Баухауз
БАУХАУЗ
высшая школа архитектуры и дизайна, основанная ГРОПИУСОМ в Веймаре в 1925 г. Позже переехала в Дессау, потом в Берлин. Была одним из центров развития искусства в 20-х гг. Сгруппировавшиеся вокруг «Б.» архитекторы и художники пытались найти место искусства в индустрии массового производства, сочетать красоту с простотой, удобством и дешевизной. Для них был характерен поиск простых и экономичных форм, исключающих всякую вычурность, широкое использование новых материалов. Они тесно сотрудничали с промышленными фирмами. В разное время в нем работали КАНДИНСКИЙ и МИС ВАН ДЕР РОЭ. Нацисты закрыли «Б.». Многие преподаватели и студенты эмигрировали, разнеся его идеи по всему миру. «Б.» оказал большое влияние на развитие архитектуры и дизайна в XX в. Стал пионером ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ В АРХИТЕКТУРЕ-разновидности архитектурного МОДЕРНИЗМА.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
БАУХАУЗ
архитектурная и художественная школа конструктивистского направления, созданная в 1919 г. архитекторами А. Ван де Велде, О. Бартингом, В. Гропиусом в Веймаре. Основатели школы были убеждены, что искусство должно служить социальным целям и приносить пользу обществу. Поэтому они ста-вили своей целью соединить искусство, технику и науку, чтобы использовать их в практических целях. Благодаря этому единству станет возможным преобразовать мир в некое конструктивистское целое. Обучение в школе начиналось с шестимесячного вступительного общего курса, после которого студенты приступали к практическим занятиям под руководством мастеров формы и технических мастеров. Мастера формы обучали теории, а технические мастера проводили занятия в мастерских, обучая практической работе с камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, красками и текстилем. В 1933 г. под давлением национал-социалистов школа была закрыта.
Баухауз
Bauhaus), Высшая школа строительства и художественного конструирования (Hochschule fur Bau und Gestaltung), учебное заведение и архитектурно- художественное объединение в Германии. Основано в 1919 архитектором В.
Гропиусом в Веймаре, в 1925 переведено в Дессау, в 1933 упразднено нацистами.
Руководители "Баухауза", опираясь на эстетику функционализма, ставили целью выработать универсальные принципы современного формообразования в пластических искусствах; они стремились к комплексному художественному решению современной материально-бытовой среды, развивали у студентов способность эстетически-творческого осмысления новых материалов и конструкций, учили осознавать специфическую красоту функционально обусловленных форм предметов, создаваемых в условиях современного машинного производства. В "Баухаузе" главным звеном учебного процесса была трудовая практика студентов в производственных, художественных и проектных мастерских, где, наряду с работами этюдно-учебного характера, создавались архитектурные проекты (в т. ч.
типовые проекты жилых домов), образцы массовой промышленной продукции (главным образом мебели, ламп, тканей), произведения декоративной живописи и пластики.
Преподавательскую и творческо-экспериментальную работу в "Баухаузе" вели крупные архитекторы- функционалисты (В. Гропиус, Х. Майер, Л. Мис Ван дер Роэ), пионеры современного дизайна (Й. Иттен, Л. Мохой-Надь), а также некоторые художники-авангардисты (П. Клее, В.В. Кандинский, Л. Фейнингер, О.
Шлеммер). Теоретическая и практическая деятельность "Баухауза" сыграла важную роль для утверждения принципов рационализма в мировой архитектуре 20 в.
становления современного художественного конструирования. В области изобразительного искусства "Баухауз" был, в сущности, центром мирового формализма. Его теоретики и главные вдохновители отрицали идейность искусства и реализм.
Гропиусом в Веймаре, в 1925 переведено в Дессау, в 1933 упразднено нацистами.
Руководители "Баухауза", опираясь на эстетику функционализма, ставили целью выработать универсальные принципы современного формообразования в пластических искусствах; они стремились к комплексному художественному решению современной материально-бытовой среды, развивали у студентов способность эстетически-творческого осмысления новых материалов и конструкций, учили осознавать специфическую красоту функционально обусловленных форм предметов, создаваемых в условиях современного машинного производства. В "Баухаузе" главным звеном учебного процесса была трудовая практика студентов в производственных, художественных и проектных мастерских, где, наряду с работами этюдно-учебного характера, создавались архитектурные проекты (в т. ч.
типовые проекты жилых домов), образцы массовой промышленной продукции (главным образом мебели, ламп, тканей), произведения декоративной живописи и пластики.
Преподавательскую и творческо-экспериментальную работу в "Баухаузе" вели крупные архитекторы- функционалисты (В. Гропиус, Х. Майер, Л. Мис Ван дер Роэ), пионеры современного дизайна (Й. Иттен, Л. Мохой-Надь), а также некоторые художники-авангардисты (П. Клее, В.В. Кандинский, Л. Фейнингер, О.
Шлеммер). Теоретическая и практическая деятельность "Баухауза" сыграла важную роль для утверждения принципов рационализма в мировой архитектуре 20 в.
становления современного художественного конструирования. В области изобразительного искусства "Баухауз" был, в сущности, центром мирового формализма. Его теоретики и главные вдохновители отрицали идейность искусства и реализм.
Источник: Энциклопедия третьего рейха. 2004