Архангел
Архангел
в христианском вероучении старший ангел.
Архангел
Иуд 9; 1Фес 4.16)-главный, высший Ангел, исполняющий особые Божие повеления. Полагают, в От 8.2 имеются в виду Архангелы, ибо они стоят пред лицом Божиим. (См. Ангел, власть)
АРХАНГЕЛ
Высшая степень ангельского чина. В переводе с греческого языка это слово обозначает «начальника ангелов», самого главного из них. Всего известно семь Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Все семеро составляют Собор Архангелов. На Руси в традиции православной культуры издавна почитался Архангел Михаил, символ воинской победы, а также Архангел Гавриил, принесший Деве Марии благую весть о скором рождении Иисуса Христа.
Источник: Основы православной культуры. 2011
АРХАНГЕЛ
начальник Ангелов, высший Ангел; 1 Фее. 4:16, Иуды 1:9). Различных чинов или степеней Ангельских в Свящ. Писании обозначается девять, именно: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Имена Архангелов, известные из Свящ. Писания, суть следующие: Михаил, означающий: кто яко Бог (Дан 10:13, Иуды 1:9), Гавриил (сила Божия; Дан 8:16, Лк 1:26), Рафаил (помощь, исцеление Божие; Тов 3:16), Уриил (огонь и свет Божий; 3Езд 4:1) и Салафиил (молитва к Богу; 3Езд 5:16). К Архангелам причисляются еще: Иегудиил (хвала Божия) и Варахиил (благословение Божие), коих имена не встречаются в Свящ. Писании. В 3Езд 4:36 упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Архангел
Этим словом обозначается в 1 Фес. 4:16 вестник пришествия Господа и в Иуд. 9 Михаил, который в Дан. 10:13,21; 12:1 выступает, как ангел-хранитель еврейского народа, а в Отк. 12:7, как вождь множества ангелов в войне с драконом и его ангелами. Некоторые предполагают, что здесь имеется в виду Христос; но это не имеет основания, ибо в Дан. 10:5, 6,13,21 делается ясное различие между Сыном Божиим и ангелом Михаилом, и в Иуд. 9 Михаил сам не произносит суда над сатаною, но предоставляет суд Господу. Архелай, сын Ирода Великого и самарянки Малтаки, воспитывался вместе со своим сводным братом Антипой в Риме и поставлен после смерти своего отца над Иудеей, Идумеей и Самарией. Жестокий и властный, как отец, он был страшен для подданных (Мат. 2:22). После девятилетнего царствования он, по жалобе на него кесарю, был сослан во Францию, в Виенну. См. «Ирод 4».
АРХАНГЕЛ
(греч. «начальник Ангелов») – в небесной иерархии, описанной в «Ареопагитиках» (см. Дионисий Ареопагит), это 8-й, предпоследний, ангельский чин. Слово «Архангел» в Священном Писании впервые появляется
в 3-й Kниге Ездры (см. 3 Езд. 4, 36), где с этим именем выступает Ангел Иеремиил. Впоследствии это имя воспринимается новозаветными авторами (см. Иуд. 1, 9; 1 Фес. 4, 16) и христианской литературой. Kроме Архангела Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще несколько Архангелов. Первое место среди них принадлежит Архангелу Михаилу (евр. «кто как Бог»). В Библии он именуется «вождем воинства Господня» (см. Нав. 5, 14-15), т.к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною... (Откр. 12, 7-9). В Kниге пророка Даниила (Дан. 12, 1) Архангел Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т.к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т.е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла.
Еще один Архангел – Гавриил («муж Божий» или «сила Божия») (см. Дан. 8, 16; Лк. 1, 19). Архангел с этим именем известен как служитель Божественных Таин. Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении святого Иоанна Предтечи (см. Лк. 1, 19) и Деве Марии – о зачатии и рождении Иисуса Христа (см. Лк. 1, 26-38).
Имена других четырех Архангелов упоминаются в неканонических книгах Священного Писания: Рафаил («исцеление Божие») (см. Тов. 3, 16), Уриил («свет или огонь Божий») (3 Езд. 4, 1), Салафиил («молитва к Богу») (см. 3 Езд. 5, 16, 31) и Иеремиил («высота Божия») (см. 3 Езд. 4, 36). Два архангельских имени – Иегудиил («хвала Божия») и Варахиил («благословение Божие») – сохраняются в церковном Предании. Все эти Архангелы совершают различные служения, особенности которых в основном отражены в их именах. Поскольку по роду своего служения эти Архангелы приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной «Ареопагитиками», на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин.
в 3-й Kниге Ездры (см. 3 Езд. 4, 36), где с этим именем выступает Ангел Иеремиил. Впоследствии это имя воспринимается новозаветными авторами (см. Иуд. 1, 9; 1 Фес. 4, 16) и христианской литературой. Kроме Архангела Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще несколько Архангелов. Первое место среди них принадлежит Архангелу Михаилу (евр. «кто как Бог»). В Библии он именуется «вождем воинства Господня» (см. Нав. 5, 14-15), т.к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною... (Откр. 12, 7-9). В Kниге пророка Даниила (Дан. 12, 1) Архангел Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т.к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т.е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла.
Еще один Архангел – Гавриил («муж Божий» или «сила Божия») (см. Дан. 8, 16; Лк. 1, 19). Архангел с этим именем известен как служитель Божественных Таин. Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении святого Иоанна Предтечи (см. Лк. 1, 19) и Деве Марии – о зачатии и рождении Иисуса Христа (см. Лк. 1, 26-38).
Имена других четырех Архангелов упоминаются в неканонических книгах Священного Писания: Рафаил («исцеление Божие») (см. Тов. 3, 16), Уриил («свет или огонь Божий») (3 Езд. 4, 1), Салафиил («молитва к Богу») (см. 3 Езд. 5, 16, 31) и Иеремиил («высота Божия») (см. 3 Езд. 4, 36). Два архангельских имени – Иегудиил («хвала Божия») и Варахиил («благословение Божие») – сохраняются в церковном Предании. Все эти Архангелы совершают различные служения, особенности которых в основном отражены в их именах. Поскольку по роду своего служения эти Архангелы приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной «Ареопагитиками», на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин.
Источник: Православие. Словарь-справочник.