БАСМА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БАСМА
пластинка, выдававшаяся татаро-монгольскими ханами в XIII—XV вв. как верительная грамота; тонкие листы металла, большей частью серебра, с тиснеными узорами.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

БАСМА
татарск.) — тонкие металлические или кожаные листы с выбитым по деревянной матрице узором. Предназначалась для украшения икон (только металлическая басма) и книжных переплетов.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

БАСМА
байса, пайцза (тюрк., букв. - отпечаток), - 1) Особая пластинка, выдававшаяся тат.-монг. ханами в 13-15 вв. как верит. грамота. 2) Тонкие листы металла (б. ч. серебряные, реже - медные и золотые) с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания. Басменное тиснение получило распространение в России в 13-17 вв.

Лит.: Иностранцев К.,К вопросу о "басме", в сб.: "ЗРАО. Вост. отд.", 1908,т. 18, в. 4; Спицын А. А., Тат. байсы, "ИАК", 1909, в. 29.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

БАСМА
(тюрк. «отпечаток») – вид ювелирной техники, широко распространенной в церковном искусстве Древней Руси, имеющий в своей основе ручное тиснение по серебряной, золотой или медной фольге: драгоценные оклады, которыми оковывались иконы, предметы церковной утвари и различные элементы интерьера, являющиеся частью убранства храма (киоты, тябла иконостасов, Царские врата и др.). Первоначально басмой называли металлическую пластинку (пайцза), которая в период ордынского ига на Руси выдавалась лицам, выполнявшим особые поручения хана, или была наградой, имела надписи, через отверстие для ремня подвешивалась к поясу владельца.
Изготовление басмы получило распространение на Руси с XI в., наследуя византийские традиции украшения икон и храмовой утвари драгоценным металлом. Рельефные узоры, сюжетные изображения, надписи тиснились на металлической фольге через свинцовую пластину или кожу по специально сделанной матрице. Матрицы изготавливались из разнообразных материалов (металл, камень, кость, дерево, стекло) и в разных техниках (литье, скань, резьба). Иногда для тиснения использовались оригинальные произведения церковного искусства или их отдельные детали. Перед тиснением приготавливали тонкие серебряные листы, обычно позолоченные «через огонь» (амальгамное золочение), затем на матрицу укладывалась полоска фольги, сверху пластина свинца, через которую молотком мастер «выбивал» узор. Популярность басмы объясняется простотой этой техники, возможностью тиражирования, а также экономичностью. Золото или серебро расковывалось в тонкие листы, что позволяло покрыть большую площадь при малом количестве драгоценного металла. Для прочного сцепления басмы с основой и для того, чтобы рельеф на тонких листах не сминался, перед креплением оклада его оборотную сторону часто покрывали жидкой и клейкой смесью смоляной мастики.
В узоре серебряной басмы на протяжении XV-XVII вв. заметны ярко выраженные восточные мотивы. Ручное тиснение по фольге получило широкое распространение во всем православном мире, в России имело непрерывное развитие вплоть до конца XVIII в. В XIX в. басму вытесняет штамповка, более производительная и дешевая по себестоимости техника.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Похожие термины:

  • БАСМА (байса, найцза)

    пластинка, выдававшаяся великими монгольскими, ордынскими и другими ханами в 13-15 вв. как верительная грамота.