Астрология

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Астрология
греч. astron – звезда + logos – учение) – учение о якобы существующей связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов, возникло в древности, былораспространено в средние века, продолжает существовать в современном мире (предсказание будущего, составление гороскопов и др.).

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Астрология
от греч. astron — звезда и logos — знание) — учение о якобы существующей связи между расположением звезд и планет и событиями в жизни людей и народов. Астрологи по расположению небесных тел и при помощи гороскопа предсказывали исход тех или иных событий, будущее людей, народов и государств.
Особое влияние на судьбы людей приписывали планетам. Судьбу человека определяли на основании их взаимного расположения и положения относительно 12 знаков зодиака и частей горизонта к моменту рождения человека. А. была популярна в Арабском халифате, распространилась в Зап. Европе, преподавалась в ун-тах, процветала при княжеских и королев, дворах.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

АСТРОЛОГИЯ
в античности и ср. века широко употреблявш. термин для обознач. основанной на «влиянии» расположения звезд на земные явления предсказат. науки о небесных телах и светилах. Напр., составным элементом вавилонской астрал. религии, к к-рой восходит вся последующая А., было узнавание воли звезд по их располож. Систематизир. А. у вавилонян отсутств. Их предсказания, б.ч. к-рых сохран. на глиняных табличках в Ниневии, сделаны на основе наблюд. за Солнцем, Луной и пятью планетами и знаменов. чуму, войну и пр. Эти предсказания относились либо ко всей стране, либо к одному царю (т.е. в то время еще не было индивидуал. гороскопов). В ранней и класс. Греции А. не признавалась. Ее победное шествие в Греции началось в эпоху эллинизма и было связано с Беросом из Вавилона и основан. им в 280 до н.э. астрологич. школой на Косе. Этнич. термин «халдей» (к-рым обознач. вавилоняне), пришедший с Бл. Востока, в антич. времена стал профессионал. назв. астрологов. Изгнанные сначала из Рима в 139 до н.э., они позднее приобрели такую популярность, что чуть ли не каждый древ. житель обращ. к их услугам. Большим влиянием в эллинистич. Египте пользовались религ.-астрологич. труды Нехепсо-Петозириса (ок. 150 до н.э.) и ходившие по рукам книги, авторство к-рых приписыв. Гермесу Трисмегисту (1 — 3 вв. н.э.). На них основыв. позднее антологии Веттия Валента (2 в. н.э.) и Фирмика Мастерна (ок. 335). Птолемей охар-ризовал свой труд в 4 книгах, как научный, хотя он, как позднее и Кеплер, основыв. на астрологич. принципах.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Астрология
наука о влиянии небесных тел на жизнь и судьбы отдельных людей, целых народов, всех без исключения земных событий. Возникла в Древней Ассирии, Вавилоне и Египте. Астрология опирается на наблюдения за движением звезд, внешне представляющих собой единую систему, и 7 независимых от них различимых невооруженным глазом небесных тел: Солнца, Луны и 5 планет – Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Энергия Солнца и Луны и свободное движение странников – планет – естественным образом привели в древности к их одушевлению и обожествлению. Иногда в звездах видят детей Солнца и Луны, чрезвычайно часто встречаются представления о героях или предках, перенесенных на небо и превратившихся в звезды; нередки сопоставления звезд и различных животных. Имеется ряд мотивов, получивших широкое распространение в мифологии разных народов. Группы звезд складываются в созвездия, своим узором напоминающие различные существа и предметы. В умеренных климатических зонах солнцеворот оказывает прямое влияние на растительную жизнь на Земле; фазы Луны соотносятся с менструальным циклом у женщин, и потому естественным было видеть в небесных телах могущественные божества, в чьей власти находится земная жизнь. Астрологические толкования опираются на 2 основных наблюдения. Во-первых, траектория движения Солнца, эклиптика, ограничена узкой полоской неба. Она была разделена в Месопотамии на 12 секторов, каждый из которых находился под властью своего созвездия или знака Зодиака. Во-вторых, наблюдения показали, что некоторые светила, появившись однажды низко над горизонтом вскоре после захода Солнца, затем исчезают примерно на месяц, и вновь появляются незадолго до рассвета. Тща тельным образом составили регистр этих восходов и заходов, совпадающих с восходом и заходом Солнца. Наблюдаемая часть неба была разделена на 12 «домов». Схема расположения «домов» представляет собой квадрат, в который вписаны 12 треугольников. Позиции небесных тел обозначались при помощи знаков Зодиака и «домов». От перевернутых треугольников на схеме произошли астрологические символы стран света: Севера, Юга, Востока и Запада. От них же произошли алхимические знаки элементов: Огня и Воздуха, которые над нами, Земли и Воды внизу. Из сочетания Огня и Воды возникает знак, используемый для обозначения алкоголя, «огненной воды», он же – знак безымянной стихии, стихии вообще; в иудейском мистицизме этот знак является божественным символом. Существует 3 точки соприкосновения астрологии и мистической религии. Прежде всего, это вера в то, что расположение небесных светил при рождении человека влияет на его характер и судьбу, для истолкования которых используется гороскоп. Кроме того, с астрологией связано представление о Вселенной как о ряде концентрических небесных сфер с божеством над ними и вне их. Душа человека, прежде чем родиться, спускается через ряд небес и по мере удаления от божественного принимает на себя пороки и недостатки каждой сферы, которую проходит. Небесные сферы управляются планетами. Так, от Юпитера происходит властолюбие, от Венеры – похоть, от Меркурия – алчность, от Марса – насилие, от Сатурна – леность. В- третьих, в астрологии все части Вселенной, небесные тела, подлунный мир и человеческий микрокосм взаимосвязаны, и потому человек должен, совершая любой поступок, принимато в расчет общую картину мира. См. Вавилоно-ассирийская культура.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Астрология
   • Astrologia (и Astronomia).
         В классическое время у римлян учение о звездах называлось astrologia; впоследствии же astrologi по положению звезд предвещали судьбу людей, a astronomi вычисляли движения и отношения небесных светил одного к другому и к земле. Уже в древнейшие времена народы Востока вследствие своего образа жизни и занятий стали заниматься наблюдениями над звездным небом; но сведения о степени их астрономических познаний неточны и неясны. От них и египтяне почерпнули свои первые астрономические познания, которые потом значительно расширили; они первые определили год в 365 дней и 6 часов. Еще большее развитие получила астрономия у учеников их, греков, первым астрономом которых был Фалес (ок. 600 г. до Р. X.). По Плутарху, он выработал следующие положения: Земля составляет средоточие Вселенной, Луна освещается Солнцем, затмения Солнца происходят от прохождения Луны перед Солнцем. По Hdt. 1, 74. Plin. 2, 9, 12, он первый предсказал затмение Солнца. По Плутарху, он признавал и шарообразность Земли, но другие отрицают это. Мнение и учения последующих астрономов иногда удивительно близки к истине, напр., Демокрит (470 г. до Р. X.) утверждал, что Млечный Путь образуется от сияния бесчисленного количества звезд; пифагорейцы учили, что Земля вращается вокруг своей оси, на основании чего Аристарх (270 г. до Р. X.) вывел заключение о годовом движении Земли вокруг Солнца. Но все это были только теоретические выводы и предположения, так как более точные наблюдения неба вследствие недостаточного развития математики и механики были невозможны. Евдокс (ок. 366 г. до Р. X.) первый основал свои исследования на действительном наблюдении над небесным сводом. Т. к. сочинения его не дошли до нас, то мы о результатах его астрономических трудов имеем только случайные сведения; так, напр., по Sen. quaest. nat. 7, 3, он утверждал движение планет. Аристотель снова возвратился на путь умозрений; он утверждает и ясно доказывает шарообразность Земли и звезд. Земля, по его мнению, неподвижно стоит в центре Вселенной. Остроумие его доказательств удивительно, и приходится только сожалеть, что он не основывал их на большем запасе опытов и наблюдений. Мореплаватель Пифей Массилийский (284 г. до Р. X.), возвратившись из своих путешествий на север, принес известие, что там Солнце не заходит в течение 6 месяцев (ср. Plin. 2, 75, 77.); этому, однако, никто не поверил, и особенно Страбон часто его оспаривает. Аристарх Самосский (ок. 270 г. до Р. X.) очень остроумно рассуждал о расстояниях небесных тел. Эратосфен пытался определить расстояния Солнца и Луны от Земли. Настоящим же основателем научной астрономии был Гиппарх (ок. 140 г. до Р. X.), возвратившийся к положению Евдокса, что в астрономии следует основываться на самых тщательных наблюдениях, и указавший, таким образом, этой науке путь для всех последующих времен. По его учению, Солнце совершает кругообразное движение вокруг Земли, но не всегда с одинаковой скоростью. Продолжительность года он определил в 365 дней 5 час. 55 мин. 12 сек. По словам Плиния (2, 9, 12), он определил на 600 лет вперед движение Солнца и Луны, времена полнолуний и новолуний и долготу дней и вычислял положение местностей по долготе и широте. Последним астрономом древности был Птолемей (ок. 130 г. до Р. X.), который привел открытия Гиппарха и собственные исследования в правильную систему. Учение его, так называемая «Птолемеева система мира», имела значение в течение всех средних веков и состояла из следующих главных положений: Земля имеет шарообразную форму и стоит неподвижно в центре шарообразной Вселенной. Солнце, Луна, планеты и остальные звезды движутся вокруг Земли на различных расстояниях. Римляне не имели ни одного выдающегося астронома, вследствие чего Цезарь для исправления календаря пригласил из Александрии Сосигена; зато в последние времена Республики и при императорах в Риме процветала астрология: целые шайки астрологов, халдеев и магов, называвшихся также математиками, стояли на форуме, ходили по домам, вызываясь предсказывать судьбу людей по звездам. О подробностях см. Халдеи.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Астрология
(от греч. astron — звезда), в античности и средние века широко употреблявшийся термин для обозначения основанной на «влиянии» расположения звезд на земные явления предсказательной науки о небесных телах и светилах. Толкование расположения звезд и планет восходит к обожествлению многими первобытными народами небесных светил и связанному с этим мифолого-магич. мышлению, коренившемуся в слаборазвитой социальной практике. Это мышление проецировало психич. качества человека на природные явления и их взаимосвязи и отводило им место вышестоящих и потому божеств, сил. Путем такой субъективизации внешний мир оказывался всего лишь расшир. внутр. миром человека. Поэтому человек осознавался как микрокосмос, как некое подобие Вселенной, где он повсюду, также и включая социальную сферу, находил родств. и чуждое. Считалось, что природа в целом пронизана сетью фантастич. отношений, построенных на симпатиях и антипатиях. Каждое изменение в одном вызывает изменение в другом и побуждает к сочувствию (учение о симпатии). В эту систему включались также звезды, которых наделяли божеств, свойствами и которые, как олицетворения небесных сил, обладали особым могуществом. Например, составным элементом вавилонской астральной религии, к которой восходит вся последующая А., было узнавание воли звезд по их расположению. Этот культ, помимо того что дал небесным светилам имена богов, наделил их способностью предвидения и другими свойствами, намного пережившими вместе с именами саму религию. Абсурдность этой «секуляризованной» А. заключалась в том, что, несмотря на применение астрономич. инструментов, она оперировала знамениями как аксиомами, например, считалось, что Марс приносит несчастья, а Юпитер предвещает добро, в силу того что соответствующие вавилонские боги обладали такими свойствами. Систематизированная А. у вавилонян отсутствовала. Их предсказания, б. ч. которых сохранилось на глиняных табличках в Ниневии, сделаны на основе наблюдений за Солнцем, Луной и пятью планетами и знаменовали чуму, войну и пр. Эти предсказания относились либо ко всей стране, либо к одному царю (т. е. в то время еще не было индивидуальных гороскопов). В ранней и классич. Греции А. не признавалась. Ее победное шествие в Греции началось в эпоху эллинизма и было связано с Беросом из Вавилона и основанной им в 280 до н. э. астрологич. школой на Косе. Ее влияние вместе с другими ориентальными астральными религиозными направлениями распространилось в эпоху Империи по всей ойкумене. Эти религии, как и вновь подхвач. философами-стоиками учение о симпатии с его фаталистич. выводами, спо собствовали расширению влияния халдейских теорий. Этнический термин «халдей» (которым обозначались часто вавилоняне), пришедший с Ближнего Востока, в античные времена стал профессиональным назв. астрологов. Изгнанные сначала из Рима в 139 до н. э., они позднее приобрели такую популярность, что чуть ли не каждый др. житель обращался к их услугам. Большим влиянием в эллинистич. Египте пользовались религиозно-астрологич. труды Нехепсо-Петозириса (ок. 150 до н. э.) и ходившие по рукам книги, авторство которых приписывалось Гермесу Трисмегисту (1 — 3 вв. н. э.). На них основывались позднее антологии Веттия Валента (2 в. н. э.) и Фирмика Матерна (ок. 335). Птолемей охарактеризовал свой труд в 4 книгах (Tetrabiblos) как научный, хотя он, как позднее и Кеплер, основывался на астрологич. принципах. В этом труде А. предстает в систематизированном виде и увязывается с математич. астрономией, удовлетворяя тем самым запросы образованных слоев общества. Объектами А., кроме комет и затмений, являлись планеты (также Солнце и Луна), зодиакальные созвездия с их разнообразными толкованиями, составлявшие в своей многогранной взаимосвязи основу астрологич. предсказаний. Эти толкования относились как к странам в целом (универсальная А.), так и представляли собой индивидуальные гороскопы, исходившие из расположения светил в день рождения и предсказывавшие судьбу конкретного человека (индивидуальная А.). Наряду с ними существовала также катархальная А. (от греч. katarchein — начинать), преемница греч. оракулов, определявшая наиболее благоприятный момент для к.-л. политич. действия или частного дела. В этой связи Ювенал высмеивал, например, испрашивание астрологич. предсказания перед прогулкой, лечением и т. д. Авзоний считал, что ногти надо стричь в среду, в день Меркурия; бороду — в четверг, в день Юпитера; а волосы — в пятницу, в день Венеры. В этом якобы проявлялась «власть планет над временем». Кто из богов-планет «правил» первым часом суток, тот давал имя и знаменовал весь день (например, Solis, Lunae, Martis). Несмотря на противоборство с А. христианского вероучения и просвещ. мыслителей древности, она оказалась живучей, что подтверждает неиссякавший до Ср.-век. поток астрологич. комментариев и анонимных сочинений. Убедительные аргументы против А. были выдвинуты Карнеадом ок. 160 до н. э.: различная судьба близнецов, родившихся при одном и том же расположении светил, и одинаковая судьба потерпевших кораблекрушение, родившихся при разном расположении звезд и т. д. В наст, время А. как «пережиток мифологич. образа мышления», отчасти оправданного в условиях неразвитых обществ. отношений, отвергается совр. наукой как ложное учение.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
275.93 кб

А. И. Кобзев. Астрология китайская. Теоретические основы и историческое развитие

С.Г
Читать PDF
186.82 кб

Астрология и религия

Баюткина Анастасия Валерьевна
В статье анализируется взаимосвязь астрологии с религией. Астрология рассматривается как важное культурологическое явление.
Читать PDF
1.44 мб

Классическая западная эзотерическая космология (астрология) как источниковедческая проблема

Александров Леонид Геннадьевич
Статья посвящена эзотерической космологии в тех формах, в которых она бытовала в Европе со времен поздней античности до классического средневековья.
Читать PDF
307.36 кб

Астрология и космические циклы западноевропейской истории: опыт культурологического моделирования эп

Александров Леонид Геннадиевич
Читать PDF
202.96 кб

Астрология как интеррелигиозный мировоззренческий феномен

Александров Л. Г.
Читать PDF
118.78 кб

Древняя астрология: единство микро- и макрокосмоса

Гудимова С. А.
Читать PDF
1.44 мб

Классическая западная эзотерическая космология (астрология) как источниковедческая проблема

Александров Леонид Геннадьевич
Статья посвящена эзотерической космологии в тех формах, в которых она бытовала в Европе со времен поздней античности до классического средневековья.
Читать PDF
202.68 кб

Астрология как интеррелигиозный мировоззренческий феномен

Александров Л.Г.
Читать PDF
274.95 кб

Астрология в литературно-философском наследии Рерихов

Александров И. Ю.
Читать PDF
307.36 кб

Астрология и космические циклы западноевропейской истории: опыт культурологического моделирования эп

Александров Леонид Геннадиевич
Читать PDF
226.23 кб

Астрология в «Кентерберийских рассказах» Дж. Чосера

Ганин Владимир Николаевич
В статье речь идет о влиянии астрологии на книгу Джеффри Чосера «Кентерберийские рассказы».
Читать PDF
274.95 кб

Астрология в литературно-философском наследии Рерихов

Александров Илья Юрьевич
Читать PDF
350.24 кб

Астрология и общество

Язев Сергей Арктурович
Работа посвящена анализу взаимоотношений астрологии и общества. Обосновывается тезис о том, что астрологические представления в современном обществе широко распространены, рассмотрены причины существующего положения.
Читать PDF
178.90 кб

2004. 04. 014. Переттиватель П. Астрология в современном обществе: опыт анализа французской прессы.

Ушкова Е. Л.
Читать PDF
461.87 кб

Классическая астрология К. Птолемея как способ постижения мира в эпоху античности

Коркунова О.В., Букурова А.В.
В статье исследуется модель астрологии, созданная К. Птолемеем. Показано, как он рационализировал эту систему знания. Выявляются ключевые моменты созданной К.

Похожие термины:

  • АСТРОЛОГИЯ и АСТРОНОМИЯ

    •Astrologia и Astronomia. В классическое время у римлян учение о звездах называлось astrologia; впоследствии же astrologi по положению звезд предвещали судьбу людей, a astronomi вычисляли движения и отношения небесных св