БАНЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

баня
Еф 5.26; Тит 3.5)-очищение словом и Святым Духом, сравниваемое с наружным омовением, которое было хорошо знакомо евреям (в оригинале-очищение, омытие).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

БАНЯ
купание для очищ. тела древ. греки сочетали с посещением Б., особенно после физич. работы. Уже в микенский период в домах состоят. людей оборудов. банные комнаты. В Спарте Б. для молодежи явл. купание на свежем воздухе в р. Эврот. Люди старш. возраста посещали парную Б. и обливали тело холодной водой. В Афинах, где обуч. плаванию носило обязат. хар-р, частные и гос. публич. Б. и купальни возникли в 4 — 5 вв. до н.э. За определ. входную плату клиенты могли пользов. помещениями для переодев., принимать холодные и горячие ванны, а также посещать парные комнаты в муж. и жен. отделениях. Общим для обоих полов был большой бассейн (не во всех Б.), при входе в к-рый следовало надевать купальную набедр. повязку. За повыш. плату клиента обслуживал спец. предназнач. для этой цели банный служитель. Он, помимо непосредств. самого мытья, натирал клиента особыми эссенциями, по-давал ему различ. кушанья и напитки. Распростр. было так-же купание под струящ. водой (обливание, душ). Б. — неотъемл. часть всех греч. спорт. сооружений. Римляне в 3 в. до н.э. сделали из обыч. посещения Б. своего рода одну из форм времяпровожд. Усовершенств. отопит. системы позволило римлянам сооружать обществ. Б. больших размеров (термы). Наряду с посещением терм жители Др. Рима принимали мор. и целеб. ванны.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Баня
Купание для очищения тела др. греки сочетали с посещением Б., особенно после физич. работы. Уже в микенский период в домах состоятельных людей оборудовались банные комнаты. Ванна для купания называлась критским словом asaminthos. В Спарте Б. для молодежи являлось купание на свежем воздухе в р. Эврот. Люди старшего возраста посещали парную Б. и обливали тело холодной водой. В Афинах, где обучение плаванию носило обязательный характер, частные и государств, публичные Б. и купальни возникли в 4 — 5 вв. до н. э. За определ. входную плату клиенты могли пользоваться помещениями для переодевания, принимать холодные и горячие ванны, а также посещать парные комнаты в мужских и женских отделениях. Общим для обоих полов был большой бассейн (не во всех Б.), при входе в который следовало надевать купальную набедр. повязку. За повыш. плату клиента обслуживал специально предназнач. для этой цели банный служитель. Он, помимо непосредственно самого мытья, натирал клиента особыми эссенциями, подавал ему различные кушанья и напитки. Распространено было также купание под струящейся водой (обливание, душ). Б. — неотъемлемая часть всех греч. спортивных сооружений. Римляне, которые в 3 в. до н. э. активно перенимали греч. «слово и дело», сделали из обычного посещения Б. своего рода одну из форм времяпровождения. Усовершенствование отопительной системы позволило римлянам сооружать обществ. Б. больших размеров (термы). Наряду с посещением терм жители Др. Рима принимали морские и целебные ванны.
        
        рис. Купальня. Девушки, моющиеся под душем (рисунок на греческой гидрии, ок. 480 до н. э., Берлин, Государственные музеи).

Источник: Словарь античности. 1989

БАНЯ
строение или покой, где моются и парятся в пару. Важнейшие части русской бани: калильная печь с булыжником (каменка) или с ядрами и чугунным боем (чугунка), или с колодою, в виде запрокинутого котла с завороченными краями; затем полок с приступками и подголовьем, на котором парятся; лавки вокруг стен, на которых моются; чаны с горячей и холодной водой; шайки для мытья и оката; вехотки (мочало) для мылки; веники (дубовые или березовые) для парки. При бане бывает предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом (В.И. Даль).
Русские ходили в баню очень часто: она была первою потребностию в домашней жизни, как для чистоплотности, так и для какого-то наслаждения. Почти в каждом зажиточном доме была своя мыльня; сверх того, для простонародия и для приезжих везде по городам существовали общественные, или царские, мыльни, где за вход платили деньги, составлявшие во всем государстве ветвь царских доходов. По известию Котошихина, каждогодне собирались таким образом до двух тысяч рублей со всех мылен, находившихся в ведомстве конюшенного двора. Мыльни вообще топились каждую неделю один, а иногда и два раза. В летние жары запрещалось их топить в предупреждение пожаров, с некоторыми исключениями для больных и родильниц, по воле воевод. Тогда-то особенно наполнялись царские мыльни; впрочем, запрещение топить свои собственные касалось более посадских и крестьян; люди высшего значения всегда пользовались исключением. Баня для русского была такою необходимостью, что по поводу запрещения топить их жители грозили правительству разбрестись врознь из своих домов.
Обыкновенно ходили в мыльню после обеда, не страшась от этого вредных последствий. Жар был нестерпимый. На скамьях и полках постилалось сено, которое покрывали полотном. Русский ложился на него и приказывал себя бить до усталости, потом выбегал на воздух и бросался летом в озеро или реку, подле которых обыкновенно строились мыльни, а зимою катался по снегу или обливался холодною водою на морозе. Всегда кто ходил в мыльню, тот и парился: это было всеобщим обычаем. В общественных мыльнях было два отделения: мужское и женское; они отделялись одно от другого перегородками, но вход и в то, и в другое был один; и мужчины, и женщины, входя и выходя в одну дверь, встречались друг с другом нагишом, закрывались вениками и без особенного замешательства разговаривали между собою, а иногда разом выбегали из мыльни и вместе катались по снегу. В более отдаленную старину было в обычае и мужчинам, и женщинам мыться в одной мыльне, и даже чернецы и черницы мылись и парились вместе.
Баня была самым главным лекарством от всяких болезней: коль скоро русский почувствует себя нездоровым, тотчас выпьет водки с чесноком или перцем, закусит луком и идет в баню париться.
Н. Костомаров

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
54.03 кб

Баня в обрядовой жизни у мордвы

Никонова Л. И., Кандрина И. А.
Статья посвящена актуальной проблеме баня с давних пор является неразрывной частью жилищного комплекса у мордвы.
Читать PDF
419.39 кб

Баня и север: к истории вопроса и традициям культуры

Никонова Людмила Ивановна, Кандрина Ирина Алексеевна
Человечество с незапамятных времён пользовалось баней, о чём свидетельствуют результаты археологических, этнографических и других исследований, определивших её примерный «возраст» свыше 25 веков.
Читать PDF
1.89 мб

Русская баня или национальные особенности досуга

Джанджугазова Елена Александровна
Читать PDF
359.74 кб

Райан В. Ф. Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России. Пер. С англ. М. : Новое лит

Топорков Андрей Львович
Книга представляет собой наиболее полный систематизированный свод сведений о магии, колдовстве и гаданиях в России.
Читать PDF
196.76 кб

Комедии В. Маяковского «Клоп» и «Баня»: материалы к уроку

Комаров Сергей Анатольевич
Читать PDF
156.09 кб

Русская баня в обрядовой жизни: по этнографическим материалам рукописи «О ветлужских банях, печах и

Фурсова Елена Фёдоровна, Васёха Мария Владимировна
Смыслообразующим стержнем любой этнической культуры выступает «ведущая ценность» — идея, разделяемая большинством представителей культуры и тем самым обеспечивающая каждому чувство идентичности, личной определенности.

Похожие термины:

  • СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ

    8-9.11.1520 г. — расправа датского короля Кристиана II, который пытался военной силой восстановить Кзльмарскую унию, фактически расторгнутую шведами, над сторонниками правителя Стена Стуре Младшего: к
  • БАНЯ ПАKИБЫТИЯ

    баня возрождения и обновления, метафорическое именование Таинства святого Kрещения, в водах которого крещаемый омывает первородный прародительский грех и возрождается к новой благодатной жизни.