Аутодафе

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Аутодафе
публичная казнь еретиков по приговору инквизиции.

Источник: Словарь понятий и терминов по истории

Аутодафе
торжественное оглашение приговора инквизиции, процедура исполнения самого приговора.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АУТОДАФЕ
церемония приведения в исполнение приговора инквизиции. Включала торжественную процессию с участием духовенства, членов инквизиционного трибунала, их помощников, монахов, религиозных братств, осужденных, одетых в шутовские, позорные одежды (санбенито), торжественный молебен, оглашение приговора в присутствии королевского двора или местных светских властей, исполнение приговоров: наказание плетьми или сожжение на костре. Осуществлялось светской властью. Последнее А. совершено в Валенсии в 1826 г.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

АУТОДАФЕ
(букв. «дело веры») – публичное провозглашение и приведение в исполнение инквизиционного приговора в форме смертной казни через сожжение на костре. Частные аутодафе происходили несколько раз в год. Общие (с сотнями осужденных) были приурочены к важным государственным событиям: коронации монарха, его венчанию, рождению наследника. Процедура состояла в том, что инквизитор отпускал осужденных «на свободу», т. е. отстранял от Церкви и передавал в руки светских властей. Сожжение на костре представлялось делом светской власти.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Аутодафе
исп. и португ. auto de fe — акт веры) — торжественное оглашение приговора инквизиции, а также само исполнение приговора (главным образом публичное сожжение на костре). Особое распространение получило в средневековой Испании. Впервые было применено в XIII в. Обычно происходило в праздничные дни на главной площади города в присутствии короля, двора, гор. властей и толпы народа. Присутствие на а. считалось проявлением благочестия. После оглашения приговора осужденных передавали светской власти, которая и производила публичную казнь. Тех, кто раскаивался, перед сожжением удушали, всех остальных сжигали живыми. В число осужденных попадали не только еретики, но и неугодные светской власти. Имущество казненных поступало в королевскую или церк. казну. Последнее а. было совершено в Валенсии (Испания) в 1826 г.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

АУТОДАФЕ
ауто де фе (исп. и португ auto de fe, букв. - акт веры), - формально торжеств. оглашение приговоров высших судилищ инквизиции в Испании, Португалии и их колониях, а в сложившемся в нар. массах словоупотреблении - и само приведение их в действие, в особенности сожжение осужденных на костре. А. появились с началом инквизиции (с 13 в.) как средство террористич. борьбы с еретиками. С преобразованием инквизиции в Испании, в кон. 15 в., а затем и в Португалии, А. получили характер массового театрализованного ритуального действа, земного подобия страшного суда. А. устраивались на гл. площади города, на к-рую в многолюдной религ. процессии выводили в позорящей одежде, босыми, осужденных еретиков. На А. присутствовали представители высшего духовенства, власти, иногда сам король с семьей (Филипп II и Филипп IV, Карл II), корпорации. Особенно свирепствовали А. при Торквемаде. Последнее А. состоялось в 1826 в Валенсии. Всего на А. было сожжено не менее 30 тыс. чел.

Лит. см. при ст. Инквизиция.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Аутодафе
ауто-да-фе, ауто де фе; порт. auto da f?, исп. auto de fe, лат. actus fidei, буквально — акт веры) — в средние века в Испании, Португалии и их колониях торжественное объявление приговора инквизиционного суда, сопровождавшееся, в большинстве случаев, возвращением покаявшихся еретиков в лоно церкви, или их наказанием, в том числе «казнью без пролития крови» — часто это было сожжение осужденных.
Употребление слова
В общераспространенном употреблении ауто-да-фе — это также и сама процедура приведения приговора в действие, главным образом публичное сожжение осужденных на костре. Неточность этого выражения обсуждается ниже. Аутодафе следует отличать от костра тщеславия, на котором сжигались книги, зеркала, духи и прочие «орудия светской тщеты».
История
Ауто-да-фе появилось с началом инквизиции (XIII в.), распространение получило с конца XV в., приобретя характер массового театрализованного ритуального действа.
Собственно аутодафе есть всякое торжество, устраиваемое инквизицией по поводу объявления приговора (соответствующее название во Франции «sermo generalis» — общая проповедь).
Практика аутодафе установилась в Испании вместе с усилением там инквизиции в конце XV века, первое аутодафе (сожжение) шести человек проведено в Севилье в 1481 г.
Механизм провозглашения ауто-да-фе нередко служил для обогащения королевской казны.
Великий инквизитор Торквемада в период 1483—1498 сжег живыми 8800 человек. Инквизиция действовала и в испанских колониях Америки. Позже эта практика приняла огромные размеры в течение XVI века, и просуществовала до конца XVIII века, когда аутодафе стали реже. В Португалии, где инквизиция была учреждена в 1536, она не имела столь широкого масштаба. Ее влияние сильно упало при Помбале, во второй половине 18 века. Ауто да фе имели место в Мексике, Бразилии и Перу. Они также проводились в португальских колониях — в Гоа, Индия после установления там инквизиции в период 1562—1563.
В 1808 инквизиция была отменена Жозефом Бонапартом. Фердинанд VII в 1814 восстановил ее, конституция кортесов 1820 вновь ее отменила, а реставрация снова ввела; окончательно упразднена в 1834.
Последнее ауто-да-фе состоялось в 1826 в Валенсии. Это ауто-да-фе состоялось через повешение (сожжения не было).
По Льоренте, в 1481—1808 в Испании сожжено живыми 31912 чел., а 29145 наказаны замурованием, галерами, конфискацией имущества.
Исполнение
Ауто-да-фе устраивались на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей, аристократии, городских магистратов, корпораций. Осужденных выводили в торжественной процессии со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми.
Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись по целому ряду дел сразу. Произносилась проповедь (католическая месса), молитву, после которой присутствующие клялись повиноваться и помогать инквизиции; затем следовало чтение приговоров: сначала легких, потом содержащих более или менее тяжелые наказания для раскаявшихся еретиков и преступников; потом нераскаянные предавались в руки светской власти, что было равносильно присуждению к сожжению на костре (Peters 1988: 93-94). По отношению к покаявшимся пытки не применялись, и перед сожжением, в знак милосердия, их обычно душили удавкой (Kamen 1997: 192—213).
На этом собственно и кончалось аутодафе. Однако обычно под этим именем понимают как раз заключительную часть, то есть массовое приведение смертного приговора в исполнение, которое могло следовать непосредственно за церемонией или переносилось на другое время.
Число жертв
Традиционно считают, что в Испании в 1481—1808 было сожжено около 35 000 человек, однако есть современные авторитетные историки, оценивающие на основании архивов число жертв в XVI—XIX веках цифрой 2000. Большинство приговоров не было связано с лишением жизни, а число оправданных было для своего времени очень высоким, до 20 %.
Литература
* Peters, Edward. (1988) Inquisition. New York: The Free Press.
* Kamen, Henry. (1997) The Spanish Inquisition : A Historical Revision. London: Weidenfeld & Nicolson.
* Lea, Henry Charles (1906—1907). A History of the Inquisition of Spain (4 volumes). New York and London.
* Whitechapel, Simon (2003). Flesh Inferno: Atrocities of Torquemada and the Spanish Inquisition. Creation Books. ISBN 1-84068-105-5

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

АУТОДАФЕ
Опубликование и затем исполнение приговора, вынесенного судом инквизиции*, над обвиненными в "преступлении" против христианства, среди которых было много маранов*. А. называли также сожжение томов Талмуда* и других книг в Средние века. Публичное оповещение делали обычно в церкви перед Рождеством. Для аутодафе выбирали площадь или другое людное место. Казнь назначали на воскресенье или христианский праздник, чтобы как можно больше людей присутствовало при этом и чтобы зрелище вселило страх в "еретиков" и противников церкви. Существовало четыре вида А.: 1) публичное, в присутствии членов городского совета, в праздничный день, в день рождения или свадьбы правителя, и т. п.; 2) непубличное А. в присутствии судей и палачей; 3) малое А. во дворе суда инквизиции в присутствии судей и немногих приглашенных; 4) А. в присутствии одного обвиняемого. После многих месяцев, а иногда и лет, проведенных в тюрьмах инквизиции, заключенных доставляли в ночь перед аутодафе в особое место, где их готовили к предстоящей церемонии. Она начиналась с утра многолюдным шествием, в котором участвовало все духовенство города. Впереди несли большое знамя инквизиции. За процессией шли осужденные. Приговоренные к "суровой клятве" несли в руках зажженные свечи и были одеты в длинные желтые халаты с черным крестом. Еретик, признавший свою вину и спасшийся от костра, был одет в черный халат или в халат с изображенными на нем языками пламени, направленными вниз. На халатах приговоренных к сожжению были изображены черти, бросающие еретиков в огонь ада. На головах осужденных были высокие колпаки, разрисованные так же, как их одежда. Процессия доходила до площади, приглашенные занимали места на трибуне, осужденные - на помосте. Присутствующие давали клятву в верности католической церкви. Затем один из священников читал проповедь. После проповеди зачитывались приговоры. Это занимало много времени, иногда даже два-три дня. Перед исполнением приговора все еще пытались принудить противников церкви раскаяться. Такое "милосердие" причиняло двойные муки осужденным, хранившим верность своей религии. К смертной казни приговаривал судья, не являвшийся духовным лицом. В этом также проявлялось лицемерие духовенства, носившего маску человеколюбия и желавшего показать, что оно не жаждет крови. После объявления смертного приговора священники произносили следующее: Потому, что ты не раскаялся в своих грехах, мы отстраняем тебя от церкви и предаем суду народа, но мы просим смягчить наказание, насколько это возможно, и избежать кровопролития. Осужденных подводили к эшафоту. Вместе с ними несли чучела, изображавшие узников инквизиции, которые бежали или умерли, а также кости умерших. Зажигание факела, от которого загорался костер, считалось священным актом и предоставлялось почетному гостю. Среди населения существовал жестокий обычай поджигать бороды осужденным еще до того, как разжигали костер, чтобы усилить их страдания. Этот дикий обычай назывался "брить новых христиан". Инквизиция признавала четыре вида наказания: 1) пытки и избиение; 2) конфискацию имущества; 3) заключение на определенный срок или пожизненное заключение; 4) смертная казнь через повешенье, сожжение или отсечение головы. Часто к аутодафе прибегали для того, чтобы конфисковать имущество обвиняемых. Когда евреи в свободном от инквизиции мире узнавали об А., они читали особые молитвы и траурные элегии в память о святых Израиля, погибших в огне. В молитвенниках того времени есть особая молитва за упокой, "Молитва о погибших на костре во славу имени Божьего", которая начинается так: "Как велико благо Твое, уготованное для боящихся Тебя [...] Бог отмщений Господь, Бог отмщений явился", а через несколько стихов: "Бог великий, могучий и страшный воздаст за Своего раба (имя погибшего), сожженного живым во славу имени Его, и могучей десницей Своей взыщет за кровь с ненавистников Его и воздаст по заслугам врагам Его". Во время молитвы в синагоге узников, томившихся в тюрьмах инквизиции, благословляли так: "Тот, Кто благословил наших отцов, Авраама, Ицхака и Яакова, Моше и Аарона, Давида и Шломо, Он да благословит, и сохранит, и оградит, и поможет всем нашим братьям, заключенным в темницу...". Евреи, продолжавшие тайно исповедовать свою веру, особенно пострадали от инквизиции в начале ее деятельности, когда они были главной целью преследований. За триста лет существования инквизиции в Испании и Португалии было казнено более 30 000 человек, большая часть - за принадлежность к еврейству. Многие из них были сожжены живыми. Они героически погибли, оставаясь верными своей религии, и своей смертью освятили ее.

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
288.80 кб

Два взгляда на одно и то же аутодафе

Симеонов Иван
Читать PDF
207.29 кб

От «Апостола» до «Аутодафе»: фрагмент «Лингво-энциклопедического словаря русской христианской лексик

Добрушина Екатерина Роландовна, Польсков Константин , Литвинцева Кристина Викторовна, Хангиреев Илья Александрович
В публикации представлена третья и завершающая часть статей на букву «А» фрагмент словаря христианской лексики русского языка, работа над которым ведется в ПСТГУ силами специалистов филологического и богословского факультетов.

Похожие термины:

  • Аутодафе (акт веры)

    торжественное оглашение приговоров высших судилищ инквизиции в Испании, Португалии и их колониях. Аутодафе означало и приведение в исполнение приговора - сожжение осужденного на костре. Аутодафе