Авангардизм
Авангардизм
художественное направление XX в., выступающее за разрыв с принципами прошлого и поиск новых средств изображения окружающего мира, что проявилось в таких течениях, как кубизм, экспрессионизм, сюрреализм и др.
Авангардизм
художественное направление ХХ в., выступающее за разрыв с принципами прошлого и поиск новых форм и средств выражения окружающего мира, что появилось в таких течениях, как кубизм, экспрессионизм, сюрреализм и др.
Авангардизм
фр. avant-garde – передовой отряд) – условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями, поиски новых средств выражения и форм произведений.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
АВАНГАРДИЗМ
франц. avant – вперед, garde – отряд), термин, утвердившийся в нач. 20 в., обозначающий новые, передовые течения в искусстве. В разные периоды авангардизмом назывались различные течения, провозглашавшие свою оппозиционность по отношению к традиционной культуре, отказывавшиеся от классических форм и приемов. Для авангардизма характерно разрушение эстетики художественного произведения за счет отказа от изобразительных средств (примитивизм), разрушения смысловой стороны (дадаизм), воздействия на подсознание (сюрреализм), разрушения структуры произведения (создание антидрам, антироманов, произведений абсурда), сочетания всего этого с активными социальными действиями (футуризм). Авангардистские течения начали развиваться в 1910–20-е гг. как оппозиция традиционному, ангажированному искусству, главной проблемой для них стало функционирование искусства в условиях кризиса буржуазного сознания.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
АВАНГАРДИЗМ
(от франц. avant garde-передовой отряд, идущие впереди), в широком смысле слова-всякое стремление к ускорению развития, к быстрому обновлению жизни, в узком смысле-движение за обновление искусства, возникшее на рубеже XIX и XX вв. Сторонники этого течения выступали за решительный пересмотр канонов традиционного европейского искусства. Например, ранее считалось, что художник должен в той или иной степени отражать окружающую действительность в своих произведениях. Авангардисты же исходили из того, что художник вправе создавать свой собственный мир, и он вовсе не обязательно должен быть похожим на реальный. Это мог быть мир линий, точек и цветовых пятен (АБСТРАКЦИОНИЗМ), это могло быть выраженное красками настроение художника (ЭКСПРЕССИОНИЗМ), это могло быть причудливое сочетание узнаваемых предметов, возможное только в голове человека (СЮРРЕАЛИЗМ). Новое понимание взаимоотношений художника с окружающей его действительностью способствовало обогащению изобразительного искусства. А. оказал сильнейшее влияние также и на художественную литературу и театр. (См. «ПОТОК СОЗНАНИЯ», ТЕАТР АБСУРДА.)
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
АВАНГАРДИЗМ
(фр. Аvant — впереди, garde — стража — передний край, передовой отряд) — обоб-щенное название ряда модернистских движений в ху-дожественной культуре конца XIX — середины XX вв., объединенных стремлением коренным образом обновить всю художественную практику с помощью новых выразительных средств. Поиски новых художественных форм авангардисты связывали с отказом от устоявшихся норм и традиций, в том числе и реалистических. Резко критикуя традиционные направления, формы и стили художественной культуры, авангардизм часто приходит к принижению значения культурно-исторического наследия человечества, к нигилистическому отношению к «вечным ценностям». Принципиальный антитрадиционализм авангардизма, его отказ от классических норм изобразительности и красоты связаны с ориентацией на формальную новизну или низовые формы самодеятельного искусства. Художественное открытие, способность к постоянному самообновлению стали в авангардизме обязательным правилом.
В авангардистском искусстве изображение подвер-гается экспрессивным деформациям, аналитическому расчленению, различным игровым преобразованиям, вплоть до полного вытеснения изобразительности в абстрактном искусстве. При этом произведение приравнивается к объектам внешнего мира. Размывание границ между искусством и реальностью проявляется в таких художественных формах, как авангардизм, кол-лаж, инсталляция и др. Расшатывая устои традиционного искусства, создавая множество новых приемов, методов и элементов художественного выражения, авангардисты способствовали возникновению и рас-пространению фотографии, кино, электронной музыки и т.п.
Значение авангардизма в художественной культуре состояло в том, что он повлиял на возникновение и развитие абстрактного искусства, дадаизма, конструкти-визма, сюрреализма и концептуализма. Художественная ценность большинства работ представителей авангардизма была невелика и имела чисто экспериментальное значение. В то же время именно авангардизм дал круп-нейших художников XX в., вошедших в историю мирового искусства: Кандинского, Шагала, Малевича, Пикассо, Модильяни, Дали, Джойса, Пруста, Кафку, Ионеску, Ле Корбюзье и многих других.
В авангардистском искусстве изображение подвер-гается экспрессивным деформациям, аналитическому расчленению, различным игровым преобразованиям, вплоть до полного вытеснения изобразительности в абстрактном искусстве. При этом произведение приравнивается к объектам внешнего мира. Размывание границ между искусством и реальностью проявляется в таких художественных формах, как авангардизм, кол-лаж, инсталляция и др. Расшатывая устои традиционного искусства, создавая множество новых приемов, методов и элементов художественного выражения, авангардисты способствовали возникновению и рас-пространению фотографии, кино, электронной музыки и т.п.
Значение авангардизма в художественной культуре состояло в том, что он повлиял на возникновение и развитие абстрактного искусства, дадаизма, конструкти-визма, сюрреализма и концептуализма. Художественная ценность большинства работ представителей авангардизма была невелика и имела чисто экспериментальное значение. В то же время именно авангардизм дал круп-нейших художников XX в., вошедших в историю мирового искусства: Кандинского, Шагала, Малевича, Пикассо, Модильяни, Дали, Джойса, Пруста, Кафку, Ионеску, Ле Корбюзье и многих других.
АВАНГАРДИЗМ
от франц. avantgarde – передовой отряд), наиболее радикальное художественное течение в культуре 20 в. Заимствованный из военной лексики термин подчеркивает роль авангардистов как первооткрывателей невиданного прежде искусства, созвучного новому столетию, борцов с устоявшейся веками (начиная с эпохи Возрождения) художественной системой. В нач. 20 в. возникло множество авангардных направлений: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др. Часть исследователей считает 1920-е гг. завершающим этапом авангардизма, другие отодвигают его временные границы до появления постмодернизма.
Авангардизм возник во Франции, затем распространился в Германии, Италии, России и др. странах. Участники этого движения стремились разрушить все общепринятые нормы, правила, идеалы. Молодые бунтари призывали «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но и все художественное наследие. Идеолог итальянского футуризма Ф. Т. Маринетти призывал: «Суньте огонь в библиотечные полки! Отведите течение каналов, чтобы затопить склепы музеев. О, пусть плывут по ветру и по течению знаменитые картины». Выступления авангардистов часто сопровождались скандалами. Выпускались дерзкие манифесты (сборник стихов В. В. Маяковского, А. Е. Крученых, В. Хлебникова и братьев В. Д. и Д. Д. Бурлюк «Пощечина общественному вкусу», 1912). Художники сознательно дразнили публику. Шокирующим было все: раскрашенные лица, морковки и расписные ложки в петлицах их костюмов; названия групп («Ослиный хвост», «Бубновый валет»); способы привлечения публики («бубнововалетцы» подражали скоморохам, итальянские футуристы разбрасывали листовки с колоколен). Однако за дерзкими выходками скрывалась серьезная работа над созданием принципиально новой художественной системы. Каждая из группировок – в полемике со всеми остальными – отстаивала свой творческий метод, свое видение дальнейшего развития искусства.
В 1960–70-х гг. появились новые авангардные течения: акционизм, поп-арт, концептуальное искусство и др. (их часто объединяют термином постмодернизм). Никогда прежде европейская культура не знала такого многообразия течений, направлений, художественных систем, индивидуальных стилей. Авангардисты значительно обогатили язык искусства, предложили широкий спектр новых идей. Среди них были великие мастера: П. Пикассо, А. Матисс, В. В. Кандинский, К. С. Малеви ч, М. З. Шагал, С. Дали и др. При всем многообразии индивидуальных стилей, совместными усилиями они разработали новую художественную систему, в основе которой не подражание природе, а творческое самовыражение художника. Авангардисты приучили публику к острым, неожиданным эстетическим впечатлениям, к активному соучастию в восприятии художественных произведений, к «интеллектуальной игре». Они стали подлинными первооткрывателями искусства современности.
Авангардизм возник во Франции, затем распространился в Германии, Италии, России и др. странах. Участники этого движения стремились разрушить все общепринятые нормы, правила, идеалы. Молодые бунтари призывали «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но и все художественное наследие. Идеолог итальянского футуризма Ф. Т. Маринетти призывал: «Суньте огонь в библиотечные полки! Отведите течение каналов, чтобы затопить склепы музеев. О, пусть плывут по ветру и по течению знаменитые картины». Выступления авангардистов часто сопровождались скандалами. Выпускались дерзкие манифесты (сборник стихов В. В. Маяковского, А. Е. Крученых, В. Хлебникова и братьев В. Д. и Д. Д. Бурлюк «Пощечина общественному вкусу», 1912). Художники сознательно дразнили публику. Шокирующим было все: раскрашенные лица, морковки и расписные ложки в петлицах их костюмов; названия групп («Ослиный хвост», «Бубновый валет»); способы привлечения публики («бубнововалетцы» подражали скоморохам, итальянские футуристы разбрасывали листовки с колоколен). Однако за дерзкими выходками скрывалась серьезная работа над созданием принципиально новой художественной системы. Каждая из группировок – в полемике со всеми остальными – отстаивала свой творческий метод, свое видение дальнейшего развития искусства.
В 1960–70-х гг. появились новые авангардные течения: акционизм, поп-арт, концептуальное искусство и др. (их часто объединяют термином постмодернизм). Никогда прежде европейская культура не знала такого многообразия течений, направлений, художественных систем, индивидуальных стилей. Авангардисты значительно обогатили язык искусства, предложили широкий спектр новых идей. Среди них были великие мастера: П. Пикассо, А. Матисс, В. В. Кандинский, К. С. Малеви ч, М. З. Шагал, С. Дали и др. При всем многообразии индивидуальных стилей, совместными усилиями они разработали новую художественную систему, в основе которой не подражание природе, а творческое самовыражение художника. Авангардисты приучили публику к острым, неожиданным эстетическим впечатлениям, к активному соучастию в восприятии художественных произведений, к «интеллектуальной игре». Они стали подлинными первооткрывателями искусства современности.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007