БАПТИСТЫ
Баптисты
(греч. baptizo — окунаю, крещу водой) — разновидность протестантизма, возникшая в начале XVII в. Баптисты упростили культовую и церковную организацию; крещение совершают над взрослыми; наибольшим влиянием пользуются в США.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
БАПТИСТЫ
сторонники одного из направлений протестантизма. Возникло в начале XVII в. Основатели — англичане-конгрегационалисты, бежавшие в Голландию от преследований англичан. Б. упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, считают крещение и причащение лишенными мистического смысла, отрицают духовенство как посредника между верующими и Богом, совершают крещение взрослых. В России Б. распространились в 60-х гг. XIX в. В 1905 г. образован Всемирный союз Б., центр которого находится в США. В 1944 г. в СССР создана единая церковь евангельских христиан-баптистов. В 1945 и 1947 гг. к ним присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 г. — часть братских меннонитов.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Баптисты
(Baptists) общее назв. последователей протестант. сект, настаивающ. на крещении по достижении совершеннолетия и погружением, а не обливанием (от греч. baptize погружаю в воду). Первая секта осн. Джоном Смитом в Амстердаме (1606). Отвергали кальвинист. догмат предопределения, следуя Я. Арминию (см. Пресвитериане) т. н. общие Б. В 1616 Генри Джекоб в Англии осн. первую секту, признававш. предопределение т. н. части. Б. В Америке начало (общему) баптизму положил Р. Уильямс, повторно крес-тивш. в марте 1639 в Провиденсе; в 1652 частн. Б. откололись от общины. В 1670 4 церкви общих Б. Род-Айленда создали первую баптист. ассоц.; частн. Б. объединились в 1707 в филадельф. баптист. ассоц., активно занимавш. миссионерством (в т. ч. с 1835 в России). Бурный рост (частн.) баптизма отмечен в 1740-76: с 60 до 472 приходов. В 1845 среди Б. произошел раскол по отношению к рабству. С 1845 растет влияние среди негр. нас., в 1886 осн. Нац. баптист. конвенция (объединяет только негр. церкви). Баптист. проповедник Уолтер Раушенбуш (1861-1918) стал ведущ. идеологом социального христианства. В 20 в. одна из крупн. конфессий; наиб. изв. проповедник Мартин Лютер Кинг.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.
БАПТИСТЫ
(греч. baptiso погружать), протестантская секта, возникшая в 17 в. в Англии. В Пенз. крае баптизм начал распространяться в 1880-х гг. под названием штундизм или штундобаптизм. Его последователи проживали в Керенск. (Ольшанка, Ушинка), Мокш. (Малиновка), Саран. (Трофимовщина) и Чембар. у. (Андреевка, Мал. Щепотево). К 1913 число последователей баптизма достигло 200 чел. В этом году появляется община Б. в ПЕНЗ. После Окт. рев. наблюдается рост числа баптистских общин и кол-ва их последователей. К 1930 в губернии б. 10 общин Б. В 1930-х гг. под влиянием преследований деятельность их почти прекращена. В 1944 произошло объединение Б. с евангельскими христианами. В 1945 к ним присоединилась ч. пятидесятников. В 1960–70-х гг. в области действовали 2 официально зарегистриров. общины евангельских христиан-Б., к-рые имели молитв. дома. Кроме того, было неск. незарегистриров. групп (Вышелей, Городищ. р-н; Нов. Сярда, Тамал. р-н; Бессоновка). Со 2-й пол. 1980-х гг. наблюдается рост активности Б. Они проводили публичные молитв. собрания, устанавливали связи с единоверцами за границей, получали от них лит-ру. В наст. время в отделе юстиции обл. администрации зарегистрировано 9 общин евангельских христиан-Б., действующих в Пензе, Заречном, Городище, Н. Ломове, Лунине. Лит: ПЕВ. 1898. № 20; 1904. № 2; 1913. № 23; ПГВ. 1915. № 241; Под знаменем ленинизма. 1927. № 27, 31. А. Б. Никонов.
Источник: Пензенская энциклопедия.
БАПТИСТЫ
от др.-греч. baptizo - погружаю, крещу) - приверженцы одной из разновидностей протестантизма, отличит. особенностью к-рой является требование сознат. принятия крещения и автономии общин. Особенно многочисленны в США. Б. стремятся максимально освободить христианство от ср.-век. феод. наслоений, оставив в неприкосновенности веру в триединого бога, проповедь терпения и покорности сверхъестественным силам. Б. проповедуют смиренное отношение к окружающей действительности и в социальном отношении коренным образом отличаются от анабаптистов - участников Крест. войны 1524-25 и Реформации в Германии. Первая община Б. возникла в 1609 в Голландии, среди англ. эмигрантов - противников англиканской церкви. Возвратившись в Англию (1612), Б. боролись на стороне парламента против короля; преследовались при протекторате О. Кромвеля и после реставрации Стюартов. После "Акта о веротерпимости" (1689) легализовались и отошли от социальной борьбы; их деятельность перестала быть частью демократич. движения. С кон. 18 в. Б. активизировались, став проводниками влияния англ. буржуазии в колониях (миссии в Индии, на о. Цейлон, в Бирме, на о. Ямайка, в Юж. Африке, в Китае, Конго и др. странах). В 1639 проповедник Роджер Уильямс организовал первую общину в Род-Айленде(Сев. Америка). В 18-19 вв. в США баптизм широко распространился среди участников борьбы за бурж.-демократич. свободы, участников колонизации Запада, среди негров, к-рых привлекала организация Б. не только смешанных, но и "цветных" церквей; в середине 20 в. 66 из 100 верующих негров в США - Б. В 1-й пол. 19 в. началась и во 2-й пол. усилилась связанная с экспансией амер. капитала миссионерская деятельность амер. Б. сперва в Индии, Бирме, Китае, а позднее в Японии, Корее, на Филиппинах, на Кубе, в Аргентине, Перу, Парагвае, Уругвае, Бразилии, Боливии и др. странах. В 19 в. Б. появляются в странах континент. Европы. В США в 1957 насчитывалось более 18 млн. Б. (из общего числа 21 млн.); каждый третий протестант в США - Б. Крупнейшие объединения амер. Б.: Юж. баптистская конвенция (7 млн. приверженцев, исключительно белые, гл. обр. фермеры Юга), Американская (до 1950 - Северная) баптистская конвенция (1,5 млн. чел.); 2 негритянские нац. баптистские конвенции (США и Америки; 4,4 млн. и 2,6 млн.). Среди амер. Б.- крупные капиталисты, гос. и политич. деятели (напр., братья Рокфеллеры, Г. Трумэн), субсидирующие и негласно направляющие деятельность как Б. США, так и Б. всего мира (гл. обр. через созданный в 1905 в Лондоне Всемирный союз Б., с 1957 - Всемирный союз евангельских христиан-Б. (центр в Вашингтоне)). В 1950 была создана Европ. баптистская федерация. Б. ведут систематич. и настойчивую пропаганду религ. взглядов среди широких нар. масс; ее проводят как рядовые Б. (для к-рых обращение инакомыслящих обязательно), так и специально подготовл. проповедники, имеющие в своем распоряжении большие материальные средства для филантропич. деятельности (школы, госпитали, помощь пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.). Б. ставят Священное писание выше авторитета церкви и, делая упор на спасении через личную веру в Христа, отрицают церк. иерархию. Однако у совр. Б. роль церкви, духовенства и централизация возрастают. Каждая община формально суверенна, главой ее считается Христос (христоцентризм), но фактически - пресвитер. От Б. требуется вера и служение общине, сосредоточение помыслов и надежд на торжестве христианства и загробной жизни. Личность у Б. подчинена авторитету Священного писания и дисциплине общины. Отвергая почитание икон и креста, таинства, большинство второстепенных христ. обрядов и праздников, Б. сохранили обряды крещения и причащения и гл. праздники, связанные с культом Христа. Культ Б. предусматривает проповеди, исполнение религ. гимнов; практикуются ден. сборы. Б. утверждают, что разум и наука и связанное с ними неверие "поставили человечество на грань катастрофы". В выступлениях амер. делегатов на 9-м конгрессе Всемирного союза Б. (Лондон, 1955) проявилось враждебное отношение к коммунистич. движению и к социалистич. лагерю, к СССР. 10-й конгресс (Рио-де-Жанейро, 1960) высказался за запрещение ядерного оружия и в защиту мира, но не смог указать реальных способов его упрочения, призывая уповать на милосердие Христа. Б. воспитывают у верующих непротивленч. настроения, отвлекают трудящихся от активной борьбы за социальное освобождение. Лит.: Бонч-Бруевич В. Д., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Путинцев Р. M., Политич. роль и тактика сект, М., 1935; Тихомиров В., Баптизм и его политич. роль, 2 изд., М.-Л., 1929; Бондарь С. Д., Соврем. состояние рус. баптизма, СПБ. 1911; Whitley W. Т. (comp.), A Baptist bibliography, v. 1-2, L., 1916-22; A Baptist bibliography, ed. (by) E. C. Starr. N. Y., 1947; Cramp J. M., Geschichte des Baptismus..., Hamb., 1873; Lehmann J., Geschichte der deutschen Baptisten, Tl 1, 3 Aufl., Cassel, 1923. Tl 2,2 Aufl., Cassel, 1922; Vedder H. C., A short history of Baptist missions, Phil.-Boston (а. о.), (1927) (есть библиография); ежегодники: The Baptist handbook, L., 1860-: American Baptist convention, Phil.- (a. о.), 1908-(1953). A. Н. Чанышев. Москва. В России баптизм распространялся из Германии с 60-х гг. 19 в. Среди первых рус. Б. наиболее известны Н. Воронин, Е. Цимбал, И. Рябошапка, Ф. Балихин, Д. Мазаев и др. Число Б. росло за счет распада сект, в первую очередь т. н. южно-рус. штунды, а также за счет молоканства (см. Молокане). На конференции в 1884 в Ново-Васильевке (Таврич. губ.) был основан Союз рус. Б. В 70-80-х гг. осн. терр. распространения баптизма являлись развитые в капиталистич. отношении Таврическая, Херсонская, Киевская, Екатеринославская губ., а также Кубань, Дон, Закавказье, с кон. 80-х гг. - губернии Поволжья. В сев. и центр. губерниях России распространялось евангельское христианство - одна из разновидностей баптизма. С нач. 20 в. Б. проводили всеросс. съезды. В 1894-96 рус. Б. издавали (в Стокгольме и Лондоне) журн. "Беседа". В России периодич. органами Б. и евангельских христиан являлись журн. "Баптист", "Слово истины", "Христианин", "Утренняя звезда", "Молодой виноградник". В Петербурге, Одессе, Ростове-на-Дону издавалась непериодич. лит-ра. В 1905 Союз рус. Б. участвовал во Всемирном конгрессе Б. в Лондоне и стал чл. междунар. орг-ции Б. В 1907 в составе Союза рус. Б. учреждено спец. "Миссионерское общество"; в 1909 образована баптистская молодежная орг-ция ("Всеросс. союз кружков молодежи"). В 1910 в России насчитывалось до 37 тыс. В., из к-рых 2/3 приходилось на долю нем., лат. и эст. населения. Еще в кон. 19 в. рус. Б. публично отмежевались от "левых" сектантских течений. В 1903 на съезде Б. было вынесено решение о немедл. исключении из общины каждого Б., замеченного в чтении революц. лит-ры. Клас.-политич. симпатии руководства Б. были на стороне конституц. монархии. Царизм, охраняя идеологич. монополию господств. православной церкви, подвергал Б. преследованиям, особенно усилившимся после введения спец. противосектантского положения 1894. В окт. 1905 руководители Б. явились инициаторами монархич. декларации - "Политич. платформы союза свободы, правды и миролюбия", а в 1917 выступили апологетами Врем. пр-ва. Окт. социалистич. революцию встретили враждебно. Лишь к 1926 руководители Б. "признали" Сов. власть и положительно решили вопрос о возможности для Б. служить в Красной Армии. В период коллективизации руководители Б. проводили тактику сопротивления социалистич. переделке с. х-ва, а также пытались создавать кооперативы на началах мелкобурж. уравнительства. Численность общин Б. начала сокращаться. В 1944 евангельские христиане, а также пятидесятники и Б. объединились в одну церковь евангельских христиан-Б. во главе с Всесоюзным советом, к-рый с 1945 издает журн. "Братский вестник". Баптизм, как религ. разновидность бурж. идеологии, принципиально враждебен социалистич. мировоззрению. Он культивирует неверие в силы и разум человека, проповедует нигилистич. отношение к интересам общества, к культуре и науке, отрицает плановое начало в обществ. и личной деятельности людей, стремится замкнуть интересы Б. в рамки религ. общин. Лит.: Современное сектантство. Сб. ст., М., 1961 (ВИРА, в. 9); (Дородницын) A., Религиозно- рационалистическое движение на юге России во второй половине XlX-го ст., Каз., 1909. См. также лит. к предыдущему разделу. А. И. Клибанов. Москва.