Башкирцева Мария Константиновна

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Башкирцева Мария Константиновна

Башкирцева (Мария Константиновна) - художница. Родилась 11 ноября 1860 года близ Полтавы в богатой дворянской семье. Первые годы Б. провела в Харьковской губернии, в имении своей матери. В мае 1870 года Башкирцевы отправились за границу и, посетив Австрию, Германию и Швейцарию, поселились в Ницце. Здесь протекла ранняя юность будущей художницы, с детства проявлявшей многостороннюю даровитость и живую любознательность. Тринадцати лет Б. сама составляла программу своих учебных занятий, в которую вошли математика, физика и химия и оба древние языка; языками немецким, английским и итальянским она владела уже с детства, а французский язык был для нее родным языком, на нем она думала и писала свой дневник. В то же самое время Б. страстно предается занятию музыкой. Однако образование Б., несмотря на многосторонность, отличалось крайней бессистемностью и отрывочностью: ведавшие воспитание Б. не стеснялись отрывать девушку от занятий ради светских удовольствий и путешествий. Что касается живописи, то она занимала самое последнее место в воспитании Б., но любовь к этому искусству и необыкновенно тонкий художественный вкус развился в ней еще в ранние годы. В 1877 году Б. переезжает в Париж и поступает в частную академию Рудольфа Юлиана, где всецело предается живописи под руководством профессора Робер-Флери. После одиннадцати месяцев работы она получает на общем конкурсе мастерской первую золотую медаль, единогласно присужденную ей художниками Робер-Флери, Бугро, Лефевр и другими. В 1880 году Б. выставляет в Салоне свою первую картину: ""Молодая женщина, читающая Question du divorce Александра Дюма"". В Салоне 1881 года Б. выставляет за подписью Andrey картину ""Мастерская Юлиана"", отмеченную парижской печатью, как произведение, полное жизни, с твердым рисунком и теплым колоритом. В 1883 году Б. выставляет уже под своим собственным именем пастельный портрет и большую картину: ""Jean et Jacques"", изображающую двух маленьких школьников из бедного класса парижского населения. Эта картина обратила на себя всеобщее внимание и вызвала восторженные отзывы печати: сильный, смелый, реальный талант художницы достигает уже в этой картине значительного развития. Затем Б. выставляет оригинальный этюд: ""Три смеха"" и большую картину, изображающую собравшихся в кружок школьников - под названием ""Meeting"". Картина по замечательной силе исполнения, по необыкновенной типичности лиц и фигур, по тонкости и правдивости деталей заняла первенствующее место в Салоне 1884 года и доставила русской художнице самую лестную известность в мире французских художников. Работая над картиной ""Скамья на загородном парижском бульваре"", Б. простудилась, и чахотка, медленно развивавшаяся у нее в течение нескольких лет, обострилась и унесла ее в могилу. Б. умерла 31 октября 1884 года, около 24 лет от роду. После ее смерти ""Французское общество женщин-художниц"" устроило выставку всех произведений Б., где публика могла убедиться в необыкновенном разнообразии и продуктивности ее таланта; Б. оставила около 150 картин, эскизов и рисунков и, кроме того, несколько скульптурных этюдов, обнаруживающих в ней большой талант и в этом направлении. После этой выставки французская печать единодушно заговорила о Б., как о первоклассном таланте, как о художнице, обещавшей ряд гениальных произведений. Действительно, многие этюды Б. указывают на необычайную человечность и глубину ее энергичного, мужественного таланта. Начатая картина: ""Святые жены после погребения Христа"" как нельзя более подтверждает это мнение оригинальностью замысла, идущего вразрез с обычным академическим шаблоном. Лучшие картины Б. куплены французским правительством для национальных музеев. ""Meeting"" и пастельный ""Портрет натурщицы"" находятся в Люксембургском музее. В январе 1887 года состоялась выставка картин Б. в Амстердаме - по инициативе и на средства общества амстердамских художников. Голландская художественная критика вполне подтвердила отзывы французской печати. В том же году вышел в печати у Charpentier: ""Дневник Башкирцевой"" (Journal de Marie Bashkirtseff). Это двухтомное издание представляет сокращение огромного рукописного материала, оставленного художницей. Сокращение это, сделанное известным романистом Андре Терье, не может быть названо особенно удачным. Но и в этом виде ""Дневник"" представляет замечательное произведение, изображающее с полной искренностью и чисто художественной наблюдательностью всю историю жизни Б. и ее борьбы с соблазнами света и тщеславия. ""Дневник"" возбудил живой интерес публики и печати и в короткое время выдержал несколько изданий. За последние годы ""Дневник"" был переведен на языки немецкий и английский и вызвал новый ряд восторженных отзывов в европейской и американской печати. Зимой 1890 года в ""Nineteenth century"" появилась, посвященная ""Дневнику"", статья Гладстона, в которой знаменитый государственный деятель называет ""Дневник"" русской художницы одной из самых замечательных книг нашего столетия. На русском языке вышли очень небольшой книжкой только отдельные страницы ""Дневника"".

Источник: Биографический словарь. 2008

МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА БАШКИРЦЕВА
1860—1884) Русская художница, большую известность получил ее юношеский дневник, опубликованный в конце XIX века. Феномен ее очарования еще долго будет вызывать споры и, по-видимому, так никогда до конца и не будет познан. Действительно, девушка, почти ничего не успевшая в жизни сделать, взволновала души поэтов и художников. Ее обаяние незримо присутствовало в русском «серебряном веке», во французском экзистенциализме, воздействует оно и на современный авангардизм. Это таинственное притяжение искусства, возможно, связано с драмой невыраженности ее души при необычайном таланте. Мария Башкирцева оставила потомкам всего лишь юношеский дневник, да несколько картин, да гениальную тоску по несбыточному. Анастасия Цветаева вспоминала, что в 1910 году они с сестрой «…встретили в гостях художника Леви, и эта встреча нас взволновала: он знал — говорил с ней в Париже — Марию Башкирцеву! Как мы расспрашивали его! Как жадно слушали его рассказ!» Марина Цветаева долго переписывалась с матерью Башкирцевой, и свою первую книгу стихов «Вечерний альбом» она посвятила Марии: С той девушкой у темного окна — Виденьем рая в сутолке вокзальной — Не раз встречалась я в долинах сна. Но почему она была печальной? Чего искал прозрачный силуэт? Быть может ей — и в небе счастья нет? Для счастья здесь, на земле, Мария имела, кажется, все: знатное происхождение, богатство, красоту, заботливых и блестяще образованных родственников. Правда, спустя два года после свадьбы родители Муси (так ее звали в детстве) развелись, что было большой редкостью для тех лет, но девочка воспитывалась в семье деда, поклонника Байрона и англомана, окруженная заботой и дружеским участием. Болезненность Муси послужила причиной того, что Башкирцевы в 1870 году надолго уехали за границу. Они живут в лучших отелях, нанимают самые дорогие виллы, самые роскошные квартиры, но комфорт кажется Марии, которая уже стала вести свой знаменитый дневник, всего лишь золотой клеткой, где особенно остро чувствуется одиночество человека. Не было ни одного музея, ни одной картины в Европе, которые бы Башкирцева не осмотрела, она живет в каждодневном общении с искусством, его сила одухотворяет любой порыв юной аристократки. Дневник Башкирцевой с первых же страниц открывает главное желание, поглощавшее ее всю без остатка — стать властительницей мира, добиться того, что выражалось в ее исповеди одним словом — "прекрасным, звучным и опьяняющим «La Gloire» (слава). Английский критик Гладстон писал: «С ее страстью к искусству могла бы соперничать… только ее любовь к явному поклонению. Вечер в театре, хотя она смеялась беспрестанно, был для нее потерянным вечером, потому что в этот вечер она не занималась и ее не видели». В шестнадцать лет достижение цели было связано с прекрасным, редким сопрано Башкирцевой. Однако в судьбе Марии просматривается нечто мистическое, словно какой-то заранее предупрежденный рок сопротивляется проявлению ее таланта. Как только девушка начинает достигать высоты, ее останавливает сила, неподвластная разуму, будто Мария способна была возноситься туда, где непозволительно пребывать человеческому гению. В восемнадцать Башкирцева начинает глохнуть, а в девятнадцать теряет свой уникальный голос. Но дарования ее были блистательны и всесторонни. Языки она усваивала с поразительной легкостью, латынь и древнегреческий выучила самостоятельно, память имела уникальную: наизусть знала огромные отрывки из Гомера. Когда читаешь дневник Башкирцевой, то с трудом верится, что перед нами размышления совсем еще девочки, почти подростка. Способность работать у нее была громадной, притом как будто все окружавшие предметы были пищей для ее ума: из-за политики она могла лишиться сна. В конце 1877 года Башкирцева пришла в частную академию рисования, и это увлечение полностью изменило ее, стало одержимостью, чуть ли не сумасшествием, завладевшим сознанием: «Я хочу от всего отказаться ради живописи. Надо твердо помнить это, и в этом будет вся жизнь». И этот отказ от внешнего мира был настолько решительным и хладнокровным, что Анатоль Франс позже заметил: «Это было одно из тех внезапных превращений, примеры которых мы встречаем в житиях святых». Многие исследователи сегодня спорят о картинах Башкирцевой; что это — новое слово в искусстве, наивное отражение девического мира, гениальное озарение? К сожалению, в России сохранилось лишь несколько картин, зато во Франции Башкирцева представлена в музее Ниццы и в Люксембургской галерее. Здесь она добилась кратковременной славы: академические медали после выставок, отзывы Золя и Франса, ее просьбы о встрече с Мопассаном. Признают, что ее творчество созвучно работам Бастьена-Лепажа, художника с трагической судьбой, но довольно посредственного. Однако сегодня картины Лепажа лишь экспонаты в музее истории живописи, а полотна Башкирцевой продолжают волновать зрителя. Возможно, потому, что есть в них что-то необузданное, тайное, запретное, невысказанное. Близость смерти Марией ощущалась особенно остро. Ее мироощущение напоминает дурное предчувствие перед катастрофой. Собственно, так это и было. В культуру приходило декадентское искусство, в России расцветал терроризм, наступал XX век, век катаклизмов и бурь. По возрасту она могла бы дожить до 1917 года, но по тонкости понимания окружающего она должна была стать только провозвестником, предтечей перемен. Насколько богатой была ее душевная биография, настолько блеклой представляется ее фактическое существование. Она так и не познала большой, земной любви, хотя вся ее внутренняя организация, казалось, была подготовлена к этому чувству. Правда, был у Башкирцевой один не слишком страстный роман в Италии, но он закончился разочарованием, вся энергия которого была перенесена в живопись, в искусство, в любование собой. Сложные отношения связывали Башкирцеву с ее учителем Лепажем. Французский художник меньше всего походил на Дон Жуана. Он был прост и сдержан, маленький с невнушительной фигурой, молодой человек не мог, конечно, заинтересовать амбициозную, требовательную Башкирцеву. Но она была уже очень больна, чахотка прогрессировала, и встречи с Лепажем становились ее единственной отдушиной в борьбе с тяжелым недугом. Именно в этот период были написаны самые значительные работы Башкирцевой, приобретенные Люксембургским музеем. Башкирцева, конечно, не любила Лепажа, но он дал ей возможность реализовать ее желание о преклонении перед ней, о преданности, о беззаветной любви. Тяжелая болезнь приковала Лепажа к постели, но и тогда, когда он не мог двигаться, потребность видеть Марию каждый день вынуждала его близких приносить художника в дом Башкирцевых. Он неотлучно находился у постели девушки и в последние предсмертные месяцы. С обернутыми подушками ногами, пока не наступала ночь, Лепаж сидел у изголовья Марии. Они почти не говорили, но он не мог уйти и с тоской наблюдал, как умирает любимая женщина. Образ Башкирцевой последних месяцев вспоминает подробно в предисловии к каталогу ее картин известный в свое время критик Франсуа Коппе. Это была девушка небольшого роста, худая, очень красивая, с тяжелым узлом золотых волос, «источающая обаяние, но производившая впечатление воли, прячущейся за нежностью… Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила, и невольно приходил на память подарок Улисса юному Ахиллу: меч, скрытый между женскими уборами». В мастерской гостя удивили многочисленные тома книг: «Они были здесь все на своих родных языках: французы, немцы, русские, англичане, итальянцы, древние римляне и греки. И это вовсе не были книги „библиотечные“, выставленные напоказ, но настоящие, потрепанные книги, читанные-перечитанные, изученные. Платон лежал на столе, раскрытый на нужной странице». Во время беседы Коппе испытал какую-то необъяснимую внутреннюю тревогу, какой-то страх, даже предчувствие. При виде этой бледной, страстной девушки ему «представлялся необыкновенный тепличный цветок — прекрасный и ароматный до головокружения, и тайный голос шептал в глубине души слишком многое сразу». Как бы прощаясь с жизнью, Мария начала писать большое панно «Весна»: молодая женщина, прислонившись к дереву, сидит на траве, закрыв глаза и улыбаясь, словно в сладчайшей грезе. А вокруг мягкие и светлые блики, нежная зелень, розово-белые цветы яблонь и персиковых деревьев, свежие ростки, которые пробиваются повсюду. «И нужно, чтобы слышалось журчание ручья, бегущего у ее ног, — как в Гренаде среди фиалок. Понимаете ли вы меня?» Что осталось от Башкирцевой? Книга в тысячу страниц, разошедшаяся в первые десять лет огромным тиражом по всей Европе… Картины, о которых мало кто может сказать что-либо внятное. И осталось самое главное — таинственное воздействие ее личности через годы и расстояния. Впечатление от ее дневника часто сравнивают с впечатлением от произведений Пруста. Прустовская эпопея об отрезке бытия напоминает дневник вообще, а дневник Марии напоминает — вообще — рассказ об отрезке человеческого бытия. Причем оба автора продвигаются наугад, среди случайностей и непредсказуемых событий, пусть о чем-то догадываясь, но до конца все же не зная своей судьбы. Некогда Люксембургскую галерею в Париже украшала аллегорическая скульптура «Бессмертие»: молодой гений умирает у ног ангела смерти, в руке которого развернут свиток с перечнем замечательных художников, преждевременно сошедших в могилу. На этом свитке есть русское имя — Мария Башкирцева.

Источник: 100 великих женщин. 2003

Башкирцева, Мария Константиновна

Башкирцева Мария Константиновна



род. близ Полтавы 11 ноября 1860 г., ум. 31 октября 1884 г. Детство ее протекло при ненормальных условиях: после двухлетнего супружества родители разъехались, и мать с дочерью поселилась у своего отца, Бабанина, очень богатого помещика, человека весьма образованного и нелишенного поэтического дарования. В 1870 г. Бабанин с дочерьми и с внучками переселился на постоянное жительство за границу, в сопровождении целого домашнего штата и, после непродолжительного пребывания в Вене, Баден-Бадене и Женеве, выбрал для постоянного пребывания Ниццу. Отсюда вся семья часто предпринимала поездки по Европе и подолгу живала в Париже. Башкирцева рано сделалась искусной музыкантшей, играя на фортепьяно, органе, арфе, мандолине и гитаре; с 1870 г. она начинает учиться рисованию под руководством Бенза, а 16-ти лет от роду "в каких-нибудь 35 минут набрасывает с натуры эскизы портретов отца и брата". С февраля 1874 г., она изучает латинский язык, а потом и греческий, читает классиков и собирается держать экзамен на аттестат зрелости. "Я погружаюсь, отмечает она под 1876 г., в серьезное чтение и с отчаянием вижу, как мало знаю... у меня лихорадочная потребность учиться, а руководить мною некому"... В 1876 г. у Башкирцевой обнаруживается голос, по отзыву пр. Фаччио, "в 3 октавы без двух нот", а строгий профессор Вартель предсказывает ей "артистический успех, если она над собою поработает". Это открытие привело Башкирцеву в восторг, она считала себя способною быть "певицею и художницею", так как у нее "гигантское воображение" и ей нельзя примириться с мыслью, что ее "бедная молодая жизнь ограничится столовою и домашними сплетнями".


После платонического романа с 23-летним графом Антонелли, племянником всесильного при Пие IX кардинала, Башкирцева в 1876 г., осенью, отправилась в Малороссию. И здесь Башкирцева лихорадочно расширяет свои знания, на этот раз по сельскому хозяйству, но специально для того, чтобы "удивить кого-нибудь разговором о посеве ячменя или качестве ржи, рядом со стихом Шекспира и тирадою из философии Платона". Весною 1877 г. Башкирцева предпринимает вместе с матерью путешествие по Италии, знакомится с художником Гордиджиани, который ее поощряет в занятиях живописью и предсказывает ей блестящую будущность. Но избалованная девушка ни на чем не может успокоиться: "Чтение, рисование, музыка — тоска! кроме всех этих занятий и развлечений надо иметь нечто живое, а я скучаю" От искусства она отказаться не может, так как тогда ее жизнь будет пуста, а с другой стороны ей кажется, что искусство само по себе пустяк и "только средство добиться славы и успеха". "Будь у меня все это, я не сделала бы ничего". И вот она дает себе еще год, во время которого собирается работать над собою еще усиленнее, чем прежде. В октябре 1877 г. она поступает в мастерскую художника Родольфа Жулиана, которая по справедливости пользовалась репутациею самой серьезной школы для женщин.


Жулиан с самого начала угадал крупный талант своей ученицы. И действительно, уже в январе 1879 г., на конкурсе в школе, Лефевр, Бугеро, Буланже и Робер Флери присуждают Башкирцевой медаль, а в 1880 г. она, под именем Marie Constantin Russ представила на художественную выставку (Salon) портрет "молодой женщины, читающей "Question de divorce" Ai. Дюма". В 1881 г. под именем "Andrey" ею выставлена картина "Мастерская Жулиана"; эту картину парижская печать отметила, как произведение полное жизни, бойко написанное и удачное по колоритности. В 1883 г. Башкирцева на выставке выступила уже под собственным именем с женским портретом "Парижанки", писанным пастелью; в рисунке вполне сказалась яркая и оригинальная индивидуальность художницы. Тогда же ею была выставлена жанровая картина масляными красками "Жан и Жак", изображающая двух парижских школьников; за эту картину Башкирцева получила похвальный отзыв. В марте 1884 г. на женской художественной выставке "Union des femmes" Башкирцева дала картину, названную "Trois rires". В этом этюде, очень бойко написанном, проявилась незаурядная наблюдательность и богатство красок. На этой же выставке фигурировал изящный пейзаж "Осень", приковывавший зрителя своею прочувствованною меланхоличностью. Этот же пейзаж был Башкирцевой потом выставлен в Салоне, вместе с жанром "Meeting". Эти картины доставили художнице широкую известность в мире французских художников, в среде которых Башкирцева нашла горячего поклонника в лице Жюля Бастьен-Лепажа. Заговорили о ней и газеты, сначала французские, а затем и русские. Но эта известность не удовлетворила Башкирцеву, которая предъявила слишком высокие требования к современному искусству вообще и к собственному творчеству в частности. "На днях, читаем мы в "Дневнике", Тони (Робер Флери) принужден был согласиться со мною в том, что нужно быть великим художником, чтобы копировать природу, — ведь только великий художник может ее понять и передать. Идеальная сторона должна заключаться в выборе сюжета; выполнение же должно быть в полном смысле тем, что невежды именуют натурализмом... Я терзаюсь... ничего не делаю. Говорят, будто эти мученья доказывают, что я — не ничтожество... к сожалению, нет! Они доказывают, что я умна и все понимаю... Дураки думают, будто для того, чтобы быть современным или реалистом, достаточно писать первую попавшуюся вещь, не аранжируя ее. Хорошо, не аранжируйте, но выбирайте и схватывайте — в этом все... Что привлекает меня в живописи — это жизнь, современность, подвижность вещей, которые видишь. Но как все это выразить?... Великим может быть лишь тот, кто откроет новый свой путь, и станет передавать особенные свои впечатления, свою индивидуальность; мое искусство еще не существует"... "Я всегда любила форму больше всего... живопись мне кажется жалкою по сравнению с скульптурою... На своем веку я сделала две группы и два — три бюста; все это заброшено на полдороге, потому что, работая одна, без руководителя, я могу привязаться единственно к вещи, которая действительно интересует меня, куда я вкладываю свою жизнь, свою душу"... Слишком нервная и напряженная жизнь истощила силы Башкирцевой и подорвала ее здоровье: в 1878 г. она утратила голос, с 1880 г. стала глохнуть и седеть, а с 1881 г. у нее быстро начала развиваться чахотка. Она сознавала свое положение, и близость неотвратимой смерти пробудила в ее душе новые, дотоле дремавшие настроения: "Мне кажется, пишет она, никто не любит всего так, как я люблю — искусство, музыку, живопись, книги, свет и пр. пр. Все представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всем" — и с горечью прибавляет: "Я нахожу, что с моей стороны было глупо не заняться единственною вещью, дающею счастье, заставляющею забывать все горести — любовью". Несмотря на окончательно расстроенное здоровье, Башкирцева осенью 1884 г. задумала картину "Скамья на загородных Парижских бульварах" для выставки 1885 г. и, зарисовывая для нее этюды, на смерть простудилась. После ее смерти, в 1885 г. французское общество женщин художниц устроило выставку ее произведений; наряду с известными уже ее картинами тут появились и новые вещи: почти законченная — по ее собственному отзыву, капитальнейшая ее картина "Святые жены после погребения Христа", (картина эта идет в разрез со всеми академическими традициями) и еще около 150 картин, эскизов, рисунков и скульптурных этюдов; все это дало публике возможность всесторонне ознакомиться с энергичным, мужественным талантом покойной; ее произведения дышат наблюдательностью, глубокою человечностью и свободною индивидуальностью творчества: "Митинг" и "Портрет натурщицы" Башкирцевой приобретены Французским правительством и помещены в Люксембургский музей; два портрета пастелью поступили в провинциальные музеи — в Ажане и Нераке. В 1887 г., по инициативе и на средства голландских художников, состоялась выставка произведений Башкирцевой в Амстердаме. — Башкирцева была членом Парижского кружка русских художников (Cercle des artistes russes), и, согласно посмертной ее воле, в Париже учреждена премия "имени Марии Башкирцевой" в 500 фр., которая выдается ежегодно, по отделу живописи, экспоненту — мужчине или женщине, — заслуживающему поощрения по своему положению.


После Башкирцевой осталась обширная автобиография, которой она приписывает значение "интересного человеческого документа", но хотя писательница и уверяет, будто ее исповедь — "точная, абсолютная, строгая правда", она, быть может бессознательно, не прочь порисоваться, и дневники ее не чужды мысли рано или поздно предстать на суд публики. Из многочисленных ее тетрадей Андрэ Терье сделал выборку, которая под названием "Journal de Marie Baschkirtseff" напечатана в Париже в Bibliothèque Charpentier в 1887 г. на французском языке (в 2-х т.), а затем появилась в русском переводе в "Северном Вестнике"; скоро "Дневник" вышел отдельным изданием на немецком и английском языках. Лучшие страницы дневника — последняя часть, где Башкирцева, сознавая приближение смерти, пишет просто и искренне и производит на читателя потрясающее впечатление. " Дневник Башкирцевой" вызвал целый ряд восторженных отзывов в европейской и американской прессе, а Гладстон, в статье (помещенной зимою 1890 г. в Журнале "Nineteenth Century") признает произведение русской художницы одною из замечательнейших книг всего столетия — по искренности, художественной наблюдательности и выпуклости изображения борьбы художницы с соблазнами светского тщеславия.


Larousse, Gr. dictionnaire universel, II supplément р. 485. — M. Baschkirtsefi, "Jourual". — Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь.


{Половцов}





Башкирцева, Мария Константиновна



— художница. Род. 11 ноября 1860 г. близ Полтавы, в богатой дворянской семье. Первые годы Б. провела в Харьковской губ., в имении своей матери. В мае 1870 г. Башкирцевы отправились за границу и, посетив Австрию, Германию и Швейцарию, поселились в Ницце. Здесь протекала ранняя юность будущей художницы, с детства проявлявшей многостороннюю даровитость и живую любознательность. Тринадцати лет Б. сама составляла программу своих учебных занятий, в которую вошли математика, физика и химия и оба древних языка; языками немецким, английским и итальянским она владела уже с детства, а французский язык был для нее родным языком, на нем она думала и писала свой дневник. В то же самое время Б. страстно предается занятию музыкой. Однако образование Б., несмотря на многосторонность, отличалось крайней бессистемностью и отрывочностью: ведавшие воспитание Б. не стеснялись отрывать девушку от занятий ради светских удовольствий и путешествий. Что касается живописи, то она занимала самое последнее место в воспитании Б., но любовь к этому искусству и необыкновенно тонкий художественный вкус развился в ней еще в ранние годы. В 1877 г. Б. переезжает в Париж и поступает в частную академию Рудольфа Юлиана, где всецело предается живописи под руководством профессора Робер-Флери. После одиннадцати месяцев работы она получает на общем конкурсе мастерской первую золотую медаль, единогласно присужденную ей художниками Робер-Флери, Бугро, Лефевр и др. В 1880 г. Б. выставляет в Салоне свою первую картину: "Молодая женщина, читающая Question du divorce Александра Дюма". В Салоне 1881 г. Б. выставляет за подписью Andrey картину "Мастерская Юлиана", отмеченную парижской печатью как произведение, полное жизни, с твердым рисунком и теплым колоритом. В 1883 г. Б. выставляет уже под своим собственным именем пастельный портрет и большую картину "Jean et Jacques", изображающую двух маленьких школьников из бедного класса парижского населения. Эта картина обратила на себя всеобщее внимание и вызвала восторженные отзывы печати: сильный, смелый, реальный талант художницы достигает уже в этой картине значительного развития. Затем Б. выставляет оригинальный этюд "Три смеха" и большую картину, изображающую собравшихся в кружок школьников, под названием "Мееting". Картина по замечательной силе исполнения, по необыкновенной типичности лиц и фигур, по тонкости и правдивости деталей заняла первенствующее место в Салоне 1884 г. и доставила русской художнице самую лестную известность в мире французских художников. Работая над картиной "Скамья на загородном парижском бульваре", Б. простудилась, и чахотка, медленно развивавшаяся у нее в течение нескольких лет, обострилась и унесла ее в могилу. Б. умерла 31 октября 1884 г., около 24 лет от роду. После ее смерти "Французское общество женщин-художниц" устроило выставку всех произведений Б., где публика могла убедиться в необыкновенном разнообразии и продуктивности ее таланта; Б. оставила около 150 картин, эскизов и рисунков и, кроме того, несколько скульптурных этюдов, обнаруживающих в ней большой талант и в этом направлении. После этой выставки французская печать единодушно заговорила о Б. как о первоклассном таланте, как о художнице, обещавшей ряд гениальных произведений. Действительно, многие этюды Б. указывают на необычайную человечность и глубину ее энергичного, мужественного таланта. Начатая карт. "Святые жены после погребения Христа" как нельзя более подтверждает это мнение оригинальностью замысла, идущего вразрез с обычным академическим шаблоном. Лучшие картины Б. куплены французским правительством для национальных музеев. "Меeting" и пастельный "Портрет натурщицы" находятся в Люксембургском музее. В январе 1887 г. состоялась выставка картин Б. в Амстердаме — по инициативе и на средства общества амстердамских художников. Голландская художественная критика вполне подтвердила отзывы французской печати. В том же году вышел в печати у Charpentier "Дневник Башкирцевой" (Journal de Marie Bashkirtseff). Это двухтомное издание представляет сокращение огромного рукописного материала, оставленного художницей. Сокращение это, сделанное известным романистом Андре Терье, не может быть названо особенно удачным. Но и в этом виде "Дневник" представляет замечательное произведение, изображающее с полной искренностью и чисто художественной наблюдательностью всю историю жизни Б. и ее борьбы с соблазнами света и тщеславия. "Дневник" возбудил живой интерес публики и печати и в короткое время выдержал несколько изданий. За последние годы "Дневник" был переведен на языки немецкий и английский и вызвал новый ряд восторженных отзывов в европейской и американской печати. Зимой 1890 г. в "Nineteenth century" появилась посвященная "Дневнику" статья Гладстона, в которой знаменитый государственный деятель называет "Дневник" русской художницы одной из самых замечательных книг нашего столетия. На русском языке вышли очень небольшой книжкой только отдельные страницы "Дневника".


{Брокгауз}





Башкирцева, Мария Константиновна


(1860—1884) — автор известного "Дневника", русская художница. Аристократическая среда, в которой родилась и выросла Б., с ее предрассудками, светской рассеянной жизнью, не дала развернуться во всю ширь способностям Б. В "Дневнике" Б., оставаясь наедине с собой, говорит о себе всю правду — о своем тщеславии, желании всюду быть первой, авантюристических планах, наконец, о пустоте жизни, о тяжелой болезни, которую она тщательно скрывает от окружающих. "Дневник" этот является замечательным "человеческим документом", характеризующим определенный класс. Полностью он до сих пор не опубликован. Неполный текст со статьями Könne и Гладстона издан по-французски в 1887 в 2 тт. Есть переводы на рус., нем. и англ. яз. Как художник, Б. получила недостаточно основательную подготовку. Впервые выступила в Париже, в "Салоне", в 1880 ("Молодая женщина за чтением Дюма"). Главные произведения — "Митинг", "Жан и Жак" (Париж, Люксембургский музей). Новая критика невысоко ценит художественные произведения Башкирцевой, считая их в техническом отношении очень слабыми.


Изд. "Дневника" Б.: "Из дневника Башкирцевой", с приложением ст. Фр. Коппе и отзывов франц. печати, перевел К. Плавинский, СПб, 1889; Неизданный дневник Башкирцевой и переписка с Гюи де Мопассаном, под редакцией М. Гельрота, Ялта, 1904; Дневник Башкирцевой, изд. Вольф, СПб, 1910.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008