Аристофан

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АРИСТОФАН
ок. 450 — ок. 380 гг. до н. э.) — величайший сатирик Древней Греции, родился в Афинах. О его жизни мы знаем весьма мало. До нас дошло 11 его комедий, которые отличаются удивительным остроумием. В них он выводит в смешном виде общественных деятелей и высмеивает главнейшие недостатки своего времени. Он был одним из самых выдающихся поэтов всех времен.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Аристофан
афинский поэт, автор знаменитых комедий, живший в V - IV в.в. до нашей эры. Его произведения являются высшими образцами этого рода литературы в древней Греции. В комедиях Аристофана очень силен политический обличительный момент. Наиболее известна его комедия "Облака", осмеивающая Сократа, в котором Аристофан видел только опасного и вредного софиста.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

Аристофан
(лат. Aristophanus, 445 – ок. 385 гг. до н. э.) — древнегреческий поэт, выдающийся представитель древнегреческой комедии — «отец комедии», которые, полные юмора и сатиры, поднимали политические, социальные, педагогические и литературные проблемы. Выступал поклонником государственного порядка времен афинской демократии. Сохранились 11 комедий: «Ахарняне» воспевают мирную жизнь деревни. Во «Всадниках» — разоблачается воинственная позиция и требуется восстановление мира. Творчество Аристофана отличало чувство личной ответственности за решения политических и воспитательно-нравственных проблем, яркий выразительный язык, юмор, богатая фантазия. Основные произведения: «Всадники», «Облака», «Лисистрата», «Ахарняне», «Птицы». Творчество Аристофана с эпохи Возрождения оценивалось очень высоко. Обработкой его комедий занимались Ганс Сакс и Ронсар, мотивы пьес использовали Расин, Гете и др.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

АРИСТОФАН
ок. 445 — ок. 385 до н.э.) — др.-греч. комедиограф, соч. к-рого представл. собой один из наиболее важных источ. для изуч. соц. и идейно-политич. борьбы в Афинах времени Пелопоннесской войны и последующих двух десятилетий. Из 44 комедий А. сохран. 11. Будучи идеологом аттич. крестьянства, не заинтерес. в войне со Спартой, А. решит. выступал против радикал. крыла афинск. демоса, стремивш. к активизации воен. действий. В коме-диях А. «Ахарняне» (425), «Мир» (421) и особенно «Лисист-рата» (411) резко звучит тема борьбы за мир. В комедиях «Всадники» (424) и «Осы» (422) А. критикует отрицат. стороны афинской демократии: власть демагогов и чрезмер. страсть к суд. процессам. В комедиях «Облака» (423) и особенно «Лягушки» (405) сатирич. изображ. Сократ и Еврипид. В комедиях последнего периода жизни А. «Женщины в народном собрании» (ок. 392) и «Плутос» (388) в излюбл. поэтом форме утопии ярко показано имуществ. расслоение афинск. демоса.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АРИСТОФАН
(445–386 гг. до н.э.) — греческий поэт, выдающийся представитель древнегреческой ко-медии. Исходя из трагических идеалов греческого полиса, Аристофан выражал в своем творчестве чаяния афинского консервативного крестьянства, неизменно выступал поклонником государства и демократии.
Из более сорока известных комедий Аристофана до наших дней сохранились полностью одиннадцать. Его творчество отличало высокое чувство личной ответ-ственности за решение политических и нравственных проблем своего времени, а также яркий выразительный язык, искрометный юмор, богатая фантазия и применение различных сценических эффектов. Творчество Аристофана, в античные времена трактовавшееся про-тиворечиво и неоднозначно, с эпохи Возрождения ста-ло оцениваться очень высоко. Кроме комедий, Аристофану принадлежат также литературно-критические произведения о классических авторах античности — Гомере, Гесиоде, лириках, трагиках и т.д. с предисловиями и сравнительным анализом.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

АРИСТОФАН
Aristopanns) (ок. 445 - ок. 385 до н. э.) - др.-греч. комедиограф, сочинения которого представляют собой один из наиболее важных источников для изучения социальной и идейно-политич. борьбы в Афинах времени Пелопоннесской войны и последующих двух десятилетий. Из 44 комедий А. сохранилось 11. Будучи идеологом аттич. крестьянства, не заинтересованного в войне со Спартой, А. решительно выступал против радикального крыла афинского демоса, стремившегося к активизации воен. действий. В комедиях А. "Ахарняне"(425), "Мир" (421) и особенно "Лисистрата" (411) резко звучит тема борьбы за мир. В комедиях "Всадники" (424) и "Осы" (422) А. критикует отрицат. стороны афинской демократии: власть демагогов и чрезмерную страсть к суд. процессам. В комедиях "Облака" (423) и особенно "Лягушки" (405) сатирически изображены Сократ и Еврипид. В комедиях последнего периода жизни А. "Женщины в народном собрании" (ок. 392) и "Плутос" (388) в излюбленной поэтом форме утопии ярко показано имуществ. расслоение афинского демоса. Насмешки А. над отрицат. сторонами афинской демократии не дают основания считать А. ее принципиальным противником. Критикуя уязвимые стороны демократич. строя Афин, А. стремится его улучшить. Острие сатиры А. направлено против демагогов, а не против демоса.

Соч.: Комедии, т. 1-2, М., 1954.

Лит.: Ярхо В., Аристофан, М., 1954; Головня В. В., Аристофан, М., 1955; Аристофан. Сб. статей, (М.), 1956; Соболевский С. И., Аристофан и его время, М., 1957; Murray G., Aristophanes, Oxf., 1933; Ehrenberg V., The people of Aristophanes, 2 ed., Oxf., 1951.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АРИСТОФАН
aristophanes) (ок. 445 до н. э., Афины – ок. 385 до н. э., там же), древнегреческий комедиограф. Афинский гражданин, потомок небогатого землевладельца, он большую часть жизни провел в Афинах, где в 427 г. до н. э. впервые представил свою комедию «Пирующие» (не сохранилась). Написал около 40 комедий, до нас дошли 11: «Ахарняне» (425 до н. э.), «Всадники» (424), «Облака» (423), «Осы» (422), «Мир» (421), «Птицы» (414), «Лисистрата» (411), «Женщины на празднике Фесмофорий» (411), «Лягушки» (405), «Женщины в народном собрании» (392) и «Плутос» (388).
Творчество Аристофана принято делить на три периода. Для сочинений первого периода (425–421) характерны острая социально-политическая направленность и сознательно обнажаемая драматургом связь сатирических персонажей с реальными прототипами, конкретными фигурами в культурной или политической жизни города. Так, во «Всадниках» и «Осах» автор осмеял влиятельного афинского политика Клеона, а в «Облаках» – философов-софистов в лице мыслителя Сократа.
В пьесах второго периода (414–405) Аристофан нередко обращался к вопросу о сути и роли театрального искусства и в связи с этим высмеивал и резко критиковал Еврипида. Комедию «Женщины на празднике Фесмофорий» он писал как пародию на популярного трагика, а в «Лягушках» превратил его в комического персонажа, который, попав в загробное царство, затевает с Эсхилом спор о первенстве и проигрывает в нем. По мнению Аристофана, смотревшего на трагедию как на инструмент патриотического воспитания общества, Еврипид лишил высоты как общую идею, так и язык трагедии. Другие персонажи комедий этого периода предстают перед зрителями как условные типы, уже не связанные с конкретными лицами, а выражающие общечеловеческие свойства.
Наконец, для комедий третьего периода (392–388) характерны постановка социально-философских вопросов (о природе обогащения, судьбе рабов) и почти окончательная отмена сюжетной функции хора, которая свидетельствует о качественном изменении комедии как жанра.
Аристофан не был так популярен, как греческие трагики, однако мотивы его пьес можно встретить в драматургии Нового времени – в «Сутягах» (1668) Ж. Расина, в «Крестьянине и полководце» (1917) Л. Фейхтвангера.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Аристофан
(лат. Aristophanes).
        1. А. (род. ок. 445 до н. э., ум. ок. 386 в Афинах), греч. поэт, выдающийся представитель др.-греч. комедии. В отличие от новой греч. комедии эллинистич. эпохи комедии А., полные юмора и сатиры, поднимали политич., социальные, педагогич. и лит. проблемы своего времени. Исходя из гражданских идеалов греч. полиса, А. выражал в своем творчестве чаяния афинского консервативного крестьянства, неизменно выступал поклонником государств, порядка времен расцвета афинской демократии, против ее извращений. В разгар Пелопоннесской войны А. как решительный защитник аттич. сельского населения ратовал за прекращение кровопролития и заключение мира. Поздние пьесы А. примыкают к ср. — греч. комедии, характеризующейся ослаблением политич. остроты содержания. Из более сорока известных комедий А. до наших дней полностью сохранились одиннадцать. Поставл. впервые в 425 «Ахарняне» воспевают мирную жизнь деревни на примере крестьянина Дикеополиса, заключившего со спартанцами сепаратный мир. Во «Всадниках» (424) разоблачается воинствующая демагогия Клеона и выражается требование восстановить мир. Комедия «Облака» (423) направлена против софистич. методов воспитания, воплощ. в философии Сократа. Пьеса «Осы» (422), названная так, потому что хор судей выступает в костюмах ос, высмеивает страсть афинян к сутяжничеству. Целью поставл. впервые в 421 комедии «Мир» являлось побуждение Афин к скорейшему заключению мира. В написанной после заключения Никиева мира со Спартой комедии «Птицы» (414) А. повествует о птичьем государстве, соединяя комедию и социальную утопию. Вновь вспыхнувшая война побудила А. написать в 411 пьесу «Лисистрата», рассказывающую о выступлении женщин двух противоборствующих сторон с целью принудить мужей к заключению мира. Едкую художеств, сатиру представляет комедия «Женщины на празднике Фесмофорий» (411), направл. против Еврипида и Агафона. Борьбе с новациями Еврипида посвящена также пьеса «Лягушки» (405), явившаяся самым ярким сценич. успехом А. Против взглядов Еврипида о месте женщины в обществе направлена написанная в 392 комедия «Женщины в народном собрании». Комедия «Плутос» (388) требует справедливого распределения благ. Творчество А. отличало высокое чувство личной ответственности за решение политич. и воспитательно-нравств. проблем своего времени, а также яркий выразительный язык, искрометный юмор, богатая фантазия и применение различных сценич. эффектов (например, яркие костюмы сопровождающих комедии хоров). «Пир» Платона явился своего рода поэтич. эпитафией поэту. Творчество А., в античные времена трактовавшееся противоречиво и неоднозначно, с эпохи Возрождения оценивалось очень высоко. Обработкой комедий А. занимались Ганс Сакс и Ронсар, мотивы пьес А. использовали Расин, Гете и Платен.
        2. А. Византийский (ок. 257 — 180 до н. э.), греч. филолог, глава Александрийской библиотеки. А. принадлежат лит. — критич. произведения о классич. авторах Гомере, Гесиоде, лириках, трагиках и т. д. с предисловиями и сравнительным анализом. А. явился основателем научной лексикографии. Из произведений А. сохранились отдельные фрагменты.

Источник: Словарь античности. 1989

Аристофан
Aristophanes)
(ок. 445 - ок. 386 до н.э.)
   греческий драматург, основатель комедийного жанра в античной литературе. Родился в Афинах. Литературная деятельность А. протекала в период Пелопоннесской войны и начала кризиса афинской демократии. В его творчестве нашли отражение наиболее злободневные вопросы времени - обостренная борьба различных группировок вокруг политической программы радикальной демократии, противоречия между городом и деревней, вопросы войны и мира, кризис традиционной идеологии и новые течения в философии и литературе. А. - единственный из представителей греческой комедии, произведения которого дошли в целом виде. Из 44 комедий А. сохранилось 11: «Ахраняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании» и «Плутос». А. отразил противоречия эпохи, подверг критике войну, прогрессирующее социальное неравенство, а также идейные взгляды, которые подрывали традиционные моральные устои афинской демократии.
   А. ценил трудолюбие мелкого земледельца, его здравый смысл, приверженность традиционной религии и старым обычаям. Простую деревенскую жизнь он ставил выше изнеженной городской. Он восхвалял афинскую демократию эпохи Греко-персидских войн, обличал демагогов и выступал против сограждан, шедших у них на поводу. Смешение реального и фантастического мира в комедиях А. делает комедийные события более яркими, а все недостатки людей предстают более контрастно. Значительное внимание А. уделил женским образам. Творчество А. оказало огромное влияние на всю европейскую комедию. В XIX в. за ним упрочилась слава непревзойденного социального сатирика.
   Аристофан. Комедии / Пер. с древнегреч., общ. ред. Ф.А. Петровского, В.Н. Ярхо. М., 1954. Т. 1-2; Аристофан. Избранные комедии / Пер. с древнегреч. А. Пиотровского; предисл. В. Ярхо. М., 1974; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 198-242; История всемирной литературы: В 9 т. Т.1. М., 1983. С. 372; Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954; Соболевский Л.И. Аристофан и его время. М., 1957; Ehrenberg V. The people of Aristophanes. Oxford, 1943; Fraenkel E. Beobachtungen zu Aristophanes. Roma, 1962.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(ок. 450 - ок. 385 до н. э.)
   Древнегреческий поэт-комедиограф. Единственный из создателей "древней комедии", чьи произведения дошли до нас (из сорока - одиннадцать). Они иллюстрируют его склонность к пародированию, сатире, драматической композиции, поэтической чувственности. Его комедии отличались злободневностью, затрагивали личности афинских политиков и политиканов, современных ему поэтов и философов (например, Сократ и софисты). Наиболее известными из его пьес в современном переводе являются "Осы" (высмеивается страсть афинян к сутяжничеству), "Облака" (пародия на софистические методы воспитания), "Лягушки" (борьба с нововведениями Еврипида). Аристофан оказал колоссальное воздействие на сатирическую литературу эпохи Возрождения. Эразм Роттердамский, Рабле, позже Расин и Филдинг широко применяли приемы фактической гиперболы и беспощадного гротеска.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

АРИСТОФАН
   • Aristoph?nes,

         ???????????,

       1. афинянин, комический поэт; родился ок. 450 г. до Р. X., умер после 388 г. до Р. X. Имел сыновей Арарота, Филиппа и Никострата (или Филетера), которые по смерти отца также ставили комедии на афинском театре. Особенно близок, кажется, был А. с комиками Филонидом и Каллистратом; по его поручению они под своими собственными именами поставили на сцене первые его комедии: ????????? (в 427 г. до Р. ?.), ?????????? (в 426 г. до Р. X.) и ????????; помогали ему и при постановке некоторых других комедий. Некоторое время дружен был с А. и Евполид. В своих комедиях, большинство которых относится ко времени Пелопоннесской войны, А. являлся противником воинственной демократической партии и употреблял все средства своего искусства, чтобы склонить сограждан на сторону мира. Он единственный поэт древней аттической комедии, от которого дошли до нас цельные произведения (а именно 11). Первое место между ними по времени представления занимает комедия «Ахарняне», ????????, названная так от хора, состоящего из ахарнян. Посредством этой пьесы А., поставивший ее, впрочем, под чужим именем, одержал (в 425 г. до Р. X.) победу над Кратином и Евполидом. Цель ее состоит в том, чтобы расположить афинян в пользу мира изображением его благ. «Всадники», ??????, первая пьеса, которую А. поставил (в 424 г. до Р. X.) лично сам под своим собственным именем, представляет самую безжалостную критику бесхарактерности народа и недобросовестности его предводителя, всемогущего тогда демагога Клеона (см. Cleon, Клеон). Комедия «Облака», ??????? (поставлена в 423 г.), имеет целью осмеять превратное философское направление того времени, метафизические мудрствования и столь вредную для народной нравственности софистику (ср. Lessing, Dramaturgie II, 91); представителем этого направления является в комедии Сократ, с истинным характером деятельности которого А., вероятно, не был хорошо знаком; эта комедия сохранилась в переделке, предпринятой самим автором, но, кажется, не доведенной до конца. Комедия «Осы», ??????? (поставлена в 422 г. до Р. X.), осмеивает страсть афинян к участию в судах в качестве присяжных. Комедия «Мир», ?????? (поставлена в 421 г. до Р. X.), есть прославление мира. Комедия «Птицы», ´??????? (414 г. до Р. X.), самая обширная из пьес Аристофана и, может быть, самая совершенная из комических драм, созданных древней поэзией под видом истории основания заоблачного птичьего царства и посольства богов к птицам, самым забавным образом пародирует сумасброднейшие мечтания и надежды, которыми питалось своекорыстие и властолюбие афинян в эпоху сицилийской экспедиции. В «Лисистрате», ?????????? (411 г. до Р. X.), жены заставляют греков прекратить Пелопоннесскую войну. Комидия «Фесмофории» (собственно «Женщины, совершающие праздник Фесмофории»), ???????????????? (410 г. до Р. X.), осмеивает Эврипида. Комедия «Лягушки», ???????? (405 г. до Р. X.), изображает упадок трагической поэзии, причем виновником его представляется Еврипид. Комедия «Женское вече», ?????????????? (ок. 392 г. до Р. X.), направлена против прожектерства афинских политиков, а может быть, и против философских теорий государственного устройства. Последняя пьеса Аристофана, «Бог богатства», ???????, в которой этого бога излечивает от слепоты один честный гражданин, представляет уже в некоторых отношениях переход к так называемой средней аттической комедии; эта пьеса дошла до нас в переделке, поставленной в 388 г. до Р. X. Всего А. приписывалось 44 комедии, но 4 из них уже древними критиками были признаны за подложные. От утраченных пьес кроме заглавий сохранилось и довольно значительное количество отрывков. Целью поэтического творчества А. были не простая забава и развлечение, но нечто более возвышенное и благородное. Он разоблачает ненасытную страсть афинской разнузданной охлократии ко всякого рода нововведениям и сильно действовавший в его уже время процесс самоуничтожения греческой религии. Нельзя не удивляться силе аристофановского комизма, которая не имеет себе ничего подобного ни в какой другой литературе; в его комедиях множество самых ярких комических контрастов; неисчерпаемое остроумие сказывается в постройке, плане и действии пьес, в постановке и обрисовке характеров, а равно и в отдельных положениях и мыслях; в целом, как и вообще в древней комедии, господствуют неправильность, как бы издевающаяся над всякими законами природы и логики (ср. Comoedia, Комедия), но иногда переходящая и в грубость, которая может оскорбить наши понятия о нравственности и приличии. Язык А. — совершеннейший образец чистейшего аттицизма. Общую характеристику Аристофановской поэзии дают: N?gelsbach, nachhomer. Theol, стр. 467 слл.; R?tscher, Ar. und sein Zeitalter (1827); [Ордынский, Аристофан, Отечеств, зап., т. 62, 70, 73]; о значении комедий А. как исторического источника, ср.: M?ller Str?bing, Ar. und die historische Kritik (1873). Все сохранившиеся комедии вместе изд.: Invernizzi, Beck и W. Dindof (1795 — 1834), I. Bekker (1829), Dindorf (1835-1838 со схолиями и в Poetae scaen. gr. 1869), Bergk (2-е изд., 1857), Meineke (1860); «Ахарнян», изд. A. M?ller (1863), W. Ribbeck (1864); «Всадников» — W. Ribbeck (1867), von Velsen (1869), Kock (2-е изд. 1867); «Облака» — G. Hermann (2-е изд., 1830), Kock (3-е изд., 1876), Teuffei (2-е изд., 1863, с немецкими примечаниями 1867); «Ос» — Richter (1858); «Мир» — Richter (1868); «Ос» — Richter (1858); «Птиц» — Kock (2-е изд. 1876), Blaydes (1882); «Фесмофории» — Fritzsche (1838), Enger (1844), von Velsen (1878), Blaydes (1880); Лисистрату — Enger (1844), Blaydes (1880); «Лягушек» — Fritzsche (1845), Pernice (1856), Kock (3-е изд., 1881), von Velsen (1881); «Бога богатства» — Hemsterhuis (1744), von Velsen (1881). Лучший немецкий переводчик — Droysen (2-е изд. его перевода вышло в 1868-1871 гг.). [Русские переводчики: «Облаков» — Муравьев-Апостол, «Всадников» — Ордынский (Отеч. зап., 1849, 1), «Ахарнян» — он же (т. ж. 1850, 6), «Птиц» — Скворцев. (Известия Варшавского университета, 1874)];

       2. Византийский знаменитый грамматик, родился ок. 260 г. до Р. X., еще в ранней молодости переселился в Александрию и был здесь учеником Зенодота и Каллимаха; в преклонных уже летах сделался начальником александрийской библиотеки и умер 77 лет. Центром его грамматических работ был Гомер: он сделал издание гомеровских поэм, в котором уже пользовался критическими знаками. Занимался толкованием и критикой и других поэтов. Результаты своих лексических изысканий он изложил в обширном труде ´??????. Отрывки из этого и других сочинений изд. A. Nauck (1848).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Аристофан
ок. 446 до н. э. — 385 до н. э.) Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что умение смеяться — это то достоинство, которое отличает человека от животного. В своей «Поэтике» он производит название комедии от слова «комос» — веселое шествие подвыпивших гуляк, а начало ее выводит из «фаллических» песен в честь бога виночерпия Диониса. Обрядовые песни неизменно должны были включать в себя шутки, насмешки и даже непристойности. Оформил комическое в канонический комедийный жанр Аристофан, за что и получил звание «отца комедии». В «Архарнянах» он воспроизвел в небольшой сценке деревенское шествие с обрядовой песней. Представление о «комосе» может дать и сцена, описанная Платоном в «Пире», когда пьяный Алквивиад, возглавляющий толпу гуляк, с песнями врывается в дом поэта Агафона. В древних обрядовых играх важное место занимал спор, когда на насмешки одной стороны отвечала другая, и дело доходило до бранных слов, а то и до потасовки. Аристофан в своих комедиях убрал из оборота все грубые, чисто внешние комические приемы, основанные на непристойностях. «Кто в этом находит смешное, тот от моих шуток не получит удовольствия», — говорит он в комедии «Облака». В устранении всего пошлого (отказываясь «кидать в толпу угощения») Аристофан видел свое отличие от предшественников, которые начинали разрабатывать этот жанр. В комедии «Мир» его художественные принципы выражает хор. Он, во-первых, один у соперников всех прекратил их обычай смеяться Над одеждою рваной и теми людьми, кто воюет с одними лишь вшами; Он изгнал и Гераклов, месящих хлеба, и обжор этих вечно голодных, И бегущих рабов, надувающих ловко, нарочно терпящих побои — Это все недостойным он первый признал, и рабов выводить, как другие, Проливающих слезы, не стал он. И, подобные пошлости бросив и вздор, непристойные шутки такие, Возвеличил он этим искусство у нас, укрепил, возведя это зданье, Величавою речью и мыслью глубокой и шутками неплощадными, Не людишек простых он в комедиях стал подвергать осмеянью, не женщин, Но со страстью Геракла какой-то он стал нападать уж на самых могучих. (Перевод С. Радцига)   Аристофан действительно не боялся нападать «на самых могучих». В комедии «Всадники» он высмеивает одного из лидеров афинской демократии демагога Клеона, изображая его в образе наглого и ловкого раба, хитростью захватившего власть над своим господином Демосом, то есть народом. Влиятельный Клеон подал на драматурга в суд, но проиграл дело. Здесь уже комедия переросла в более «злой» жанр — сатиру. Как-то у ироничного Гейне спросили, почему бы ему не попробовать свои силы в качестве сатирика. «Это опасное ремесло, — ответил он. — …Любая сатира кого-нибудь да задевает… Величайшим сатириком был Аристофан…» — добавил поэт, признавая, что взять высоту античного насмешника не каждому по силам. Надо заметить, что это ремесло опасно не только для самого сатирика, но и для тех, кого он выбирает в качестве своих «объектов». В том, что смех часто бывает «страшнее пистолета» — в буквальном смысле, мы еще убедимся по ходу нашего повествования. О жизни Аристофана известно очень мало. Родился он приблизительно в 446 году до н. э. в деме Кидафине (демы — древнегреческие территориальные округа в Аттике) и являлся афинским гражданином. Существует предположение, на основе его замечания в «Ахарнянах», что он был клерухом, то есть афинским колонистом-землевладельцем на острове Эгине. Со слов Аристофана, писать он начал очень молодым. Первые комедии, созданные в 427–425 годах до н. э. («Пирующие», «Вавилоняне», «Архарняне»), ставил под именем актера Каллистрата и сам иногда выступал в качестве актера, к примеру, играл роль Клеона во «Всадниках». Время жизни драматурга совпало с событиями, имеющими исключительное значение для Афин. К середине V века до н. э. Афины победили в многолетней войне с персидской монархией и заняли главенствующее положение в Древней Элладе, возглавив коалицию множества мелких государств и островов Эгейского архипелага. Это был период высшего расцвета государственного устройства Афин, а также всех искусств. На вершине афинского Акрополя возводится Парфенон (храм богини Афины), у его подножия в театре Диониса ставят свои трагедии Софокл и Еврипид, вокруг просвещенного афинского вождя Перикла объединяются историк Геродот, скульптор Фидий, философ Анаксагор. В последние десятилетия V века до н. э. разразилась Пелопоннесская война (431–404 годы до н. э.), в которой Афины столкнулись с другим могущественным объединением — Спартой. В Афинах возникли партии, имеющие разные взгляды на войну. Богатые купцы, связанные с морской торговлей, стояли за продолжение войны и расширение афинского господства, а землевладельцы, страдающие от спартанских набегов, настаивали на ее прекращении. Аристофан по своим взглядам был близок к последним и в комедиях «Мир», «Лисистрата» и других выступал против войны. Внутренняя жизнь Афин также претерпевала изменения. Странствующие учителя мудрости — софисты — подвергали критике вековые представления о морали, которых придерживались предки, а также традиционную веру в богов. Формально к софистам современники относили и Сократа, проповедующего свое учение на афинских улицах и пугающего сограждан экзотическим видом. (Лишь последующие эпохи увидят в нем идеал мудреца — благодаря Платону, передавшему мысли своего учителя в «Апологии Сократа».) Это тот исторический фон, те явления, которые стали содержанием комедий Аристофана. По убеждениям он был государственником, и во всем, что, по его мнению, колебало государственные основы, видел объекты для сатирических стрел. Аристофан придавал большое общественное и политическое значение своему творчеству, называя себя «очистителем, отвращающим беды от своей страны» («Осы»). Аристофан написал более 40 комедий, до нашего времени дошло лишь одиннадцать: «Архарняне» (425 год до н. э.), «Всадники» (424), «Облака» (423), «Осы» (422), «Мир» (421), «Птицы» (414), «Лисистрата» (411), «Женщины на празднике Фесмофорий» (примерно 411-й), «Лягушки» (405), «Женщины в Народном собрании» (392 или 389), «Богатство» (388). Известно, что после «Богатства» Аристофан написал еще две комедии — «Кокал» и «Эолосикон», которые были поставлены его сыном Араром (по предположениям, уже после смерти отца), но они не сохранились. Почти все комедии Аристофана имели отношение к злободневным вопросам афинской жизни. Так, в «Облаках» он сделал своими персонажами Сократа и софистов, высмеивая их новомодные философские теории. По сюжету, крестьянин Стрепсиад имел сына Фидиппида от жены, взятой из знатного рода. Сын водил дружбу с аристократической молодежью. Увлекшись конным спортом, он заставил отца покупать себе рысаков и втянул его в долги. Не зная, как выйти из положения, старый Стрепсиад идет в «думальню» Сократа, чтобы поучиться у него науке не платить долгов (так Аристофан называл все учение философа). Сократ призывает новых богов — Облака — покровителей новой науки затуманивания голов, и они появляются в виде хора (отсюда и название комедии). Обучение Стрепсиада показано в ряде комических сцен, где Сократ предстает настоящим жуликом и плутом. Крестьянин оказывается слишком туп, чтобы усвоить такую науку, и Сократ прогоняет его. Тогда Стрепсиад посылает в «думальню» своего сына. В это время к крестьянину являются кредиторы, но он, нахватавшись у Сократа мошеннических уверток, изгоняет их ни с чем. После окончания курса наук Фидиппид возвращается домой, и отец по этому случаю устраивает пирушку, во время которой между ними разгорается спор. В запале Фидиппид колотит отца и доказывает, что по современным научным взглядам он имеет на это право, поскольку это наблюдается и в природе — у животных. «А чем, — восклицает он, — животные отличаются от людей? Разве только тем, что не пишут псефисм (декретов)». Здесь Аристофан пародирует развитую софистами теорию естественного права, которая провозглашала природу высшей нормой всего сущего и все явления расценивала по признаку — существуют ли они от природы или по человеческому установлению. К софистам он относил и Сократа. Поколоченный Стрепсиад осознает всю лживость новых учений: «Ах я, дурак! Ах сумасшедший, бешеный! Богов прогнал я, на Сократа выменял». Видя корень зла в Сократе, он поджигает его «думальню». Первые представления комедии потерпели неудачу, и Аристофан комедию переделал; до нас дошла только вторая редакция. Комедия «Облака» не только доставила много хлопот автору, но сыграла зловещую роль в судьбе его персонажа. Во время суда над Сократом, вынесшего ему смертный приговор (399 год до н. э.) «за поклонение новым божествам» и «развращение молодежи», комедия была использована как одно из доказательств виновности философа. До сих пор большой историко-литературный интерес представляет комедия «Лягушки». В ней Аристофан выразил свои взгляды на роль поэта в государстве, а также свои художественные идеалы. Действующими лицами он сделал реальных поэтов-трагиков — Эсхила и Еврипида, недавно ушедших из жизни. По существу в этой комедии Аристофан полемизирует с общественными воззрениями и художественными приемами Еврипида. Взгляды Аристофана озвучивает Эсхил. По сюжету, бог Дионис, покровитель театрального дела, обеспокоенный тем, что со смертью Эсхила и Еврипида театр опустел, собирается в Аид, чтобы вернуть на землю лучшего из трагиков — Еврипида. На что Геракл саркастически замечает: Да разве нет у вас мальчишек множества? Трагедии они строчат по тысяче И Еврипида на версту болтливее. Дионис со знанием дела ему возражает: Все это пустоцветы, болтунишки, мразь, Сороки бестолковые, кропатели! Как однодневки сгинут, получивши хор, Один разочек переспав с трагедией. Но днем с огнем не сыщешь прирожденного Поэта с величавым, зычным голосом. Дионис с большими трудностями переправляется через адское озеро, где раздается хор Лягушек, издевающихся над олимпийцем, устремившимся в Аид, — отсюда название комедии. После множества приключений Дионис наконец добирается до дворца бога загробного мира Плутона, где в это время между Эсхилом и Еврипидом идет спор из-за первенства. Оба трагика признают, что «малых детей наставляет учитель, а взрослых людей поэты». Далее их взгляды расходятся. Эсхил утверждает, что поэзия призвана сообщать гражданам бодрость и воинственный дух: «Поэт должен безнравственные вещи скрывать, не выводить их и не изображать в театре. Мы должны говорить только о нравственных вещах». Еврипид, которого Эсхил осуждает за то, что тот показывает в своих трагедиях низменные явления, оправдывается: «Я выводил обыденные вещи, которые у нас в обиходе и которые с нами неразлучны, так что по ним меня можно бы проверить: зрителям все это знакомо, и они могли бы изобличить мое искусство». Эсхил считает «натурализм» Еврипида вредным, несущим нравственное разложение. «Каких только бед не причинил он!» — восклицает Эсхил. Он осуждает Еврипида за то, что тот первым стал изображать плотскую страсть: «Разве не представлял он сводней или женщин, рождающих в храмах, или сестер в сожительстве с братьями, или женщин, заявляющих, что жизнь — не жизнь? Вот от этого-то город наш и наполнился писаришками и шутами, народными обезьянами, обманывающими вечно народ. И теперь так мало занимаются гимнастическими упражнениями, что нет никого, кто мог бы нести факел». Дионис в этом споре отдает предпочтение Эсхилу и вместо Еврипида берет его с собой на землю. Плутон отпускает Эсхила с наставлением: Сохрани и спаси государство свое, Научи и наставь, дай хороший совет Неразумным, их много, их целый народ! (Перевод А. Пиотровского)   Таким образом Аристофан показывает, что даже могущественные боги на стороне тех поэтов, которые, воспевая мужество человека, возвышают души граждан, а не развращают их подобно Еврипиду, показывающему уродливые стороны жизни. По Аристофану, театр — это школа для взрослых. Любопытно, что его взгляды на воспитание граждан каким-то непостижимым образом отозвались в народных представлениях о воспитании детей в Древней Руси, где считалось, что при детях нельзя рассказывать об убийствах, грабежах, насилиях, чтобы они не принимали из ряда вон выходящие явления за норму жизни. Еврипид стал героем и другой комедии Аристофана — «Женщины на празднике Фесмофорий», где женщины, озлобленные тем, что Еврипид в своих трагедиях выводит их в очень непривлекательном виде, решили растерзать его. «Женоненавистник» избежал расправы с помощью хитрости — в комедии, но не в жизнеописаниях. В некоторых биографиях Еврипида можно встретить версию, будто он погиб от рук разгневанных женщин. Так аукнулась в его посмертной судьбе аристофанова комедия. Полемический азарт Аристофана был настолько велик, что в «Женщинах на празднике Фесмофорий» он даже отошел от своего художественного тезиса — не давать в комедиях грубых шуток. Вообще нападкам Аристофана подверглось большинство трагедий Еврипида. Почти в каждой он находил для своего сатирического задора поводы, некоторые из них сегодня выглядят комично. Так, «Федра», где Еврипид изобразил мучительную страсть мачехи к своему пасынку, дала повод Аристофану обвинить автора в том, что он «научил молодых людей влюбляться». Еврипид ушел из жизни в эмиграции, за несколько лет до смерти переселившись из Афин в Македонию. В этом далеко не последнюю роль сыграл Аристофан. Такова сила язвительного смеха. И все же благодаря именно спору двух непримиримых драматургов человечество узнало секрет сценического языка, который соединяет в себе преувеличение и правду, возвышенное и обыденное. После смерти Аристофана, которую датируют приблизительно 385 годом до н. э., интерес к нему постепенно стал угасать. Ушли из жизни участники и свидетели событий, описанных в его комедиях. Многие намеки и выпады драматурга становились все более непонятными для каждого нового поколения. Увековечил образ комедиографа его младший современник, философ Платон, сделав Аристофана участником своего диалога «Пир». Платону приписывают и эпиграмму, предсказывающую вечную жизнь его комедиям. Храма искали Хариты себе, нерушимого вечно; Эту обитель в душе Аристофана нашли. Возродился к нему интерес благодаря пытливости ученых александрийцев. Сатирическое направление Аристофана продолжил во II веке нашей эры древнегреческий писатель Лукиан, а византийская эпоха за Аристофаном признала первенство в жанре комедии. Новая волна интереса к Аристофану поднялась в XVII веке и докатилась до следующих. Его имя стало нарицательным для определения социального сатирика. Французский драматург Жан Расин под влиянием его «Ос», где высмеивалось пристрастие афинян к судебным процессам, написал комедию «Сутяги». Творчество Аристофана вдохновляло английских писателей Джонатана Свифта и Генри Филдинга, в Германии Гете перерабатывал его «Птиц». В России произведения «отца комедии» переводились много раз. Гоголь называл Аристофана образцом поэта-сатирика. Да и сегодня, когда театр соперничает с кинематографом по части ужасов и скабрезных картин, аристофановы «Лягушки» снова просятся на сцену. Любовь Калюжная

Источник: 100 великих писателей. 2004

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
1.42 мб

Музыка и балет в пьесе А. Шаховского "Аристофан, или представление комедии “Всадники”"

Максимова Александра Евгеньевна
«Историческая комедия» А. А. Шаховского «Аристофан, или Представление комедии “Всадники”» (1825) связана с длительной литературной полемикой, обсуждается она и сегодня. Комедия содержала музыку К. А. Кавоса и балетные сцены Ш.
Читать PDF
0.00 байт

АРИСТОФАН В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Трубочкин Дммтрий Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

Развитие масок античности: Аристофан

Ломакина Екатерина Александровна
В статье рассматривается происхождение, развитие и значение масок в античности на примере масок Аристофана, Менандра и др. античных авторов.
Читать PDF
139.09 кб

Аристофан и Платон о подлинной мудрости

Куликов Сергей Борисович, Лобанов Виктор Викторович
В исследовании представлена модель, актуализирующая диалог между представителями драматургии (Аристофан) и философии (Платон) в Древней Греции.
Читать PDF
0.00 байт

Трагедия глазами комедии: о принципах пародии у Аристофана

Забудская Яна Леонидовна
Читать PDF
121.17 кб

Гибрис шаров: добродетель и эротика в платоновских мифах Протагора и Аристофана

Протопопова И.А.
Читать PDF
346.72 кб

Народный суд в «Осах» и других комедиях Аристофана

Кудрявцева Татьяна Владимировна
Дается описание гелиэи афинского суда присяжных: его состава, порядка работы, судебного инвентаря, некоторых характерных особенностей на основании тех сведений, которые можно найти в пьесах афинского комедиографа Аристофана, в час
Читать PDF
0.00 байт

Панафинейский праздник в комедиях Аристофана

Гвоздева Татьяна Борисовна
В данной статье речь идет о Панафинейском празднике, который являлся главным праздником афинского полиса.
Читать PDF
0.00 байт

Женские образы в комедиях Аристофана: источниковедческая перспектива и воображаемый реализм

Обидина Юлия Сергеевна
В статье рассматриваются «женские» комедии Аристофана в плане реконструкции реального взаимоотношения полов в древней Греции в конце классической эпохи.
Читать PDF
145.71 кб

Социальный смысл критики Сократа в комедиях Аристофана

Зберовский А. В.
Известно, что процесс над Сократом имел под собой определенную идеологическую подоплеку, афинское общество заранее готовили к мысли о вредности деятельности философа.

Похожие термины:

  • Аристофан Фиванский

    греческий историк IV в. до Р.Х., автор истории Беотии, упомянутый в «Пире мудрецов» Афинея.  
  • Аристофан Византийский

    ок. 257-180 до н. э.)    Глава Александрийской библиотеки, выдающийся филолог. Он написал литературно-критические произведения о Гомере и Гесиоде, первый собрал и аннотировал издания работ Пиндара, ли