Авл Персий Флакк

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

Персий, Флакк Авл
34-62 до н. э.)
   Римский сатирик, друг поэта Лукана и член группы стоиков, выступавших против единоличного правления любого императора, если только он сам не будет стоическим философом. На Персия Флакка оказали большое влияние Луцилий и Гораций, однако использование замысловатых аллюзий и своеобразный эзотеризм поэтической речи Персия можно считать индивидуальной чертой его стиля. О Персии говорили, что он писал очень медленно и, по-видимому, создал не слишком много, по крайней мере до нас дошло только шесть его сатир.
   В средние века и в эпоху Возрождения Персия часто цитировали и переписывали его сочинения.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   рим. поэт. Род. в этрусск. г. Волатерах (совр. Вольтерра) в богатой семье. В возрасте 12 лет был привезен матерью в Рим, где обучался риторике и грамматике. Наставником П. был изв. философ-стоик Анней Корнут, к-рого он упоминает в 5-й сатире. Среди друзей поэта - Лукан. Из лит. наследия П. сохран. только 6 сатир. Другие произв. были уничтожены после его смерти, т. к. содержали выпады против Нерона. Ощущая себя продолжателем Луцилия и Горация, П. поднимает в сатирах вопросы, к-рые затрагивали ранее его предшественники. Он осуждает страсть к стихотворству, стремление к внеш. эффектам в лит., потворство испорченным читательским вкусам. Проповедуя принципы стоич. философии, П. выступает против недостойного воспитания юношества. В сатире, посвящ. другу поэта Цезию Бассу, говорится о разумном использовании богатства. Не одобряя манерности «нового стиля», П., одн., использует его в своих произв., вслед. чего их язык явл. неск. искусственным и трудным для понимания.
   Е.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Авл Персий Флакк
34-62 гг. н. э., римский поэт-сатирик. Сохранилось античное жизнеописание Проба, только в нем мы находим достоверные сведения о П. Он родился в Волатерре в Этрурии, в состоятельной семье. На шестом году жизни потерял отца. С 12 лет учился в Риме у грамматика Реммия Палемона и ритора Вергиния Флава. Подружился со стоиками Корнутом и Петом Тразеей, был знаком с Луканом и Сенекой Младшим. Скончался на 28 году жизни, все имущество отписал матери и сестре, а библиотеку завещал Корнуту, который отобрал из его наследия 6 сатир, а остальное — в частности, римские трагедии (претекстаты) — признал неудачными юношескими опытами. Сатиры вместе с ямбическим прологом издал друг П. поэт Цезий Басс. Живя и творя в правление Калигулы, Клавдия и Нерона, П. был свидетелем прогрессирующей безнравственности, особенно в высших кругах римского общества и при императорском дворе. Сам будучи праведным, исповедуя принципы стоической этики, он, под влиянием чтения Луциллия, начал в своей поэзии борьбу с проявлениями этого зла. Но в строгом смысле слова только са ранняя сатира I имеет все признаки данного жанра: в форме диалога с анонимным собеседником, тонким, ироничным словом он нападает на литературные направления, господствующие в современном ему Риме, приспособление писателей к запросам публики, искусственность их стиля, перегруженного риторическими фигурами. Остальные сатиры излагают избранные положения стоической философии. Отталкиваясь от них, П. показывает красоту этики стоиков и клеймит тех, кто этих правил не придерживается. Сатира II в форме послания к Максиму в день его рождения направлена против лицемеров — их фальшивую набожность и неискренние молитвы. Сатира III говорит о ценности философии и порицает разгульную жизнь молодежи; сатира IV посвящена заповеди: "Познай самого себя"; сатира V выражает сердечную благодарность поэта Корнуту за его дружбу и наставничество, в то же время порицая его за слабость характера и потакание своим страстям; сатира VI обращена к Цезию Бассу и прославляет умеренность в повседневной жизни. П. не может сравниться со своими предшественниками, Луциллием, или Горацием, влияние которых очевидно в его творчестве, особенно в языке и стиле сатир. Поэт умер слишком молодым и плохо знал жизнь, он не успел научиться создавать законченные картины из деталей, которыми изобилуют его произведения. Не избежал он некоторой искусственности и пафоса, из-за чего порой он становится темным и трудно читаемым. Не хватало ему и юмора, а прежде всего — таланта Горация выхватывать из жизни "горячие" ситуации. Но облагораживающее содержание сатир, хотя и не новое, а повторяющее стоические принципы, искренний энтузиазм поэта и смелая борьба с пороком снискали П. признание и славу у современников и потомков, особенно в средние века.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999