Баба

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БАБА
(дверь, ворота) – в переносном смысле означает часть или отдел какой-нибудь книги или трактата. Баба иногда употребляется в смысле отдельной части параграфа, если он может быть разделен на два или более законченных периодов.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

Баба
ж. Деревянное или чугунное приспособление для забивки свай — Баба чугунная. Ф. 475, о. 1, д. 7, л. 40 (1846 г.); Баба. Четырехугольный чугунный брус со скобою или кольцом посередине, служащим для прицепления к ним каната, употребляющегося при вколачивании свай в плотину и в других устройствах. ГСС, 1841, 1: 20.

Источник: Словарь золотого промысла Российской Империи. 1998

Баба
, Корнелиу (Baba, Corneliu) 1906, Крайова — 1997, Бухарест. Румынский живописец. Родился в семье художника Георге Бабы, который и был его первым учителем. В 1926 поступил одновременно на филологический факультет Бухарестского университета и Академию художеств, которую, однако, оставил в 1928. Позднее он вновь обратился к живописи, занимаясь в Школе изящных искусств в Яссах (1934—1938) у Н. Тоницы. Там же впоследствии вел преподавательскую деятельность (1941—1950), которую продолжил в Институте изобразительных искусств в Бухаресте (с 1958). В послевоенные годы посетил многие страны: Италию, Францию, Японию, США, СССР и др. В творчестве Бабы доминирует интерес к образу человека. Свидетельство тому — его многочисленные портреты выдающихся деятелей румынской культуры — писателей, художников, актеров. Но часто его моделями становились обычные люди, в первую очередь крестьяне. Художник старался создать портретную галерею соотечественников, воплощавших лучшие черты национального характера. Решению этой задачи мастер подчинял все художественные средства: композицию, пластику, колорит, рисунок. К 1940-м он вырабатывает своеобразную красочную гамму. В основе ее — красновато-бурые, глухие тона, вызывающие в памяти картины великих живописцев XVII столетия (Рембрандта, Караваджо и их последователей). В эпоху господства европейского модернизма с его вольным обращением с цветопластикой подобный колорит бережно выявлял предметный мир, звучал несколько традиционно, но обладал большой выразительностью. Портреты Бабы отличаются редким сочетанием углубленного психологизма и монументальности образа. Модель занимает обычно почти все поле холста. Таков Портрет писателя Михаила Садовяну (1953, Бухарест, Музей искусств), где по всем правилам классического портретирования на темном фоне светом выделены седовласая голова и руки. Не менее выразителен Автопортрет (1955, Яссы, Художественный музей). Композиция столь же традиционна: полуфигура мастера опять дается крупным планом. Однако, если в портрете писателя подчеркнута внутренняя углубленность, отрешенность от среды, то автопортрет художника обращен непосредственно к зрителю. Не менее проникновенно изображены сцены из народной жизни. Вечные труженики-крестьяне представлены в часы недолгого отдыха или медленно бредущими после работы домой (Отдых в поле, 1954; Крестьяне, 1958, обе — Бухарест, Музей искусств). В живописном решении полотен доминируют землистые, глинистые тона, оживляемые пятнами красного и белого. С конца 1960—1970-х в творчестве мастера заметны поиски нового поэтического языка. Его живописная манера становится более экспрессивной, она строится на контрастах открытых и ярких цветов. Фигуры и лица обретают характерные удлиненные формы. Ощущается воздействие живописи старых испанских мастеров, прежде всего Эль Греко. В 1980—1990-е выразительность произведений усиливается. Художник обращается к созданию тематических серий: Страх, Безумный король. Повышенная эмоциональность живописи достигается с помощью цветового решения и трансформации реального облика действующих лиц, одержимых либо страхом, либо безумием.
Лит.: Кузьмина М. Т. Корнелиу Баба. М., 1960; Корнелиу Баба. Живопись. Графика: Каталог. М., 1978; Корнелиу Баба: Альбом / Авт.-сост. М. Т. Кузьмина. М., 1982; Corneliu Baba. Bucharest, 1997.
Л. Алешина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

Фильм «Жила-была одна баба»: кинообраз Тамбовского восстания

Хохлов Виктор Анатольевич
В статье анализируется исторический художественный фильм «Жила-была одна баба» (2011 г.) режиссера А. Смирнова.
Читать PDF
471.40 кб

Золотая баба: ижевские сказы

Митюков Николай Витальевич
Предлагаемые произведения представляют собой плоды фантазирования на историческую тему. Вместе с тем они знакомят читателя с реалиями периода основания нашего города.
Читать PDF
0.00 байт

«Может ли баба справить мужичью работу?» особенности производственной пропаганды в советских журнала

Минаева О.Д.
В статье анализируется содержание центральных советских журналов « Работница » и « Крестьянка » 1920-х гг. Рассматриваются специфические задачи и приемы производственной пропаганды для женской аудитории.
Читать PDF
0.00 байт

Сказка Н. А. Некрасова «Баба Яга, костяная нога» в контексте жанровых традиций русской литературы

Тиманова Ольга Ивановна
Статья посвящена анализу произведения Некрасова, созданного поэтом в начале 1840-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Баба Настя или случай на дороге

Миронов Павел Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Поэтика пьесы Нины Садур «Чудная баба», мистико-мифологические мотивы и образы

Воробьёва Татьяна Леонидовна
В статье рассматриваются особенности мифопоэтики ранней пьесы Нины Садур.
Читать PDF
0.00 байт

"народная сказка" Н. А. Тэффи "Баба-Яга": фольклорные истоки и индивидуально-авторское начало

Тишкова Ольга Геннадьевна
В статье рассматривается единственное произведение Н. А. Тэффи для детей «Баба-Яга. Народная сказка».
Читать PDF
0.00 байт

Гендерные стереотипы в произведениях г. Исхаки (на примере произведений "Остазбикэ" и "Суннетче-баба

Набиуллина Гузель Амировна, Гарипова Лейла Шамилевна
В статье рассматриваются гендерные стереотипы в произведениях татарского писателя Гаяза Исхаки «Остазбикэ» и «Суннетче-бабай».
Читать PDF
0.00 байт

Баба-яга в русской народной волшебной сказке. Этимология слова "яга"

Соляник Ольга Евгеньевна
В статье рассматривается образ Бабы-яги как духа смерти. Приводятся отличительные черты персонажа. Даётся понятие обряда инициации. Также анализируется понятие «яга» и раскрывается этимология данного слова.
Читать PDF
257.38 кб

2015.04.020. ШИШИО Н., СЕДИТА С.Р., БАБА Ю. КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧЕНЫХ ВЛИЯЕТ НА ИХ Н

Лихачев М.О.

Похожие термины:

  • Аннанов, Баба

    Туркменский актер, народный артист СССР (1985), родился 20 февраля 1934 г. в г. Ашхабаде. Окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского (1959), лауреат Государственной премии Т
  • Баба-Друцкой, князь Иван Семенович

    (Дрютский-Баба) — Рюрикович в ХVIII колене, родоначальник князей Бабичевых, старший из четырех сыновей Семена Дмитриевича, князя Друцкого, потомка Мономахова. Назван летописью, как подручник литовс
  • БАБА ИСХАКА ВОССТАНИЕ

    антифеод. восстание 1239-41 в гос-ве Сельджукидов, названное по имени его руководителя Баба Исхака. Облеченное в религ. оболочку, восстание явилось выражением обострившейся клас. борьбы в гос-ве Сельд
  • КУ-БАБА

    Царица, правившая в начале XXIV в. до Р. Х. в шумерском городе Кише (Месопотамия). Родоначальница КИША 3-й и 4-й ДИНАСТИЙ. В "Царском списке" сообщается, что по происхождению Ку-Баба была владелицей корчмы
  • ЗАМАН-БАБА

    культура бронзового века Средней Азии (среднее течение Амударьи, верховья Сырдарьи).
  • БАБА ЗУННУН

    или Зуннун-оглу (ум. 1526), - один из предводителей крест. антифеод. восстания в Османском гос-ве в 1525-26. Совм. с Соглун-оглу объединил вокруг себя туркменские и курдские племена и тур. крестьян, захватив
  • Баба-Яга

    Баба – прародительница. Изначально положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо – воинственная) рода и традиций. В период христианства всем языческим богам, в том числе