Аврелий Марк

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Аврелий Марк
121- 180 гг.) - римский император с 161 г., из династии Антонинов. Философ-стоик. Восстановил римский протекторат над Арменией и захватил Месопотамию в войне 162- 166 гг. с парфянами; в 166- 180 гг. вел войны с германскими и сарматскими племенами. В сочинении Наедине с собой нарисовал картину мира, управляемого промыслом природы (отождествляемой с Богом), счастьем для человека считал жизнь в согласии с природой.

Источник: Исторический словарь

Марк Аврелий
Марк Аврелий (Marcus Aurelius) (121—180), рим. император (161—180), последователь стоицизма (стоик). Его родители были испанцами; усыновлен дядей, императором Адрианом. Изучал лит-ру, философию и право. Став императором, часто вел пограничные войны на Балканах, в Дании, Паннонии и Сирии. Филос. соч. «Наедине с собой» писал в осн. во время походов; сохранились и нек-рые его письма. Был поклонникомЭпиктета, преследовал христиан.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Аврелий Марк
(лат. Aurelius, 121–180 гг.) — римский император в 161–180 гг. из династии Антониев. Большую часть своего правления провел на границах империи, пытаясь сдержать натиск варваров. Опирался на сенаторское сословие. Восстановил римский протекторат над Арменией и захватил Месопотамию в войне 162–166 гг. с парфянами. В 166–180 гг. вел Маркоманскую войну. Дневники Аврелия под названием «Медитации» свидетельствуют о том, что он был миролюбивым человеком.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

МАРК АВРЕЛИЙ
26.04.121 — 17.03.180) — рим. император с 161. Наследовав Антонину Пию, первонач. правил с Луцием Вером (ум. 169). В своих внутриполитич. начинаниях М. А., подобно своему предшественнику, опирался на сенаторское сословие. М. А. пришлось провести почти все свое правл. в войнах. С 162 по 166 он вел войну с парфянами, окончивш. восстановл. протектората над Арменией и захватом Месопотамии. С 166 по 180 продолжалась т.н. Маркоманская война. Постоян. войны и эпидемии привели к убыли и обнищанию населения. В 172 в Египте произошло восстание подневол. пастуш. крестьянства («буколов»). Последователь стоич. школы, М. А. в соч. «Наедине с собой» выражал стремление к моральному самоусовершенствованию и неверие в обществ. прогресс.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Аврелий, Марк
лат. Marcus Aurelius Antoninus)
(121 - 180 н.э.)
   римский император с 161 г. Сначала правил вместе с Луцием Вером, который умер в 169 г. Во внутренней политике опирался на сенаторское сословие и стремился к упорядочению законодательства и бюрократического аппарата. Все свое правление провел в войнах с Парфией (162 - 166) и маркоманами (166 - 180); в 172 г. подавил восстание буколов в Египте. А. вошел в историю и как философ. Его сочинение «Наедине с собой» - яркая апологетика античного стоицизма, стремление к моральному самоусовершенствованию.
   Марк Аврелий Антонин. Размышления / Изд. подгот. А.И. Доватур и др. Л., 1985; Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979. С. 146-151.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

МАРК АВРЕЛИЙ
Marcus Aurelius) (26.IV.121 - 17.III.180) - рим. император с 161. Наследовав Антонину Пию, первоначально правил с Луцием Вером (ум. 169). В своих внутриполитич. начинаниях М. A., подобно своему предшественнику, опирался на сенаторское сословие. М. А. пришлось провести почти все свое правление в войнах. С 162 по 166 он вел войну с парфянами, окончившуюся восстановлением протектората над Арменией и захватом Месопотамии. С 166 по 180 продолжалась т. н. Маркоманская война. Постоянные войны и эпидемии привели к убыли и обнищанию населения. В 172 в Египте произошло восстание подневольного пастушеского крестьянства ("буколов").

Последователь стоич. школы, М. А. в соч. "Наедине с собой" ("Ta eis eayton", рус. пер. С. Роговина, М., 1914) выражал стремление к моральному самоусовершенствованию и неверие в обществ. прогресс.

Источн.: Dio Cass., 71-72; SHA, v. 1, 1955, p. 47-73; Aur. Vict., De Caes., XVI.

Лит.: Premerstein A. von, Untersuchungen zur Geschichte des Kaisers Marcus, "Klio", t. 11-13, 1911-13; Wilamowitz-Moellendorff U. von, Kaiser Marcus, В., 1931.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Марк Аврелий
(Marcus Aurelius). М. А. Антонин (26. 04. 121 — 17. 0З. 180), рим. император с 7. 0З. 161. Родился в сенаторской семье исп. происхождения, по желанию Адриана в 138 усыновлен своим дядей Антонином Пием, в 145 женился на его дочери Фаустине и в 146 провозглашен соправителем. В 161 вступил на престол и до 169 правил вместе со своим названым братом Л. Вером. Период правления М. А. отмечен ожесточ. оборонительными сражениями, знаменовавшими конец относительно спокойного развития эпохи принципата. В 162 было подавлено восстание в Британии и шли бои с хаттами в районе герм, лимеса. После войны с парфянами (162 — 166) Армения и Осроена оказались в зависимости от рим. государства. Возвращаясь из похода, войска занесли в Империю чуму, которая свирепствовала до 189. Вторжения маркоманов и квадов в 166 — 167 вылились в затяжную оборонительную войну на дунайской границе. В 168 — 172 рим. войска под командованием М. А. вытеснили герм, и сармат, племена из Верхн. Италии, Реции, Норика, Паннонии и Балканских пров. Со 172 римляне активизировали наступательные действия, но им удалось лишь на короткий срок установить контроль над частью терр. совр. Чехословакии и Вост. Венгрии. Эпизоды Маркоманской войны 171 — 175 запечатлены на барельефах 30-метровой колонны М. А. в Риме. Попытка узурпации верховной власти со стороны наместника Сирии Г. Авидия Кассия в 175 и восстание в Египте вновь обострили внутриполитич. ситуацию. В 176 М. А. провозгласил своего сына Коммода соправителем и незадолго до окончания войны умер в Виндобоне от чумы. Для внутр. политики императора характерно согласие М. А. с сенатом при одноврем. укреплении государств, аппарата Империи и расширении его функций. Пленных варваров не превращали в рабов, а в качестве колонов оставляли в особых пограничных поселениях. М. А. обучался у Фронтона и Герода Аттика риторике и со 146 начал проявлять интерес к философии. Он сделался одним из наиболее выдающихся представителей поздней, эклектич. Стой. Под влиянием учения Эпиктета ведущее место в его философ, рассуждениях заняла этика. Он призывал бескорыстно любить ближних и заниматься нравств. совершенствованием. Счастье достигается путем познания правящего миром естеств. закона и верой в его разумность. Человеч. разум божеств, происхождения, и поэтому все люди равны. Поскольку М. А. требовал, чтобы каждый исполнял свою роль на отвед. ему судьбой месте, он выступал в качестве апологета существующего строя. В отличие от философии др. Стой он отделял бога от природы, приближаясь к взглядам Платона. Во время войны на дунайской границе написан трактат «Наедине с собой» (греч. «Та els heauton»). Это сочинение долгое время пользовалось большой популярностью. Издана биография М. А. в «Historia Augusta», и имеются статуя в Античном собрании Государственных музеев в Берлине, бюст в Дрездене в Альбертинуме. Конная статуя М. А. (единственно сохранившаяся) стоит в Риме на сооруж. Микеланджело в 1537 постаменте на Капитолийском холме.

Источник: Словарь античности. 1989

Марк Аврелий
121 - 180)
   рим. император (161 - 180) и философ, представитель позднего рим. стоицизма. Получил блестящее домашнее образ. Занимался риторикой, затем изучал философию. Ум. в Виндобоне (Вене) во время похода на маркоманов. Осн. соч. М. А. «Размышления» («К самому себе») представляет собой рассуждения этич. и общефилос. характера. Для философии М. А. характерно прямое обращение к учению древних стоиков. Стоический бог - Логос у М. А. отождествляется с природой и судьбой и явл. разум, началом всего существующего. Задача человека заключается в постоянном взаимодействии с ним, стремлении строить свою внутр. жизнь в соответствии с разум, жизнью Логоса. Одн. совершенствование личности не предопределено, а зависит от самого человека. М. А. заимствовал учение Гераклита о всеобщей изменчивости и постоянном движении. Он также разделял его мысль о циклическом сгорании и возрождении миров из огня в огонь. Усвоив стоическую философию, М. А. значительно усовершенствовал этику стоиков. Гл. для него - справедливость. Человек рожден для общ-ва, целью жизни должно быть обществ, благо, к-рое совпадает с благом индивидуальным. Из 3 элементов челов. сущности (тело, душа, ум) только третье по-наст. принадлежит человеку. Ум явл. божеств, истечением Логоса в человеке. Во взглядах М. А. прос­леживается влияние скептиков и эпикурейцев.
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
   * * *
   Марк Аврелий Атонин родился в 121 в богатой аристократической семье, осевшей в Испании; он был усыновлен своим дядей, императором Антонином Пием, и объявлен его наследником и соправителем. Марк получил хорошее образование и посвятил себя стоической философии, которой его обучал Эпиктет. Во время своего правления Марк Аврелий пытался спасти Римскую империю от раздирающих ее напастей - набегов со стороны Дуная, войны с Парфией, восстаний внутри страны и эпидемии чумы. Он лично участвовал в военных походах и во время своих путешествий написал книгу "К себе самому". Это одна из лучших книг древности, ее отличает прежде всего необычное для античности личное отношение автора к тексту. Он призывал бескорыстно любить ближних и нравственно совершенствоваться; счастье достигается знанием естественных законов и верой в их разумность. Бюст Марка Аврелия показывает его задумчивым и одиноким человеком. В честь победы при Дунае в Риме воздвигли колонну, на которой в 17 в. была установлена статуя ап. Павла. Статуя Аврелия осталась нетронутой в христианское время только благодаря тому, что долгое время ее считали изображением императора Константина, признавшего христианство и фактически превратившего его в государственную религию.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   см. Аврелий Марк.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Марк Аврелий
121-180 гг. н. э., римский император и греческий философ. Происходил из состоятельного рода Анниев, с давних пор осевшего в Испании. Родился в Риме, вначале звался Марк Анний Катулл Север. После смерти отца (130 г.) был усыновлен дедом, Марком Аннием Вером. Учился живописи, философии, греческой и латинской грамматике, затем изучал риторику под руководством Фронтона и Герода Аттика. Под влиянием чтения лекций Эпиктета и трудов стоика Квинта Юния Рустика забросил риторику и полностью посвятил себя изучению стоической философии (146 г.). По приказу императора Адриана был вместе с Луцием Вером усыновлен Антонином Пием (138 г.); с этого времени он назывался Марк Элий Аврелий Вер. В 139 г. получил титул цезаря, в 145 г. женился на Фаустине Младшей, дочери Антонина Пия, после смерти которого принял власть (161 г.) и назвал соправителем Луция Вера. Во время своего правления М.А. вел многочисленные оборонительные войны. В 167-175 и 178-180 гг. лично возглавлял борьбу с германскими племенами маркоманов и квадов, а также сарматскими язигами. Вероятно, намеревался создать две новые привинции — Маркоманию и Сарматию, желая расширить границы империи до Карпат. Этим планам воспрепятствовал сначала бунт Авидия Кассия на Востоке (175 г.), а затем внезапная смерть М.А. в Виндобоне (совр. Вена). Как император М.А. заботился о развитии науки и философии — он основал в Афинах 4 кафедры философии (для академиков, перипатетиков, стоиков и эпикурейцев). М.А. враждебно относился к христианам. На годы его правления приходятся кровавые преследования (смерть апологета Юстина в Риме ок. 167 г. и Поликарпа из Смирны в 168 г.), усилившиеся в 177 г. (в основном в Лионе и Виенне в Галлии). — В последние годы жизни М.А. записал на греческом языке свои мысли и рассуждения, но он не имел намерения их опубликовать. Заметки, которым М.А. не дал никакого названия, были изданы только после смерти императора, по-видимому под заглавием Ta eis heauton (Для себя самого; в русской литературе было принято название Размышления). В кн. I Размышлений М.А. кратко характеризует родителей, родственников и учителей и рассказывает, чем он им обязан. Книги II-XII представляют собой собрание разрозненных афоризмов и свободных рассуждений, случайно связанных между собой. Они охватывают определенный круг вопросов: вселенная-бог, вселенная-человек, человеческая душа, человек-другие люди. Невозможно установить точную хронологию создания отдельных книг. Спорным является вопрос, создана ли первая книга раньше остальных. Ошибочно считалось, что М.А. пытался создать новый род литературы и найти собственные, абсолютно новые выразительные средства. Доказано, что Размышления не оригинальны ни с точки зрения содержания (М.А. идет следом за Посидонием, Сенекой и прежде всего за Эпиктетом), ни с точки зрения формы. Размышления М.А. написал простым разговорным языком той эпохи. Ими заинтересовался только император Юлиан Отступник, который взял М.А. за образец. После падения язычества интерес к произведению императора почти исчез, которое вновь получило громкую известность лишь в XVII и XVIII вв. в эпоху Просвещения (в основном в Англии, Франции и Германии). Часто к нему обращались люди, отвергнувшие христианство в поисках этических основ. Сохранилась латинская переписка М.А. с Фронтоном и разрозненные фрагменты речей.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

МАРК АВРЕЛИЙ
161 —180 гг. Марк Аврелий (161—80 гг.) родился в 121 г. и был наречен Марком Аннием Вером. Его прадед по отцовской линии, Анний Вер, из Уккуби (город в Бетике), обеспечил процветание семье, добившись ранга сенатора и претора. Дед императора но трижды становился консулом, а отец, Анний Вер, женился на Домиции Луцилле, богатая семья которой владела производством гончарных изделий (перешедшим к Марку по наследству) в предместьях Рима. В ранние годы к его имени присовокуплялось также имя деда по материнской линии, Катилия Севера (который назначался консулом в 110 и 120 гг.). В детстве он привлек к себе особое внимание императора Адриана, назвавшего его «Правильнейший» и сделавшего жрецом салийской коллегии, когда мальчику было всего восемь лет. Император поручил заняться его образованием лучшим учителям того времени, включая знаменитого Фронтона, обучавшего Аврелия латинской литературе. Когда в 136 г. Адриан усыновил Луция Элия Цезаря, дочь Элия определили в невесты Марку, после смерти Элия император в 138 г. усыновил Антонина, который, в свою очередь, сразу же усыновил двух преемников. Одним из них был Марк, приходившийся племянником жене Антонина, Фаустине Старшей, и принявший имя Марк Аврелий Цезарь (Аврелий —одно из имен Антонина), другим же юным наследником стал Луций Вер (так он назвался впоследствии), сын упомянутого Элия. Вслед за восшествием на престол Антонина помолвка Марка Аврелия с дочерью Элия была расторгнута, и в 139 г. он обручился с дочерью самого императора, Аннией Галерией Фаустиной Младшей, на которой женился шесть лет спустя. В 140 и 145 гг. Марк становился консулом, напарником своего названного отца, а в 146 г. получил полномочия, фактически делавшие его наследником престола (должность трибуна, или tribunicia potestas, и пост проконсула с высшими полномочиями вне Рима, или imperium). К тому времени, к большому разочарованию Фронтона, Марк Аврелий бросил риторику и увлекся философией стоиков (ее преподавал ему Юний Рустик), оказавшей определяющее влияние на его дальнейшую жизнь. В 161 г. Антонин Пий на смертном одре из рук в руки передал ему императорскую власть. Новый правитель, уже носивший имя Аврелий и теперь прибавивший к нему имя Антонин, потребовал от сената признания за Вером равных с собою прав, осуществив тем самым новую концепцию правления (см. Луций Вер). Вскоре на разных участках границы начались неприятности. Тяжелый кризис разразился на Востоке: парфянский царь Вологез III (148—92 гг.) вторгся в Армению и одну за другой разбил две римские армии. Однако после того, как значительно ослабленные войска были выведены изпод непосредственного командования Луция Вера, в течение 163—64 гг. Армения была вновь захвачена римскими полководцами и превращена в протекторат; тем самым Марк Аврелий возобновил политику Траяна, создавшего зависимое от Рима государство на территориях за Евфратом. Во время празднования Триумфа в честь этой победы в 166 г. два сына Аврелия, пятилетний Коммод и трехлетний Анний Вер, получили титулы Цезаря и приняли участие в процессии. К этому времени, однако, на северных границах самые грозные германские племена перешли Данувий, гарнизон которого состоял из десяти римских легионов; для сравнения, на Рейне было четыре легиона. Эта миграция привела к событиям, надолго изменившим карту Европы. Впервые римлянам пришлось противостоять неприятелю, вторгнувшемуся на их собственные земли; с этих пор приграничное население подвергалось давлению со стороны переселявшихся с севера народов. Сначала в Верхнюю Германию вторглось западное германское племя хатгов. С ним удалось расправиться, но через четыре года сложилась гораздо более серьезная ситуация, когда относительно романизированные маркоманны из Бойгема заодно с лангобардами и прочими племенами переправились через Данувий, тогда как сговорившиеся с ними сарматы наступали между Данувием и Тиссой. Эти бешеные атаки не стали неожиданностью, но из-за войны на Востоке их было трудно предотвратить. В 167 г. оба императора направились к северным рубежам. Затем, спустя два года, после смерти Луция Вера (см. Луций Вер), Аврелий вынужден был вновь вернуться на Данувий, чтобы ответить на вызов более решительно. Борьба оказалась упорнее, чем когда-либо прежде, и продолжалась под личным руководством императора большую часть из оставшихся четырнадцати лет его жизни. Хронология этой кампании спорна, но известно, что в 170 г., или чуть раньше, случились два бедственных события. Во-первых, маркоманны и квады, прорвавшиеся через равнинные земли южнее верхнего и среднего течения Данувия, сожгли Опитергий и осадили Аквилею. Почти одновременно костобоки, мародеры из карпатского региона, захватили область в нижнем течении Данувия и проникли в глубь Греции, где разграбили Элевсин. Армии Аврелия, ослабленные страшной эпидемией, распространившейся с востока (см. Луций Вер), медленно и с трудом восстановили контроль лишь после затяжной серии кампаний. Император предусмотрел два основных решения германской проблемы. Согласно первому, от 171 г., этим многочисленным племенам позволялось поселиться в Империи, как они того желали. Такое делалось и прежде, но Аврелий упорно развивал этот процесс и на многих территориях —в Дакии, Паннонии, Мисии, Германии и в самой Италии —поручал поселенцев заботам римских землевладельцев или арендаторов имперской собственности и официально прикреплял их к землям, которые они впредь должны были занимать и обрабатывать. Такую политику осуждали и тогда, и в дальнейшем, как политику варваризации Римского мира; тем не менее она уменьшила давление на границы и обеспечила прирост земледельцев и солдат, которые могли пригодиться на службе следующим правителям. Другим важным стремлением Аврелия было раздвинуть северные границы и создать две новые провинции: Сарматию, расположенную между Данувием и Тиссой, и Маркоманнию, включавшую в себя Бойгем и часть территории нынешних Моравии и Словакии. Эти меры, которые могли действительно привести к далеко идущим улучшениям, должны были сократить границу, чтобы ее большая часть пролегала по горам, а не по рекам, и поставить бы потенциально опасных германцев под контроль Империи. Однако захватнические планы Марка Аврелия принесли не больше успехов, чем подобные попытки императора Августа. Первая такая кампания была вскоре прервана из-за опасного восстания на Востоке. Его поднял Авидий Кассий, сын сирийского ритора: одержав победу в Месопотамской войне и получив в 172 г. особые властные полномочия во всех восточных провинциях, он в 175 г. вознамерился заполучить и трон. Возможно, он поверил, что Марк Аврелий погиб на далеком Данувии —очевидно, его убедила в этом императрица Фаустина Младшая, которая находилась рядом с мужем и сочла, что император не переживет серьезной болезни. Все восточные провинции, за исключением Каппадокии и Вифинии, поддержали мятеж. Однако, когда выяснилось, что Аврелий не только остался жив, но и возвратился из данувийских земель в Рим и теперь собирается в восточные провинции, восстание —менее чем через сто дней от момента его начала —угасло, а Авидий Кассий был убит своими же людьми. Тем не менее императору пришлось отправиться на Восток, его сопровождала Фаустина. Она уже четыре года находилась рядом с ним во время северных кампаний и на выпущенных в ее честь монетах была названа «Матерью лагерей» (mater castrorum), и хотя ее подозревали в участии в восстании Авидия, Аврелий, очень ей доверявший, не обращал на это внимания. Однако Фаустина умерла, когда они достигли юго-восточных районов Малой Азии, и по настоянию императора была обожествлена. Сам он вернулся в Рим в конце 176 г. и отпраздновал Триумф. На следующий год он во второй раз отправился на Север, чтобы завершить кампанию против германцев, и один из его военачальников в 178 г. одержал решающую победу над маркоманнами, которая почти —но не полностью —обеспечила осуществление захватнических намерений Аврелия. Но тут Аврелий вновь серьезно заболел и, послав за сыном, тихо скончался во сне 17 марта 180 г. В делах судейских Марк Аврелий придерживался принципов справедливости и беспристрастности, унаследованных от Антонина Пия. Подобно своему предшественнику, он глубоко интересовался юриспруденцией и пользовался советами видного юриста Квинта Сервидия Сцеволы, получившего известность не только как советник императора, но и как автор пространных научных работ. Кроме того, правительство Аврелия, как и правительство его предшественника, было склонно проводить лишь отдельные реформы, а не совершать решительные преобразования. Пожалуй, наиболее отличительной особенностью его царствования стало дальнейшее совершенствование имперской бюрократии, послужившее упрочению взаимосвязей между административными, финансовыми и военными структурами Римского мира. Все свои обязанности он исполнял с неослабной тщательностью и обходился с сенатом подчеркнуто почтительно. Затраты на продолжительную войну вкупе с семью крупными раздачами денег (считавшимися необходимыми для поддержания общественного мнения) вызвали недопустимое истощение государственных финансовых ресурсов, следствием чего стали распродажа через аукционы имперской собственности и тайное снижение качества серебряных монет, которое вскоре, естественно, было обнаружено. Назначение специальных уполномоченных лиц в неиталийских областях, близких к банкротству, было симптоматично при отсутствии инициативы на местах, что стало характерной чертой эпохи. За фасадом правительства с искренними высокими принципами сочетание экономического спада с ростом влияния бюрократии coвершенно очевидно вело к мрачному авторитаризму грядущего века. В последние годы жизни Марк Аврелий способствовал значительному продвижению своего сына Коммода, получившего в 166 г. титул и имя Цезаря, в 177 г. (семнадцати лет от роду) —Августа, а еще три года спустя ставшего единовластным императором. Вдобавок ко всем прочим недостаткам, Аврелию вменяли в вину —при ретроспективных оценках —возврат к принципу прямого наследования, положивший конец восьмидесятидвухлетней практике усыновления преемника. Однако, в отличие от предшественников, волею судьбы он оказался в невыгодных условиях из-за отсутствия какого-либо иного кандидата, который был бы более приемлемым преемником. Так, например, выдвижение Тиберия Клавдия Помпеяна, в 169 г. ставшего супругом дочери Аврелия, Луциллы, лишь спровоцировало бы соперничество и гражданские войны. По крайней мере этого удалось избежать, поскольку сам переход власти не вызвал смуты. По иронии судьбы, император, большую часть своего царствования проведший на войне, оказался наиболее известным царем-философом западного мира. Марк Аврелий был одним из тех редких правителей, произведения которых превзошли и пережили их деяния. Изложение глубочайших сокровенных мыслей, адресованное (согласно его редакторам) «К самому себе» и впоследствии распространившееся под названием Meditations, стало самой известной книгой, когда-либо сочиненной монархом. Написанное в оригинале на греческом языке и выдержанное в литературном стиле, оно представлено в форме частных записок; Аврелий не задавался целью когда-нибудь опубликовать это в высшей степени личное самоисследование и самоувещевание. Но записки были опубликованы, и его убеждения, таким образом раскрывшиеся, свидетельствуют о возвышенной и ободряющей чистоте. Он приходит к выводу, что следует со всей честностью и терпеливой смиренной стойкостью развивать лучшие из наших качеств. Чтобы найти необходимые для этого силы, мы должны заглянуть внутрь себя и собрать все свое мужество и терпение, без чего невозможно вынести бремя повседневных забот. Сам Аврелий —который призывал себя «не слишком окрашиваться в пурпур» —именно так нашел свой путь, несмотря на исключительные и огромные, почти невыносимые трудности. Однако, напоминает он себе и читателю, наше существование на этой земле — лишь мимолетное и преходящее событие, короткий визит в чужую страну. И мы —по крайней мере на то время, пока приглашены в сие путешествие —можем подняться над обременяющими нас убогими материальными проблемами (секс, пища и прочие плотские функции) и поступать по отношению к нашим спутникам по путешествию настолько достойно, порядочно и согласованно, насколько способны. Многие из этих утверждений, призывающих надеяться лишь на себя самого, традиционны для философии стоиков, но никто из ее прежних представителей не излагал свое суровое учение в столь острых и наставительных выражениях. Впрочем, согласно Аврелию, не все так уж безнадежно. По его утверждению, хотя большинство событий в наших судьбах предопределено, многое можно изменить к лучшему, если собрать в кулак всю свою волю и дисциплину, ибо тогда «никто не в силах удержать тебя... Будь подобен мысу, о который разбиваются все волны... Постарайся, пока не слишком поздно, увидеть, что внутри себя ты выше и добрее простейших инстинктов, которые движут твоими эмоциями и дергают тебя, словно марионетку!» Стоики издавна утверждали, что все мужчины и женщины наделены искрой божьей и потому в конечном итоге все они —братья и сестры, члены одного всемирного сообщества: «Люди существуют друг для друга, — утверждал Аврелий, —чтобы друг друга улучшать и возвышать! « Скульпторы той эпохи, пользовавшиеся возросшей свободой в применении контрастов света и тени, в некоторых портретах Аврелия смогли отобразить его склонность к познанию душевных качеств. Глубокомысленный эллинский идеализм, проявления которого дают дальнейшее определение духовности, видно в более раннем стиле портрета Аврелия в Малой Азии и Греции: золотая голова императора очень похожа на недавно обнаруженное изображение «святого в церкви». Христиане, однако, относились к нему без приязни. В годы его царствования их изгнали в Галлию, и впоследствии христианский летописец, знаменитый Оросий, назвал это изгнание бедствием того времени. Аврелий считал, что христиане сами изображают себя мучениками, чтобы уклониться от участия в общественной жизни Римской Империи, которая, при всех ее несовершенствах, казалась ему наиболее полным земным выражением идеального космополиса стоиков.

Источник: Римские императоры. Биографический справочник правителей Римской империи 31 г. до н. э.— 476 г. н. э.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
211.98 кб

Стоический оптимизм Марка Аврелия

Кочеров Сергей Николаевич
Статья посвящена опровержению представлений о пессимистическом характере мировоззрения Марка Аврелия.
Читать PDF
267.84 кб

Восточная политика императора Марка Аврелия (160-181 гг. ) и аршакидская Армения

Арутюнян Акоп Жораевич
В I-II вв. между императорским Римом и Аршакидской Парфией шла ожесточенная борьба за армянский трон. Походы императоров Нерона, Траяна и Марка Аврелия не привели к полному и окончательному доминированию империи.
Читать PDF
595.71 кб

«Размышления» Марка Аврелия: попытка экзистенциально-феноменологического анализа

Кочеров С.Н.
Статья посвящена опровержению представлений о пессимистическом характере мировоззрения Марка Аврелия.
Читать PDF
5.78 мб

«Молниеносный легион»: христианская легенда и реальность. Марк Аврелий и христиане

Пантелеев Алексей Дмитриевич
Статья посвящена анализу происхождения легенды о чудесном спасении войска Марка Аврелия во время войны с германцами, которым он был обязан воинам-христианам XII легиона.
Читать PDF
147.50 кб

Христианская Церковь в правление Марка Аврелия: чудо legio XII fulminata в ранних литературных источ

Нам Мария Эн Сен
В публикации рассмотрено чудо 12 Молниеносного легиона (legio XII fulminata) на основе ранних литературных памятников, повествующих об этих событиях, в которых представлены две версии: христианская (свидетельства Аполлинария и Тер

Похожие термины:

  • КАР, Марк Аврелий

    рим. император с сентября 282 по июль 28З. Выходец из Юж. Галлии; при императоре Пробе занимал должность префекта претория; провозглашен императором норикскими и рецийскими войсками; усмирил германц
  • ПРОБ, Марк Аврелий

    Римский император в 276-282 гг. Род. 19 авг. 232 г. Умер 282 г. Проб происходил из Панно-нии, из города Сирмия (Вописк: "Проб"; 3). Отец его был поселянином-садоводом (Виктор: "О жизни и нравах римских императоров
  • КАРИН, Марк Аврелий

    Римский император в 283-285 гг. Умер 285 г. Сын Кара. Сделавшись императором, Кар провозгласил Цезарями своих сыновей, Карина и Нумериана, а отправляясь в персидский поход, оставил Карина управлять Галл
  • МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН

    121 — 180 гг.) — римский император, преемник Антонина Пия, на дочери которого, Фаустине, он был женат. Царствовал в 160—180 гг. За свою преданность философии стоиков получил прозвание «философа». Несколь
  • НУМЕРИАН, Марк Аврелий

    Римский император в 283-285 гг. Умер 285 г. Сын Кара. Сделавшись императором в 282 г., Кар провозгласил своих сыновей, Карина и Нумериана, Цезарями. Нумериан сопровождал отца в персидском походе. Он облада
  • Ферранти, Марко Аврелио

    виртуоз, скрипач и гитарист, библиотекарь Мятлева и секретарь Нарышкина, приехал в СПб. из Италии в 1820 г. {Половцов}
  • АЛЕКСАНДР СЕВЕР, Марк Аврелий

    Римский император из рода Севе-Ров, правивший в 222-235 гг. Род. в 206 г. Умер 235 г. Гессий Бассиан Алексиан, получивший позже имя Александра Севера, принадлежал по отцу к сирийскому роду Гессиев Марциа-но
  • ДЗАНИ де Ферранти Марк Аврелий

    Концертный исполнитель–гитарист и композитор. Родился в Болонье 6 июля 1802 года. Он из семьи жителей Венеции по фамилии Дзани. Учился в Люкке, где блестяще продемонстрировал врожденный талант. Очен
  • КВИНТИЛЯ, Марк Аврелий Клавдий

    Римский император в 270 г. Квинтиля был братом императора Клавдия и после его скоропостижной кончины был провозглашен императором. Но так как он выказал себя требовательным и строгим по отношениям
  • Немесиан, Марк Аврелий Олимпий

    III - IV вв. н. э.)    рим. поэт. По нек-рым свед., происходил из Карфагена. Из произв. Н. сохран. 325 ст. поэмы «О псовой охоте» и 4 эклоги. Дошедший до нас отрывок поэмы начинается пышным вступлением, затем ав
  • Немезиан, Марк Аврелий Олимпий

    кон. III в. н. э., римский поэт. Происходил из Карфагена. Писал эклоги (сельские элегии), которых сохранилось четыре, в рукописной традиции они соседствовали с буколиками Кальпурния Сикула и только в 185
  • МАРК АВРЕЛИЙ, Анний Вер Антонин

    Римский император из династии Антонинов, правивший в 161-180 гг. Род. 26 апр 121 г. Умер 17 марта 180 г. Марк Аврелий принадлежал к древнему италийскому роду Анни-ев Веров, претендовавшему на происхождение о
  • МАКСЕНЦИЙ, Марк Аврелий Валерий

    Римский император в 306-312 гг. Сын Максимилиана. Род. ок. 280 г. Умер 28 окт. 312 г. Максенций был зятем Галерия, но не получил своей доли во власти, так как император откровенно недолюбливал его. Всю жизнь п
  • КЛАВДИЙ II, Марк Аврелий Валерий

    Римский император в 268-270 гг. Род. ок. 214 г. Умер 270 г. Клавдий происходил из незнатного иллирийского рода (впрочем, было распространено мнение, что он один из побочных сыновей Гордиана II). Военную служ