Барсов Ельпидифор Васильевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Барсов Ельпидифор Васильевич

Барсов Ельпидифор Васильевич - cм. в статье Барсовы (А.К., А.А., Е.В., Н.И., Н.П., Т.В.) .

Источник: Биографический словарь. 2008

Барсов, Елпидифор Васильевич

(1837—1913) — собиратель и исследователь произведений народного творчества и древней письменности. Сын священника. Окончил Петербургскую духовную академию. Служил в Московском Румянцевском музее, был секретарем О-ва истории и древностей российских и редактировал его "Чтения". Собрал огромную коллекцию старых рукописей (ныне в моск. Историческом музее). На севере записывал произведения устной словесности (в том числе — у знаменитой Ирины Федосовой). Издал "Причитания Северного края", "Богатырское слово по списку 17 в." (1881) и много других работ. Крупную заслугу Б. составляет монументальное исследование: "Слово о полку Игореве, как художественный памятник киевской дружинной Руси" (3 тт., 1887—90). Б. установил в нем наличие особой литературной школы в Киевской Руси и указал ее социальную связь с дружинным классом. Исследование Б., однако, осталось недоконченным.



Лит.: Венгеров, Критико-биографический словарь, т. II; Цветаев, Записки о трудах Е. Барсова, М., 1887.





Барсов, Елпидифор Васильевич


[1836—1916] — археолог и историк древнерусской литературы и народной поэзии. Сын священника. Из его научных работ наибольшее значение имеют две: 1. "Причитания северного края" (3 чч., 1872—1885) — сборник, открывший для науки новую область народного творчества; 2. "Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси" (3 тт., 1887—1890) — капитальный труд, исследующий "Слово" в связи с устной поэзией и всей древнерусской письменностью. Несмотря на субъективизм автора и на многие спорные и даже ошибочные взгляды, это исследование сохранило еще и по сию пору свою научную ценность. Кроме того Б. собрано большое количество рукописей (около 3000), которые хранятся в Историческом музее в Москве. Это собрание имеет громадное историко-литературное значение, заключая в себе списки большинства памятников древней славяно-русской письменности.



Библиография: Цветаев, Записки о трудах Е. Б., М., 1887; Венгеров, Критико-биографический словарь, II., 1891.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Барсов, Ельпидифор Васильевич

— этнограф и археолог; родился в середине 30-х годов XIX в. в семье священника села Логинова, Череповецкого уезда Новгородской губ.; учился в Новгородской семинарии, откуда в 1857 г. поступил в Петербургскую Духовную академию, в 1861 г. кончил курс и был определен преподавателем Олонецкой семинарии. В 1870 г. его вызвали в Москву на службу в Румянцевский музей, где он состоит библиотекарем русского и славянского отделений. С переездом в Москву Б. сделался одним из наиболее ревностных деятелей моск. ученых обществ; всего же теснее он примкнул к "Обществу истории и древностей российских", которое в 1881 г избрало его своим секретарем и редактором издав. им "Чтений". Литературная деятельность Б. имеет своим предметом изучение древнерусск. письменности и быта, а по количеству своих трудов Б. принадлежит к наиболее плодовитым писателям нашим. Помимо отдельных сочинений, он сделал много разных сообщений, снабдил предисловиями много памятников старины и народного творчества. Полный список написанного им приведен у Венгерова (т. II) и в брошюре Цветаева "Записка о труд. Е. Б." (М., 1887). Огромное количество сырых материалов, которыми Б. обогатил нашу науку, он черпал из своего собрания рукописей, на приобретение которых потратил все свои скромные средства. Собирая рукописи с любовью и большим знанием дела, Б., располагая одним только жалованьем библиотекаря, успел себе составить одну из наиболее значительных палеографических коллекций наших, богатство которой до сих пор не исчерпано. Особенно много у Б. произведений старообрядческой литературы и рукописей по истории раскола. Из ученых трудов Б. назовем: "Причитания Северного Края" (2 т. М., 1872—82; продолжение в "Чтениях" 1885 г., кн. 3 и 4), которые ввели в круг историко-литературных исследований почти новую область народного творчества; "Петр Великий в народных преданиях Сев. края" (М., 1872 — оттиск из "Беседы", 1872 г., № 5); "Описание рукописей и книг Выголексинской библиотеки" (СПб., 1874); "Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греч. их оригиналами, с историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси" (М., 1883 — оттиск из "Чтений"); "Слово о полку Игореве" как художественный памятник Киевской дружинной Руси" (3 т., М., 1887—90); "О самосожжениях раскольников в Олонецкой губ." (в "Памятной книжке Олон. губ." 1868—69 гг.); "Северные предания о древнерусск. князьях и царях" ("Древняя и новая Россия", 1877 г., № 9); "Хроника русск. театра Носова с предисловием и новыми зысканиями Е. В. Барсова" (М., 1883).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БАРСОВ ЕЛПИДИФОР ВАСИЛЬЕВИЧ
(1836—1917) Фольклорист, исследователь древнерусской письменности, историк литературы, страстный коллекционер древних рукописей и драгоценных предметов северной старины Елпидифор Васильевич Барсов родился II ноября 1836 г. в семье сельского священника. Сам он с гордостью называл себя «черепаном», потомком «ушкуйников с Бела-Озера». Окончив духовное училище в Устюжне, затем в 1857 г. — семинарию в Новгороде и в 1861 г. — Петербургскую духовную академию, Барсов начал зарабатывать на жизнь преподаванием в Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске. В этом городе он познакомился с П. Н. Рыбниковым, политическим ссыльным, в прошлом — известным московским фольклористом и этнографом. Общение с настоящим ученым побудило молодого преподавателя включиться в краеведческую деятельность. Особенно сю заинтересовала народная поэтическая культура русского Севера. Он с увлечением начал собирать севернорусский фольклор: записывал народные песни, предания, поверья, изучал историю русского церковного раскола. Через некоторое время, уже в Москве Барсову случилось консультировать по этому вопросу Льва Николаевича Толстого. Свои ответы на вопросы писателя фольклорист обобщил в статье «Петр и Толстой», опубликованной в «Русском обозрении».
В 1867—1870 гг. в Петрозаводске в «Олонецких губернских ведомостях» Барсов напечатал ряд исследований по этнографии, истории и археологии края, а также некоторые фольклорные записки, часть из которых передал П. Н. Рыбникову.
В марте 1867 г. в Петрозаводске ученый встретил крупнейшую Русскую сказительницу XIX в., знаменитую олонецкую вопленицу А. Федосову, и в течение двух лет записывал крестьянские придания. Именно эти записи составили три тома «Причитаний Северного края», которые публиковались в 1872—1886 гг. и открыли мировой науке новый жанр народной поэзии. «Причитания» вобрали в себя свадебные и похоронные, «завоенные» рекрутские и солдатские плачи. Они отразили настроения севернорусских крестьян в период реформ 60-х гг. XIX в. Сборник также включал в себя и свод собранных до Барсова русских причитаний. Вступительная статья к изданию стала первым в европейской фольклористике исследованием этого жанра народной поэзии. Его появление стимулировало собирание и публикацию причитаний многих славянских народов (болгар, сербов, украинцев, белорусов), а также карел, коми, мордвы, венгров и др.
«Причитания...» были встречены отечественной научной общественностью как выдающееся событие в истории фольклористики и этнографии. Этот сборник был дважды удостоен Уваровской премии и отмечен золотой медалью Русского географического общества. Его высоко оценили видные критики: Н. К. Михайловский, Л. Н. Майков, А. Н. Веселовскоий. Отклики на издание появились и в зарубежной печати. Имя собирателя стало известным в научной среде.
В 1870 г. Барсов переехал в Москву и поступил на службу в Румянцевский музей помощником заведующего отделом древних рукописей и старопечатных книг. В том же году он стал членом Общества любителей российской словесности. В 1878 г. ученый составил «Программу по собиранию этнографических данных, для Московской антропологической выставки», а год спустя — описание коллекций Этнографической отдельной выставки, которое стало одним из важных документов в истории славяноведческой этнографии.
С 1881 г. Барсов начинает вести активную исследовательскую работу в качестве секретаря Московского общества истории древностей российских при Московском университете и редактировать его «Чтения...». Двумя годами позже он становится хранителем и библиотекарем Дашковского этнографического музея.
Все эго время независимо от места службы, занимаемой должности и текущих научных занятий ученый продолжал публиковать документы и материалы по истории, этнографии и фольклору русского Севера, памятники древнерусской письменности. Один за другим выходили в свет его труды: «Петр Великий и народные предания северного края (1872), «Северные предания о древнерусских князьях и царях» (1879), «Богатырское слово» (1881), «Акир Премудрый во вновь открытом сербском списке XVI века» (1887) и др.
g 1887— 1889 гг. Барсов издал обширную фундаментальную монографию в трех томах «Слово о полку Игореве* как художественен! памятник Киевской дружинной Руси». Работа была посвящена главным образом опровержению сомнений в древности «Слова ». Автор выявляет связи знаменитого памятника с народным творчеством и древнерусской письменностью и критикует фольклориста О. Ф. Миллера, отстаивавшего идею внешних влияний на «Слово...».
О московском периоде жизни ученого рассказывает В. А. Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи». Он описывает только что приехавшего в Москву Барсова и его до безобразия захламленную драгоценными рукописями и предметами северной старины, пропахшую мышами и завешанную паутиной квартирку на Патриарших прудах. Гиляровский с теплотой вспоминает хлебосольство, чудаковатость и беззаветную преданность своему делу торопливого, маленького, слегка потрепанного «человечка с рыжеватой округлой бороденкой и маленькими “северными” пронзительными глазками, весело глядящими, ничего не видя, из-под измятой полосатой шляпенки». Позднее начальник Барсова по «Древностям российским» Николай Иванович Пастухов перевез ученого со всем его музеем в дареный просторный дом на Шаболовке и женил на хозяйственной простушке. Но долго еще Барсов вспоминал слова Л. Н. Толстого, сказанные классиком, когда они вместе рылись в запыленных архивах и вдруг находили нужное в самом неподобающем месте: «Я понимаю теперь, как можно любить самую беспорядочность такого архива: в нем живет нечаянная радость».
В 1890 г. Барсов, к тому времени уже действительный статский советник, ушел в отставку. Однако в начале XX в. он еще читал рабочим лекции об истории «Слова о полку Игореве» как героической песне.
Скончался Барсов в Москве в начале апреля 1917 г.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.