АВРААМИЕВ БОГОЯВЛЕНСКИЙ мужской монастырьАВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ, Владимирский чудотворец, мученик

АВРААМИЙ

Найдено 18 определений термина АВРААМИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АВРААМИЙ (в миру Афанасий)

?-1б72), церковный деятель, писатель. Ученик Аввакума Петрова. В 1667 возглавил московскую общину старообрядцев, выступил против реформ патриарха Никона. В 1670 взят под стражу. Сожжен в срубе на Болотной площади в Москве.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Авраамий (Флоринский)

Авраамий (Флоринский) - родом из малоросских мещан. Обучался в киевской духовной академии, в которой с 1752 - 58 был преподавателем и проповедником. По указу Синода исправил Беседы Иоанна Златоуста на Евангелия Матфея и Иоанна. Умер в 1797 году.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Авраамий

Палицын (?-1626), до принятия монашества Аверкий Палицын. Род. в дворян. семье. Келарь Троицко-Сергиевской лавры, руководитель ее обороны от поляков. В 1619 вернулся в Соловецкий монастырь, где и умер. Автор “Сказания об осаде Троицко-Сергиева монастыря от поляков”.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь полководцев. Edward Elgar Publishing

Авраамий

Епископ Суздальский, хиротонисанный в 1431 году, был со Всероссийским Митрополитом Исидором на Соборе в Ферраре и Флоренции в 1437 и 1438 годах. Из путешественных его записок дошло до нас Описание лицепредставления Благовещания Богородицы, виденного им во Флоренции. Оно напечатано в 17 части Древней Российской Вивлиофики, изд. 2-е.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)

АВРААМ

в ветхозавет. преданиях избранник Яхве, заключ. с ним «завет» (союз); один из патриархов, родонач. евреев и (через Измаила) арабов. Согл. традиции, первонач. имел имя Аврам (в два слога), но в виде особой милости получил от бога прибавл. к своему имени дополнит. слога. Сын Фарры (Тераха), генеалогия к-рого возводится к Симу; уроженец г. Ура в Юж. Месопотамии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Авраамий (епископ суздальский)

Авраамий - епископ суздальский с 1431 по 1452 год. Ездил на флорентинский собор вместе с митрополитом Исидором , но отказался подписать акт соединения церквей, за что был посажен в темницу. По возвращении в Москву содействовал низвержению Исидора. Ему принадлежит восторженное описание мистерии, изображавшей Благовещение, которую он видел во время пребывания во Флоренции (напечатано Новиковым в ""Древней Российской Вивлиофике"", т. XVII, и, в исправленной редакции, Андреем Поповым в ""Историко-литературном обзоре древнерусских полемических сочинений против латинян"").

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

АВРААМ

др.-евр.; букв. значение, по-видимому, - отец множеств), сокр. Абрам, - мифич. родоначальник евр. племен. Библейская традиция (кн. Бытия, XI-XXV) считает родиной А. Ур и сообщает о его странствованиях по Двуречью, Палестине и Египту. А. приписывается победа над эламитами и их союзником, вавилонским царем Хаммурапи (Амрафелом). Легенда о столкновениях гл. жены А. Сарры и его наложницы Агари ярко отражает патриархальную семью, а рассказ о неудавшейся попытке А. заколоть в жертву богу Яхве своего сына Исаака свидетельствует о начавшейся отмене человеч. жертвоприношений (ср. греч. миф об Ифигении).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Авраамий

— расколоучитель второй половины XVII в.; был иеромонах Лысковского монастыря. Возмущенный никоновскими исправлениями, он приехал в Москву и подал царю Алексею Михайловичу "жалобные писания" на патриарха, сошелся с прот. Аввакумом и стал его "духовным сыном". На соборе 1666 г. А. покаялся и был водворен в Тр.-Сер. лавре; но вскоре одумался и начал переписку с Аввакумом. В 1670 он подал царю новую челобитную на новшества, за что ему был учинен допрос, а митр. Павел Крутицкий избил его. За упорство был расстрижен и сослан. За дальнейшую пропаганду своих воззрений сожжен в срубе. Сочинения А. изданы пр. Субботиным в VII томе "Материалов для истории раскола".

{Брокгауз}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Авраам (Аврамко)

— писец или составитель сборника летописного в Смоленске. Этот сборник составлен в 1495 году, по словам писавшего, "при державе вел. кн. Александра (литовского) изволением божиим и повелением господина владыки епископа смоленского Иосифа". При составлении своего летописного сборника Авраам имел, как видно, изводы обоих летосчислений, т. е. мартовского и сентябрьского года, и в первом отрывке пользовался первой новгородской летописью, вместе с другими, изменяя и сокращая изложение. Летопись Аврамки издана археографической комиссией под редакцией А. Ф. Бычкова и К. Н. Бестужева-Рюмина в 1889 году, в СПб., и составляет XVI том "Полного собрания русских летописей".

Полн. Собр. Рус. Лет., т. XVI, стр. 320.

{Половцов}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Авраам

Авраам (Abraham), первый патриарх Израиля, родоначальник израильтян. Библейские истории имеют различное происх. и записывались в разное время, поэтому трудно говорить о достоверности содержащихся в них фактов. Как повествуется в Книге бытия (1 -я книга Ветхого завета), А. жил в сер. 2-го тыс. до н.э. в Хара-не, сев. Месопотамия. Там он получил божественное повеление покинуть свой дом и идти в землю Ханаан. Далее сообщается, что Бог заключил с ним завет (договор), обещав ему многочисл. потомство, к-рому он отдаст Ханаан навечно. Вера А. была испытана божественным повелением принести в жертву своего сына Исаака. В момент жертвоприношения остановлен ангелом, а в жертву был принесен овн. Др. сын А., Исмаил, считается у мусульман предком всех арабов. А., т.о., глубоко почитают и евреи, и христиане, и мусульмане.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

АВРААМ

евр. — отец множества) — ветхозаветный патриарх, родоначальник избранного народа, призванный для сохранения истинной веры и заключивший завет с Богом (Быт XI — XXVI). Важнейшие эпизоды священной истории, связанные с Авраамом — явление трех ангелов в Содоме (см. Троица) и жертвоприношение Исаака, сына Авраама, понимаемое как прообраз новозаветной жертвы Христа.

        Лоно авраамово — 1. Иносказательное выражение, употребляющееся в священных текстах для обозначения места вечного блаженства (см. напр. Лк XVI, 22-23 — Притча о богатом и Лазаре).

        2. В живописи — один из сюжетов, служащих для изображения рая, используется, как правило, в композициях Страшного Суда. Обычно изображается сидящий Авраам с невинными душами (младенцами) на коленях или же Авраам, Исаак и Иаков, восседающие на тронах.

      

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Авраам

отец множества)-праотец еврейского народа и всех верующих в истинного Бога. Сын Фарры, потомок Сима, он родился в Уре халдейском (в нижнем течении реки Евфрат) примерно за 1950 лет до РХ. В возрасте 70 лет он с отцом, с женой Сарой, братом Нахором и племянником Лотом переселился в Харан (в среднем междуречье). Затем, в 75 лет по призыву Божию он переселился в Ханаан с Сарой и Лотом. Из-за голода он на некоторое время уходил в Египет, но потом вернулся и обосновался в Мамре. Здесь от него отделился Лот. Возвращаясь после освобождения Лота из рук его похитителей, он встретил Мелхиседека, который благословил его. В это время ему снова Богом было подтверждено обетование о наследнике, в котором благословятся его многочисленные потомки, и было предсказано четырехсотлетнее пленение в Египте. В 86 лет у него от Агари родился Измаил, а через 13 лет ему снова явился Бог, подтвердил Свое обетование о наследнике, заключил с ним союз обрезания, переменил его имя с Аврама на Авраам и имя его жены с Сары на Сарру и явил Свое могущество, покарав Содом и Гоморру. Через год родился Исаак. Когда Исааку было около 20 лет, Бог испытал веру Авраама, повелев ему принести его в жертву всесожжения. Когда Исааку было 37 лет, умерла Сарра (на 127 году жизни) и Авраам женился на Хеттуре (но, возможно, еще при жизни Сарры), от которой имел несколько сыновей. Авраам умер, когда ему было 175 лет, и был похоронен Исааком и Измаилом в той же пещере, в которой была похоронена Сарра.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

Авраам

по Библии первый из патриархов, родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов. Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. Там он женился на Сарре. Вместе с Саррой он покинул родную страну. По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом. Следуя велению Яхве, Авраам на 75-м году жизни продолжил путь; в голодное время вместе с женой и своими людьми Авраам перешел в Египет, где, из опасения быть убитым, выдавал Сарру за свою сестру. Между тем Авраама тревожила его бездетность, но Яхве снова обещал, что у него будет потомство бесчисленное, как песок земной. Это обещание было скреплено заключением союза (завета) Бога и Авраама. Тогда же Аврааму стало известно, что его потомки будут рабами на своей земле еще 400 лет. Однако все еще бездетная Сарра отдала в жены Аврааму свою рабыню Агарь, которая зачала ему сына Исмаила. Новое явление Бога подтверждает, что обещание, которое он дал, касается не Исмаила, а Исаака, которого предстоит родить Сарре. Тогда же Бог повелел Аврааму именоваться Авраамом (отец толп народов), и чтобы весь мужской род в доме Авраама был обрезан. Когда Аврааму было 100 лет, а Сарре - 90, родился Исаак. Сарра настояла на том, чтобы отправить Агарь с младенцем Исмаилом в пустыню. Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему. Но, когда связанный Исаак уже лежал на жертвеннике и Авраам поднял руку с ножом, чтобы заколоть его, ангел остановил руку Авраама, и вместо Исаака в жертву был принесен запутавшийся в зарослях баран. После смерти Сарры Авраам женился на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него родилось еще 6 сыновей. Умер Авраам в возрасте 175 лет и был погребен рядом с Саррой на родовом кладбище в пещере Махпела.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический словарь

Авраамий (в миру Афанасий)

Авраамий, инок, расколоучитель XVII века, в миру Афанасий. Был учеником и ревностным поклонником протопопа Аввакума , который сообщает о нем в своем ""Житии"" и в ""Книге на крестоборную ересь"". Одно время он юродствовал, ""бос и в одной рубашке ходил зиму и лето, и много же терпел дождя и мраза"". По сообщению ""Винограда Российского"", он жил в каких-то нижегородских пустынях. В действиях противников патриарха Никона он принимал участие с самого начала и присутствовал на том совещании, которое происходило до 1654 года, и о котором сообщается в ""Житии инока Корнилия"". Когда Аввакум был сослан в Пустозерск, А. поддерживал с ним сношения, писал к нему ""грамотки"", в которых ""зело его хвалил и о великих делах вопрошал"". За это в 1670 году он был взят под стражу. Допрашивал его, митрополит крутицкий, который ""за бороду его драл и по щекам бил своими руками"". Об этом допросе А. рассказывает в своем сочинении: ""Ответ Павлу Крутицкому и властям"". Во время заключения А. написал обширную ""Челобитную"" царю Алексею Михайловичу и ""Послание к некоему боголюбцу сущу о последнем времени"". Вероятно, ранее этого им составлен сборник ""Христианоопасный щит веры против еретического ополчения"", в котором собран материал для полемики с никонианами, а также написано сочинение ""О антихристовой пестрообразной прелести"", от которого сохранилось только начало. В своих сочинениях А. доказывал, что антихрист уже народился в ""Скифополе"", который есть ""русская земля"". Антихристом А., по-видимому, считает Никона, который построил Новый Иерусалим и р. Истру назвал Иорданом. После допроса А. били плетьми, сослали и в начале 1670-х годов (не позже 1674) сожгли в срубе. - Ср. Субботин ""Материалы для истории раскола"", т. VII; ""Критико-биографический словарь"" С.А. Венгерова , т. I; Замысловский ""Челобитная А."" (""Летопись занятий Археографической комиссии"", т. VI).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Авраамий

до пострижения Алексей Иванович Венгерский) (ок. 1635 - после 1702)    инок, один из рук. раннего урало-сибирского старообрядчества, писатель, владелец библ. Его отец - тобольский сын боярский, в нач. 1630-х исполнял обязанности приказчика Ницинской слободы. В 1650-х А. сам был поверстан в тобольские дети боярские, ок. 1658 постригся в монахи Троицкого Кондинского мон. Здесь он сблизился со строителем Иваном Кондинским. В конце 1667 - нач. 1668 А. появился в Тобольске, вступил в "спор о вере" с властями, за что его сослали в Туруханский Троицкий мон. Вскоре после возвращения он вместе с Иваном Кондинским перебрался в Троицкую пустынь на р. Исети, к-рая стала одним из ц. местного раскола.    В 1682 А. вместе с Иваном Кондинским стал орг-тором протеста в Утяцкой слободе Тобольского у. Был соавтором "сказки", излагавшей причины нежелания протестующих приносить присягу новым государям Ивану и Петру Алексеевичам. После Утяцкой "гари" скрывался на р. Ирюме в Тюменском у., ок. 1686-87 перебрался на о-ва в Бахметских болотах за Дальними Кармаками.    В янв. 1702 скиты А. на болотах были разгромлены. Сам А. арестован. Вместе с конфискованной библ. из 22 рукописных и старопечатных книг его доставили в Тюмень, затем в Тобольский архиерейский дом, откуда он вскоре бежал, вернулся на Ирюм, в свою старую пустынь, где и умер. После смерти тело А. было по его завещанию перенесено на Дальние Кармаки и похоронено на о-ве рядом с могилой Ивана Кондинского.    Перу А. принадлежат соч. о природе антихриста и возможности самосожжения.    Лит.: Шашков А.Т. Авраамиев остров // Уральский следопыт, 1988. № 5; Он же. Авраамий Венгерский // Труды Отдела древнерусской литературы Ин-та русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР. Л., 1990. Т.44; Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья / Сост. В.И.Байдин., А.Т.Шашков. Свердловск, 1991. Т.1. Вып. 1, 2.    Шашков А.Т.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Уральская историческая энциклопедия

Авраам

или, как он назывался в начале — Аврам — праотец еврейского народа, сын Фарры, потомок Сима, родился в Уре Халдейском около 2000 лет до Р. Хр. (Быт. 11:27,28). В Уре он прожил 70 лет, после чего, по призванию Божию, оставил своих языческих родственников и переселился в Харран, в Месопотамии (Деян. 7:2-5). С ним переселились его отец, жена Сарра, его брат Нахор, и сын умершего брата Арана Лот. 75 лет Аврам, похоронив своего отца в Харране, по повелению Божию, двинулся далее с женою и племянником Лотом и, кочуя, вступил в землю обетованную, получив обетование о большом числе своих потомков, о великом имении и благословении, которое получат в нем все народы на земле (Быт. 12:1-5). Он жил некоторое время в Сихеме и построил там жертвенник Господу, Который явился ему и обещал его потомству эту землю. Оттуда он переселился на возвышенность между Вефилем и Гайем, где также построил жертвенник Господу и призвал Его имя. Вследствие голода в той земле, он отправился в Египет, где хитро назвал свою жену сестрой (Быт. 12). Когда он разбогател стадами, то вернулся в Ханаан. Предоставив Лоту плодоносную низменность в нижнем течении Иордана, Аврам раскинул шатры в Мамре, получив новое откровение от Господа (Быт. 13). Несколько лет спустя он собрал своих слуг в погоню за царем Кедор-лаомером и его войсками, которые увели Лота и его друзей в плен, поразил их и преследовал до Ховы, к северу от Дамаска; освободил Лота с его друзьями из плена, Аврам принял благословение от Мелхиседека (Быт. 14). В пятый раз открылся ему Бог и дал обетование, что семя его будет многочисленно, как звезды на небе, предсказал его потомкам рабство в Египте в течение 400 лет и возвращение в землю обетованную для поселения в ней (Быт. 15). Так как обетование о сыне еще не исполнилось, то Сара ввела к нему служанку Агарь, которая родила ему Измаила на 86 году его жизни (Быт. 16). Спустя 13 лет, на 99 году жизни Аврама, Бог явился ему снова, как Бог Всемогущий, переменил его имя Аврам, т. е. великий отец, на Авраам, т.е. отец многих, переменил имя его жены Сары на Сарра, подтвердил, что обетованный наследник будет рожден именно Саррою и заключил с ним завет обрезания (Быт. 17). Обетование о сыне повторилось еще раз при удивительном явлении трех мужей, и в это же время Авраам просил за город Содом (Быт. 18). Затем Авраам тронулся на юг к Герару, где он еще раз назвал Сарру своей сестрой (Быт. 20). Там родился Исаак на 100 году его жизни. Вскоре после этого изгнаны были Агарь с Измаилом (Быт. 21). Спустя 25 лет Бог испытал веру Авраама, приказав ему принести в жертву Исаака, наследника обетования, на горе Мориа (Быт. 22). Через 12 лет Сарра умерла и Авраам похоронил ее на поле Ефрона в пещере Махпела, которую купил для ее погребения (Быт. 23). Затем Авраам послал своего слугу, взять из Месопотамии жену его сыну Исааку (Книга Бытие 24). После этого брака Авраам женился на Хеттуре, от которой имел шесть сыновей, сделавшихся праотцами различных народов в Аравии. Авраам умер 175 лет «в старости доброй и насыщенный жизнью» (Быт. 25:8). Исаак с Измаилом похоронили его в одной пещере с Саррой. Исаак стал его наследником. Другие сыновья еще при жизни Авраама получили подарки. Авраам верил Богу (Рим. 4), который избавил его от язычества (Ис. 29:22; И. Нав. 24:2) и рад был увидеть день Христа (Иоан. 8:56). Верою он повиновался, верою он странствовал в обетованной земле и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, ибо он ожидал города, который имеет основание (Евр. 11:8-10). Верою, имея обетование, он принес в жертву единственного сына, думая, что Бог силен воскресить его из мертвых, почему и получил его в предзнаменование (Евр. 11:17-19); и, так как его вера была живой верой, которая выражалась делами, Бог вменил ему эту веру в праведность (Книга Бытие 15:6: Рим. 4:3), и он назван другом Божиим (Иак. 2:23; 2 Пар. 20:7; Ис. 41: 8). Еще и теперь он отмечается евреями, магометанами и христианами отличительным именем «эль халиль» (Друг Божий).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

Авраам

древнеевр. ‘Abraham, греч. ??????, лат. Abraham — досл. «отец многих») — ветхозаветный патриарх.

В Библии. Рассказы об А. содержатся в гл. 12–25 кн. Бытия. До встречи с Богом, описанной в Быт 17, он носил имя Аврам (‘Abram — «отец возвышен»). В гл. 17 Книги Бытия Бог дает Авраму новое имя: «Авраам». Согласно генеалогиям Книги Бытия, А. — дядя Лота (прародителя моавитян и аммонитян), отец Измаила (прародителя арабов), дед Исава (прародителя идумеев) и Иакова (прародителя евреев).

Рассказ об А. начинается с того, что Бог велит А. покинуть родину (Месопотамию) и идти в чужую страну — Палестину, обещая, что отдаст эту страну потомкам А. Несмотря на то что Сарра, жена А., бездетна, Бог вновь и вновь заверяет А., что Сарра родит ему сына. А. поверил Господу, и «Он вменил ему это в праведность» (Быт 15, 6; впоследствии эти слова будут исключительно важны для богословия ап. Павла — Рим 4, 3–5, Гал 3, 6–7), и происходит чудо: у столетнего А. рождается сын Исаак. Однако в гл. 22 Книги Бытия Бог велит А. принести сына в жертву. А. безропотно подчиняется; в последний момент посланный Богом ангел спасает Исаака. Этот рассказ столетиями привлекал к себе внимание иуд. и христ. экзегетов. В христ. богословии жертвоприношение Исаака стало прообразом крестной жертвы Сына Божьего. А. — один из любимых героев иудео-эллинистической лит-ры, мидрашей и апокрифов. К началу н.э. наименование «дети Авраама» или «сыны Авраама» сделалось привычным обозначением евреев как народа Божьего (ср. Мф 3, 9). Однако в Рим 4, 11–12 ап. Павел называет А. «отцом всех верующих», независимо от их происхождения и соблюдения ими евр. закона. Поэтому Божье обещание, что А. станет «прародителем многих народов» и «благословением для всех народов земли», понимается в христ. экзегезе как предвозвещающее обращение всех людей к Богу А. (Гал 3, 8).

За пределами Библии А. не упоминается в древневост. текстах; упоминания об А. у эллинистическо-рим. авторов зависят (непосредственно или опосредованно) от иудео-христ. традиции.

М. Селезнев

В патрологии. Отцы Церкви видят в А. не только родоначальника евр. народа, но и образ многих добродетелей. Различные события из жизни А. обретают в сочинениях Отцов Церкви символическую трактовку. Напр., переселение А. из Ура Халдейского в Землю обетованную рассматривается как прообраз пути очищения, ведущего к Богу. Таково, в частности, толкование свв. Амвросия Медиоланского (De Abraham 1, 2, 4), Иеронима (Epistolae 71, 2; 108, 31; 125, 20), Григория Нисского (Adversus Eunomium 12), Иоанна Лествичника (Scala Paradisi 3). Ветхость тела А., согласно Оригену (Commentaria in Romanos 3, 7), символизирует умерщвление плоти. Послушание Богу, явленное в жертвоприношении А., указывает, согласно Папе Клименту I (Epistula ad Corinthios prima 10, 1–6), на веру в воскресение плоти. Аналогичное толкование темы жертвоприношения А. дают Ориген (Homilia VIII in Genesim), Кирилл Иерусалимский (Catecheses 5, 5) и Августин (De Civitate Dei 16, 32). В самом акте жертвоприношения А. символизирует, согласно Оригену (Homilia VII in Genesim) и Августину (De Civitate Dei 16, 32), Бога Отца.

Л. Мирри

Почитание и иконография. В раннехрист. искусстве изображение А., приносящего в жертву Исаака (либо приближающегося с ним к алтарю), часто встречается в катакомбах и на саркофагах. В мозаиках IV–VII вв. появляется новая композиция: стоящий либо коленопреклоненный А. встречает ангелов. Ср.-век. изображения А. связаны с богосл. интерпретацией его жертвы (напр., на витраже XIII в. в соборе в Бурже А. представлен вместе с сыном, несущим дрова, сложенные в форме креста). Изображали также сюжет посещения А. тремя ангелами, символизировавшими Святую Троицу (позднее эта тема получила выражение в знаменитой Троице А. Рублева). Слова Св. Писания (Лк 16, 22) о переходе в лоно А. (т.е. принятии после смерти на небеса) отразились в визант. и готических изображениях А., держащего на коленях миниатюрных людей, которые символизируют спасенные души. В искусстве Возрождения образу А. стали посвящать живописные циклы (Лоджия Рафаэля в Ватиканском дворце). В искусстве барокко тема А. встречается у Дж. Тьеполо, Я. Тинторетто и др. художников. Из живописцев XX в. к образу А. обращались Ж. Руо и М. Шагал.

Память А. в Католической Церкви (по Римскому мартирологу) и в Русской Правосл. Церкви — 9 октября.

Лит-ра: Vincent L.H. Abraham pПre des croyants. P., 1952; Rasco A. Migratio Abrahae circa annum 1650 // Verbum Domini 35 (1957), 143–154; Kilian R. Vorpriesterschriftliche Abraham-Жberlieferungen. Bonn, 1966; BS 1, 89–112.

(EK)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т.

АВРААМ

(ок. XX–XIX в. до н.э.) (Согласно Библии, 1813—1638 до н.э.) Отец трех великих религий – иудаизма, христианства и ислама, прародитель еврейского и арабского народов, плодовитый пророк, образец праведного послушания, сторонник и получатель личного и бессрочного завета со своим единым и вечным Богом, Авраам несомненно является одним из самых влиятельных людей в истории мира… Вплоть до восемнадцатого и даже девятнадцатого столетий большинство людей считали, что он действительно существовал. Библейские истории принимались на веру, и никто не ставил их под сомнение. Затем такие философы, как Георг Гегель, принялись объяснять жизнеописания патриархов, накладывая современные им понятия на истории, имевшие место за тысячелетия до них. Позже археологические раскопки, проведенные на месте рождения Авраама в городе Ур, на берегах Евфрата, вблизи от Персидского залива, и открытие в недавние годы древних табличек, содержавших многие имена его родственников, друзей и врагов, подтвердили его историю. Раскопанные через многие тысячелетия древние руины доказали, что Авраам жил в развитом обществе, а не с примитивными людьми бронзового века. Городами правили монархи, связанные друг с другом торговыми отношениями и общей охраной. Города были окружены полями, кормившими их плодами земли. Божий дар – земля обетованная – для его народа имел особое значение, если иметь в виду, как поистине близко к земле жили Авраам и его собратья. Он был вождем или шейхом племени кочевников или изгнанников под названием habiru (позже – евреи). Это племя негорожан переходило с места на место, останавливаясь на короткое время и двигаясь дальше, когда это было необходимо. Не будучи частью оседлого общества, habiru не вызывали доверия, но одновременно пользовались вполне заслуженным уважением. В отличие от пастухов-бедуинов, передвижения которых были связаны с необходимостью пасти скот и заниматься определенного вида земледелием, habiru были наемниками и торговцами. Их «охота к перемене мест» не побуждала строить города, но, где бы они ни странствовали, они сохраняли свой язык, литературу и веру. Их религия была переносной, поэтому и Авраам был первым странствующим евреем. В самом деле Библия описывает его примечательные перемещения по Ближнему Востоку: от места рождения вблизи Персидского залива через переживавшую засуху землю обетованную (Ханаан) в славившийся богатыми урожаями Египет и обратно. На всем своем пути Авраам заключал договоры с местными царями, выступая в качестве наемного воина, и приобрел места захоронения у хеттов, подчеркивая, что является чужаком и временным жителем. Путешествуя по пустыням и горам, Авраам не сразу стал великим и легендарным пророком. В своих странствиях он научился переносить трудности и не раз подвергался опасностям. Как и в случае с молодым Моисеем, его мужество проходило испытания. Первоначально названный Аврамом (вероятно, аморетским именем), он стал благодаря своему опыту и вере новым человеком – Авраамом. В то время как хананеи молили своего древнего бога о богатых урожаях и о долгой жизни, Авраам превратил этот культ в особые новые взаимоотношения. Концепция земли, навсегда обещанной одному народу, особый завет детям Авраама – стал новым и уникальным фактором в иудаизме. И все же этот завет может быть отозван в случае, если не следовать строго закону Божьему. Божье милосердие и благодать можно завоевать только после трудного существования. История Авраама впервые прояснила хрупкую природу жизни евреев на протяжении многих веков. Твердость веры патриарха была подвергнута испытанию, когда Бог велел ему отвести своего сына Исаака (рожденного его старой и бесплодной женой Сарой в далеко уже не детородном возрасте) на вершину горы и принести его в жертву. Исаак в своем покорном принятии судьбы также служит великим символом. Бог может отобрать все данное Им, завет – своеобразный договор об аренде, а не дар навеки. Когда Бог остановил Авраама, не дал ему принести в жертву своего сына, человечеству был преподан важнейший урок: человеческая жизнь священна и любима Богом. В самом деле во время недавних археологических раскопок в Израиле были найдены кувшины времен Авраама, в которых были обнаружены останки маленьких детей, явно умерщвленных хананеями в ходе ужасных древних обрядов. История Авраама и Исаака учит человечество верить и доверять. Евреи считают Авраама своим прародителем, отцом Исаака, у которого родился Иаков, названный Богом Израилем. Потомок по прямой линии сына Ноя Сима, Авраам был семитом и человеком, строго следовавшим закону Божьему. Он был обеспокоен пороком, царствовавшим в Содоме и Гоморре, и пытался убедить Бога в том, что в этих развращенных городах оставалось еще много добропорядочных жителей. Его вера в Бога была непоколебима. Он готов пожертвовать Исааком по велению своего Господа. Авраам получил обетование Божье о земле обетованной и о многочисленном народе. С точки зрения христиан, обет Божий воплотился в Иисусе. Авраам и Иисус – оба исповедовали простую веру, которая руководила их поступками. Отречение «Отца» от «сына Божьего» аналогично «принесению» Авраамом своего сына Исаака в жертву. И Авраам, и Иисус полностью изменились под воздействием своей абсолютной веры. Если Авраам получил благословение для своего народа, то Иисус, как сказано, передал всем любовь Божью. Мусульмане почитают Авраама так же, как иудеи и христиане. Будучи отцом Измаила, праотца арабов, Авраам основывает Мекку как истинное святилище Бога. Бегство Авраама из Ура служит образцом для бегства пророка из Мекки. Авраам – основной пример исламской добродетели, человек, живущий по законам Божьим, праведный и угождающий Высшему судье. Изначальное открытие Богом Аврааму святой истины наилучшим образом описано мусульманами в священном Коране – без того, что они называли искажениями иудаизма и христианства. Центральное место Авраама в качестве праотца трех великих религий, источника монотеизма по всему свету требует, чтобы его потомки попытались наконец помириться друг с другом. Все три религии пользуются общим изначальным языком, верой в единого Авраамова Бога и пророчеством, гласящим, что существует провидение Божье и что без нравственного поведения человек утрачивает свое божественное начало.      

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих евреев

Найдено схем по теме АВРААМИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме АВРААМИЙ — 0

Найдено книг по теме АВРААМИЙ — 0

Найдено презентаций по теме АВРААМИЙ — 0

Найдено рефератов по теме АВРААМИЙ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!