. IV; Михайловский, Н. К., Соч., IV, "Отклики" т. I; "Последн. сочин.", т. II.



Л. Г.





Антонович, Максим Алексеевич


[1835—1918] — литературный критик "Современника" [1859—1866]. Приобрел известность своей острой полемикой с журн. Достоевского: "Время" и "Эпоха", с журн. Писарева: "Русское слово" и др. Обратила на себя внимание его статья "Асмодей нашего времени" (критика образа Базарова). После ссоры с Некрасовым А. вынужден был на время совершенно оставить литературную деятельность и отдался естественно-научным занятиям (геологии). Как критик А. — типичный представитель мелкобуржуазной радикальной интеллигенции.



Библиография: Венгеров, Словарь; Иванов, История русск. критики; Скабичевский, История новейшей русской литературы, 1909; Михайловский, сочин., т. IV; Кирпотин, ст. в журн. "Под знаменем марксизма", 1928.


{Лит. энц.}





Антонович, Максим Алексеевич


[27.04(09.05).1835—18(30).04.1918] — философ и обществ. деятель. Род. в семье дьячка в г. Белополье Харьковской губ. Окончил Харьк. дух. училище и семинарию. Учился в Петерб. Дух. академии, но, сблизившись с революц.-демокр. кругами, отказался от дух. карьеры. С 1859 начал сотрудничать в ж. "Современник". После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского в 1862 становится вед. критиком в "Современнике". После закрытия "Современника" в 1866 интенсивность лит.-обществ. деятельности А. значительно снижается. До конца жизни его осн. занятия лежали в обл. филос. и естествознания. В 1896 выходит его большой науч. труд "Чарльз Дарвин и его теория". С 1902 по 1915 в разл. ж.: "Былое", "Журнал для всех", "Минувшие года" и др., публикуются воспоминания А. о Чернышевском, Добролюбове, Некрасове. Умер в Петрограде. А. подчеркивал неразрывную связь материалист. филос. с естествознанием, понимая материализм как "необходимый результат всей совокупности выводов, добытых частными отраслями естествознания". В обл. теории познания стоял на позициях сенсуализма. В 60-х гг. одним из первых в России выступил против позитивизма и кантианства. Ощущение, согласно А., связывает человека с внеш. миром и является исходным моментом познания. На основе ощущений образуются понятия и вся психич. жизнь человека. В обл. эстетики критиковал теорию "чистого искусства", пропагандируя идеи Чернышевского как высшее достижение рус. эстетич. мысли. А. подчеркивал обществ. роль искусства и выделял как его специфическую черту — эстетич. наслаждение, к-рое оно доставляет людям. В соц.-полит. плане отстаивал позиции революц. демократизма.



Соч.: Избр. статьи. Философия. Критика. Полемика. Л., 1938; Избр. философские соч. М., 1945; Шестидесятники. М., 1984.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

АНТОНОВИЧ МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ
(1835—1918) Максим Алексеевич Антонович, философ-материал ист и публицист. родился 27 апреля 1835 г. в городе Белополье Харьковской губернии. И отец его, и дед были дьячками в маленьких украинских городках. Мальчик рано остался сиротой и воспитывался в семье деда, определившего его сначала в духовное училище, а затем в Харьковскую духовную семинарию. Это учебное заведение выгодно отличалось от многих провинциальных семинарий того времени некоторой либеральностью нравов: за его стены проникали отдельные крупицы «светского» знания. Именно там Антонович познакомился с «вольными» стихами Пушкина, с некоторыми эпизодами русской истории, не включенными в семинарскую программу, впервые прочел произведения Гоголя и даже статьи Белинского. С разрешения ректора он посещал также бесплатные популярные лекции по естественным наукам при Харьковском университете.
Окончив семинарию с серебряной медалью, Антонович получил право продолжить образование в любой духовной академии страны и выбрал Петербургскую. За годы обучения в столице (1855—1859) он стал кандидатом богословия и в то же время приобрел устойчивые атеистические убеждения и материалистическое мировоззрение.
1859 год стал одним из важнейших в судьбе Антоновича. Он познакомился с Добролюбовым, детально разобравшим первую большую статью начинающего журналиста. Посвященная противопоставлению развлекательных сатирических листков унылой духовной
печати, эта работа, хоти и не была опубликована, стала для молодого критика своего рода успешно пройденным тестом на право сотрудничать в «Современнике». В том же году на страницах журнала появилась статья Антоновича «Что иногда открывается в либеральных фразах!*, посвященная книге о расколе в русском старообрядчестве, а ее автор стал сотрудником библиографического отдела «Современника». Добролюбов на первых порах помогал начинающему литератору отбирать книги как для литературного анализа, так и для самообразования. По его совету Антонович рецензировал и другие работы о русском раскольничьем движении (статья «Материалы для истории простонародных суеверий»).
В 1860 г. в библиографическом отделе «Современника» появилась рецензия Антоновича на переводную книгу Э. Мунка «История греческой литературы». Оставив безо всякого внимания эстетические и историко-литературные взгляды автора, критик использует книгу как повод изложить собственные мысли о необходимости борьбы с насилием и эксплуатацией.
В 1861 г. Антонович стал постоянным сотрудником редколлегии «Современника», а после смерти Добролюбова возглавил литературно-критический отдел журнала. На протяжении этого года помимо 17 рецензий он опубликовал в «Современнике» три статьи философского характера. Первая из них — «Современная философия» — была посвящена выходу в свет двух томов «Философского лексикона». В другой работе «Два типа современных философов» критической оценке подвергались эклектические воззрения П. Л. Лаврова. В третьей статье — «О гегелевской философии» — автор отстаивал диалектический метод. Все эти работы молодой публицист написал непосредственно по поручению Чернышевского, идеи и сама личность которого оказали на него огромное влияние. Быстро овладев искусством журнальной полемики, он начал активно выступать в политической публицистике. По прямому поручению Чернышевского была написана и самая известная из литературно-критических статей Антоновича — «Асмодей нашего времени», опубликованная в «Современнике» в 1862 г. В пей автор стремился ослабить влияние нового романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» на общественное мнение и одновременно Разъяснить, как понимают сущность «нигилизма» в журнале, который он представляет.
В 1861 г. Антонович познакомился с Некрасовым, пригласившим его сотрудничать в «Свистке» — журнале, имеющем острую сатирическую направленность. К моменту приостановки летом 1862 г. издания «Современника» Антонович был уже известным революционным демократом, членом «Земли и воли», находился на заметке у агентов III отделения. Некоторое время он сотрудничал в «Энциклопедическом словаре», издававшемся П. Л. Лавровым, вел политический отдел в газете «Очерки».
В 1863 г. в возобновленном «Современнике» Антонович стал членом редакции и получил в полное заведование отдел «Русская литература». В этот период увидело свет большинство его крупных статей, посвященных политической и литературной обстановке текущего момента. В первой же из них, озаглавленной «Литературный кризис», декларировалась верность лично автора и всей редакции журнала идеям Добролюбова и Чернышевского. Анализируя состояние современной ему литературы и противопоставляя нигилистам «антинигилистов», автор утверждал, что образовавшийся в литературе раскол может и должен послужить источником дальнейшего ее развития.
На страницах «Современника» Антонович разместил и целый ряд своих полемических статей по поводу направленности журнала «Время», издаваемого братьями Достоевскими. Наиболее значимые из них — «О духе “Времени” йог. Косице как наилучшем его выражении» и «Стрижам (Послание обер-стрижу, господину Достоевскому)». Поднимая в этих статьях коренные вопросы общественной жизни, критик постоянно обращается к образам и сюжетам современной ему литературы.
Литературно-критическую деятельность Антоновича вообще трудно отделить от его публицистических выступлений. Более половины из почти двух десятков больших статей критика, посвященных вопросам литературы, публиковалось в ходе полемики то с одним, то с другим идейным противником. Антонович создал особый жанр публицистической литературной критики, для которого характерно использование произведения художественной литературы прежде всего как повод для обсуждения и исследования социально-политических вопросов. Собственно же художественный анализ и эстетические оценки хотя и обязательно присутствуют, но всегда играют служебную роль.
В 1865 г. в связи с выходом в свет второго издания «Эстетических отношений искусства к действительности» Чернышевского в «Современнике» появилась статья Антоновича «Современная эстетическая теория». В ней помимо анализа трактата содержались подробные рассуждения об эстетическом наслаждении и о связи эстетической сущности искусства с его общественным влиянием.
Летом—осенью 1865 г., как только «Современник» начал выходить без предварительной цензуры, Антонович напечатал три
статьи, навлекшие на журнал серьезное недовольство мастей: «Надежды и опасения», «Суемудрие “Дня”» и «Умственные движения в XVIII веке». Последующее длительное молчание публициста не спасло журнал, и в 1866 г. «Современник» был окончательно закрыт.
Тяжело переживший эту потерю Антонович совершил поступок, осужденный всей демократически настроенной общественностью: совместно с Ю. Жуковским он издал брошюру «Материалы для характеристики современной русской литературы» (1869). е>го сочинение, полное несправедливых обвинений в адрес Н. А. Некрасова и возгламяемой им редакции «Отечественных записок», содержало два относительно самостоятельных раздела: «Литературное объяснение с Н. А. Некрасовым М. А. Антоновича» и «Post-scriptum* — «Содержание и программа “Отечественных записок” за прошлый год*.
Первая часть, принадлежащая перу Антоновича, имеет форму прощального письма, адресованного Некрасову. Автор не забывает поблагодарить оппонента за полученную от него когда-то в юности помощь в профессиональном станомении и выразить ему свое уважение как писателю. Но сразу же после этого он обрушивает на редактора «Отечественных записок» град упреков в измене убеждениям, в отходе от линии, намеченной Добролюбовым и Чернышевским, в спекуляции передовыми идеями и корыстной эксплуатации лучших представителей демократической мысли.
Передовая критика бурно отреагировала на появление этой брошюры. Авторы большинства откликов, например Салтыков-Щедрин и Елисеев, различали позиции «заблуждающегося» Антоновича и «преследующего корыстные интересы» Жуковского. Однако в наиболее резких отповедях оба сочинителя «Материалов...» назывались предателями, людьми сомнительных нравственных качеств, слабо разбирающимися в современной литературе. Таков, в частности, пафос статьи И. Рождественского «Литературное падение гг. Антоновича и Жуковского (дополнение к «Материалам для характеристики современной русской литературы»)».
Трагичнее всего эта ошибка сказалась на судьбе самого Антоновича: он более никогда не вернулся в «большую» журналистику и в течение полувека печатался в основном в недолговечных изданиях. В 1869 г. Антонович публиковался в научно-популярном журнале «Космос», в 1875 г. — в «Тифлисском вестнике* в качестве петербургского корреспондента, в 1878 г. — во вновь организованном журнале «Слово». Здесь он поместил, в частности, статью «Несколько слов о Н. А. Некрасове», полную раскаяния и признания выдающейся роли недавно скончавшегося поэта. В том же журнале критик опубликовал свои обзоры «Современное состояние литературы» и «Причины неудовлетворительного состояния нашей литературы*. По мнению Антоновича, русская литература развивается как бы «вспышками», и периоды «горения» и «тления» обусловлены состоянием общества в целом. Пореформенную эпоху он рассматривает как время литературного «тления», не способное дать ярких, оригинальных произведений.
В 1881 г. Антонович начал сотрудничать с «Новым обозрением». Его статья «Мистико-аскетический роман», посвященная анализу «Братьев Карамазовых» Достоевского, стала последним выступлением критика. Основной акцент автор делает на религиозно-философской направленности романа. Отмечается также крайняя противоречивость произведения, но реалистическая природа повествования, обусловившая эту противоречивость, остается без внимания. Критик вообще не видит в романе Достоевского эстетических достоинств, единственным высокохудожественным эпизодом он считает легенду о Великом инквизиторе.
В 1870-е гг. Антонович много занимался переводами трудов по естественным наукам, философии, истории. В это же время были написаны его собственные работы по геологии, внесшие значительный вклад в отечественную науку.
Последние два десятилетия своей долгой жизни Антонович писал в основном мемуары, создав целую серию воспоминаний о тех, с кем работал когда-то в «Современнике», прежде всего о Добролюбове, Чернышевском, Некрасове. Полные ярких и значимых деталей, обогативших общую, хорошо известную картину литературной борьбы 1860-х гг., воспоминания Антоновича, как и большинство его литературно-критических работ, отличаются публицистичностью и полемическим задором.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ М. А. АНТОНОВИЧА
Избранные статьи. Философии. Критика. Полемика / Под ред. В. Енгсньева-Максимона, коммент. В. Еигеньева-Максимова. Д. Максимова и Г. Тизенгаузена. Л.: Худож. лит., 1938. 584 с.
Избранные философские сочинения / Под ред. и с прсдисл. В. С. Кружкова. М.: Гослитиздат. 1995. 372 с.
Литературно-критические статьи / Подгот. текста, нступ. ст. и коммент. Г. Е. Тамарченко. М.; Л.: Гослитиздат, 1961. LII. 515 с.
Воспоминания // Шестидесятые годы / М. А. Антонович, Г. 3. Елисеев / Вступ. ст., коммент. и ред. В. Евгеньева-Максимова и Г. Ф. Тизенгаузена. М.; Л.: Academia, 1933. С. 15—246.
Рождественский И. А. Литературное падение гг. Антоновича и Жуковского (дополнение к Материалам для характеристики современной русской литературы). СПб.: Тип. А. М. Котомина, 1869. 159 с.
Псунова М. Н. Мировоззрение М. А. Антоновича. М.: Изд-во АН СССР. I960. 191 с.
Чубинский В. В. М. А. Антонович. Очерк жизни и публицистической деятельности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 194 с.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Венгеров; КЛЭ; Муратова; РП I.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.