понятие, обозначающее общность археологических памятников, относящихся к одному времени, определенной территории и отличающихся местными особенностями. Многие А. к. соотнесены исследователями с этническими общностями.
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Археологическая культура
совокупность памятников старины (поселение, захоронения, различные находки и т. д. ), которая относится к одному времени, расположены на определенной территории и имеют свою отличительную особенность. Она «рассказывает» о материальной, культурной и духовной жизни людей в разное время и на разной территории. Название такой культуры связано либо с местом раскопки, либо с какими-то ее особенностями (способом захоронения, росписи керамики и т.п. ). На территории Харьковщины имеются находки многочисленных А.к.; большое количество их раскопано в черте города. Среди главных из них: каменный в. (днепро-донецкая, ямочно-гребенчатой керамики, среднестоговская, ямная А.к.), бронзовый в. (многоваликовой керамики, катакомбная, срубная, бондарихинская), ранний железный в. - лесостепная, черняховская, пеньковская, салтовская, роменская, скифская степная. Е.В. Дьякова
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
одно из фундаментальных понятий в археологии. Широко используется в отечественной и европейской науке, в меньшей степени востребовано в американской археологии, где замещается близкими понятиями индустрии, стиля, фазы. Наиболее эффективно работает в области исследования первобытной палеокультуры и почти не применяется в античной и средневековой (за исключением ряда регионов) археологии. При отсутствии общепринятого определения обычно понимается как совокупность археологических памятников (поселений, стоянок, городищ, могильников, святилищ, мастерских), существовавших в рамках одного исторического времени на единой территории (рассеянное или чересполосное расположение допускается как исключение), демонстрирующих определенную (в идеале - статистически определенную) степень культурного своеобразия. С учетом региональной и эпохальной специфики это своеобразие проявляется в особенностях домостроения, погребального обряда, каменной и костяной индустрий, украшений, формы и орнаментации керамики. Современные трактовки археологической культуры предполагают, что перечисленные элементы палеокультуры образуют единообразно эволюционирующую структуру со сложными функциональными связями, а не механическую сумму разнообразных признаков.
Сложившаяся исследовательская практика применения понятия «археологическая культура» противоречива, оно используется и как универсальный инструмент классификации археологических древностей и как основополагающая аналитическая категория - своеобразный археологический эквивалент древних обществ. Большинство исследователей не исключают соответствие археологических культур этническим общностям древности - племенам или более крупным этноязыковым объединениям, но полагают это соответствие не обязательным. Постулируется большая вероятность этнического содержания культур в древности (каменный век, отчасти эпоха бронзы) и более разнообразные и альтернативные интерпретации для более поздних эпох. Археологические культуры раннего железного века и средневековья наряду с этнической идентификацией могут соответствовать хозяйственнокультурным типам и историко-культурным общностям - древним аналогам историко-этнографических областей.
Лит.: Аникович М. В. О содержании понятия «археологическая культура» // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск, 1981; Арутюнов С. А. Народы и культу ры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Каменецкий И. С. Археологическая культура - ее определение и интерпретация // СА, 1970. № 2; Клейн Л. С. Археологическая типология. Л., 1991. Е. А. ВАСИЛЬЕВ
Сложившаяся исследовательская практика применения понятия «археологическая культура» противоречива, оно используется и как универсальный инструмент классификации археологических древностей и как основополагающая аналитическая категория - своеобразный археологический эквивалент древних обществ. Большинство исследователей не исключают соответствие археологических культур этническим общностям древности - племенам или более крупным этноязыковым объединениям, но полагают это соответствие не обязательным. Постулируется большая вероятность этнического содержания культур в древности (каменный век, отчасти эпоха бронзы) и более разнообразные и альтернативные интерпретации для более поздних эпох. Археологические культуры раннего железного века и средневековья наряду с этнической идентификацией могут соответствовать хозяйственнокультурным типам и историко-культурным общностям - древним аналогам историко-этнографических областей.
Лит.: Аникович М. В. О содержании понятия «археологическая культура» // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск, 1981; Арутюнов С. А. Народы и культу ры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Каменецкий И. С. Археологическая культура - ее определение и интерпретация // СА, 1970. № 2; Клейн Л. С. Археологическая типология. Л., 1991. Е. А. ВАСИЛЬЕВ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.
КУЛЬТУРА АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ
лат. cultura - образование, развитие) - термин, употребляемый для обозначения общности археол. памятников, относящихся к одному времени, отличающихся местными своеобразными особенностями и сосредоточенных на определенной огранич. терр. Обычно К. а. называют по к.-л. отличит. признаку: по форме или орнаменту керамики, по обряду погребения или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры, или, наконец, по комплексу признаков. Часто К. а. отражает обособленное существование древних племен и народов. Различия между племенами лучше всего обнаруживаются по обряду погребения, керамике, украшениям, в меньшей степени - по типу жилищ или по орудиям труда. В результате изучения К. а. иногда удается установить уровень развития производит. сил и производств. отношений, а также нек-рых надстроечных явлений, в совокупности характеризующих определенный этап в истории того или иного племени или народа. Иногда удается также связать определенную К. а. с известными из письм. источников племенами (напр., латенскую культуру - с кельтами). Однако далеко не всегда сходство элементов материальной культуры отражает этнич. общность или общность по происхождению. В сходных социальных и географич. условиях при наличии примитивной техники могли возникнуть сходные явления в быту и материальной культуре различных племен независимо (конвергентно). Кроме того, отд. элементы культуры могут заимствоваться в результате распространения идей или переселения народа, носителя этой культуры. Представление о К. а. и изучение их возникновения, распространения и исчезновения позволяет реконструировать историю племен и народов в эпохи, предшествующие возникновению письм. источников. Существует и др. понятие К. а., в наст. время выходящее из употребления. Под К. а. в таком случае подразумевают археол. памятники одной ист. эпохи, независимо от их местонахождения, отличающиеся сходными формами орудий, одинаковой техникой их изготовления и пр. Это относится прежде всего к К. а. палеолита (шелльской, ашельской, мустьерской и др.), но иногда и к более позднему времени. Нек-рые ученые в подобном случае заменяют термин "культура" термином "эпоха", говорят: "шелльская эпоха" или "шелльский этап в развитии общества". Лит.: Брюсов А. Я., Археологические культуры и этнические общности, "CA", 1956, т. 26; Левин М. Г. и Чебоксаров Н. H., Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографич. области, "СЭ", 1955, No 4; Монгайт А. Л., Археология и современность, М., 1963; Фосс М. Е., Древнейшая история Севера Европейской части СССР, М., 1952; Eggers H. J., Einf?hrung in die Vorgeschichte, M?nch., 1959; De Laet S., L´arch?ologie et ses probl?mes, Berchem - Brux., 1954. А. Л. Монгайт. Москва.