? - ум. после 1571), церковный деятель, писатель, один из идеологов нестяжательства. Последователь Нила Сорского. С 1551 игумен Троице-Сергиева монастыря. В 1554 обвинен в ереси и сослан в Соловецкий монастырь, в 1555 бежал в Литву.
АРТЕМИЙ
АРТЕМИЙ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
АРТЕМИЙ
ум. в нач. 70-х гг. 16 в.) - рус. церк. деятель и публицист, один из идеологов нестяжателей. Монах Псково-Печерского монастыря. Ок. 1536 обосновался в Порфирьевой пустыни на Белоозере, где вокруг А. образовался кружок (Феодосий Косой, Игнатий, Вассиан и др.). А. был противником монаст. землевладения, критически относился к текстам "священного писания", проповедовал нравств. само- усовершенствование и аскетизм, не расходясь в догматич. вопросах с офиц. церковью. В 1551 был назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря, но через полгода из-за столкновений с иосифлянами ушел в Порфирьеву пустынь. В 1553 был вызван в Москву на церк. собор по делу М. Башкина, в 1554 подвергнут церк. суду по обвинению иосифлянами в еретичестве, отлучен от церкви и сослан в Соловецкий монастырь, откуда ок. 1554-55 бежал в Литву. Жил при дворе слуцкого князя, боролся против католичества и лютеранства. А. - автор 14 посланий ("Послания старца Артемия", РИБ, т. 4, СПБ, 1878), являющихся ценным источником для истории обществ. мысли 16 в. Лит.: Вилинский С. Г., Послания старца Артемия, О., 1906; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, с. 153-68.
АРТЕМИЙ
священномученик, празднуется 20 октября/2 ноября. По "Сказанию о святых", этому угоднику следует молиться от грыжной болезни. Обращая внимание на повествование об образе мучений св. Артемия, нетрудно понять, почему русские люди положили молиться св. Артемию от грыжной болезни. В Четьях-Минеях повествуется, что св. Артемий был осужден богоотступником Иулианом на тяжкие мучения, а именно он был сдавлен рассеченным надвое огромным камнем до того, что из него выступили внутренности. Несмотря, однако, на то что св. Артемий оставался в этой пытке несколько суток, как замечает о нем далее списатель его чудес, "св. Артемий паче естества обретеся жив и хождаше". В Прологе в числе чудес св. Артемия рассказывается об исцелении им отекших внутренностей. Подобного рода чудотворения соблазняли маловеров. Так, например, об одном "швеце-сапожнике" рассказывается, что он посмеялся над рассказом об одном из таких чудес, за что, между прочим, и поражен был неожиданно отеком лона. По этому поводу свидетели этого обстоятельства справедливо заметили наказанному: "Терпи, брате, да прочие тобою научени будут, еже не вменяти в хулу и подсмех чудеса, бывающие от Бога и святых Его угодников".
И.П. Калинский
И.П. Калинский