Ареопаг

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ареопаг
Деян. 17:19). См. «Афины».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Ареопаг
верховный государственный совет знати, пополнявший свой состав отслужившими срок архонтами.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

ареопаг
греч. холм Ареса, бога войны) (Деян 17.19,22)-верховный суд в Афинах, находившийся на холме того же названия. Важнейшей заботой ареопага была охрана местных религий от оскорблений, почему ап. Павел и был приведен туда ревностными греками.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Ареопаг
букв. холм Ареса) – 1) в Древних Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, суд и др. функции; состоял из пожизненных членов – представителей родовой аристократии; 2) (перен.) собрание авторитетных лиц для решения каких-либо вопросов.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АРЕОПАГ
орган власти в древних Афинах, осуществлявший госконтроль, суд и др. функции, состоял из пожизненных членов — представителей родовой аристократии. Назван по Аресову холму, на котором А. заседал. В переносном значении — собрание авторитетных лиц, старейшин для решения каких-либо вопросов.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Ареопаг
(греч. холм Арея) — холм в Афинах, место заседаний древнего судилища того же названия, происхождение которого относится к мифическому периоду. Солон в 594 г. до н. э. ввел в его состав бывших архонтов. Ареопаг наблюдал за исполнением законов, мог привлекать к ответственности должностных лиц и протестовать против решений совета и народных собраний. По закону 462 г. до н. э. ареопаг потерял все права, кроме уголовного суда.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

Ареопаг
Ареопаг (Areopagus), суд, к-рый собирался на холме Ареса в древн. Афинах. Вначале состоял из представителей самого богатого класса, евпатридов, и первое время служил консультативным органом царя, но к 7 в. до н.э. практически стал править Афинами. Не утратил влияния и в нач. 5 в. В 462-61 г. по закону Эфиальта потерял все права. Это положило начало радикальной афинской демократии, за А. осталось судопроиз-во по уголовным и религ. делам. Власть сосредоточилась в руках нар. собрания и судов.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

АРЕОПАГ
холм в Афинах, место заседаний древ. судилища того же назв., происхожд. к-рого относится к миф. периоду. Суд, заседавший на А., отправлял уголов. судо-произ-во. Солон в 594 до н.э. ввел его в состав бывших архонтов. А. наблюдал за исполн. законов, мог привлекать к ответств. должност. лиц и протестовать против решений совета и нар. собраний. По закону Эфиальта, в 462 А. потерял все права, кроме уголов. суда. При Адриане в 130 н.э. был вновь восстановлен в правах как верхов. правящий орган, однако деятельность его уже не имела больш. знач.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Ареопаг
(греч. холм Арея), холм в Афинах, место заседаний др. судилища того же назв., происхождение которого относится к мифич. периоду. Суд, заседавший на А., отправлял уголовное судопроизводство. Солон в 594 до н. э. ввел в его состав бывших архонтов. А. наблюдал за исполнением законов, мог привлекать к ответственности должностных лиц и протестовать против решений совета и народных собраний. По закону Эфиальта, в 462 А. потерял все права, кроме уголовного суда. При Адриане в 130 н. э. А. был вновь восстановлен в правах как верховный правящий орган, однако деятельность его уже не имела большого значения.

Источник: Словарь античности. 1989

Ареопаг
греч. Areios pagos - холм Арея)
   совет старейшин в древних Афинах, оплот родовой аристократии. Заседал на холме Арея близ Акрополя (откуда само название). Сначала имел широкую политическую, судебную и религиозную власть, постепенно превратился (после 462 г. до н.э.) в судебный орган, компетенцией которого было рассмотрение дел об умышленном убийстве и святотатстве.
   Цуканова М.А. Ареопаг до Солона // Вестн. МГУ. 1972. № 2. Вып. 2. С. 59-65.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

АРЕОПАГ
совет в Др. Афинах, орган власти. Заседал на Ареопаге (´Areios pagos - холм бога войны Ареса в Афинах) - небольшой скале у главного входа на Акрополь. Первоначально - совет старейшин, обладавший широкой политич., контролирующей, суд. и религ. властью. С 7 в. до н. э. состоял из пожизненных членов (из б. архонтов). Сначала - оплот аристократии, позже - олигархии. Первые ограничения власти А. произвел Солон. С развитием афинской рабовладельч. демократии А. постепенно был лишен политич. власти. После реформы Эфиальта (462 до н. э.) был сохранен только как суд по делам об умышленном убийстве и святотатстве. Но и позднее предпринимал попытки влиять на политику.

Лит.: Древняя Греция, М., 1956.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АРЕОПАГ
(греч. «холм Арея») – холм в Афинах, место заседаний совета старейшин. Скорее всего, название холма связано с именем греческого бога войны Ареса. В 51 г. апостол Павел произнес здесь речь перед афинянами, после которой некоторые... уверовали; между ними... Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь (Деян. 17, 34). В христианской традиции холм почитается как место обращения св. Дионисия Ареопагита, которому приписывается авторство корпуса богословских творений «Ареопагитик». Согласно преданию, св. Дионисий был первым епископом Афин, принял мученическую кончину и считался покровителем Афин. Сохранились руины церкви во имя св. Дионисия, построенной в XVI в. на высокой террасе под северо-восточным обрывом ареопага, и остатки колодца, возможно находившегося при доме св. Дионисия.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

АРЕОПАГ
   • ?????? ?????, ?,
       1. холм в Афинах к западу от акрополя, см. Attica, 11, Аттика;
       2. ?., древнейшее и знаменитейшее афинское судилище (???????????) и вместе с тем государственный, облеченный политической властью совет (?????), названный от имени упомянутого под 1) холма, на котором происходили заседания этого совета (отсюда последний называется ? ??? ?????? ????? или ??? ????? ???? ?????, ??? ??? ??. ?. ?????????). Происхождение его относят еще к мифическим временам (ср. сказание о суде над Ареем по поводу убиения Галирротия, сына Посейдона; по изображению в Эсхиловых «Эвменидах», процесс Ореста послужил Афине поводом к установлению на вечные времена суда А.). Этим мифам, в которых выразилось народное воззрение на историю А., противоречат известия, в которых учреждение его приписывается Солону (так, напр., Cic. off. 1, 22 полагает, что Солон учреждением А. оказал большие услуги государству, чем даже Фемистокл). Главная причина этой смутности представлений об А. и его деятельности заключается в том, что высший момент его значения и силы падает на времена доиерикловские, о которых мы имеем лишь скудные и неполные сведения. Поэтому-то нельзя наверное определить его отношения к совету 500 и к народному собранию и нельзя с точностью установить границы между судебной компетенцией А. и компетенцией суда гелиастов. Из неоспоримых свидетельств можно только заключать, что А. так же, как позднее номофилаки, имел право, если находил какую-нибудь меру вредной или противозаконной, заявлять свое veto, чтобы воспрепятствовать ее голосованию или исполнению. В пользу глубокой древности существования А. несомненным образом свидетельствует Солонов закон, по которому из общей амнистии, служившей подготовлением к реформам Солона, исключались, между прочим, лица, осужденные А. Затруднение, представляемое вопросом о времени учреждения последнего, разрешается, если принять во внимание двойственность значения А., как судилища и как государственного совета. В качестве суда по делам об убийствах А. существовал, без сомнения, с самых древних времен (ср. ??????, Эфеты). Солон же воспользовался освященным древностью уважением народа к этому знаменитому судилищу, чтобы сделать А. влиятельным политическим учреждением, наблюдающим за всем государственным управлением, за общественным порядком и нравственностью, за неприкосновенностью законов (?????????? ??????? ???? ?????? ???? ????? ?????????, Plut. Sol. 19). Уважение к А. должно было еще более возрасти вследствие того обстоятельства, что по своему составу этот совет, сравнительно с другими солоновскими учреждениями, имел аристократический характер: в А. поступали только бывшие архонты, представившие отчет в безупречном исполнении своей должности; таким образом, до Аристида А. были только избраннейшие граждане 1-го имущественного класса (ср. ????, Архэ, 3). Следовательно, по справедливости законодатель мог назвать это судилище и совет 500 якорями, на которых должна держаться шаткая ладья государства. Уважение, которым пользовался А., существенным образом основывалось также и на близкой связи его с религией, особенно со служением «почтенным богиням» (??????); святилище Эвменид находилось около А., о надлежащем чествовании их пеклись ареопагиты, они же назначали гиеропоев для жертв, приносившихся этим богиням. Кроме того, А. вверено было хранение каких-то таинственных священных древних заветов, от соблюдения которых зависело будто бы благо государства. А. же должен был охранять неприкосновенность государственной религии и наказывать за преступления против нее. Судебному ведению А. подлежали в особенности ??????. Он судил за преднамеренное убийство, преднамеренное поранение, поджог и отравление, повлекшее за собой смерть отравленного (закон Солона у Demosth. Aristocr. p. 627: ???????? ??? ???? ??????? ???? ??? ????? ???? ????? ??? ????????? ??? ???????? ??? ????????? ????? ???????? ???? ???? ?????????? ????). Его же суду подлежала ???????? и, может быть, по особым поручениям некоторые другие преступления. Жалобы подавались архонту-царю. С момента подачи обвиняемому воспрещался доступ в общественные места; в 3 подряд следовавшие месяцы производилось предварительное следствие (??????????). Затем на 4-й месяц в один из 3-х последних дней его (но не ночью, как утверждает это Лукиан) под открытым небом (чтобы присутствующие не осквернились, находясь под одной крышей с преступником) совершался суд над убийцей; обвинитель и подсудимый, стоя на двух необделанных камнях — первый на камне неумолимости (????? ??????????), другой на камне правонарушения (?. ????????) — должны были страшной клятвой свидетельствовать истину того, что они будут говорить. Каждому из них предоставлялось сказать по 2 речи. До конца прений обвиняемый (только не отцеубийца) мог избавиться от последствий грозившего приговора, добровольно удалившись из отечества. После прений постановлялся приговор, назначавший для виновного смертную казнь или изгнание. При равенстве голосов подсудимого оправдывали (calculus Minervae). Что политическое значение А. было весьма немаловажно, мы видели из приведенных слов Плутарха, где А. называется ?????????? ?????? ???? ????? ???? ?????. Но те же слова показывают, что область его ведения едва ли достаточно точно была определена. Уважение, которым он пользовался, как знаменитое, уже в мифах прославленное судилище, и которое еще более возросло благодаря особому способу назначения ареопагитов, должно было придавать и в политических делах известный вес советам (они назывались ??????????????, потому что давались письменно) А. В частности, известно, что ему принадлежал надзор за мерами и весами, за строительным ведомством, за иностранцами. Перед Саламинской битвой он доставил деньги на уплату жалованья морякам, отсюда произошло это, не совсем, конечно, точное, показание Цицерона: Est enim bellum gestum consilio senatus eius, qui a Solone erat constitutus (Cic. off. 1, 29). Антифонт, человек, лишенный прав гражданства, когда он, как говорит Демосфен, пришел в город, чтобы в интересах Филиппа поджечь афинские неории, по приказанию А. был схвачен и предан суду, который приговорил злоумышленника к смертной казни. Dem. de. cor. p. 271. Когда Эсхин был назначен синдиком для защиты прав Афин на управление делосским святилищем, А. отверг этого кандидата как изменника, и на место его избрал Гиперида. В этом случае А. действовал не на основании какого-нибудь постоянно ему принадлежавшего права, а в силу поручения и полномочия, данного самим народом (?? ?????????? ???????? [???? ??? ?????? ????? ??????] ???? ???? ????????? ?????? ??????????, Dem. de cor. p. 271). Следовательно, вообще его могущество основывалось на доверии, которое он к себе внушал. Понятно, что пользующийся почетом, аристократический по способу назначения членов и консервативный по своему настроению А. должен был в особенности подвергаться нападениям демократов. Ок. 460 г. Периклу, действовавшему через Эфиальта, удалось значительно ослабить власть ?. (???????? ??????????? ?????????? ???? ??? ?????? ????? ??????? ???? ??????? ????? ??????? ??????, Plut. Cim. 15; ср. Plut. Pericl. 9 и другие места). На это нападение демократической партии намекается в нескольких местах «Эвменид» Эсхила, который сильно отстаивает А., как один из столпов порядка и права. Что касается до права суда над убийцами, то уже в силу священного, религиозного характера, искони усвоившегося этому праву, весьма вероятно, что оно всегда оставалось за A. Dem. Aristocr. p. 641: ????? ??? ??????????? [??? ??? ????? ????] ?????? ????????, ???? ??????????, ??? ?????????? ??? ???????? ????? ?????????? ??????????, ?????? ?????? ????????????? ???? ??? ??????? ???????? ?????????? ????? ?????? ??????? ???? ????? ??????? ????????? ???????). Напротив того, можно с уверенностью утверждать, что А. лишен был политической власти, влияния на народные собрания и управление, и, таким образом, действительно, у него отняты были ????????? ??????? (выражение нужно понимать не в строго юридическом смысле). Но уже в течение Пелопоннесской войны он, по-видимому, возвратил себе, по крайней мере отчасти, свою прежнюю силу. Что после падения тридцати А. пользовался прежним влиянием и значением, доказывает только эта вставка у Andoc. de myst. § 83: ??????????? ? ????? ? ??? ?????? ????? ???? ?????, ?????? ???? ?? ?????? ????? ????????? ?????? ????????. Еще и во времена римского владычества А. пользовался величайшим почетом (Cic. de n. d. 2. 29) и имел сильное влияние на государственные дела и на граждан (Tac. ann. 2, 55). ср.: Philippi, der Areopag und die Epheten (1874).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
385.25 кб

Афинский ареопаг: от Саламинской битвы до реформы Эфиальта (478-462 гг. До Н. Э. )

Гущин В. Р.
Читать PDF
200.37 кб

«Ареопаг». Метрические эксперименты

Егорова Людмила Владимировна
Те, чьи имена упоминаются как имеющие отношение к «Ареопагу», способствовали расцвету поэзии, знаменующему «Золотой век» елизаветинской литературы.
Читать PDF
226.67 кб

Тление и тленность в христианском миросозерцании: ориген, Августин и Ареопагит

Рыбаков Николай Сергеевич, Рыбакова Надежда Анатольевна
Читать PDF
2.64 мб

Проблема имени Бога в христианском неоплатонизме: Дионисий Ареопагит, Ансельм Кентерберийский и русс

Душин О. Э.
Читать PDF
223.51 кб

Дионисий Ареопагит в концепции Ю. П. Черноморца

Шкуро Сергей Викторович
В статье предлагается критическое осмысление гипотезы современного украинского богослова и философа Ю.П. Черноморца относительно личности Дионисия Ареопагита и его богословского учения.
Читать PDF
29.82 мб

Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит

Бирюков Дмитрий
Выделяются две стратегии иерархии у Григория.
Читать PDF
1.30 мб

Св. Дионисий Ареопагит, св. Максим Исповедник (Гл. 7 из кн. «Боговидение», пер. К.В. Агеевой)

В. Н. Лосский
Читать PDF
1.54 мб

К вопросу об ареопагитских творениях: письмо архиепископу финляндскому Антонию

В. В. Болотов
Читать PDF
612.27 кб

Псевдо-Дионисий Ареопагит и Восточная Церковь: Принятие «Корпус Ареопагитикум» и интеграция неоплато

Владимир Харламов
В статье утверждается, что наследие Псевдо-Дионисия Ареопагита представляет собой наиболее живое и широкое влияния неоплатонических идей в Восточной православной традиции.
Читать PDF
101.87 кб

Произведения лицевого шитья в контексте теории образа Дионисия Ареопагита

Гребенникова Дина Александровна
Рассмотрены теоретические основания искусства лицевого шитья.
Читать PDF
130.75 кб

О судьбе одного фрагмента корпуса Дионисия Ареопагита в древнерусской рукописной традиции

Иткин Владимир Владимирович
Cтатья посвящена судьбе одного фрагмента Дионисийского корпуса («Видения Карпа о двух грешниках») в древнерусской рукописной традиции. См. также другие статьи Вл. Иткина
Читать PDF
63.08 кб

Один аспект методологии познания у Платона и Дионисия Ареопагита

Моисеев Петр Алексеевич
П. А.
Читать PDF
981.33 кб

Таинство «Синаксиса» у Псевдо-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника

Петров Валерий Валентинович
В Ареопагистском корпусе (АК) истинной и первой причастностью Иисусу считается умное узревание и знание. Причастие через евхаристические хлеб и вино именуется причащением «как в образе» или «символическим».
Читать PDF
446.73 кб

«Hier op sprect Sente dyonisius»: роль ссылок на Пс. -Дионисия Ареопагита в переосмыслении наследия

Хорьков Михаил Львович
Цель данной статьи – прояснить роль и функцию ссылок на Пс.-Дионисия Ареопагита, которые в ряде позднесредневековых нидерландских рукописей сопрягаются с эксплицитными цитатами из сочинений Майстера Экхарта.
Читать PDF
112.26 кб

Апофатизм Дионисия Ареопагита и византийская теория образа как идейные источники онтологической теор

Лескин Дмитрий Юрьевич
В статье анализируются представленные в трудах автора «Corpus Areopagiticum», прпп.

Похожие термины:

  • АРЕОПАГ, АРЕОПАГИТ

    Деян 17:19-34) — второе слово есть название судей верховного судилища в Афинах. Название это происходит от слова ареопаг (холм Марса), что означает или самое судилище, или место, на котором происходили
  • Ареопагит

    Деян 17.34)-Дионисий, как полагают, один из судей ареопага, хотя это имя имели люди и не связанные с ареопагом (например, также Дионисий Ареопагит-богослов и философ 5 в.).
  • ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

    первый афинский епископ, живший в 1 в. Через неск. сот лет после него, приблизит. во 2-й пол. 5 в., под этим же именем выступил неизвест. философ в кач-ве автора соч. «Об именах бога», «О мистич. теологии»,
  • ПСЕВДОДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

    возможно, вторая пол. V – начало VI вв.) – философ, христианский теолог, происхождение и подлинное имя которого не установлены. В качестве псевдонима он взял имя афинянина Дионисия Ареопагита (I в.), п
  • Св. Дионисий Ареопагит

    Сборник богословских сочинений, дошедший до нас под именем Дионисия Ареопагита («Ареопагитики»), принадлежит к числу самых загадочных памятников христианской древности. О его авторе — Дионисии,
  • АРЕОПАГИТИКИ

    свод религиозно-философских сочинений V в.
  • Корпус сочинений Дионисия Ареопагита

    Корпус сочинений Дионисия Ареопагита – цикл произведений, надписываемых именем Дионисия Ареопагита (упоминаемого в Деяниях апостолов ученика апостола Павла), переведенный на славянский язык в XI