Аронсон Наум Львович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Аронсон Наум Львович

Аронсон, Наум Львович, скульптор. Родился в Креславке в 1872 г., учился в Виленской рисовальной школе, а с 1891 г. в Париже, в Ecole des arts decoratifs, и в частном ателье Calarossi; выставлял работы в берлинском сецессионе, парижском салоне в Петербурге и других местах. Главные произведения Аронсона: горельеф ""Au dela"" (головка девушки), группы ""Berceau d´amour"" (Геро и Леандр) и ""Гнездо"" (дети), фигуры ""Жажда"" (лежащий нагой человек), ""Слепая"", ""Горе"" (обнявшиеся мужчина и женщина), бюсты-портреты Л. Толстого , Фета и других. В 1906 г. в Бонне поставлен памятник Бетховена работы Аронсона - См. ""Еврейская Энциклопедия"" издания Брокгауза-Ефрона, III, 181, сл.

Источник: Биографический словарь. 2008

АРОНСОН Наум Львович
6.01.1873 (25.12.1872) (Креславка Витебской губ.. ныне Краслава, Латвия) 30.09.1943 (Нью-Йорк). Скульптор. Вырос в хасидской семье, начальное образование получил в хедере. В 1889-91 учился в Виленской рисовальной школе у И. П. Трутнева. По окончании школы безуспешно пытался поступить в АХ. В 1891 без средств отправился в Париж, где работал каменотесом в скульптурных мастерских. Одновременно учился в Национальной школе декоративных искусств у проф. Г. Лемэра и в академии Ф. Коларосси. В 1894 вернулся в Россию для отбытия воинской повинности и пробыл там до начала 1896. Получив по жребию освобождение от воинской службы, вернулся в Париж. Терпел крайнюю нужду, прежде чем был замечен критикой и стал получать художественные заказы. В 1898 стал членом салона Национального общества изящных искусств, выставлялся в других салонах Парижа, в берлинском Сецессионе и галереях Лондона. В 1900 получил 2-ю золотую медаль на парижской Всемирной выставке, в 1905 золотую медаль на Международной выставке в Льеже. В 1900-10-е создал скульптурные портреты В. А. Моцарта, Р. Вагнера. Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Данте, К. Маркса, С. Боливара, памятник-бюст Л. Бетховену (бронза. 1906; установлен в Бонне, на родине композитора); скульптурные фонтаны в Париже, Берлине и Гедесбурге (близ Бонна); работал над Триумфальной аркой в память англо-бурской войны для Иоганнесбурга; исполнил символические и жанровые скульптуры: «Скорбь», «Заря», «Задумчивость», «Аврора», «Мыслитель», «Горе», «Мальчик-забияка», «Пролетарий», «Офелия», «Колыбель любви». Многие работы посвящены еврейской теме: фигуры «Моисей», «Пророк», «Вечный жид», «Погром», группа «Бар-Мицва», скульптура «Киддуш-ха-Шем» - в память жертв кишиневского погрома. Участвовал в работе Объединения русско-еврейской интеллигенции в Париже. В 1901 посетил Ясную Поляну, где создал бюст Л. Н. Толстого и около 60 его портретов карандашом. В 1902 показал около 60 произведений на Весенней выставке в залах АХ. Исполнил конкурсные проекты памятников М. И. Глинке для Петербурга (1903) и Александру 11 (1909) для Петербурга и Киева. Создал портреты И. С. Тургенева, А. А. Фета, М. Г. Савиной, бюст Григория Распутина (1915), монументальную скульптуру «Россия 1905 года» и др. Исполнил памятник-бюст В. Ф. Комиссаржевской (мрамор, 1912; в 1914 установлен в фойе Александринского театра, ныне в Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге). Участвовал в петербургских выставках: Нового общества художников (1904; член-учредитель общест105 ва), «Салон» С. К. Маковского (1909), ТПХВ (43-я, 1915), Товарищества независимых (1916), Еврейского общества поощрения художеств (1916; член-учредитель и член правления общества) и др. В феврале 1914 провел персональную выставку в Музее АХ. В том же году стал действительным членом московского Литературно-художественного кружка. В 1909 под влиянием нападок черносотенной прессы был, как иудей, выслан из Петербурга, куда приехал для работы над конкурсным проектом памятника Александру II. Позднее Высочайшим повелением ему было разрешено проживать в России повсеместно, однако от участия в конкурсах он отказался, мотивируя это невозможностью рассчитывать на справедливый художественный суд. В 1917-22 по заказу французского правительства исполнил более десяти бюстов Л. Пастера, которые были установлены к 100-летию ученого в саду Пастеровского института в Париже (25 мая 1923), в Токио, Брюсселе, Сайгоне, Ханое и Ленинграде (НИИ микробиологии им. Пастера). Создал скульптурный ансамбль фонтана на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925). В мае 1926 провел ретроспективную выставку в парижской галерее Decour. Был награжден орденом Почетного легиона ( 1924, с 1938 - офицер Почетного легиона). В 1920-е сочувственно относился к Советской России. Участвовал в 1-й выставке скульптуры в Петрограде (1922) и 1-й выставке Общества художников им. И. Е. Репина (1927). В 1925-26 исполнил в мраморе бюст В. И. Ленина и привез работу в СССР (местонахождение неизвестно; в 1957 вдова скульптора подарила Центральному музею В. И. Ленина в Москве второй вариант бюста, исполненный в начале 1930-х). Трижды (в 1934, 1935 и 1938) посетил СССР, работал над скульптурами «Ударник» и «Ударница» для московского метрополитена (установлены не были). Сотрудничал в левых парижских изданиях «L’Humanite» и «Le Monde». В 1920-30-е был тесно связан с еврейскими организациями в Париже. Экспонировал работы на Выставке еврейских художников и скульпторов (1924). Участвовал в благотворительных акциях (Палестинский бал. 1932), председательствовал на общественных собраниях (вечер памяти И.-Б. Рыбака, 1935), возглавлял Союз литовских евреев (с 1931), входил в Комитет по созданию в Париже постоянно действующего Еврейского авангардного театра (1938), читал лекцию об истоках еврейского искусства в Еврейском народном университете (1939). Исполнил памятник на могиле еврейского писателя и драматурга С. С. Юшкевича на кладбище Банье (1928). Участвовал в Выставке русского искусства в галерее d ’Alignan (1931). В 1940 выехал из оккупированной Франции в Португалию, избежав участи родных, погибших в варшавском гетто. С 1941 жил в США. В 1988 на доме в Краславе, где родился скульптор, была установлена мемориальная доска.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

Аронсон, Наум Львович

— скульптор; род. в 1872 г. в Креславке, в хасидской семье, занимавшейся торговлей деревенскими продуктами. А. получил обычное первоначальное религиозное воспитание в хедере. 15—17 лет от роду А. очутился в Вильне, где, терпя острую нужду, посещал рисовальную школу. По совету заведующего школой А. занялся скульптурой, и стека оказалась ему более на руку, чем карандаш. Достигши достаточной техники по лепке и рисунку, А. сделал бюст попечителя Виленского учебного округа, Сергиевского, который впоследствии и хлопотал о принятии А. в Академию художеств, но безуспешно, так как А. не имел необходимого общеобразовательного ценза, a положение вольнослушателя было для евреев весьма стеснительно, порой же невозможно в силу законов о праве жительства. Без средств и без знания французского языка А. уехал в Париж, где с 1891 года посещал бесплатную муниципальную École des arts décoratifs, в которой, пробыв два года, получил за работу первый приз. Одновременно с школой он посещал также частное ателье Calarossi; для приобретения средств к жизни он выполнял технические работы y скульптора-мраморщика Hector´a Lemaire. В 1894 году А. должен был вернуться в Россию, чтобы отбывать воинскую повинность. Освобожденный по жребию от военной службы, он за неимением средств не мог вернуться в Париж, и только в 1896 г., сопровождая больного брата своего в Бреславль и сделав там несколько портретов-бюстов (профессоров Микулича, Нейдера, Ланденбурга и др.), он приобрел средства для поездки в Париж. Здесь он вскоре впал в нужду, мешавшую ему правильно работать и усовершенствоваться; однажды А. упал от истощения в обморок, скатившись при этом с лестницы. По счастливой случайности вечером того же дня (31 дек. 1896 г.) он получил первый крупный заказ в 2000 франков. За первым материальным успехом последовали другие. В 1897 году он был допущен в салон Champ de Mars с горельефом "Au delà", изображающим головку девушки, которой смерть дает последний поцелуй, a уже в следующем году был принят членом этого художественного общества. Тогда началась публично-художественная деятельность А. Сначала появляются на выставках его более сложные вещи: "Berceau d´amour" (Геро и Леандр — трупы плывущих рядом молодых влюбленных, красивые позы которых мягко сливаются с контурами морских волн), "Гнездо" (фигурки детей, удобно расположившихся под углублением небольшой скалы), "Жажда" (фигура лежащего нагого человека, простирающего руки к воде). В 1900 году А. стал работать над бюстом Бетховена (законченным лишь через шесть лет). В том же году на международной выставке в Париже он получил вторую золотую медаль. В 1901 г. А. выставил в Берлине в Secessions-Ausstellung целый ряд работ, среди которых находились и новые произведения: "Маленький мученик", напоминающий античную головку, и "Слепая" (женщина, идущая вдоль стены), показавшая умение А. лепить одетые фигуры. В 1901 году А. посетил Л. Н. Толстого в Ясной Поляне и вылепил его портрет. В 1902 г. А. впервые выставил свои работы в Петербурге. Среди 40 его произведений на весенней выставке были, кроме вышеупомянутых, новая мраморная группа "Горе" (изображающая мужчину и женщину, которые, обнявшись, рыдают), много этюдных головок и бюсты-портреты Толстого и поэта Шеншина-Фета. (Голова старухи была приобретена музеем Академии художеств).



Скульптура Н. Аронсона: И. С. Тургенев



Скульптура Н. Аронсона: Старый коммунар.



Скульптура Н. Аронсона: Головка.



Скульптура Н. Аронсона: Старуха.


Возвращаясь за границу, А. в 1903 г. посетил Брюссель и Гаагу, где лепил бюсты бурских генералов Девета, Ботта и Деларея, и разные места Голландии, где изучал средне-рейнский тип с целью создать идеальный портрет Бетховена таким, каким можно его представить по его музыке. В этом году А. сделал группы для фонтанов, из которых один поставлен в Годесберге, a другой в Берлине. (Один из этих фонтанов изображает "Истину" — нагую женщину, прислонившуюся спиной к скале, из-под ног которой по руслу течет живая вода; перед ней 3 мужские фигуры, двое смотрят на нее земными глазами, третий же — юноша — молитвенно припал к источнику, из которого пьет). В 1904 г. А. выступил одним из учредителей "Нового общества художников" в Петербурге, на выставке которого появились новые его вещи: "Подросток", "Спящая" ("der Traum"), горельеф "Св. Иоанн", голова ребенка из розового мрамора и "Эфеб" (бюст юноши) из белого мрамора (розовый мрамор придает большую цельность молодым и нежным лицам). В 1905 г. на международной выставке в Льеже А. получил первую золотую медаль. В конце того же года в Бонне был поставлен памятник Бетховену его работы. В начале 1906 г. А. выставил в салоне Каспара в Берлине 20 скульптур, среди которых несколько новых бюстов и головок (напр. девичий бюст "Обет" и др.), фонтан с нимфой, пьющими мужчинами и молодым римлянином, женская фигура для фонтана, голова-этюд для "Жажды" и др. В том же году А. участвует на выставке в Goupil-Gallery в Лондоне, где одна из его работ была приобретена английским музеем.


Ср.: Россия, 21 дек. 1899; Madame et Monsieur, 1900, № 87; Passe-Partout, 1901, № 18; "Новое время" (илл. прил.), 5 мая 1901; "Биржевые ведомости", 1902, № 45; "Hов. время", 2 марта 1902; "Восход", 1902, № 16; "Бирж. вед.", 1903, № 425; The weekly critical review, vol. II, № 49, 1903; "Бирж. вед.", 1904, № 69; Новости, 1904, № 60; Восход, 1904, № 7; Мир Искусства, 1904, стр. 228—229; Ost u. West., 1904, № 7; Hazefirah, 1904; Berliner Börs.-Courier, 1905, № 591 и № 593; Kölnische Ztg., 1905, Mittags-Ausg., № 1321; L´Intransigeant, 1905, № 9287; Frankfurter Ztg., 1906, (Abendbl.) № 84; Neue Preussische Ztg., 1906, № 144 (Morg. Ausg.); Sunday times, 1906, 10 june; Fraind, 1905; материалы, полученные редакцией от A. (см. иллюстрации).


ДГМ.


{Евр. энц.}





Аронсон, Наум Львович


— скульптор; р. 1872 в м. Креславке, в состоятельной еврейской семье. Первоначальное образование получил в г. Вильне, где в течение весьма короткого времени учился в рисовальной школе. Восемнадцати лет уехал в Париж. Долго терпел нужду. Учился в École des arts décoratifs (Школа декоративных искусств) и в Académie Colorossi (частная школа Колоросеи). Участвовал на выставках парижских Салонов и в берлинском Сецессионе. Из монументальных работ его известны: памятник Бетховену в Бонне (1906) и фонтан в Гадесберге. Надо отметить еще его портреты Л, Н. Толстого, Фета, Тургенева, "Голову старухи" (Русск. муз.) и группу Геро и Леандр. Работал, гл. обр., в мраморе и бронзе. Не обладая яркой художественной индивидуальностью, А. все-таки достиг значительного мастерства. Большинство работ его — в обычном духе скульптур парижских Салонов. Ряд более поздних вещей сработан под сильным влиянием модного в начале нашего века импрессионизма. Живет за границей.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008