Асклепий

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Асклепий
греческий бог врачевания, сын Аполлона, обучившийся искусству исцеления у кентавра Хирона. Его изображают в облике бородатого, одетого в длинный плащ мужчины, опирающегося на посох, вокруг которого обвивается змея (отсюда изображение змеи в современной медицинской символике).
 Аспиция — римское понятие, обозначавшее предсказание будущего на основе наблюдения за поведением птиц и авгуров (в переводе с латинского языка — «наблюдение за полетом птиц»).

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

АСКЛЕПИЙ
в греч. миф. бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды, к-рую Аполлон убил за измену. Культ А. был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелен. со всех концов Греции. Непрем. атрибутом А. была змея (или даже две), получавшая в храме А. жертв. приношения. На о-ве Кос наход. извест. святилище А., знаменитые врачи о-ва Кос счит. потомками А. и назыв. Асклепиадами. А. мыс-лился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты. В рим. миф. А. именуется Эскулапом; его культ был введен в Риме в нач. 3 в. до н.э., на одном из о-вов Тибра. Там, где была выпущена привез. из Эпидавра змея, был основан храм бога А.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Асклепий
греч. бог врачевания, сын Аполлона и Корониды, обучавшийся искусству исцеления у кентавра Хирона. Его сыновьями были Махаон и Подалирий. Узнав, что А. попытался оживлять умерших, Зевс умертвил А. молнией. В Эпидавре находился знаменитый храм А. Начиная с 5 в. до н. э. возникли другие святилища А., как, например, в Косе, Пергаме и других местах. Вплоть до кон. античных времен культ А. особенно почитался. А. изображали в облике бородатого, одетого в длинный плащ мужчины, опирающегося на посох, вокруг которого обвивается змея (отсюда изображение змеи в совр. медицинской символике). А. посвящались многочисл. рельефы на святилищах (например, в Афинах). Выразительная голова А. с о. Мелос находится в Британском музее. С А. отождествлялся рим. бог врачевания Эскулап.

Источник: Словарь античности. 1989

Асклепий
бог врачевания в греко-римском пантеоне, культ которого сложился в Греции около VII века до н.э.. Его изображали в облике бородатого мужчины, одетого в длинный гиматий, опирающегося на посох, вокруг которого обвилась змея. Согласно мифам, Асклепий, сын Аполлона, женился на Эпионе - "болеутолительнице", дочери Меропса, правителя острова Кос в Эгейском море. Среди его детей Гигиея олицетворяла лечение природными факторами, Панакея (Панацея) - искусство лечения лекарственными средствами растительного происхождения, Телесоф - лечение сном и успокаивающими средствами. Наиболее известные сыновья Асклепия - Подалирий лечил внутренние болезни, а Махаон ведал хирургией. Возможно, что прототипом легендарного Асклепия был царь Фессалии - искусный врачеватель Асклепий, живший, согласно Гомеру, в XII до н.э. Асклепейоны, святилища лечебно-санитарного характера, состояли обычно из храма, где помещалась статуя бога, крытых портиков, в которых находили приют странники, а также источника или водоема для очищения и омовения. Врачевание обычно совершалось во время инкубации - священного сна, когда больной ночевал в святилище.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Асклепий
греч. Asklepios)
   в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона и Корониды, дочери царя Флегия. Ученик кентавра Хирона. Имел детей Махаона, Подалирия, Гигию и Панакею (Панацею), причастных также к культу врачевания; оба сына были врачами; Гигия обозначает «здоровье» (от ее имени происходит слово «гигиена»); Панакея - «исцелительница»; женой А. была Эпиона - «утоляющая боль». Главные центры культа А. - Трикка в Фессалии, Эпидавр в Арголиде и Пергам в Малой Азии. Там возникли и первые медицинские школы античности. Как свидетельствуют надписи, жрецы храмов А. стремились привлечь внимание посетителей чудесами полного исцеления богом слепых, паралитиков и т.д. Одновременно эти же надписи указывают на симптомы многих болезней, свидетельствуют о привлечении настоящих врачей, которые прописывали больным диету, прогулки и даже делали хирургические операции, напр., снимали с глаз катаракту. В III в. до н.э. культ А. проник в Рим, где А. стали называть Эскулапом.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Греческий бог врачевания. Согласно Гомеру, он был смертным и научился медицине у кентавра Хирона. В поздней мифологии он представлен как сын нимфы Корониды и Аполлона и связан с последним как бог исцеления. Непременным атрибутом Асклепия была змея, которой приносили жертвоприношения в посвященных ему храмах. Его главные святилища находились на острове Кос, где работали Гиппократ и его ученики, а также в Эпидавре. Одно святилище существовало на склоне афинского Акрополя. Платон цитирует последние слова Сократа о том, что он должен петуха Асклепию - традиционную жертву за лечение, - Сократ имел в виду смерть как высшее лекарство от жизни. Культ Асклепия был принесен в Рим после чумы в 233 до н. э. вместе с "Оракулами Сивилл" (собрание предсказаний). Согласно мифу, Зевс умертвил Асклепия ударом молнии, узнав, что тот оживляет мертвых. С Асклепием отождествляется римский бог врачевания Эскулап.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

АСКЛЕПИЙ
   • ?????????, ?????????,
         Aesculapius, греческий бог врачевания; по обыкновенному сказанию (Гесиод, Пиндар), сын Аполлона и Корониды, дочери царя лапифов Флегия. Аполлон, убив из ревности Корониду, отдал сына на воспитание кентавру Хейрону, который обучил своего питомца разным искусством, и особенно искусству врачевания. Эпидавр и Мессения, где матерью А. называли Арсиной, дочь Левкиппа, наравне с Фессалией заявляли права на честь быть родиной бога-целителя. Своим искусством он спас многих людей от смерти и даже многих умерших вновь призвал к жизни. Чтобы мировой порядок не терпел более таких нарушений и чтобы люди, благодаря врачебному искусству совершенно избавившись от страха смерти, не стали пренебрегать помощью богов, Зевс убил А. своей молнией. Мстя за смерть сына, Аполлон убил киклопов, ковавших для Зевса молнии, но за это сам должен был некоторое время служить на земле людям. У Гомера и Пиндара А. прекрасный врач, но не более как герой; напротив, в позднейшие времена его повсюду почитали как бога врачебной науки; его святилища находились особенно в рощах, у целебных ключей и в здоровых, лежащих вне городов местностях. С древних времен главными местами его почитания были: Трикка в Фессалии, Эпидавр, где в честь его каждое пятилетие совершался большой праздник ?????????? и Пергам. В храмах Асклепия держали змей как символ постоянно обновляющейся жизненной силы и вместе как одно из средств врачевания. Лечение совершалось, между прочим, посредством инкубации: больные ночевали в храме, веря, что бог во сне откроет им, какое лекарство должны они употреблять. Исцеленные вешали в храме дощечки, на которых означались болезни и средства, против них подействовавшие. А. изображали наподобие Зевса с кроткими, спокойными, задумчивыми чертами лица; обыкновенным атрибутом бога-целителя был жезл с обвивающейся вокруг нее змеей; а жертвенным животным — петух. Иногда с А. сопоставляется отрок Телесфор, «приводящий к доброму концу», гений выздоровления, называемый еще Евамерионом, гением благоденствия, и Акесием. Детьми А. называются: врачи Махаон и Подалейрий (Il. 2, 731), Гигиейя, «здоровье» (на изображениях это — цветущая дева; в левой руке обыкновенно она держит чашу, из которой дает пить змее) и, Панакейя (Рапасеа, «всеисцеляющая»); женой А. была Епиона (??????, «унимающая боли»). В Риме почитание A. (Aesclapius) введено в 291 г. до Р. X. Тогда, во время чумы, по приказанию, извлеченному из сивилинских книг, из Эпидавра перевезли в Рим змею, а в ее образ, как верили тогда, и самого Эскулапа и построили ему храм на острове Тибра. Liv. 10, 47. Ov. met. 15, 622-744.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
617.77 кб

Греческие культы в пантеоне римской армии в I-III вв. Асклепий

Соловьянов Николай Иванович
В статье анализируются особенности вотивных (посвятительных) памятников римских воинов эпохи принципата (I-III вв.), поставленных богам в благодарность за выздоровление (pro salute).
Читать PDF
318.69 кб

Роман–панацея. Асклепий как протообраз доктора Живаго (к постановке вопроса)

Йожа Д. З.
Предлагаемая статья посвящена разбору генезиса конструирования фигуры протагониста в свете исследований О.М. Фрейденберг и венгерского классика-филолога К. Кереньи в области культов Асклепия.
Читать PDF
1.21 мб

Неоплатонический Асклепий

Афонасин Евгений Васильевич, Афонасина Анна Сергеевна
Прокл тесно общался со многими богами, однако Асклепий помогал ему в течение всей жизни: в молодости Прокл чудесным образом выздоровел, когда Телесфор, сын Асклепия и бог исцеления, явился ему во сне; в более зрелом возрасте патро
Читать PDF
172.67 кб

Эллинистическая религия Асклепия в поздней греко-римской культуре в свете христианской духовной трад

Джарман Ольга Александровна
Стремление к исцелению — характерная культурологическая характеристика эпохи позднего эллинизма и периода Римской империи.

Похожие термины:

  • АСКЛЕПИЙ, или ЭСКУЛАП

    бог врачевания, сын Аполлона и Корониды, он был воспитан кентавром Хироном, который научил его искусству врачевания и охоты. Асклепий не только исцелял больных, но даже возвращал к жизни умерших. Ч
  • АСКЛЕПИАД

       • Asclepiades,          см. Anthologia graeca, Греческая антология
  • Москвин, Асклепиад Иоасафович

    (1840 г. штабс-капитан) механик округа Богословских горн. заводов. {Половцов}
  • Асклепиад Мендский

    греческий историк начала I в. до Р.Х., уроженец города Менда в Египте, автор несохранившейся обширной «Египетской истории».  
  • Асклепиад Мирлианский

    греческий историк и грамматик I в. до Р.Х., автор сочинения о Деметрии Фалерском, процитированный Афинеем в «Пире мудрецов».  
  • Асклепиадов стих

    названная именем греч. поэта Асклепиада форма стиха, который подразделяется на малый А. с, имеющий форму — — — U U — — U U — U U,(например, Гораций, стих 1,1,1: Maecenas atavls edlte regTbus), и большой А. с, имеющий форм
  • Асклепиодот

    греческий писатель I в. до Р.Х., составитель сочинения о боевой тактике гоплитов (тяжеловооруженных пехотинцев). На рубеже I и II вв. от Р.Х. труд Асклепиодота использовал Элиан для написания собственн