Барт, Виктор Сергеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Барт, Виктор Сергеевич

(р. 1887) — художник и теоретик искусства. В 1911 исключен из Академии художеств, а затем и из Московского училища живописи за "левизну". В 1910—13 гг. участвует в выставках "Бубновый Валет", "Ослиный Хвост" и "Мишень". В 1913 выполняет темперой стенную живопись в с. Поличковке, Харьковской губ. Отправляется в 1916 вместе с рус. войсками во Францию; в 1917 посещает Алжир: в 1923 участвует в выставке "Удар" в Париже. Б. — автор книги "Теория композиции в живописи". В собственном живописном творчестве Б. выдвинул, гл. обр., элементы композиции и графики.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БАРТ Виктор Сергеевич
20(8).04.1887 (с. Величаевка Ставропольской губ.) - 27.05.1954 (Москва). Живописец, график. Сын ветеринарного врача. С 1906 учился в МУЖВЗ, дружил с М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, Д. Д. Бурлюком и В. В. Маяковским. В 1911 окончил училище со званием учителя рисования, поступил в С.-Петербургскую АХ и несколько месяцев занимался у Я. Ф. Ционглинского. Был одним из организаторов и участником московских авангардистских выставок «Бубновый валет» (1910/11), «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913), участвовал в выставке «Союз молодежи» (СПб., 1911). Писал картины, используя опыт новейших художественных течений: «Мальчик и дискобол», «Изображение лошади. дерева и человека», «Женщина с башнями» и др. Создал иллюстрации к «Повестям Белкина» А. С. Пушкина и «Опытам» М. Монтеня, исполнял настенные росписи. Занимался вопросами теории композиции в живописи. Репродукции работ публиковались в журнале «Млечный Путь». В первые дни войны был мобилизован и в чине прапорщика пошел на фронт. В 1916 был направлен во Францию; в составе Русского экспедиционного корпуса воевал в Салониках. В 1918 вместе с корпусом переведен в Алжир. После демобилизации приехал в Париж, поселился в одном доме с Ларионовым и Гончаровой. В 1922-24 выступал с докладами на собраниях русских художников в кафе «Саmeleon», сотрудничал в литературно-художественной хронике «Удар», участвовал в благотворительных акциях, проводимых ее редакцией. Опубликовал теоретическую статью «Относительность живописных выражений» («Удар». 1922. № 3). Вместе с И. М. Зданевичем и С. М. Ромовым входил в комитет группы «Через». Участвовал (с С. Грановским и С. Делоне) в оформлении организованных группой благотворительных постановок «Воздушное сердце» Т. Тцара и «Остров Пасхи» Зданевича, а также «Олимпийского бала», устроенного Союзом русских художников. Участвовал в выставке «Сотня с Парнаса» в кафе «Le Pamasse» (1921), групповых выставках русских художников в галерее Whitechapel в Лондоне (1921), парижских галереях La Licome (группа «Удар», 1923), Т. Carmine (1924, совм. с А. М. Ланским и К. Ф. Терешковичем), М. Henry (1925, совм. с Ланским, Тсрсшковичем, И. А. Пуни, П. Ф. Челищевым и М. 3. Шагалом), A. Manteau (1928, совм. с М. Блюмом и А. Минчиным), Zak (1929, совм. с М. Стерлингом), d ’Alignan (1931) и др. Провел персональные выставки в галерее на улице Bonaparte (1921) и Dilevsky (1931). Заочно вошел в московский Союз художников и поэтов «Искусство - жизнь», публиковал рисунки в издававшемся союзом журнале «Маковец» и участвовал в его первой выставке в Москве (1922). Помогал в оформлении павильона СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925). Прислал три работы в русский отдел Выставки современного французского искусства в Москве (1928). Публиковал графические работы в левых французских журналах «Clarte» (1922—25) и «Le Monde» (1928-35). В 1936 участвовал в вечерах и выставках журнала «Наш Союз», издававшегося Союзом возвращения на Родину. В 1936 вернулся в СССР и поселился в Москве. Занимался преимущественно графикой. Исполнил иллюстрации к книгам: «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, «Мишкины соседи» 3. Н. Александровой (обе - 1937), «Стихи» Н. А. Некрасова (1939), «Олеся» Я. Купалы (1940), детский календарь «Круглый год» (1948) и др. Создал серию литографий «Москва в ее прошлом и настоящем» (1943—48). Графическое творчество художника было охарактеризовано советской критикой как «формалистическое » и «модернистское». С 1951 работал изготовителем учебных пособий. В 1974 работы были показаны на выставке «Русский взгляд» в Гейдельберге. Представлен в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999