Бабель Исаак Эммануилович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Бабель Исаак Эммануилович
1894-1940). Советский писатель, автор сборпиков "Конармия", "Одесские рассказы", пьес "Закат", "Мария". Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович
(1894-1940) Писатель. Окончил Киевский коммерческий ин-т (1916). Печатался с 1916. С 1917 служил в иностр. отд. Петрогр. ЧК. В 1918 корр. петрогр. газ. «Новая жизнь», затем зав. ред.-изд. отд. Госиздата Украины в Одессе. В 1920 корр. армейской газ. 1-ой Конной армии. С 1922 сотрудничал в одесских газ., с 1925 много ездил по стране, с 1927 жил в Москве. В 1927-36 часто за границу. Сб. рассказов о гражд. войне "Конармия" (1926, образы конармейцев вызвали резкое возражение у быв. командарма 1-ой Конной С.М.Буденного), сб. "Одесские рассказы" (1931), пьесы "Закат" (1928), "Мария" (1935) и др. произв. Арестован (1939), расстрелян. Имеются свидетельства о его близких отношениях с женой наркома Н.И.Ежова - Е.С.Гладун-Хаютиной, что могло послужить одной из причин ареста.

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович
(1894-1940)- советский писатель. Печататься начал в 1916 г. В 1917 г. на румынском фронте участвовал в Первой мировой войне 1914—1918 гг. После Октябрьской революции 1917 г. служил в ВЧК, Наркомпросе, продотрядах, воевал на Северном фронте и в 1-й Конной армии, работал в Одесском губернском комитете РКП (б), был репортером. В 1921 1931 гг. написал два цикла произведений — «Конармия» и «Одесские рассказы», пьесы «Закат» (1928) и «Мария» (1935). В 1927—1933 гг. жил во Франции и Италии. Последний рассказ, опубликованный при жизни, — «Ди Грассо» (1937). Мастер короткого рассказа, он стремился к лаконичности, сдержанной образности и точности. За излишний натурализм, подчеркивание стихийного начала в изображении Гражданской войны в России в 1918—1922 гг. неоднократно подвергался жесткой критике. В 1939 г. арестован и расстрелян (1940). Реабилитирован посмертно.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович
(1894–1940) – советский писатель. Исаак Бабель родился в Одессе. Начало века было временем общественных беспорядков и массового исхода евреев из Российской империи. Сам Бабель выжил во время погрома 1905 года (его спрятала христианская семья), а его дед Шойл был одним из 300 убитых евреев. Отец писателя умер в 1924 году, после этого мать Бабеля и его сестра Мария с мужем эмигрировали и жили в Бельгии.
В 1916 году петроградской полицией Бабелю было выдано разрешение проживать в городе только на время учёбы. Ему удалось поступить сразу на четвёртый курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института. Редакторы петербургских литературных журналов советовали Бабелю бросить писательство и заняться торговлей. Однако в итоге его произведения попали к Горькому в журнал «Летопись». Там и были опубликованы некоторые рассказы. За них Бабеля собирались привлечь к уголовной ответственности за порнографию.
Февральская революция спасла его от суда, который уже был назначен на март 1917 года.
Осенью 1917 года Бабель, отслужив несколько месяцев рядовым на румынском фронте, дезертировал и пробрался в Петроград. В декабре 1917 года он пошёл работать в ЧК, а затем в Наркомпрос и в продовольственные экспедиции.
Весной 1920 года Бабель был направлен в Первую Конную армию под командованием Будённого в качестве военного корреспондента, был там бойцом и политработником. Писатель вёл записи («Конармейский дневник», 1920 год), послужившие основой для будущего сборника рассказов «Конармия». Печатался в газете политотдела Первой Конармии «Красный кавалерист». Писатель получил широкое признание как блестящий мастер слова. Уже в первых своих рассказах он стремился к стилистическому изяществу и к высшей степени художественной выразительности. Его первая книга «Рассказы» вышла в 1925 году в издательстве «Огонёк». В 1926 году увидело свет первое издание сборника «Конармия», в последующие годы многократно переизданного.
С ужесточением цензуры и наступлением эпохи большого террора Бабель печатался всё меньше. Занимался переводами с языка идиш – переводческая деятельность в то время становилась спасением для многих литераторов. Обстановка в стране менялась, революция теряла романтический окрас даже для тех, кто до сих пор свято верил в нее. Пытаясь обезопасить себя, Бабель написал статью «Ложь, предательство и смердяковщина» (1937 год), прославляющую показательные процессы над «врагами народа». В 1939 году 15 мая Бабель был арестован на даче в Переделкино по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже. При аресте у него изъяли несколько рукописей, которые оказались навсегда утраченными (15 папок, 11 записных книжек, 7 блокнотов с записями). 27 января 1940 года Бабель был расстрелян. В 1954 году писатель был посмертно реабилитирован.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

Бабель, Исаак Эммануилович

(р. 1894 в Одессе) — один из известнейших современных беллетристов; сын купца-еврея. До 16 лет изучал талмуд, потом учился в Одесском коммерческом училище. В 1915 переехал в Петербург. Начал литературную деятельность в 1915 в "Летописи" Горького. Участвовал в гражданской войне, м. пр. и в рядах конармии Буденного. Началом "настоящей" литературной работы считает 1924, когда напечатал в журн. "Леф" несколько рассказов. Обычно на фоне утрированного приподнято-романтического стиля, идущего у нас от лирики Гоголя через Горького, Б. дает читателю ощутить: язык крестьянско-солдатской массы с внедренными в него элементами старого народного художественного стиля и газетно-митингового жаргона; "блатной" жаргон одесских налетчиков-евреев; речь талмудистов западного края и т. д. — Подход Б. к языку часто носит аналитический пародийный характер. Владение языком отдельных групп и профессий дает Б. возможность через особенности стиля прекрасно передавать психику своих героев (см., напр., "Соль", "Письмо", "Тимошенко и Мельников"). На фоне современного распада жанров выделяется специфическая новелла Б., с ее краткостью, остротой, выразительностью, насыщенностью содержанием; при всей своей краткости она часто имеет развернутый сюжет и орнаментирована лирическими отступлениями, сделанными чаще всего в пародийном стиле. Герои Б. показаны в проявлении своей психики, парадоксально-сконцентрированном до анекдотичности, до гротеска. Тематика Б. пока не особенно богата: евреи-бандиты дореволюционной Одессы; еврейская обывательщина Одессы и местечек западного края до революции и в советско-польскую войну; низы городской бедноты и, гл. обр., партизанско-крестьянские элементы армии Буденного, — вот материал, обрабатываемый Б. Подход Б. к материалу типично-романтический и субъективный: Б. берет из жизни лишь то, что так или иначе поражает его воображение. Притом Б., помня всегда о сущности реального мира и напоминая о ней читателю, часто преломляет ее сквозь произвольно выбранную призму какого-либо романтизма: напр., грустный романтизм отходящего ортодоксального еврейства; романтизм молодого и слишком прямолинейного и задорного революционного оптимизма; романтизм примитивного полукрестьянского "коммунизма" сознательных конармейцев и т. п. — Б. изображает противоречивые фигуры бойцов-полупартизан, трудно перерастающих из мелкобуржуазной психики в коммунистическую или соединяющих в себе геройскую преданность революции с остатками бандитизма, собственничества, всяких предрассудков. Это сделало бабелевское изображение конармии односторонним и вызвало протест т. Буденного ("Октябрь", № 2, 1924). Тов. Воронский правильно отмечает, что в рассказах Б. нужно искать не объективное изображение конармии, а отражение внутреннего мира самого Б.


Забывая слишком часто показать основной смысл, цель и причины революции, рисуя лишь ее отдельные проявления, б. ч. внешние и парадоксальные до уродливого или смешного, Б. дает возможность хорошо понять одну из составных частей общереволюционной картины, именно — психологию красной партизанщины, втянутой в Первую конармию, и отсюда делать выводы о природе солдатско-крестьянской революционности.



Лит.: Автобиография Б. помещена в сборнике "Писатели", изд. "Современные проблемы", М., 1921; Воронский, А., "Литературные типы", И. Бабель, M., l 925; Шкловский, В., И. Бабель, да. "Леф", № 2, 1924; Горбачев, Г., Новеллы Бабеля, "Два года лит. революции", Л., 1926.


Г. Горбачев.





Бабель, Исаак Эммануилович


[1894—] — выдающийся новеллист. Родился в г. Одессе, в семье еврейского купца. Лит-ую работу начал в 1915 в журнале Горького "Летопись" (см.) рассказами из еврейского быта Одессы. После гражданской войны материалом первых его литературных выступлений послужил быт I Конармии, о котором у него были непосредственные впечатления. Первый рассказ его из серии "Конармия" появился в 1924. В дальнейшем творчество его, в отношении тематики, пошло по двум основным направлениям: с одной стороны, Б. дал ряд новелл на материале Конармии, объединенных теперь в книгу "Конармия", — с другой — разрабатывал в форме новеллы, пьесы для театра ("Закат", 1928) и кинематографического сценария ("Беня Крик") — материал еврейского местечкового быта. Новеллы на эту тему отчетливо распадаются на автобиографические ("История моей голубятни" и др.) и эпико-романтические, главным персонажем которых является герой Молдаванки (предместья Одессы), сын одесского биндюжника (извозопромышленника), идеализированный герой еврейской бедноты, бандит и налетчик Беня Крик ("Одесские рассказы", "Король", "Как это делалось в Одессе". К этой группе по теме примыкают пьеса и сценарий Б.). Все до сих пор написанное Б. вне этих двух линий — быта Конармии и местечкового еврейского быта — крайне немногочисленно и не может идти в сравнение с перечисленным в отношении художественного мастерства ("Исусов грех", "Ты проморгал, капитан"). В настоящее время Б. живет во Франции, продолжая работу в советской литературе.


Рассказы о Конармии выдвинули его в первые ряды советских художников слова. Новизна материала, целиком взятого из революционной, еще не нашедшей отображения в художественной литературе, жизни, а также оригинальность выполнения не могли не сделать из новелл Б.-о Конармии чрезвычайно значительных произведений. В лице Б. молодая советская литератуpa получила сильного художника, "попутчика" (см.), с редкой по тому времени полнотой отдавшего свое дарование революционной тематике. Эта общественная заслуга Б. — крупного художника-пионера революционной тематики, ни в коем случае не может быть умалена и в настоящее время. Однако развитие советской художественной литературы и уровень, достигнутый ею в настоящее время, обязывают отнестись к лит-ым фактам прошлого (хотя бы и недавнего) с должной объективностью. С этой точки зрения нельзя не признать, что новеллы Б. о Конармии явились не столько реалистическим отображением ее быта, сколько проявлением утонченного литературного мастерства Бабеля и раскрытием его собственного художнического миросозерцания на материале, почерпнутом из этого быта. При этом материал не мог не получить своеобразного истолкования, в гораздо большей мере характерного для социальной среды, из которой вышел художник, чем для того быта, который в его произведениях отображен. В одинаковой мере не правы поэтому были те критики, которые желали видеть в "Конармии" Б. реалистическое произведение, адекватно отобразившее действительную Конармию, и те, которые обрушивались на художника, видя несоответствие между его изображением и тем, что он, по видимости, пытался изобразить (между прочим сам т. Буденный счел себя вынужденным выступить в защиту Конармии от искажении, которым Б., по его мнению, подверг ее облик в своей книге). Б. не является реалистическим художником и задач реалистического воспроизведения действительности себе не ставит. В его лице наша литература имеет крайнего субъективиста. Можно с уверенностью утверждать, что именно связь писателя с мелкобуржуазной местечковой средой еврейского гетто в обстановке царской России, которая к этой среде поворачивалась самой жестокой и дикой своей стороной, — превратила Б. в скорбного, иронического романтика. Он не мог не сочувствовать искренне и глубоко освободительному движению рабочего класса, поскольку оно несло освобождение и всему еврейскому населению в царской России. Но стремясь соблюсти некоторое расстояние между собой и тягостной действительностью, грозящей растоптать его личность (см. напр. "История моей голубятни"), он отходит и от общественности, идет по пути индивидуализма, замыкается в иронию, скепсис. Отсюда чрезвычайно своеобразное сочетание в художническом миросозерцании Б. несомненной тяги к общественности, к действию, активности (сказавшейся очень ярко во всех созданных им характерах, а также в тематике его произведений) и иронического тона повествования, проявляющегося в любви писателя к гротеску, в утрировке контрастов, в сочетании утонченного лиризма и намеренной, изысканной грубости. Отсюда же и эротизм Б.-художника, — черта характерная для этого индивидуалиста. Этим же противоречием мирочувствования Б., определяемого двойственностью его социальной природы, целиком объясняется своеобразный подход его к слову, как к некой самодовлеющей реальности, управляемой не столько своим объективным смыслом, соответствием с тем жизненным материалом, который художник берется отобразить, а исключительно внутренним переживанием личности, ее восприятием этого материала. Субъективный облик Б. выступает настолько отчетливо в каждой его новелле, что судить Б. как реалиста, с точки зрения верности его зарисовок натуре, совершенно невозможно.


Внимательной, кропотливой работой над словом можно объяснить крайнюю творческую скупость писателя, давшего очень немного чрезвычайно кратких новелл, один сценарий и пьесу, — некую эстетическую действительность, стоящую над реальной действительностью, как ее романтически преломленное подобие. Однако было бы глубокой несправедливостью к писателю и одновременно искажением фактов представлять произведения Б. пародией на действительность, карикатурой на нее.



Библиография: Буденный С., Бабизм Б., "Октябрь", кн. 4, 1924; Шкловский В., Б., "Леф", кн. 2 (6), 1924; Вешнев В., Поэзия бандитизма, "Молодая гвардия", кн. 7—8, 1924; Лелевич Г., На литературном посту, Тверь, 1924; Воронений А., Лит-ые типы, М., 1925; Его же, Лит-ые записи, М., 1926; Горбачев Г., Новеллы Б., "Два года лит-ой революции", Л., 1926; Лежнев, Вопросы литературы и критики, М., 1926; Воронский А., Искусство В. Полянской видеть мир (ст. Лит-ый дневник), М., 1928; Горбов Д., У нас и за рубежом (ст. Итоги литературного года), М., 1928; Полонский В., О современной литературе, М., 1928.


Д. Горбов.


{Лит. энц.}






Бабель, Исаак Эммануилович


Род. 1 (13) июля 1894, в Одессе, в состоятельной еврейской семье; ум. 17 марта 1940 г. в Москве. Писатель. Окончил в 1911 г. Одесское Николаевское коммерческое училище, в 1916 г. — Киевский коммерческий институт (экономическое отделение). Рано начал писать; уже в 1915 г. ездил в Петроград, чтобы опубликовать свои сочинения, но безуспешно. Напечататься Б. удалось в 1916 г., в журнале М. Горького "Летопись" ("Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна", "Мама, Римма и Алла"), а затем в Петрограде, в "Журнале журналов" ("Мои листки", петербургские зарисовки). После Октябрьского переворота работал в иностранном отделе Петроградской ЧК (декабрь 1917 г.). С марта 1918 г. — корреспондент петроградской "Новой жизни". В 1919—20 гг. работал заведующим редакционно-издательским отделом Госиздата Украины, в Одессе, весной 1920 г. ушел на фронт, в Первую конную армию, корреспондентом газеты "Красный кавалерист" (псевд. Кирилл Васильевич Лютов, русский). Переболев тифом, Б. вернулся в Одессу. В 1922—1923 в городской печати появляются его рассказы ("Грищук", "Король"). В эти же годы Б. пишет знаменитую "Конармию" ("Соль", "Измена", "Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионовича", "Письмо" и др.) и не менее знаменитые, но совершенно не похожие на нее "Одесские рассказы". В середине 20-х гг. Б. пишет пьесу "Закат", сценарии "Беня Крик", "Блуждающие звезды". Однако эти работы показались Б. неудачными, и это ознаменовало начало творческого кризиса. В последующие годы Б. пишет мало, много ездит (в т. ч. и за границу), собирает материалы для книги о Гражданской войне, но почти не публикуется. В 1936 г. вышел его последний сборник. 15 мая 1939 Б. был арестован по обвинению в антисоветской заговорщической террористической деятельности в подготовке террористических актов в отношении руководителей ВКП(б) и 27 янв. 1940 г. расстрелян.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008