Антропоморфизм

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Антропоморфизм
греч. anthropomorphos – уподобленный человеку) – очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АНТРОПОМОРФИЗМ
от греч. antropos - человек и morpn - форма, вид) - одна из наиболее ранних и распространенных сторон религ. сознания: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы: растения, животных, явления и силы природы - человеческого образа и человеч. свойств. Говоря о том, что человек создал богов по своему образу и подобию, др.-греч. мыслитель Ксенофан (6 в. до н. э.) поставил под сомнение важный религ. догмат: боги создали мир и человека.

Лит.: Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Антропоморфизм
(греч. очеловечивание). Как и у других народов, у греков и римлян первобытные боги изображались либо как бестелесные силы, либо животными или предметами. Позднее, очевидно со времен Гомера и Гесиода, греки и римляне стали представлять себе богов в человеч. облике, они отличались от простых людей бессмертием и могуществом, но были похожи на них образом мыслей и чувствами. Это привело, особенно под влиянием Гомера, к возникновению семей богов и мифов о богах. А. лишил богов величия и сделал божества объектом критики, особенно со стороны философов и поэтов (Ксенофан, Еврипид), или насмешек (травестия в комедиях, Лукиан).

Источник: Словарь античности. 1989

АНТРОПОМОРФИЗМ
(греч. — anthropos — человек и morphe — форма) — наделение человеческим обликом и качествами предметов и явлений неживой природы, растительного и животного мира, воображаемых существ и богов. Антропоморфные изображения божеств встречаются уже в первобытном искусстве («па-леолитические венеры»). С появлением первых государств и образованием государственных религий все чаще боги принимают человеческий облик, правда, иногда сочетающийся с зооморфными (Древний Еги-пет) и фантастическими (Индия) чертами. Позднейшее искусство также нередко прибегает к созданию антро-поморфных образов природы, навеянных мифами, ле-гендами, сказаниями. Этим приемом пользовались в средние века, в эпоху Возрождения, в символизме.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

АНТРОПОМОРФИЗМ
от греч. аnthrоpos – человек и morpe – форма), наделение явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ, а также животных, растений, предметов и т. п. человеческими свойствами (сознанием, речью и др.). Антропоморфизм как существенная составляющая первобытного мышления неразрывно связан с мифом (персонификация природных явлений, наделение богов человеческим обликом), антропоморфные образы характерны для произведений фольклора (напр., Колобок, умеющий разговаривать и петь). В литературе антропоморфизм используется как один из приемов создания художественного образа (напр., Э. Сетон-Томпсон, В. В. Бианки и др. в своих произведениях наделяют животных человеческими мыслями и стремлениями; С. Лем в фантастическом романе «Солярис» описывает одушевленную планету).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Антропоморфизм
(anthropos – человек + morphe – форма) – олицетворение явлений природы, религиозных и мифических представлений и образов, пе ренесение на них присущих человеку свойств. Антропоморфизм ранних религия связан с тотемизмом (См. Тотемизм), ведовством (одной из форм его является вредоносная магия и представление о злых силах, принимающих антропоморфный облик), зооморфизмом (например, представления об оборотничестве людей в животных, и наоборот), фитоморфизмом (например, у гереро – Юго-Западная Африка – представление о мифическом предке полудереве-получеловеке трансформировалось в представление об антропоморфном предке), териоморфизмом (например, широко распространенное в Тропической Африке представление о том, что души умерших предков вплоть до нового воплощения в людей пребывают в облике ящериц, змей, лягушек), анимизмом, шаманством, погребальным культом (См. Анимизм, Шаманство, Погребальный культ). В мифологии широко известны олицетворения явлений природы (например, солнце – чаще в облике женщины, месяц – в облике мужчины). Антропоморфизм лег в основу представление о племенных богах. Особое выражение антропоморфизм нашел в древнегреческой религии. Боги Олимпа – физически прекрасные люди, со всеми присущими человеку психическими свойствами. Антропоморфизм – характерная черта таких мировых религий, как христианство и буддизм. В них широко распространены антропоморфные скульптурные и иконографические изображения. См. Религия.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
319.81 кб

Антропоморфизм как натурфилософский принцип в бурятской поэзии

Булгутова Ирина Владимировна
Выявляется роль антропоморфизма в создании мифопоэтической модели мира в бурятской поэзии, определяется своеобразие художественных средств.
Читать PDF
627.77 кб

Способы конструирования инопланетного: антропоморфизм и антропология

Верещагина Н.В.
Статья посвящена способам конструирования образов инопланетного существа.
Читать PDF
31.04 мб

АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ МИТОФИЗИКИ И РАДИКАЛЬНЫЙ АНТРОПОМОРФИЗМ (ДЕБОРА ДАНОВСКИ, ЭДУАРДУ ВИВЕЙРУШ ДЕ КАСТР

Шалагинов Денис
Читать PDF
202.54 кб

Антропоморфизм и метафоричность в песенном фольклоре гребенских казаков

Григорьев Анатолий Федорович
В статье исследуются философские категории антропоморфизма и метафоричности в песенном фольклоре гребенских казаков, которые представляются формой и средством поэтического воплощения мифологизированного мировосприятия архаичного ч
Читать PDF
8.83 мб

Антропоморфизм – «троянский конь» рекламы

Кошкин Александр Леонидович
Материал статьи связан с проблемой образа человека в рекламе как воплощения принципа антропоморфности.
Читать PDF
215.83 кб

Антропоморфизм как форма познания мира

Титова Татьяна Александровна
В статье рассматривается проблема антропоморфизма в философии, показаны его познавательные и эвристические возможности в разных областях социогуманитарных наук.The article regards the problem of anthropomorphism in philosophy.
Читать PDF
258.92 кб

Антропоморфизм и антропоцентризм как возможность сохранения человеческого в ситуации постчеловечеств

Титова Т. А.
Статья посвящена проблеме антропоморфизма и антропоцентризма. Проблема антропоморфизма рассматривается как некоторый срез, развитие проблемы антропоцентризма.
Читать PDF
122.68 кб

«Антропоморфизм» как источник возникновения религиозных представлений: история и современность

Горевой Дмитрий Александрович
В статье рассматриваются различные варианты теории антропоморфного происхождения религии.
Читать PDF
301.46 кб

Явление антропоморфизации в традиционной культуре обских угров

Золотарёва Наталья Владимировна
Статья посвящена анализу антропоморфных изображений обских угров.
Читать PDF
342.85 кб

К вопросу об антропоморфизации кремированных останков в погребальном обряде населения андроновской к

Сотникова Светлана Владимировна
Исследуется андроновский ритуал кремации умершего.
Читать PDF
330.72 кб

Антропоморфизация в традиционной культуре обских угров

Золотарева Наталья Владимировна
Читать PDF
709.17 кб

Анализ программ киборгизации и антропоморфизации в контексте философии «Хай-тек»

Середкина Е. В.
Рассматривается становление новой философии «хай-тек» (Philosophy of Hi-Tech), проблемное поле которой формируется в точке пересечения биосоциального и технологического, организма и механизма.
Читать PDF
243.01 кб

И. Кант в борьбе с антропоморфизмом

Кучеренко Александр Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

Антропоморфическая направленность метафорических образов в романе Джейн остен "Доводы рассудка"

Геворкян И.А.
Читать PDF
0.00 байт

Антропоморфная ручка от глиняной жаровни из поселения вели- Кент II

Магомедов Р. Г.

Похожие термины:

  • Антропоморфный

    человекообразный, имеющий строение, сходное с человеческим.
  • АНТРОПОМОРФНЫЙ КОМПЛЕКС неоантропа

    воплощение образа человека. В отличие от всего последующего искусства тема человека в А. к. была исторически вторичной — и по возрасту, и по ее месту в репертуаре. Вопреки решающей роли охотничьего