Азигулово

Найдено 1 определение
Азигулово
село, расположено в Артинском р-не Свердловской обл. Первые упоминания относятся к XVIII в. Было основано башкирами. По VIII ревизии 1834 г. в А. были зафиксированы сыновья первопоселенца: 1. Кызылбай (1746–1820). 2. Саит (1760– 1832), сыновья Саита: Мухаметшарип, Мухаметфазыл, Сайфулла, Сайфутдин. 3. Валит (1764–1826). 4. Абдулмазит, с 1780 г. 5. Рахматулла (1806–44) Азигуловы. На основании возрастов сыновей Азигула можно установить приблизительную дату возникновения А. – 1720–25 гг. В 1834 г. в А. было 472 чел. при 78 дворах. Х ревизия 1859 г. показывает их по социальному признаку: в 60 дворах было 218 вотчинников (башкир); в 80 дворах – 616 припущенников (тептярей). До революции в А. действовало три мечети (наибольшее кол-во из всех деревень Свердловской обл.), названные в соответствии с условным делением деревни на три части – Верх., Ср. и Ниж. Это тер. деление имело свою историческую обусловленность. В Верх. А. проживали наиболее зажиточные башкиры-вотчинники, в Ниж. А. – пришлые, иногда гонимые с разл. частей России люди (как правило, материально малообеспеченные). 1-я Верх. мечеть упоминается впервые в 1834 г., затем в «Списках населенных мест Пермской губ., по сведениям на 1867–72 гг.». Ср. мечеть была основана на средства татарского купца Хадыя и получила его имя. В 1890 г. А. стало волостным селом, где каждую субботу проводились базары, были известны и трехдневные ярмарки, проходившие дважды в году. В 1907 г. в селе открылось т.н. инородческое начальное училище, заведующим которым был назначен Алимбеков, а вероучителем – З.Г. Залетдинов. В годы Гражданской войны он сменил в Верх. мечети муллу Гиниятуллу, ушедшего с белыми. В дореволюционное время Ниж. мечетью руководили мулла Шакир, участвовавший в русско-японской войне 1904–05 гг., муэдзины братья Давлетше и Салехетдин Мухамедановы. Последний служил также вероучителем в медресе при мечети. Следующее поколение мулл Ниж. мечети связано с именами имамов Мусавих, Суфи и Гыймаз (фамилии неизвестны). В 1930 г. численность прихода Ср. мечети составляла 107 чел., старостой был Самтов. 10.01.1930 г. состоялось собрание членов с/х артели А. в кол-ве 100 чел., а 1.02.1930 г. – верующих Ср. мечети и жителей села, которые постановили закрыть эту мечеть и передать ее под школу 1-й ступени. 6.02.1930 г. президиум райисполкома направил ходатайство о закрытии Ср. мечети А. в Свердловский окружной исполком, 22.02.1930 г. этот орган перенаправил ходатайство в Свердловский облисполком, и оно было удовлетворено на заседании малого президиума 3.03.1930 г. Вскоре были закрыты и оставшиеся 2 мечети. В 1930 г. был репрессирован мулла Верх. мечети З.Г. Залетдинов, в 1933 г. – мулла Ср. мечети Ш. Валишев (см. Репрессированные имамы Свердловской обл.). В годы Великой Отечественной войны среди мусульман А. нелегально работал муллой Хатип Валишев, который также был репрессирован, но, вернувшись из мест заключения домой, продолжил свое дело. В кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. неофициальным муллой являлся Дильмухамматулла Муратшин, после него – Шарип Карипов. Исламскую работу среди женщин вела жена последнего Мукъмина Карипова. Затем Кариповых сменили в качестве неофициальных мус. религиозных деятелей супруги Руфкат и Сайма Дильмухаметовы. Религиозная жизнь была официально возрождена в кон. 1980-х гг. На Совете пенсионеров муллой был избран Фахрази Гайнанович Гайнанов (р. в 1923 г. в А., выпускник Ниж.-Тагильского педтехникума, учитель сельской школы; самостоятельно выучив арабскую графику, с 1990 г. он активно включился в мус. движение в А.). Председателем общины стал Акрам Абубакирович Шакиров. В ЦДУМ была зарегистрирована мус. община – «махалля № 478». Т.к. здания всех трех мечетей не сохранились, община решила добиться от властей нового здания. Правление совхоза передало приходу здание быв. волостного управления 1898 г. постройки 10 х 12 кв. м (ул. Советская, 2). Располагавшийся в нем в сов. время рабочий кооператив произвел капитальный ремонт здания. Силами общины дом в 1991 г. был обшит вагонкой, а в апреле 1996 г. возведен минарет. Мечеть является нетиповой, в ней отсутствует михраб, внутри здания печь расположена посредине. Пятничную молитву совершают до 20 чел. При мечети работает мектеб, где прихожане изучают основы арабского яз. и ислама. В ходе визита в А. губернатора Свердловской обл. Э.Э. Росселя в 1999 г. от мусульман поступила просьба помочь им установить звукоусиливающее оборудование. Губернатор поручил руководству Екатеринб. завода радиоаппаратуры помочь в решении этого вопроса. В результате этого сельская мечеть была радиофицирована. В 2005 г. имам Ф.Г. Гайнанов был назначен имам-хатыбом Артинского р-на. В наст. время население А. превышает 500 чел. В А. действует религиозная группа Казыятского управления мусульман Свердловской обл. Лит.: Асфандиярфов А.З., Асфандиярова К.М. История башкирских сел Пермской и Свердловской областей. – Уфа, 1999, вып. 8; ГАСО, ф. 102, оп. 1, д. 843; Махалля № 478 // Текущий архив РДУМСО; Триходомингес Д. Эволюция ислама в глубинках Уральского региона // Отчий край. Областная общественно-политическая газета. – Екатеринбург, 20.09.2000. А.С.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009