торговля на открытом месте, торжище, торг, рынок, сход и съезд в базарные дни недели для купли и продажи.
БАЗАР
БАЗАР
Источник: История Российской таможни: глоссарий
БАЗАР
Bazard), Сент-Аман (19.IX.1791 - 29.VII.1832) - франц. утопич. социалист, теоретик сен-симонизма. По социальному положению - мелкий служащий. После реставрации Бурбонов во Франции Б. активно включился в революционную борьбу против дворянской монархии, став одним из руководителей тайной орг-ции карбонариев. Провал ряда организованных ею заговоров и разочарование в политич. борьбе способствовали сближению Б. со сторонниками утопич. социализма и его обращению к сен-симонизму. С 1825 Б. занялся пропагандой идей Сен-Симона и их дальнейшей разработкой. Сотрудничая в сен-симонистских органах "Le Producteur" (1825-26) и "L´Organisateur" (1829), Б. в то же время явился создателем цикла публичных лекций, излагавших в систематизированном виде сен-симонистскую доктрину (опубл. отдельной книгой в 2 частях - "Doctrine de Saint-Simon. Exposition. Premiere ann?e, 1829", 1830, "2-me ann?e, 1829-30", 1830; рус. пер. - Изложение учения Сен-Симона, под ред. и с коммент. Э. А. Желубовской, вступит. ст. В. П. Волгина, М.-Л., 1947). Б. развил в сен-симонизме ряд новых идей: о чередовании в истории разрушительных ("критических") и созидательных ("органических") эпох, об ист. процессе как постепенном убывании антагонизма и росте сотрудничества ("ассоциации") в обществе, о делении производит. класса - "индустриалов" - на собственников средств произ-ва и пролетариев, между к-рыми существует антагонизм. Связывая эксплуатацию человека человеком с собственностью на средства произ-ва, Б. приходил к выводу о необходимости замены частной собственности на средства произ-ва гос. собственностью, выдвигая в качестве способа достижения этого отмену права наследования. Изображение возвещенного Сен-Симоном строя - ассоциации приобрело у Б. значительно более определенные социалистич. черты: обществ. собственность на средства произ-ва, регулирование и планирование х-ва централизованными органами руководства экономикой - банками, распределение благ между членами ассоциации на основе "нового права" - "каждому по его способностям, каждой способности по ее делам". Однако Б. не вышел из круга идеалистич. воззрений Сен-Симона, а в ряде вопросов даже усугубил их реакц. черты, отыскивая в истории человечества высшую религ. цель, к к-рой оно якобы движется и стремится. Б. отрицал не только революц. методы действия, но и политич. борьбу вообще. В сен-симонистской религ. общине Б. занимал наряду с Анфантеном положение первосвященника; однако отрицательно относился к мистич. идеям Анфантена о браке и семье. Разногласия и споры по этим вопросам, приведшие к выходу Б. из сен-симонистской общины и к попытке создания собств. общины, послужили материалом для предсмертной работы Б., оставшейся незаконченной, - "Религия сен-симонизма. Очерки о морали и политике..." ("Religion saintsimonienne. Discussions morales, politique...", P., 1832). Лит.: Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; его же, Сен-Симон и сен-симонизм, М., 1961; Ruppert J., Das sociale System Bazard´s, W?rzburg, 1890; Sp?hler W., Der Saint-Simonismus. Lehre und Leben von Saint-Amand Bazard, Z., 1926. H. Е. Застенкер. Москва.