Архангел

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Архангел
в христианском вероучении старший ангел.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Архангел
Иуд 9; 1Фес 4.16)-главный, высший Ангел, исполняющий особые Божие повеления. Полагают, в От 8.2 имеются в виду Архангелы, ибо они стоят пред лицом Божиим. (См. Ангел, власть)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

АРХАНГЕЛ
Высшая степень ангельского чина. В переводе с греческого языка это слово обозначает «начальника ангелов», самого главного из них. Всего известно семь Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Все семеро составляют Собор Архангелов. На Руси в традиции православной культуры издавна почитался Архангел Михаил, символ воинской победы, а также Архангел Гавриил, принесший Деве Марии благую весть о скором рождении Иисуса Христа.

Источник: Основы православной культуры. 2011

АРХАНГЕЛ
начальник Ангелов, высший Ангел; 1 Фее. 4:16, Иуды 1:9). Различных чинов или степеней Ангельских в Свящ. Писании обозначается девять, именно: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Имена Архангелов, известные из Свящ. Писания, суть следующие: Михаил, означающий: кто яко Бог (Дан 10:13, Иуды 1:9), Гавриил (сила Божия; Дан 8:16, Лк 1:26), Рафаил (помощь, исцеление Божие; Тов 3:16), Уриил (огонь и свет Божий; 3Езд 4:1) и Салафиил (молитва к Богу; 3Езд 5:16). К Архангелам причисляются еще: Иегудиил (хвала Божия) и Варахиил (благословение Божие), коих имена не встречаются в Свящ. Писании. В 3Езд 4:36 упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Архангел
Этим словом обозначается в 1 Фес. 4:16 вестник пришествия Господа и в Иуд. 9 Михаил, который в Дан. 10:13,21; 12:1 выступает, как ангел-хранитель еврейского народа, а в Отк. 12:7, как вождь множества ангелов в войне с драконом и его ангелами. Некоторые предполагают, что здесь имеется в виду Христос; но это не имеет основания, ибо в Дан. 10:5, 6,13,21 делается ясное различие между Сыном Божиим и ангелом Михаилом, и в Иуд. 9 Михаил сам не произносит суда над сатаною, но предоставляет суд Господу. Архелай, сын Ирода Великого и самарянки Малтаки, воспитывался вместе со своим сводным братом Антипой в Риме и поставлен после смерти своего отца над Иудеей, Идумеей и Самарией. Жестокий и властный, как отец, он был страшен для подданных (Мат. 2:22). После девятилетнего царствования он, по жалобе на него кесарю, был сослан во Францию, в Виенну. См. «Ирод 4».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

АРХАНГЕЛ
(греч. «начальник Ангелов») – в небесной иерархии, описанной в «Ареопагитиках» (см. Дионисий Ареопагит), это 8-й, предпоследний, ангельский чин. Слово «Архангел» в Священном Писании впервые появляется
в 3-й Kниге Ездры (см. 3 Езд. 4, 36), где с этим именем выступает Ангел Иеремиил. Впоследствии это имя воспринимается новозаветными авторами (см. Иуд. 1, 9; 1 Фес. 4, 16) и христианской литературой. Kроме Архангела Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще несколько Архангелов. Первое место среди них принадлежит Архангелу Михаилу (евр. «кто как Бог»). В Библии он именуется «вождем воинства Господня» (см. Нав. 5, 14-15), т.к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною... (Откр. 12, 7-9). В Kниге пророка Даниила (Дан. 12, 1) Архангел Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т.к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т.е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла.
Еще один Архангел – Гавриил («муж Божий» или «сила Божия») (см. Дан. 8, 16; Лк. 1, 19). Архангел с этим именем известен как служитель Божественных Таин. Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении святого Иоанна Предтечи (см. Лк. 1, 19) и Деве Марии – о зачатии и рождении Иисуса Христа (см. Лк. 1, 26-38).
Имена других четырех Архангелов упоминаются в неканонических книгах Священного Писания: Рафаил («исцеление Божие») (см. Тов. 3, 16), Уриил («свет или огонь Божий») (3 Езд. 4, 1), Салафиил («молитва к Богу») (см. 3 Езд. 5, 16, 31) и Иеремиил («высота Божия») (см. 3 Езд. 4, 36). Два архангельских имени – Иегудиил («хвала Божия») и Варахиил («благословение Божие») – сохраняются в церковном Предании. Все эти Архангелы совершают различные служения, особенности которых в основном отражены в их именах. Поскольку по роду своего служения эти Архангелы приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной «Ареопагитиками», на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
95.05 кб

Церковь и граница: деятельность православных церковных братств на территории Кемского уезда Архангел

Трофименко Василий Георгиевич
Статья посвящена проблеме возникновения и деятельности православных братств в условиях пограничной области.
Читать PDF
7.47 мб

Экологическая оценка современного содержания 137Cs в почвах и некоторых биообъектах в лесах Архангел

Лурье А.А., Кубасова М.С.
В статье приведены результаты определений содержания 137Cs в лесных почвах, грибах, ягодах и других природных объектах в 12 районах Архангельской области.
Читать PDF
1.08 мб

Город архангела михаила

Лукин Юрий Фёдорович
В статье исследуется начальная история Архангельска, ведущего свое летоисчисление с даты основания Михайло-Архангельского монастыря в 1388 г.
Читать PDF
778.40 кб

Возрождение святынь Отечества: обмеры храма Архангела Михаила в С. Легостаево Новосибирской области

Зусик Валентина Владимировна, Иванова Елизавета Петровна, Садномова Любовь Вячеславовна, Савчук Алина Андреевна
В статье рассмотрена история храма Михаила Архангела с. Легостаево Новосибирской области, обмер которого выполнили студенты НГАХА летом 2010 г. Проект храма был составлен в 1804 г.
Читать PDF
25.14 мб

«Молитва архангелу Михаилу» и «Сон Богородицы» в записях П. Г. Богатырева (по архивным источникам)

Самоделова Елена Александровна
Читать PDF
271.24 кб

Архангелы венчура

Наталья Ульянова
Читать PDF
57.22 кб

Голдин В. И. Российская военная эмиграция и советские спецслужбы в 20 е годы XX века. Архангельск: С

Ипполитов Г. М., Ефремов В. Я.
Читать PDF
1.94 мб

Храм Михаила Архангела С. Легостаево и храмы раннего классицизма в Петербурге и Сибири. (опыт сравни

Борисова Анна Андреевна, Савчук Алина Андреевна
Читать PDF
1.32 мб

Древнейшие изображения архангела Михаила грозных сил воеводы

Тычинская Полина Александровна
Приводятся наиболее ранние сохранившиеся памятники иконографии архангела Михаила, грозных сил воеводы, а также доступные свидетельства исторических источников о несохранившихся произведениях.
Читать PDF
296.30 кб

Престол уготованный в иконографии св. Архангела Михаила

Остапенко Светлана Степановна
Исследуются иконографические особенности написания Этимасии в иконах Св. Архангела Михаила в образе Грозного Воеводы.
Читать PDF
9.55 мб

Обонежские иконы архангела Михаила грозных сил воеводы: Северный вариант столичной иконографии

Тычинская Полина Александровна
Предлагаемая работа посвящена северным иконам архангела Михаила грозных сил воеводы XVII нач. XVIII в., хранящимся в музейных собраниях (МИИРК, Музей-заповедник "Кижи", ЦМиАР).
Читать PDF
145.99 кб

«Аквариум»: сорокалетнее путешествие из Вавилона в Архангельск

Т.С. Кожевникова
Читать PDF
0.00 байт

2016.04.006. ФЕСЕНКО Э.Я. ПРИТЯЖЕНИЕ СЕВЕРА. - АРХАНГЕЛЬСК: САФУ, 2015. - 426 С

Петрова Т.Г.
Читать PDF
290.06 кб

АРХАНГЕЛЬСКАЯ Р.И. РУССКОЕ КАБАРЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Фетисова Т.А.
Читать PDF
193.72 кб

Свято-Михайловский собор в Ново-Архангельске как памятник истории Русской Америки

Обертас В. А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ГАВРИИЛ АРХАНГЕЛ

    Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о воплощении Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия. Именно поэтому на следующий день п
  • МИХАИЛ АРХАНГЕЛ

    почитание архангела Михаила восходит к древним временам. В Священном Писании он упоминается в Книге пророка Даниила (10, 13), где тот называет его «один из первых князей». Апостол Иуда в своем Послани
  • Адриан, игумен монастыря Св. Архангела Михаила

    (PAULING, Linus). Общественный деятель США, ученый-химик. Род. 28 февраля 1901 г. в Портленде (штат Орегон) в семье английских и немецких эмигрантов. Окончил колледж штата Орегон по специальностям химия и физи
  • Акакий, игумен монастыря Св. Архангела Михаила

    XV в. — игумен монастыря Св. Архангела Михаила, на месте Архангельска. {Половцов}
  • РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОЮЗ им. МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

    РНСМА), одна из крупнейших право-монархических организаций, организатором и руководителем которой был В. М. Пуришкевич. РНСМА был создан 8 нояб. 1907 вышедшими из состава Союза Русского Народа (СРН) ст
  • Михаила архангела село

    Так называлось одно из сел по Шлиссельбургскому тракту (ныне – пр. Обуховской Обороны), которое находилось между селом Смоленским (границей являлась нынешняя ул. Крупской – бывшая Московская) и се
  • МИХАИЛА АРХАНГЕЛА СОБОР

    в Сердобске. Собор пятиглавый, каменный, трехпрестольный. Гл. престол во имя Архистратига Михаила освящен епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном 2 апр. 1905, правый – во имя Казанской иконы Б
  • Русский народный союз имени архангела Михаила

    черносотенная организация, выделившаяся вследствие личных амбиций В.М. Пуришкевича в 1908 г. из самой крупной черносотенной организации "Союза русского народа". В уставе новой организации подчеркив
  • СОЮЗ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

    правомонархическая (черносотенная), православно-консервативная общественно-политическая организация (партия), действовавшая в Российской Империи в 1907–1917 гг.
  • Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре Кремля собор

    (уничтожен). Чудов монастырь, основанный в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским, находился на месте площади перед зданием бывшего Президиума Верховного Совета СССР и западной части
  • Чуда архангела Михаила в Кускове церковь

    (улица Юности, дом № 2; уничтожена). Храм был зимней приходской церковью села Кусково. Первоначально выстроен графом П.Б. Шереметевым как домовый и освящен 5 марта 1772 г. Службы в ней совершал священн
  • Гавриила архангела в Гаврииловой патриаршей слободе церковь (Меншикова башня)

    (Архангельский переулок, дом № 15а). Впервые храм упоминается в 1551 г. В его окрестностях после учреждения в 1589 г. патриаршества на Руси образовалась Гаврииловская патриаршая слобода. Дошедшая до н
  • АРХАНГЕЛОГОРОДСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

    См.: Летопись Устюжская
  • Архангелы

    (греч. – начальник ангелов) – согласно принятой в христианстве «небесной иерархии», старшие ангелы. Ортодоксальная христианская традиция называет по именам 3 архангела: Михаила – «верховного вое
  • Михаила архангела близ Кутузовской избы церковь

    (Кутузовский проезд, дом № 3). В Филях 1 сентября 1812 г. на военном совете, собравшемся в крестьянской избе, М.И. Кутузов и его соратники решили сдать Москву неприятелю, чтобы спасти русскую армию. Пам
  • МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ЦЕРКОВЬ

    в с. Стяжкине Н.-Ломов. р- на, построена в 1801. Имела, вероятно, своим аналогом один из проектов моск. арх. К. И. Бланка (1728–93). В архитектуре воплотились черты как барокко (прорез. люкарнами своды барочны
  • Михаила архангела на Щипке церковь

    (улица Щипок, дом № 6/8; уничтожена). Каждое из благотворительных учреждений, открытых в Москве, обязательно имело в своем распоряжении церковь. Не является исключением и так называемая Солодовнико
  • Михаила архангела на Владыкинском кладбище храм-часовня

    (Станционная улица, дом № 8а). Приписана к храму Ризоположения в Леонове.
  • Михаила архангела при Голицынской больнице церковь

    (Титовский проезд; уничтожена). Величественная простота и монументальный облик зданий Голицынской больницы выделяют эти сооружения среди аналогичных построек Москвы. Они были возведены в конце XV
  • Михаила архангела при клиниках на Девичьем поле церковь

    (улица Еланского, дом № 2а). С середины XIX века при Московском университете стали создаваться клиники. Первоначально они располагались на улице Рождественке, в здании, где сейчас находится Архитек