БАЙДУКОВ Георгий Филиппович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БАЙДУКОВ Георгий Филиппович
13/26.05.1907-1994), русский летчик. В 1936 совместно с В.П. Чкаловым и А.В. Беляковым совершил беспосадочный перелет из Москвы на о. Удд (Чкалов), а в 1937 - из Москвы через Северный полюс в Портленд (США) - мировой рекорд того времени.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

БАЙДУКОВ Георгий Филиппович
1907-1994), генерал-полковник авиации (1961), Герой Советского Союза (1936). Участник беспосадочных перелетов 1936-37: Москва - остров Удд (Дальний Восток) и Москва - Северный полюс - США с В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым. В Великую Отечественную войну командир авиадивизии и авиакорпуса.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

БАЙДУКОВ Георгий Филиппович
(26.5.1907–28.12.1994), воен. и гос. деятель, ген. – полк. авиации (9.5.1961), Герой Сов. Союза (24.7.1936). Сын путевого рабочего. В 1926 вступил в РККА. Окончил Ленинградскую воен. – теоретич. школу летчиков (1926), Качинскую воен. школу летчиков (1928), инж. ф?т Воен. – возд. академии им. Н.Е. Жуковского (1935), Высш. воен. академию им. К.Е. Ворошилова (1951). С 1928 служил в истребительной авиации. В 1931–34 летчик?испытатель НИИ ВВС. С 1936 чл. ВКП(б). Вместе с В.П. Чкаловым и А.В. Беляковым совершил беспосадочный перелет Москва – о. Удд (20–22.7.1936), протяженностью 9374 км. 18–20.6.1937 совершил (в составе того же экипажа) беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Портленд (Ванкувер, США), протяженностью 8504 км. Стал одним из героев сов. пропаганды, его имя было использовано для доказательства превосходства сов. строя перед буржуазным. С 1937 летчик?испытатель авиазавода № 22 (Москва); проводил испытания бомбардировщиков СБ и Пе?2, самолета ДБ?А. 14.5.1937 на ДБ?А (2?й пилот Н.Г. Кастанаев) установил мир. рекорд скорости полета на 2000?км замкнутом маршруте с грузом 5000 кг – 280,2 км/ч. Во время сов. – фин. войны 1939–40 ком. авиагруппы. С 1939 чл. ВКП(б). В нач. Вел. Отеч. войны в авг. – дек. 1941 находился в командировке в США по вопросу приобретения американских самолетов. С янв. 1942 зам. ком. 31?й смешанной авиадивизии, затем команд. ВВС 4?й ударной армии, ком. 212?й (с мая 1943 4?й гвард.) штурмовой авиадивизии. С янв. 1944 ком. 4?го штурмового авиакорпуса. Участвовал в боях на Украине, в Белоруссии, Восточной Пруссии, Польше. С окт. 1945 зам. команд. 13?й возд. армией, с июля 1946 зам. нач. Гос. НИИ ВВС по летной части. С дек. 1947 по сент. 1949 нач. Гл. упр. гражд. возд. флота. С февр. 1952 зам. нач. Гл. штаба Войск ПВО СССР. С июня 1955 1?й зам. нач., с 1957 нач. 4?го Гл. упр. Мин?ва обороны СССР, чл. Воен. совета Войск ПВО СССР. С сент. 1972 науч. консультант главнокоманд. Войсками ПВО СССР. С июля 1988 в отставке. В 1970 получил Гос. премию СССР. Автор восп. «Наш полет в Америку» (1937), «Записки пилота» (1937), «О Чкалове» (1939) и т. д.

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

БАЙДУКОВ Георгий Филиппович
Родился 26 мая 1907 на разъезде Тарышта ныне Татарского района Новосибирской области. С 9 лет бродяжил. Затем воспитывался в Барабинском интернате (Новосибирская область), но через 2 года был из него исключен. Снова бродяжил. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1926 окончил Омскую железнодорожную профтехшколу.
В армии с 1926. В 1926 окончил Ленинградскую военно‑теоретическую школу ВВС, в 1928 – Качинскую военную авиационную школу летчиков. Служил летчиком‑истребителем в строевых частях ВВС.
В 1931–1934 – летчик‑испытатель Научно‑испытательного института ВВС(НИИ ВВС). С 1934 учился на инженерном факультете Военно‑воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Весной 1935 откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелету на самолете АНТ‑25. Вначале августа 1935 в составе экипажа С.А. Леваневского участвовал в попытке перелета, прерванного из‑за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ‑25.
С 20 по 22 июля 1936 на самолете АНТ‑25 в качестве второго пилота (командир – В.П. Чкалов, штурман – А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск‑Камчатский на остров Удд (ныне – остров Чкалова в устье Амура) протяженностью 9374 км.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина Георгию Филипповичу Байдукову присвоено 24 июля 1936 за мужество и героизм, проявленные при выполнении этого беспосадочного перелета.
С 18 по 20 июня 1937 на самолете АНТ‑25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.
С 1937 – летчик‑испытатель а/завода № 22 (г. Москва); испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе‑2, принимал участие в испытаниях самолета ДБ‑А. 14 мая 1937 вместе со вторым пилотом Н.Г. Кастанаевым на самолете ДБ‑А установил мировой авиационный рекорд скорости полета на 2000‑км замкнутом маршруте с грузом 5000 кг.
Участник советско‑финляндской войны 1939–1940 в должности командира авиационной группы.
В августе‑декабре 1941 находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолетов.
Участник ВОВ: с января 1942 – заместитель командира 31‑й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4‑й ударной армии, командир 212‑й (с мая 1943 – 4‑й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 – командир штурмового авиационного корпуса. Участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно‑Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.
После войны – на командных должностях в ВВС. Член Союза писателей. Генерал‑полковник авиации (1961), летчик‑испытатель 1‑го класса (1940). Лауреат Государственной премии СССР (1970). Награжден 2 орденами Ленина, орденом октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1‑й и 2‑й степени, 2 орденами Суворова 2‑й степени, орденами Отечественной войны 1‑й и 2‑й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, 4 орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в ВС СССР» 1‑й, 2‑й и 3‑й степени, медалями, иностранными наградами (кавалер наибольшего количества орденов СССР – 22‑х).
Его имя носят улицы в Москве, Витебске, Могилеве и Донецке. В его честь переименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалова). Почетный гражданин города Николаевск‑на‑Амуре.
Умер 28 декабря 1994. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

Байдуков, Георгий Филиппович

БАЙДУКОВ Георгий Филиппович


(р. 1907) — Рус. сов. летчик и писатель, более известный реалистической и мемуарной лит-рой. Род. на блок-посту Тарыгита ок. станции Татарская (Омской обл.), в семье путевого ремонтного рабочего, много раз переезжал с семьей на нов. место жительства, поступил в Омский железнодорожный техникум, но вскоре бросил учебу и уехал в Ленинград (ныне — СПБ) летную школу, из к-рой перевелся в Севастопольскую. Участник легендарных перелетов 1936-1937 гг.: Москва — о. Удд, Москва — Портленд (США). В 1940 г. окончил Академию Генерального штаба. Посещал литобъединение, к-рым руководил поэт В. Уткин. Печататься начал в 1936 г. Генерал-полковник авиации, Герой Сов. Союза. Лауреат Гос. премии СССР (1970). Живет в Москве.


Перу Б. принадлежит неск. книг очерков, романизированная биография Валерия Чкалова. К НФ имеет отношение ряд "эпизодов будущей войны" — "Последний прорыв" (1938), "Разгром фашистской эскадры" (1938) и др., сочиненных в шапкозакидательском "ура-патриотическом" духе.


И. Х.





Байдуков, Георгий Филиппович


(26.05.1907—28.12.1994) — летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1936), лауреат Государственной премии (1970), генерал-полковник авиации (1961). В авиации с 1926 г., на испытательной работе — с 1931 г. Вместе с А. В. Беляковым и В. П. Чкаловым совершил дальние перелеты Москва—о. Удд и Москва—Северный полюс—Ванкувер (США). В финскую войну командовал авиагруппой и полком. Во время Великой Отечественной войны был командиром дивизии, затем авиакорпуса. В 1947—1949 гг. был начальником Главного управления ГВФ. С 1954 г. на руководящей работе в МО СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Почетный гражданин Николаевска-на-Амуре. Его имя носит остров в Охотском море. Автор книг: "Наш полет в Америку", "Записки пилота", "Чкалов" и др. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.






Байдуков, Георгий Филиппович


Род. 1907, ум. 1994. Летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1936), генерал-полковник авиации (1961). Вместе с В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым совершил в 1936—37 знаменитые беспосадочные перелеты Москва — о. Удд и Москва — Северный полюс — США. Лауреат Государственной премии СССР (1970). Написал несколько книг о полете в Америку.





Байдуков, Георгий Филиппович


[26.5.1907—28.12.1994]. Генерал-полковник авиации, летчик-испытатель 1-го класса. Родился 26 мая 1907 на разъезде Тарышта ныне Татарского района Новосибирской области. По национальности русский. С 9 лет бродяжил. Затем воспитывался в Барабинском интернате (Новосибирская область), но через 2 года был из него исключен. Снова бродяжил. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1926 окончил Омскую железнодорожную профтехшколу. В армии с 1926. В 1926 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 — Качинскую военную авиационную школу летчиков. Служил летчиком-истребителем в строевых частях ВВС. В 1931—1934 — летчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС). С 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Весной 1935 откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелету на самолете АНТ-25. Вначале августа 1935 в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке перелета, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25. С 20 по 22 июля 1936 на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяженностью 9374 км. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина Георгию Филипповичу Байдукову присвоено 24 июля 1936 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении этого беспосадочного перелета. С 18 по 20 июня 1937 на самолете АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) протяженностью 8504 км. С 1937 — летчик-испытатель авиазавода № 22 (г. Москва); испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолета ДБ-А. 14 мая 1937 вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолете ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полета на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч. Участник советско-финляндской войны 1939—1940 в должности командира авиационной группы. В августе-декабре 1941 находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолетов. Участник Великой Отечественной войны: с января 1942 — заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 — 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 — командир штурмового авиационного корпуса. Участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера. После войны — на командных должностях в ВВС. В 1947—1949 — начальник Главного Управления ГВФ. Осенью 1947 принимал участие в испытаниях пассажирского самолета Ту-70. В 1949—1952 — заместитель начальника НИИ ВВС по летной части. В 1951 окончил Военную академию Генштаба. С 1952 — заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957—1972 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 —научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1988 — в отставке. Жил в Москве. Член Союза писателей. Генерал-полковник авиации (1961), летчик-испытатель 1-го класса (1940). Лауреат Государственной премии СССР (1970). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, 4 орденами Красной Звезды, орденами "За службу Родине в ВС СССР" 1-й, 2-й и 3-й степени, медалями, иностранными наградами (кавалер наибольшего количества орденов СССР — 22-х). Его имя носят улицы в Москве, Витебске, Могилеве и Донецке. В его честь переименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалова). Почетный гражданин города Николаевск-на-Амуре. Сочинения: Наш полет в Америку. М., 1937; Записки пилота. М., 1938; Рассказы разных лет. М., 1983; Чкалов. М., 1991 и др. Умер 28 декабря 1994. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008