АРТЮХОВ Виталий Григорьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Артюхов, Виталий Григорьевич

АРТЮХОВ Виталий Григорьевич


Министр природных ресурсов РФ с июня 2001 г.; родился 29 января 1944 г. в ст. Новоминская Новоминского района Краснодарского края; окончил Новочеркасский политехнический институт по специальности "инженер-механик" в 1970 г., доктор экономических наук, профессор; трудовую деятельность начал в 1962 г. плотником строительно-монтажного управления в г. Армавире Краснодарского края; прошел срочную службу в Советской Армии; с 1970 г. работал на различных инженерных и административных должностях на предприятиях автомобильного транспорта в г. Армавире; 1973—1978 — директор Армавирского пассажирского автотранспортного предприятия; 1978—1979 — начальник производственного объединения грузового автотранспорта в г. Ногинске Московской области; 1979—1983 — главный инженер производственного объединения по обслуживанию грузовых автотранспортных средств иностранных владельцев "Совинтеравтосервис" (г. Москва), 1983—1988 — начальник финансового управления, 1988—1989 — первый заместитель начальника Главного экономического управления Министерства автомобильного транспорта РСФСР; 1989—1991 — заместитель начальника финансово-хозяйственного управления Секретариата Верховного Совета СССР; 1991—1992 — первый заместитель министра финансов РСФСР; 1992—1995 — заместитель министра транспорта РФ; 1995—1996 — первый заместитель министра финансов РФ; 1996—1997 — руководитель Государственной налоговой службы РФ в ранге заместителя Председателя Правительства РФ; апрель 1997 г. — май 1999 г. — руководитель Федеральной дорожной службы РФ (преобразована в Российское дорожное агентство — Росавтодор); июнь 1999 г. — май 2000 г. — генеральный директор Росавтодора; в мае 2000 г. Росавтодор был упразднен при реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти Президентом РФ В. Путиным; август 2000 г. — июнь 2001 г. — первый заместитель министра транспорта РФ; входил в состав Межведомственной комиссии по ГАТТ (1993), Межведомственной комиссии по конкурентной политике (1994), Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ (1994), рабочей группы по распределению, контролю за использованием и возвратом средств федерального фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера (1995), Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики; главный государственный советник налоговой службы; награжден орденом "Знак Почета" и медалями; женат, имеет двоих сыновей.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

АРТЮХОВ Виталий Григорьевич
29.01.1944). Руководитель Государственной налоговой службы Российской Федерации в ранге заместителя Председателя Правительства Российской Федерации в правительстве В. С. Черномырдина с марта 1996 по 15.04.1997 г., руководитель Федеральной дорожной службы Российской Федерации в правительстве В. С. Черномырдина с 23.04.1997 г., генеральный директор Российского дорожного агентства в правительствах С. В. Степашина, В. В. Путина и М. М. Касьянова с 23.06.1999 г. по май 2000 г., министр природных ресурсов Российской Федерации в правительстве М. М. Касьянова с 16.06.2001 г. Родился в станице Новолипская Краснодарского края. Образование получил в Краснодарском педагогическом институте (окончил один курс) и Новочеркасском политехническом институте им. С. Орджоникидзе Ростовской области по специальности инженер-механик автомобильного транспорта (1970). Доктор экономических наук, профессор. Академик Российской академии предпринимательства. До поступления в институт с 1962 г. работал плотником строительного управления № 40 в г. Армавире Краснодарского края. Служил в Советской Армии. Хотел стать профессиональным музыкантом. Играл на трубе и руководил любительским оркестром. По окончании института в 1970—1971 гг. механик, начальник Краснодарского производственного транспортного треста (г. Армавир). В 1971—1973 гг. главный инженер автоколонны. В 1973—1978 гг. главный инженер автотранспортного предприятия № 1 г. Армавира. В 1978—1979 гг. начальник производственного объединения грузового автомобильного транспорта (г. Ногинск Московской области). В 1979—1983 гг. главный инженер производственного объединения по обслуживанию грузовых автотранспортных средств иностранных владельцев «Совинтранссервис» (Москва). В 1983—1988 гг. начальник финансового управления Министерства автомобильного транспорта РСФСР. В 1988 г. член коллегии, первый заместитель начальника Главного экономического управления Минавтотранса РСФСР. В 1988—1989 гг. первый заместитель начальника Главного экономического управления Минавтотранса РСФСР. В 1989—1991 гг. заместитель начальника финансово-хозяйственного управления Верховного Совета СССР. В 1991 г. был назначен заместителем, в 1992 г. первым заместителем министра транспорта РФ. С 12.01.1995 г. первый заместитель министра финансов РФ (министр В. Г. Пансков). С марта 1996 г. по 15.04.1997 г. руководитель Государственной налоговой службы РФ в ранге заместителя Председателя Правительства РФ. Главный государственный советник налоговой службы (1996). Ходил в «старорежимной» шляпе а-ля Глеб Жеглов. Освобожден от должности по собственной просьбе. По другой версии, за недобор налогов. С 23.04.1997 г. руководитель Федеральной дорожной службы (ФДС) РФ. Контролировал созданный в 1992 г. Федеральный дорожный фонд, в котором ежегодно собиралось около 150 миллиардов рублей, не прописанных ни в одной статье бюджета. По данным Счетной палаты РФ, фондом были допущены многочисленные нарушения при проведении финансовых зачетов через посредничество коммерческих фирм. По сведениям газеты «Московский комсомолец» (17.10.2001), федеральная трасса «Дон» (Москва — Ростов — Кавказ) была застрахована в страховой компании «Регионгарант» от цунами — гигантской океанской волны, возникающей после сильнейших подводных землетрясений. (Ширина реки Дон, которую пересекает одноименная трасса, несколько сотен метров). Проходил по документам Комиссии по борьбе с коррупцией Государственной думы РФ. После преобразования Федеральной дорожной службы в Российское дорожное агентство в июне 1999 г. был назначен его генеральным директором. С 25.07.2000 г. первый заместитель министра транспорта РФ. Собирался избираться аудитором в Счетную палату РФ, прошел несколько ступеней сложного конкурса. С 16.06.2001 г. министр природных ресурсов РФ. Сменил в этой должности Б. А. Яцкевича. 10.08.2001 г. новый министр заявил, что созданная им комиссия обнаружила ряд нарушений федерального законодательства при проведении конкурса на нефтяное месторождение Вал Гамбурцева и что он поручил своим юристам подготовить «предусмотренные законодательством процессуальные действия». По словам В. Г. Артюхова, аналогичные нарушения были допущены также при проведении в последнее время других конкурсов на право пользования недрами. Опроверг представления некоторых недропользователей о своем министерстве как о складе, с которого оптом и в розницу отпускаются лицензии: «При этом неподдельно возмущаются тем, что “товара” на складе стало меньше, нормы отпуска “в одни руки” снизились, отпуск “из-под прилавка” или “без очереди” прекращен, да и знакомых кладовщиков уволили» (Известия. 10.12.2001). Сменил четырех прежних заместителей министра, начальников основных департаментов. Осенью 2001 г. Министерство природных ресурсов РФ попало в составленный на основе «утечек» список ведомств, чья деятельность вызвала интерес Генеральной прокуратуры. Однако ничего вслед за этим не последовало. В 2002 г. в канун Дня работника леса обратился к населению России с призывом бережно и заботливо относиться к природе, рационально использовать природные ресурсы. В сентябре 2002 г. завизировал инициированный магаданским губернатором В. Цветковым проект правительственного распоряжения об увеличении крабовых квот на научные цели для магаданского НИИ рыбного хозяйства и океанографии. По мнению заместителя Генерального прокурора РФ В. Колесникова, этот документ не соответствовал закону. Во время расследования «крабового» дела В. Г. Артюхов, председатель Госкомрыболовства Е. И. Наздратенко и ряд заместителей министра экономического развития и торговли дали показания по этому делу. Следователями в их действиях «какого-либо корыстного умысла не обнаружено. Хотя халатность со стороны допрошенных исключить нельзя» (Власть. 2003, № 14. С. 17). Награжден орденом «Знак Почета» и медалями. Женат, есть два сына. Жена — учительница. Старший сын специалист в области автосервиса, младший финансист.

Источник: Самые открытые люди. Энциклопедия биографий. 2004