АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Азербайджан), образована в апреле 1920. Столица - Баку. С 9 в. до н. э. на территории современного Азербайджана существовали древнейшие государства Мана, Мидия, Атропатена, Албания Кавказская. В 3-10 вв. территория Азербайджана находилась под властью Ирана и Арабского халифата. В 11-14 вв. подверглась нашествиям турок-сельджуков, монголо-татар, Тимура. В 16-18 вв. в составе государства Сефевидов. С середины 16 в. - под властью Персии. В 1813 и 1828 Северный Азербайджан присоединен к России. В ноябре 1917 создана Бакинская коммуна. В июне 1918 провозглашено создание Азербайджанской республики, получившей поддержку государств Антанты. В апреле 1920 территория Азербайджана занята частями Красной Армии, провозглашена Азербайджанская ССР; с марта 1922 входила и Закавказскую федерацию (с декабря 1922 - и составе СССР), с декабря 1936 - непосредственно в СССР. В 1988-89 возник конфликт вокруг проблемы Нагорно-Карабахской АО, армянское население которой высказалось за выход из состава Азербайджанской ССР; в конфликт, сопровождавшийся полномасштабными боевыми действиями, была вовлечена Армения, выступившая на стороне Нагорного Карабаха. В феврале 1991 принято новое название республики - Азербайджанская Республика. После распада СССР (1991) - независимое государство. Входит в СНГ.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Азербайджан, - расположена в вост. части Закавказья, на берегу Каспийского м. На Ю. граничит с Ираном и Турцией. Внутри СССР соседями республики являются: на С. - РСФСР (Дагестанская АССР), на С.-З. - Грузинская ССР, на Ю.-З. - Армянская ССР. Образована 28 апр. 1920. С 12 марта 1922 по 5 дек. 1936 входила в состав Закавказской Федерации (с 13 дек. - ЗСФСР), а с 5 дек. 1936 входит непосредственно в Союз ССР. А. включает: Нахичеванскую АССР и Нагорно-Карабахскую АО. Площ. 86,6 тыс. км2. Нас. в 1959 - 3697717 чел.; по оценке на 1 янв. 1961 - 3973 т. ч. Азербайджанцы - 2494 т. ч., русские - 501 т. ч., армяне - 442 т. ч., лезгины - 98 т. ч. и др. (1959). В А. (на 1961) - 43 города, 103 поселка гор. типа, 60 сел. р-нов. Столица - г. Баку.

Азерб. ССР- социалистич. гос-во рабочих и крестьян, суверенная сов. социалистич. республика, добровольно объединившаяся с др. равноправными союзными республиками в Союз ССР. Действующая конституция утверждена 9-м съездом Советов А. 14 марта 1937. Высшие органы гос. власти - Верх. Совет и его Президиум. Работу союзно-республиканских, республиканских министерств и др. центральных органов объединяет и направляет Совет Министров Азерб. ССР, руководящий также работой исполкомов Советов автономий, районных и гор. Советов. Местными органами гос. власти являются районные, городские, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся. Республика имеет свой гос. герб и гос. флаг (см. Флаг государственный, Герб государственный). —***—***—***—

Исторический очерк

Памятники материальной культуры свидетельствуют о существовании на терр. А. первобытнообщинного строя еще в эпоху глубокой древности. В первой пол. 1-го тыс. до н. э. наблюдался распад первобытной общины и возникновение рабовладельч. отношений и гос-ва. В 3-5 вв. н. э. в А. в осн. сложились феод. отношения. Лишь в 1870 был издан закон об отмене феод. личной зависимости крестьян в А., хотя феод.-зависимые отношения сохранялись здесь вплоть до Вел. Окт. социалистич. революции. Но это не исключало наличия капи талистич. уклада в ряде отраслей народного х-ва А., сложившегося в пореформ. период и просуществовавшего наряду с феод. отношениями и сильными патриарх. пережитками. С победой социалистич. революции и установлением Сов. власти в А. развивались и утвердились социалистич. производств. отношения, к-рые открыли безграничный простор для развития экономики и культуры азерб. народа.

В послевоен. период в А., как и во всей стране, было завершено строительство социализма; республика вместе с др. республиками Сов. Союза вступила в период развернутого строительства коммунизма.

Первобытнообщинный и рабо- владельческий строй на терри- тории А. (до 3 в. н. э.). На протяжении веков древнейшие обитатели А. создали высокую самобытную культуру. Находки примитивных кам. орудий труда свидетельствуют о том, что на терр. Азерб. ССР первобытный человек обитал еще в эпоху палеолита. В эпоху же неолита люди здесь, как и в др. странах, научились делать из камня более совершенные и удобные орудия (на горе Килликдаг, около Кировабада, до сих пор сохранились остатки древних разработок кремня). К концу неолита и в эпоху энеолита, в х-ве и быту населения А. впервые стали употребляться металлич. орудия труда и оружие (из меди). Наиболее интересные памятники энеолита открыты на холме Кюльтепе (Нахич. АССР) - кривой нож, наконечник копья и шилья из меди, каменная мотыга с просверленным в ней отверстием, куда вставлялась рукоятка, прямоугольные кремневые и обсидиановые вкладыши для серпов и др. Основой х-ва родовых общин становились земледелие и скотоводство, возникшие в неолитич. период. Земледелие было очень примитивным, землю обрабатывали в осн. деревянными и кам. орудиями. Орудия труда, обнаруженные в Кюльтепе, Ханларе и Мингечауре, позволяют предположить, что примерно до сер. 2-го тыс. до н. э. система земледелия была мотыжной и лишь в последующее время начало развиваться плужное земледелие. Дальнейшее развитие получило скотоводство, в особенности разведение мелкого рогатого скота. Часть населения занималась ремеслом. Во 2-м тыс. до н. э. в х-ве и быту стали применяться металлич. орудия и оружие из бронзы - ножи, топоры, секиры, кинжалы, мечи и др. Памятники бронз. века обнаружены в р-нах Ходжалы, Кедабека (см. Ходжалы-Кедабекская культура), Дашкесана, Кировабада, Мингечаура, Шамхора, в Нахич. АССР. Примерно в нач. 1-го тыс. до н. э. в А. постепенно стали применяться жел. орудия труда, что вызвало серьезные перемены почти во всех областях материальной и духовной жизни обитателей страны. О прогрессе в технике произ-ва в эпоху железа указывают найденные на Мугани, в местности Узунтепе (Астрахан-Базарский р-н), искусно сделанные мечи с жел. клинками и бронз. рукоятками. Памятники материальной культуры А. свидетельствуют о том, что еще в те отдаленные времена обитатели этой страны были носителями высокой культуры, развивавшейся в тесном взаимодействии с культурами многих сопредельных стран и народов.

Переход от кам. орудий к металлическим, в особенности к железным, вызвал переворот в обществ. произ-ве. В А., как и в др. странах, возникли условия для распада родовой первобытной общины на более мелкие коллективы - семьи, для развития частной собственности и обмена, что обусловило появление классов, возникновение гос-ва.

Зародышем первых гос. образований на терр. А. явились племенные союзы живших на Ю. страны маннеев, а затем мидян, частью расселившихся и в Юж. А. В 1-м тыс. до н. э. на терр. А. обитали также кадусии, каспии, албаны (в Сев. А.) и др. В 9 в. до н. э. в Мане возникло раннерабовладельч. гос-во со столицей в г. Изирту (в областях к Ю. и В. от оз. Урмия). В нем значит. уровня развития достигли экономика и культура. Мана длит. время боролась с наступлением Ассирии и Урарту. Период существования гос-ва Маны представлял важный этап в политич., хозяйств. и культурной консолидации древних племен на терр. А.

К 70-м гг. 7 в. до н. э. сложилось Мидийское гос-во, терр. к-рого охватывала и юж. области А. При царе Киаксаре (625-584 до н. э.) Мидия завоевала гос-во Ману.

К сер. 6 в. до н. э. Мидия распалась под ударами войск Ахеменидов, подчинивших своей власти терр. А. Тяжелый гнет персов вызывал нар. волнения; одно из них в 20-х гг. 6 в. до н. э. возглавил жрец Гаумата. После разгрома гос-ва Ахеменидов войсками Александра Македонского в кон. 4 в. до н. э. была восстановлена государственность и в А. Возникшее гос-во было известно под назв. Атропатена. Это - наиболее древнее из известных науке назв. A., дошедшее до нас в греч. источниках. В дальнейшем от него произошло совр. назв. - "Азербайджан" (букв. - "страна огня"). В Атропатене интенсивно развивались земледелие, скотоводство и ремесла. Большую известность приобрела выделка шерстяных тканей; расширялось ден. обращение. Столицей гос-ва был г. Газака, где находился гл. храм огнепоклонников (распространенной религией в Атропатене был зороастризм).

На С. совр. А. и на части Дагестана, называвшихся Албанией (см. Албания Кавказская), на рубеже н. э. (точное время возникновения алб. гос-ва неизвестно) возникло гос-во со столицей в г. Кабала. В этом гос-ве значит. уровня развития достигли с. х-во и ремесло, росли торговля и города. В 1 в. до н. э. усилилась агрессия рабовладельч. Рима в отношении Албании. В 69-65 до н. э. римляне предприняли ряд походов в Армению, Албанию и Иберию, но потерпели поражение; в конце 1 в. н. э. они снова напали на Албанию, но также были отбиты.

Первые гос. образования свидетельствовали о значит. развитии класс. отношений на терр. А. Социальный строй этих гос-в характеризовало переплетение разлагавшихся первобытно- общинных и складывавшихся рабовладельч. отношений. Последние наиболее сильны были в Атропатене, хотя осн. производителями и являлись свободные общинники. По сравнению с Атропатеной рабовладение в Албании носило более огранич. характер, здесь долгое время в той или иной форме сохранялись родоплеменные отношения.. Гос-ва Мана, Мидия, Атропатена, Албания сыграли важную роль в развитии государственности и в формировании древней народности на терр. А. Осн. компонентами формировавшейся народности были потомки живших здесь в 3-1-м тыс. до н. э. племен: маниеи, каспии, кадусии, часть мидян и др. Консолидацию племен А. в народность облегчало относительно длит. существование гос-ва Атропатены, включавшего в осн. терр., занятую коренным населением страны, являвшимся одним из предков азербайджанцев. Языком атропатенской народности был азерийский, сильно отличавшийся от персидского я близкий к талышскому. В дальнейшем в состав формировавшейся азерб. народности вошли алб. племена и др. этнич. напластования, хотя тогда еще не было общего для юга и севера А. языка.

Зарождение и развитие феодального строя в А. (3-19 вв.). В первых веках н. э. в А. происходило дальнейшее развитие производит. сил: расширялось земледелие, разведение винограда, плодовых и бахчевых культур, росло скотоводство. Одновременно значит. успехов достигло ремесло: обработка металлов, производство тканей, гончарной посуды, ювелирное дело, художеств. ремесла (в т. ч. ковроткачество) и пр.

В 3-5 вв. в А. в осн. сложились феод. отношения. В это время формируются осн. классы феод. А. - феодалы и зависимые крестьяне. Развитие феод. отношений в А. шло неравномерно: в горных р-нах длит. время сохранялись первобытнообщинные отношения. Феод. знать, сосредоточившая в своих руках зем. богатства страны, эксплуатировала труд не только зависимых крестьян, но и рабов. В условиях почти полного отсутствия у большинства феодалов собств. х-ва, требовавшего значит. затрат в связи с искусств. орошением, в А., как и в др. странах Востока, не сложилось крепостное право в таком виде, как на Западе. Поэтому феодалы, являвшиеся осн. собственниками земель, были заинтересованы не столько непосредственно в земле, на к-рой сидели зависимые крестьяне, сколько в получении ренты с крестьян, обрабатывавших землю, что в свою очередь обусловливало преобладание продуктовой ренты. В то же время зависимые крестьяне отбывали много тяжелых повинностей, однако не считались крепостными людьми. В этом была одна из гл. особенностей феодализма в А., как и на всем Востоке. Для укрепления своего господства феодалы Албании использовали христ. религию. В нач. 4 в. алб. знать приняла христианство в качестве гос. религии и стала ее насильственно распространять среди населения.

В ср. века А. не раз подвергался нашествию иноземных захватчиков. В нач. 3 в. А. овладели Сасаниды, основавшие сильное гос-во в Иране. В 4 в. терр. А. стала ареной разорит. войн между Рим. империей и Ираном, закрепившим за собой по договору 390 A., Грузию и вост. области Армении. Албанией и Атропатеной управляли иран. наместники. В это же время усилились набеги на Закавказье кочевых племен: гуннов, хазар и др. с С., через Дербентский проход. Гнет иноземцев вызывал сопротивление нар. масс; в 450-451 по всему Закавказью прокатилась сильная волна антисасанидских восстаний. В 457, 481-484, 571-572 в Албании против власти Сасанидов вспыхнули новые восстания, в к-рых участвовали также грузины и армяне.

Складывание феод. отношений в А. сопровождалось дальнейшим обострением клас. борьбы, нередко переплетавшейся с освободит. движением против иноземного гнета. Феодально-зависимые крестьяне отказывались платить подати и выполнять повинности, в ряде случаев громили имения феодалов, уходя в недоступные горы и леса. В кон. 5 - нач. 6 вв. в А., как и в соседнем Иране, получило распространение движение маздакитов, представлявшее в определенной степени протест против феодальной зависимости (см. Маздакитское движение).

Укрепление феод. отношений в А. в 5-7 вв. обусловило дальнейшее развитие производит. сил: шире стали использоваться плодородные земли и естеств. богатства, внедряться искусств. орошение; улучшалась выплавка металлов (в рудниках Гирдымана и др.), увеличивалась добыча нефти на Апшеронском п-ове и т. д.. В А. выросли крупные города - Шабран, Шемаха, Кабала, Шеки, Барда, Шамхор, Ганджа (Гянджа), Байлакан, Тебриз и др. Особо выделялась Барда, являвшаяся крупнейшим торг.-ремесл. центром А. В это время в особое сословие стали выделяться ремесленники и торговцы городов.

Подъем экономики сопровождался развитием культуры. В нач. 5 в. в Албании уже существовал алфавит из 52 букв. Здесь были открыты школы, находившиеся в руках духовенства, на яз. албанов переводились книги, преим. религ. характера. В А. развивалась лит-ра и наука, с 7 в. началось составление истории Албании ("История агван"), автором первой части к-рой является летописец Моисей Каланкайтукский (Мовсес Каганкатваци).

В сер. 7 в. А. подвергся нашествию арабов. В ходе сопротивления араб. захватчикам прославился видный алб. военачальник Джеваншир (638-670), княживший в усилившемся при нем феодальном владении Гирдыман. Лишь в нач. 8 в., сломив сопротивление нар. масс, халифат покорил А., установив тяжелое иго. Завоеватели разрушали зороастрийские и др. культовые храмы и памятники, насильственно насаждали ислам, к-рый стал тормозом на пути ист. развития азерб. и др. народов Востока. Однако то обстоятельство, что в период араб. владычества вся терр. А. оказалась в составе одного гос-ва, объективно благоприятствовало консолидации аборигенов сев. и юж. частей А. В то же время насаждение и распространение ислама создавало условия и для религ. общности разнородных этнич. элементов страны. Грабит. налоговая политика завоевателей, жестокий произвол чиновников и неимоверная эксплуатация вызывали в народе ненависть к чужеземцам и крупным местным феодалам, к-рые в союзе с ними угнетали трудовое население. В сер. 8 в. вспыхнули восстания в р-нах Байлакана, Ардебиля, Барды, перекинувшиеся затем в Армению и Грузию. В нач. 9 в. в А. и Иране развернулась крупная крест. война под рук. Бабека, направленная против гнета араб. и местных феодалов и продолжавшаяся более 20 лет (см. Бабек восстание, Хуррамиты).

Во 2-й пол. 9 - 1-й пол. 10 вв., когда широкие нар. движения расшатали власть араб. халифата, в А. образовались и усилились гос-ва Саларидов, Мазьядидов, Шеддадидов и др. Образование полузависимых и независимых гос-в сопровождалось оживлением в хоз. и культурной жизни А. В это время еще более углубилась феод. зависимость крестьян. Большое количество лучших зем. угодий, на которых работали крестьяне, оказалось в руках крупных феодалов и их вассалов. Наблюдался расцвет городов А. (Барда, Шемаха, Ганджа, Баку, Тебриз, Ардебиль, Марага и др.), являвшихся крупными торг.-ремесл. и культурными центрами. В это время усиливаются связи А., как и всего Кавказа, с Киевской Русью.

Но прогресс в социально-экономич. и культурном развитии А. был нарушен нашествием сельджуков в сер. 11 в., затормозившим ист. развитие страны и приведшим к упадку с. х-во. Изгнание захватчиков и возвышение в 12 в. в А. гос-в Кесранидов и Ильдегизидов содействовало подъему с. х-ва, ремесла, торговли, оживлению гор. жизни. Нек-рые из городов к этому времени насчитывали несколько десятков тыс. жителей. В А. в значит. размерах производились шелковые и шерстяные набивные и льняные ткани, металлич. изделия, фаянсовая и стеклянная посуда. В это время усилились торг. связи А. со странами Востока, Арменией, Грузией, Русью, расширялся вывоз традиц. предметов азерб. экспорта - шелка, шерсти, нефти, шафрана, медной и глиняной посуды, сухих фруктов, рыбы и др.

На протяжении веков в А. последовательно видоизменялись формы феод. зем. собственности. Наиболее устойчивыми из них были наследств. зем. собственность - мюльк, земли религ. учреждений - вакфы, возникшие еще во времена араб. владычества. При арабах, а затем в правление сельджуков получила распространение форма условного зем. пожалования - икта. Высокого уровня развития достигли феод. отношения в 12 в. Осн. зем. фонд был сосредоточен в руках крупных феодалов. Большие угодья, называвшиеся хассе (удельными), принадлежали членам правящих династий Ильдегизидов и Кесранидов. В А. существовали все три формы феод. ренты (продуктовая, денежная, отработочная - бигяр), но преобладала продуктовая (малджахат).

К 11-13 вв. в основном сформировалась азерб. народность. К этому времени относится смена языков коренного населения А. тюрк. разговорным языком. Это было обусловлено приходом на протяжении длит. ист. периода и оседанием в А. компактных масс тюр-коязычных племен и постепенным вытеснением в связи с этим различных языков населения А. относительно легким, простым и доступным тюркским яз. Главными языками, на к-рых говорило до сих пор население А., были азерийский (на Ю.), аранский (на С). Вновь образовавшийся азерб. язык, относящийся к тюрк. языковой семье, сохранил много элементов коренных языков и не сразу стал лит. языком. В делопроизводстве, науке и лит-ре долго еще господствовали араб. и фарсидский языки.

В тяжелой борьбе против иноземных захватчиков, длившейся столетиями, азерб. народ отстоял свою независимость, создал материальные и духовные ценности, обогатившие общечеловеческую культуру. Азерб. культура этой эпохи, как и прежде, развивалась в тесном взаимодействии с культурой др. народов. Наследие видных ученых Макки ибн Ахмеда, Абдулазиза ибн Хасан аль-Бардаи, крупного философа Бахманяра (11 в.), выдающихся поэтов-мыслителей Хатиба Тебризи (1030-1108), Катрана Тебризи (1010-80), Мехсети Ганджеви, Хагани Ширвани (1120-99), автора 5 бессмертных поэм гениального Низами Ганджеви (1141-1209) и др. является достоянием азерб. культуры, а также культуры народов Бл. и Ср. Востока. В А. сохранились нек-рые шедевры ср.-век. зодчества, созданные искусными руками народных умельцев: мавзолеи Юсуфа ибн Кусейира (1162) и Момине-хатун в Нахичевани (1186), крепость Гюлистан (Ширван), мавзолеи в Марате, Урмии, оборонит. башня Кыз-каласы ("Девичья башня") в Баку и др.

В 30-х гг. 13 в. А. был завоеван монголами, сломившими упорное сопротивление населения страны и превратившими в развалины многие цветущие торг.-ремесл. центры А. (Байлакан, Ганджа, Шемаха, Ардебиль, Барда и др.). На завоеванных землях А. и в сопредельных странах возникло гос-во Хулагуидов. При монг. владычестве, продолжавшемся до 60-70-х гг. 14 в., был нанесен сильный урон оседлому земледельч. х-ву. Завоеватели, для к-рых было характерно кочевое скотоводство, уничтожили множество оросит. каналов и превратили плодородные пашни в свои пастбища. С. х-во пришло в полный упадок. Произошли изменения и в социальных отношениях. На первый план стала выдвигаться монг. военно-кочевая знать. Помимо значит. площадей, составлявших собственность казны (дивани), к монг. знати перешло много земель, принадлежащих местным феодалам. Усилился институт икта, сохранились земли религ. учреждений - вакфы. Часть земель по-прежнему осталась в пользовании крест. Общин - джамаатов. В 1303 был издан ярлык (указ) о прикреплении крестьян к земле, чтобы прекратить массовые побеги крестьян. В 13-14 вв. происходили антимонг. и антифеод. выступления в Нагорном Карабахе, Аране, Ширване и Тебризе. Лишь на рубеже 13-14 вв. в экономике и культуре А. наметилось нек-рое оживление. Тяжелый нац. и феод. гнет затормозил, но не остановил развития культуры А. В 13-14 вв. в А. жиля и творили выдающиеся поэты: Зюльфугар Ширвани (1190-1245), Овхади Марагаи (1275-1338), Иззэдин Гасаноглу (кон. 13 - нач. 14 вв.), талантливые ученые: астроном-математик и философ, основатель марагинской обсерватории Мухаммед Насирэддин Туси (1201-74), философ Махмуд Шабустари (1252-1320), историки Фазлуллах Рашидаддин (1247-1318), Мухаммед Нахичевани и др. Тогда же был основан ряд великолепных памятников азерб. зодчества.

В кон. 14-15 вв. в А. возвысилось гос-во ширваншахов во главе с династией Дербенди, (1382-1538), особенно при Ибрагиме I (1382-1417). В это же время возникли новые гос-ва: Кара-Коюнлу государство и Ак-Коюнлу, включавшие и терр. А. Ослабление гнета чужеземцев содействовало развитию с. х-ва, ремесла и торговли, городов, а также культуры. Среди областей А. особо выделялся Ширван, к-рый продолжал оставаться гл. центром произ-ва шелка. Он играл важную роль в торговле А. с др. странами. В это время усилились экономич. связи А. с Русью. В А. посылались рус. посольства. В 15 в. зем. пожалования (икта) уступают место союргалю, первоначально (последняя четв. 14 в.) представлявшему собой гос. пожалование феодалу за несение воен. службы. Союргали переходили по наследству; их владельцы ("сахиби союргаль") пользовались неогранич. судебно-адм. властью. Крестьяне и горожане по-прежнему отправляли в пользу гос-ва и феодалов обременит. подати и повинности (св. 30). В 70-80-х гг. 15 в. происходили антифеод. выступления в Макинской обл. и Тебризе.

Осн. центрами азерб. культуры оставались Тебриз и Шемаха. Наиболее крупными деятелями культуры А. в этот период были уроженец Шемахи поэт Имададдин Насими (кон. 14 - нач. 15 вв.) - один из первых авторов газелей на азерб. яз., поэт Касим Энвер (1355-1433), ученый-географ Абдуррашид Бакуви и др. Архит. памятники 15 в. - шедевр ср.-век. азерб. зодчества Дворец ширваншахов в Баку, "Гей-мечеть" ("Голубая мечеть"), огромный дворцовый комплекс "Хешт-бехишт" ("Восемь раев") в Тебризе и др.

Важную роль в истории А. сыграло образование на азерб. землях в нач. 16 в. гос-ва Сефевидов, основателем к-рого был шах Исмаил I (1502-24), подчинивший значит. часть А. и захвативший б. ч. Ирана. К сер. 16 в. Сефевиды окончательно присоединили к своим владениям Ширван и Шеки и др. земли. Их гос-во включило почти весь А. Объединение страны способствовало подъему экономики и культуры, облегчило борьбу народа против иноземных, в первую очередь тур., завоевателей. В первый период существования гл. роль в политич. и экономич. жизни гос-ва Сефевидов играла азерб. знать. К сер. 16 в. из 74 эмиров гос-ва 69 были азербайджанцами. Армия Сефевидов набиралась гл. обр. из азербайджанцев. При шахском дворе, в войске и частично в дипломатич. переписке употреблялся азерб. яз. В 16 в. начали вновь обрабатываться многие пахотные земли, обращенные в прошлом в пастбища, восстанавливаться разрушенная при монголах оросит. сеть. Это содействовало развитию с, х-ва. При Тахмаспе I (1524-76) была упразднена тяжелая подать - тамга, существовавшая со времени господства монг. военно-кочевой знати. К этому времени потеряли свое былое экономич. значение Барда, Ганджа и др. города, значительно возросла роль Тебриза, Шемахи, Баку, Ардебиля, Джульфы и др. Сильно расширились торг. связи городов А. с Россией, Англией, Францией, Италией, Индией, Ираном, Турцией и др. Из одного Ширвана в кон. 16 в. ежегодно вывозилось за границу до 100 тыс. пудов шелка-сырца. Для укрепления централизации страны Сефевиды установили общие меры веса, единую ден. систему. Но оживление в экономике страны длилось недолго. Изменение направления мировых торг. путей, возобновление в 70-х гг. 16 в. войн между Сефевидским гос-вом и Турцией, внутр. феод. междоусобицы привели к общему замедлению темпов социально-экономич. развития стран Востока, в т. ч. и А. В 70-х гг. 16 в. гос-во Сефевидов было охвачено крупными антифеод. выступлениями ремесленников, гор. бедноты и крестьян, вызванными ростом налогового бремени. Самым крупным из них было восстание тебризских ремесленников 1571-73, заставившее шахское пр-во пойти на ряд уступок.

В 16 в. значительно обогатился азерб. лит. язык, впервые начали создаваться народно-героич. дастаны (эпосы), развивались ашугская поэзия и классич. лит-ра. Крупный вклад в культурное развитие страны внесли выдаю щиеся деятели азерб. культуры: поэт Хабиби, гениальный поэт-мыслитель Мухаммед Физули (1498-1556), ученые Гасанбек Румлу, Искандер Мюнши (1560-1633), известный мастер миниатюры из Тебриза Кемаледдин Бехзад (1455-1535) и др.

Реформы шаха Аббаса I (1587 - янв. 1629) подорвали могущество кызылбашской знати, состоявшей в осн. из азербайджанцев, и усилили значение бюрократии, шиитского духовенства и оседлой знати, представлявших преим. иран. феодалов в правящих кругах. Из армии были удалены многие азерб. военачальники. Столица гос-ва была перенесена из Казвина в глубь Ирана - в Исфахан, что содействовало усилению влияния иран. знати при шахском дворце и в гос. аппарате. С этого времени А. начал превращаться в одну из окраин иран. гос-ва. Азерб. народу, как и братским народам Армении и Грузии, отныне приходилось бороться не только против своих эксплуататоров - местных феодалов, но и против иран. угнетателей. В то же время нар. массы страдали от тяжести длит. войн между султанской Турцией и шахским Ираном за овладение А. и др. соседними странами. Нарушив мир 1555, заключенный с Сефевидами, османские войска в кон. 70-80-х гг. 16 в. захватили значительную территорию на севере и юге А. По миру 1590 почти вся Армения, Грузия и А., за исключением Талыша и р-на Ардебиля, попали под власть султана. Тур. власти повысили налоги в А.; увеличилась раздача азерб. земель тур. военачальникам. В героич. борьбе азерб. народа против иноземных и местных угнетателей прославилось имя нар. героя Кер-оглы. В кон. 30-х гг. 17 в. тур. захватчики были изгнаны из А. Но А. вновь оказался под властью Ирана.

Соответственно с переменами в политич. жизни А. происходили изменения и в социальных институтах страны. В тесной связи с попытками Сефевидов укрепить централизованную гос. власть находится тот факт, что огромные площади занимали земли казны (дивани), шахской фамилии (хасс) и др. Наряду с ними были распространены и формы условных зем. пожалований - союргаль (в 14-15 вв.), тиуль (в 16-18 вв.) и лишь частично икта (в 16 в.).

В начале 18 в. вновь усилилась борьба Ирана и Турции за А. В 1723-35 прикаспийские обл. А. были заняты рус. войсками. После их ухода А. был завоеван иран. правителем Надир-шахом, установившим здесь невыносимый гнет. Крупными антииран. восстаниями в кон. 30 - нач. 40-х гг. были охвачены Ширван, Шеки и др. области А. Во 2-й пол. 18 в. на терр. А. сложилось ок. 15 гос. образований - ханств, наиболее крупными из которых были Шекинское, Карабахское и Кубинское. Существовали также более мелкие феод. владения - ряд султанств и 5 меликств в Нагорном Карабахе. Феод. раздробленность обусловливалась отсутствием прочных экономич. связей между отдельными областями страны, господством натур. х-ва, а также стремлением феод. владетелей к обособленности. В обстановке постоянной угрозы со стороны Ирана и Турции наиболее дальновидные гос. и политич. деятели Закавказья (в т. ч. Фатали-хан Кубинский, визирь Карабахского ханства М. Вагиф) стремились к установлению тесного союза с Россией. Рус. пр-во, выражая колониальные устремления господств. верхов, также проявляло большой интерес к Кавказу, но встречало сильное противодействие Ирана и Турции и стоявших за ними Англии и Франции. Ист. условия 17-18 вв. нашли яркое отражение в культуре А. Выдающимся памятником нар. творчества является героич. эпос "Кер-оглы" (17 в.), получивший широкое распространение также в Армении, Гру зии, Ср. Азии и др. странах. Усилились патриотич. мотивы, идеи дружбы народов в лит-ре (арм. поэт Саят-Нова, писавший и на азерб. яз., азерб. поэты Вагиф, Видади и др.). В А. сохранился ряд архит. памятников 17-18 вв. культового и обществ. назначения, крепости Баят, Шахбулаг и Шуша в Карабахе. Реконструкции были подвергнуты крепостные стены Баку.

Присоединение А. к России. Возникновение и развитие капиталистических отношений. По договорам 1813 и 1828 России с Ираном Сев. А. был присоединен к России. Юж. А. остался в составе Ирана. Поэтому ист. судьба его сложилась иначе. Несмотря на колониальную политику царизма, присоединение Сев. А. к России имело прогрессивное значение. А. был избавлен от разорит. нашествий извне, внутр. феод. междоусобиц и раздробленности; втягивался в русло более передовой экономики России. Создались благоприятные условия для взаимодействия рус. и азерб. культур. Передовая обществ. мысль России благотворно влияла на развитие азерб. культуры и на ее лучших представителей в лице А. Бакиханова, М. Топчибашева, М. Вазеха (1794-1852), К. Закира (1774-1857), М.-Ф. Ахундова и др. Главнейшим следствием присоединения явился сложившийся, вопреки воле царизма, союз рус. и азерб. трудовых народов, сыгравший решающую роль в освобождении народов А. от социального и нац. гнета.

Уже в 30-50-х гг. 19 в. предпринимались первые попытки для приспособления экономики и социальных институтов. А. к нуждам колониальной эксплуатации. Но особенно благоприятные условия для экономич. "завоевания" его создались в пореформ. период. Характерной особенностью пореформ. периода в истории России являлось развитие капитализма не только "вглубь", но и "вширь", что влекло за собой хоз. сближение народов, укрепление их экономич. и культурных связей. Но рост производит. сил на окраинах страны шел более медленными темпами, чем в центр. губерниях России. Царизм путем различных актов и куцых реформ стремился консервировать патриарх.-феод. отсталость, сгладить остроту социальных конфликтов на многих окраинах, в т. ч. в А. С большим опозданием (1870) и в более урезанном виде была проведена здесь крест. реформа. В отличие от центр. губерний России, царское пр-во не отпускало азерб. крестьянам кредита на выкуп своих наделов, что было еще одним проявлением колониального гнета. За 25 лет после реформы в А. не было ни одного случая выкупа крестьянами надельной земли. Но при всей ограниченности крест. реформа в нек-рой степени стимулировала развитие капитализма в А. Личное освобождение крестьян создавало резервную армию труда для развивавшейся капиталистич. пром-сти. А. все больше втягивался в общероссийское обществ. разделение труда и включался во всероссийский рынок. Рост товарных отраслей с. х-ва, а также добывающей и обрабатывающей пром-сти был одной из осн. черт экономич. развития А. в этот период. Росло произ-во с.-х. продукции, а также кожсырья, шерсти и т. д. В товарно-капиталистич. произ-во втягивались добыча марены, виноградарство, виноделие и др. Происходившая специализация уездов А. по произ-ву различных видов с.-х. продукции создавала новые экономич. связи между ними. Большое значение для развития капитализма в А., бурж. отношений в отдельных р-нах его и ликвидации былой хоз. замкнутости имели проведение в 1883 ж. д. от Тифлиса до Баку и соединение Баку в 1900 с ж.-д. магистралью центра России. Разрушались феод.-патриарх. устои и развивались капиталистич. отношения в азерб. деревне. В крупный центр капиталистич. пром-сти дореволюц. России превратился нефтяной Баку. Добыча нефти в р-не Баку с 23 тыс. т. в 1872 возросла до 11,4 млн. т. в 1901 и составила ок. 50% мировой нефтедобычи. Сильные позиции в нефтяной пром-сти А. занимал иностр. капитал (Нобель, Ротшильд, Вишау и др.). В небольших размерах росли и др. отрасли пром-сти в Баку, медеплавильная пром-сть в Кедабеке, шелкомотальная в Нухе и др. Но в целом экономич. развитие дореволюц. А. отличалось большой неравномерностью, характеризовалось медленными темпами. Капиталистич. отношения в с.х-ве, хотя и подрывали постепенно феод. производств. отношения, однако не были достаточно зрелыми и еще не привели к переходу от феод. способа произ-ва к капиталистическому. А. был одной из тех окраин царской России, где слаборазвитые капиталистич. отношения переплетались с разлагавшимися, но сохранившимися в сильной форме феод. отношениями и патриарх. пережитками. Несмотря на наличие капиталистич. уклада в ряде отраслей нар. х-ва, большая часть А. - аграрной страны, не прошла стадию пром. капитализма. Попытки отдельных историков и экономистов переоценить уровень социально-экономич. развития дореволюц. A., степень развития в нем капиталистич. отношений не имеют оснований.

В результате развития капитализма произошли изменения и в социальной структуре населения А., возникли новые классы - буржуазия и пролетариат. Осн. компонентами формировавшейся буржуазии были крупные нефтепромышленники, владельцы пром. предприятий в Баку и уездах, судовладельцы, купцы, крупные домовладельцы, хозяева ремесл. заведений, кулачество. Наиболее влият. представителями многонац. буржуазии А. были Г. Тагиев, М. Нагиев, Ш. Асадуллаев, M. Мухтаров, А. Манташев, Г. Лианозов, П. Гукасов и др. Ведущей силой класса буржуазии в А. была наиболее сильная и экономически господствовавшая нефтепромышленная буржуазия.

Пролетариат А. формировался как один из отрядов рабочего класса России, насчитывая в своем составе неск. десятков тысяч чел. Наиболее многочисленным (св. 60 т. ч. в нач. 20 в.) и боевым авангардом его был многонац. бакинский пролетариат. В его рядах в единой интернац. семье были объединены азербайджанцы и русские, армяне, грузины, дагестанцы, татары и др. Представители ок. 30 национальностей были заняты в нефтяной пром-сти Баку. Одной из характерных особенностей формирования бакинского пролетариата была высокая концентрация рабочих в нефтяной пром-сти. К 1910 на крупных предприятиях Баку с числом рабочих 500 и более чел. было сосредоточено 55,3% пролетариата Баку. Кадры рабочего класса складывались также в Кедабеке, Нухе, на ж. д., морском транспорте, рыбных промыслах и т. д.

В связи с развитием капитализма во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. образовалась азерб. нация.

Общение трудящихся А. с рус. рабочими, их совместный труд на нефтяных промыслах и нефтеперег. з-дах, на строительстве ж. д. и морском транспорте, на с.-х. работах способствовали вовлечению пролетариата А. в общероссийское революц.-освободит. движение. В 70-х гг. 19 в. бастовали кедабекские рабочие, в 80-90-х гг. произошли выступления рабочих Баку. С возникновением в кон. 90-х гг. с.-д. кружков, созданием ленинско-искровской с.-д. организации выступления рабочих приняли организованный характер.

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в А. складывается новая демократич. интеллигенция, впитывавшая традиции прогрессивной культуры А., передовые идеи русской общественной мысли и всей мировой культуры. Важнейшим очагом новой культуры народов А. и. всего Закавказья стал Баку. В А. выросло целое поколение деятелей азербайджанской культуры: педагог-просветитель и ученый Г. Медиков (Зардаби) (1842-1907), драматург Н. Б. Везиров (1854- 1926), педагог-просветитель, поэт-сатирик С. А. Ширвани (1835-88), деятели нар. просвещения С. М. Ганизаде (1866-1937), Г. Махмудбеков (1863-1928), Р. Эфендиев (1863-1942), видные писатели и обществ. деятели Дж. Мамедкулизаде (1869-1932), поэт-сатирик М. Сабир (Тахирзаде) (1862-1911), Н. Нариманов (1871-1925) и мн. др. А. в период империализма и буржуазно-демократических революций в России (1900-17). Экономич. кризис 1900-03 отразился на бакин. пром-сти. Добыча нефти в 1905 резко упала и до 1913 держалась примерно на уровне 7,6 млн. т.. Была снижена зарплата рабочим; произошли массовые увольнения - все это привело к обострению клас. борьбы. Широкий размах приняла революц. борьба бакинского пролетариата в 1903, 1904 (см. Бакинские стачки). В руководстве революц. движением А. большую роль сыграли: Бакинский к-т РСДРП (созданный весной 1901), Кавказский союзный комитет РСДРП, Кавбюро, а в дальнейшем - Кавк. краевой к-т РСДРП(б). Борьба рабочего класса Баку соединялась в единый поток с общероссийским революц. и нац.-освободит. движением, составляя его органич. часть. Упорная стачечная борьба была характерна для бакинского пролетариата в годы революции 1905-07. В. И. Ленин писал, что в 1905, даже по данным офиц. статистики, каждый рабочий Бакинской губ. бастовал 4,56 раза (см. Соч., т. 16, с. 235). В условиях отступления революции рабочие А. продолжали стачечную борьбу. "В 1908 году во главе губерний со значительным числом стачечников стоит Бакинская с 47 тыс. стачечников. Последние могикане массовой политической стачки!", - писал В. И. Ленин (там же, с. 368). Крупные всеобщие стачки произошли в Баку в 1913-14. Происходили волнения среди крестьян в Елизаветпольском, Ленкоранском, Шушинском, Нухинском, Казахском и др. уездах. Во главе революц. борьбы трудящихся А. и всего Закавказья стояли большевики: И. Сталин, С. Шаумян, М. Азизбеков. П. Джапаридзе, С. Орджоникидзе, Н. Нариманов, И. Фиолетов, С. Спандарян, С. Эфендиев, В. Саратовец-Ефимов, М. Мамедьяров, П. Монтин, Б. Сардаров, И. Вацек, М. Касумов, Кази Магомед, В. Бобровский, В. Радус-Зенкович, В. Шелгунов и мн. др. Большевики Азербайджана выступали проводниками идей пролетарского интернационализма и дружбы народов. Они разоблачали бурж. националистов: панисламистов, пантюркистов, дашнаков, мусаватистов (партия Мусават возникла в 1911), а также эсеров и меньшевиков; сплачивали рабочих и трудящихся крестьян вокруг рус. пролетариата как руководящей силы революц. движения в России. Революц.. работу среди трудящихся различных национальностей вели созданные при Бакинском к-те большевиков: с.-д. группа "Гуммет", арм. и латыш. секции, пропагандистские группы "Фарук" ("П

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976