греч. anthropomorphos – уподобленный человеку) – очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе.
Антропоморфизм
Антропоморфизм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
АНТРОПОМОРФИЗМ
от греч. antropos - человек и morpn - форма, вид) - одна из наиболее ранних и распространенных сторон религ. сознания: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы: растения, животных, явления и силы природы - человеческого образа и человеч. свойств. Говоря о том, что человек создал богов по своему образу и подобию, др.-греч. мыслитель Ксенофан (6 в. до н. э.) поставил под сомнение важный религ. догмат: боги создали мир и человека. Лит.: Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959.
Антропоморфизм
(греч. очеловечивание). Как и у других народов, у греков и римлян первобытные боги изображались либо как бестелесные силы, либо животными или предметами. Позднее, очевидно со времен Гомера и Гесиода, греки и римляне стали представлять себе богов в человеч. облике, они отличались от простых людей бессмертием и могуществом, но были похожи на них образом мыслей и чувствами. Это привело, особенно под влиянием Гомера, к возникновению семей богов и мифов о богах. А. лишил богов величия и сделал божества объектом критики, особенно со стороны философов и поэтов (Ксенофан, Еврипид), или насмешек (травестия в комедиях, Лукиан).
Источник: Словарь античности. 1989
АНТРОПОМОРФИЗМ
(греч. — anthropos — человек и morphe — форма) — наделение человеческим обликом и качествами предметов и явлений неживой природы, растительного и животного мира, воображаемых существ и богов. Антропоморфные изображения божеств встречаются уже в первобытном искусстве («па-леолитические венеры»). С появлением первых государств и образованием государственных религий все чаще боги принимают человеческий облик, правда, иногда сочетающийся с зооморфными (Древний Еги-пет) и фантастическими (Индия) чертами. Позднейшее искусство также нередко прибегает к созданию антро-поморфных образов природы, навеянных мифами, ле-гендами, сказаниями. Этим приемом пользовались в средние века, в эпоху Возрождения, в символизме.
АНТРОПОМОРФИЗМ
от греч. аnthrоpos – человек и morpe – форма), наделение явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ, а также животных, растений, предметов и т. п. человеческими свойствами (сознанием, речью и др.). Антропоморфизм как существенная составляющая первобытного мышления неразрывно связан с мифом (персонификация природных явлений, наделение богов человеческим обликом), антропоморфные образы характерны для произведений фольклора (напр., Колобок, умеющий разговаривать и петь). В литературе антропоморфизм используется как один из приемов создания художественного образа (напр., Э. Сетон-Томпсон, В. В. Бианки и др. в своих произведениях наделяют животных человеческими мыслями и стремлениями; С. Лем в фантастическом романе «Солярис» описывает одушевленную планету).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Антропоморфизм
(anthropos – человек + morphe – форма) – олицетворение явлений природы, религиозных и мифических представлений и образов, пе ренесение на них присущих человеку свойств. Антропоморфизм ранних религия связан с тотемизмом (См. Тотемизм), ведовством (одной из форм его является вредоносная магия и представление о злых силах, принимающих антропоморфный облик), зооморфизмом (например, представления об оборотничестве людей в животных, и наоборот), фитоморфизмом (например, у гереро – Юго-Западная Африка – представление о мифическом предке полудереве-получеловеке трансформировалось в представление об антропоморфном предке), териоморфизмом (например, широко распространенное в Тропической Африке представление о том, что души умерших предков вплоть до нового воплощения в людей пребывают в облике ящериц, змей, лягушек), анимизмом, шаманством, погребальным культом (См. Анимизм, Шаманство, Погребальный культ). В мифологии широко известны олицетворения явлений природы (например, солнце – чаще в облике женщины, месяц – в облике мужчины). Антропоморфизм лег в основу представление о племенных богах. Особое выражение антропоморфизм нашел в древнегреческой религии. Боги Олимпа – физически прекрасные люди, со всеми присущими человеку психическими свойствами. Антропоморфизм – характерная черта таких мировых религий, как христианство и буддизм. В них широко распространены антропоморфные скульптурные и иконографические изображения. См. Религия.