Баженов Александр Николаевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БАЖЕНОВ Александр Николаевич
(23.8.1835, Городище – 30.9.1867), писатель, театр. критик. Учился в Пенз. дворянском ин-те, окончил Моск. ун- т, издал в его типографии перевод «Песен Анакреона», публиковал в газ. и журн. рецензии на спектакли. В 1864–67 издавал газ. «Театральные афиши и Антракт». В 1867 вышел том его сочинений. Лит: БСЭ. Т. 2; Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. СПб., 1891. Т. 2; Брокгауз. Т. 4; РПЕНЗ. Т. 1; Савин (9). О. М. Савин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Баженов Александр Николаевич

Баженов (Александр Николаевич) - писатель и театральный критик; родился 23 августа 1835 года в Городищах, уездном городе Пензенской губернии. Первоначально образование получил в пензенском дворянском институте, откуда перешел в 1-ю московскую гимназию и кончил в 1859 году курс в Московском университете по словесному факультету. Затем Б. поступил учителем русской словесности во 2-й кадетский корпус в Москве и в 1861 году издал перевод ""Песен Анакреона"", неблагосклонно встреченный критикой, особенно петербургской. Перевод, однако, довольно близок к подлиннику и только формой стиха, вообще тяжелого и прозаичного, уступает переводам Мея и М.Л. Михайлова . Об аттической грации подлинника у Б. нет и помина. Непродолжительная литературная деятельность Б. была посвящена преимущественно театру. Страстный любитель его с детства, он играл на домашних сценах и писал для них пьесы. В одном 1860 году он напечатал три переделки: ""Мольер-дитя"", комедия в 2-х действиях, и два одноактных водевиля: ""Бедовая бабушка"" и ""Любовный напиток"". В то же время он писал театральные рецензии в ""Московских"" и ""С.-Петербургских ведомостях"", в журналах: ""Искусство"", Театральный и музыкальный вестник"", ""Развлечение"" и др.; наконец, в 1864 году основал свою еженедельную газету ""Антракт"", где относился серьезно и справедливо ко всем явлениям сценического мира и без всякого пристрастия к игре актеров. Но о литературном значении драматических писателей и их произведений Б. говорит мало, и г. Венгеров имеет основание не считать его ""критиком"", а причислять к рецензентам. Действительно, глубоких взглядов на сценическое искусство Б. не внес в свой ""Антракт"", не просуществовавший и четырех лет. В 1867 году Б. захворал брайтовой болезнью и умер 30 сентября, на 33 году. В том же году вышел объемистый том его сочинений, составленный другом его Родиславским , где собрано все, что Б. писал о театре. Главной идеей покойного автора было, по словам Родиславского, возрождение русского театра с помощью постановки переводных классических пьес: Шекспира, Мольера, Кальдерона и др. Знакомиться с этими корифеями драматической литературы обязательно, конечно, для всякого образованного человека, но театр, давший нам Грибоедова , Гоголя , Островского , нуждается в их подражателях, в пьесах оригинальных, а не переводных.

Источник: Биографический словарь. 2008

Баженов, Александр Николаевич

— театральный рецензент, родился в уездном городке Пензенской губернии, Городищах, 23-го августа 1835 г., ум, 30-го сентября 1867 г., от брайтовой болезни. Первоначальное образование Баженов получил в Пензенском дворянском институте, потом, по переезде семейства в Москву, в 1-й Московской гимназии, и, наконец, в Московском университете, по словесному факультету. По окончании курса университета, в 1859 г. Баженов поступил учителем русской словесности во 2-й Московский кадетский корпус. Еще в детстве горячо полюбив театр, Баженов не охладевал к нему во всю жизнь. Будучи студентом, он написал несколько водевилей, которые с успехом игрались на Петербургской, Московской и провинциальных сценах ("Бедовая бабушка", "Любовный напиток"). Из напечатанных пьес Баженова существует: "Молиер-дитя" ком. в 2-х действ. СПб. 1860 г., (переделка с французского), и в рукописи есть еще водевили в одном действии: "Старое поколение", "Еще три сердца" и "Игра Случая". С 1859 г. Баженов начал помещать свои статьи о театре в "Театральном и Музыкальном вестнике", затем сотрудничал в журнале "Искусство", в "Московских Ведомостях", в "Развлечении", в "Петербургских Ведомостях" и, наконец, с 1-го января 1864 г. основал в Москве свой театральный журнал, "Антракт", который издавался всего только четыре года и вскоре после смерти Баженова прекратил свое существование. В 1861 году в Москве, при театре Секретарева образовался кружок любителей драматического искусства, одним из главных учредителей которого был Баженов. О цели и необходимости существования таких кружков он не раз высказывался в своих статьях. Баженов весьма серьезно относился к своей деятельности театрального рецензента, постоянно следил за развитием театрального искусства и изучил все, что было написано по этому предмету на немецком языке; но, не обладая особенным критическим талантом, он не мог влиять на развитие русской драмы и неутомимыми трудами достиг только того, что на нашей сцене начали ставить классический репертуар: Шекспира, Мольера, Кальдерона, вместо царившей в то время французской мелодрамы. Тем не менее Баженов в свое время был одним из самых сильных по эрудиции театральных рецензентов; к его мнению прислушивались; он давал дельные замечания относительно техники игры, декламации, грима и ратовал за необходимость более верной в историческом отношении постановки русских пьес, как напр. "Горе от ума" и др. Замечательной чертой Баженова, как рецензента, было его полнейшее беспристрастие; он отзывался об игре актеров по своему внутреннему убеждению, не увлекаясь никогда ни приязнью, ни злопамятством; за эту черту его особенно уважали актеры и суд его считали правильным. Кроме театральных статей Баженов занимался переводами с иностранных языков. Им переведены несколько стихотворений из Лессинга, Шиллера и др. Зная довольно хорошо греческий язык, он перевел Анакреона. Перевод этот, снабженный примечаниями, уступает по форме стиха переводам Мея и Михайлова, но зато ближе к подлиннику; из Аристофана переведены Баженовым отрывки комедий "Осы" и "Лягушки". Под псевдонимом "Не поэт" Баженов помещал в своем "Антракте" юмористические стихотворения, касающиеся театральной жизни и порядков; эти стихотворения составляли как бы дополнение к его статьям о Московском театре. Все его статьи, переводы и стихотворения, печатавшиеся с 1859 по 1867 г. в разных журналах, собраны Радиславским и изданы в двух томах под общим названием "Сочинения и переводы А. Н. Баженова", М. 1869 г.


Ал. Баженов, "Сочинения и переводы", М. 1869 г. — "Голос", 1867 г. № 282. — "Вестник Европы", 1869 г. № 4. — "Иллюстриров. Газета" 1867 г. № 41. — Словари: Геннади, Березина Клюшникова, Венгерова, Андреевского.


{Половцов}






Баженов, Александр Николаевич


— писатель и театральный критик; род. 23 августа 1835 г. в Городищах, уездном городе Пензенской губернии. Первоначально образование получил в Пензенском дворянском институте, откуда перешел в 1-ю московскую гимназию и кончил в 1859 г. курс в Московском университете по словесному факультету. Затем Б. поступил учителем русской словесности во 2-й кадетский корпус в Москве и в 1861 году издал перевод "Песен Анакреона", неблагосклонно встреченный критикой, особенно петербургской. Перевод, однако, довольно близок к подлиннику и только формой стиха, вообще тяжелого и прозаичного, уступает переводам Мея и М. И. Михайлова. Об аттической грации подлинника у Б. нет и помина. Непродолжительная литературная деятельность Б. была посвящена преимущественно театру. Страстный любитель его с детства, он играл на домашних сценах и писал для них пьесы. В одном 1860 году он напечатал три переделки: "Мольер-дитя", комедия в 2-х действиях, и два одноактных водевиля: "Бедовая бабушка" и "Любовный напиток". В то же время он писал театральные рецензии в "Московских" и "С.-Петербургских ведомостях", в журналах. "Искусство", "Театральный и музыкальный вестник", "Развлечение" и др.; наконец, в 1864 году основал свою еженедельную газету "Антракт", где относился серьезно и справедливо ко всем явлениям сценического мира и без всякого пристрастия к игре актеров. Но о литературном значения драматических писателей и их произведений Б. говорит мало, и г. Венгеров имеет основание не считать его "критиком", а причислять к рецензентам. Действительно, глубоких взглядов на сценическое искусство Б. не внес в свой "Антракт", не просуществовавший и четырех лет. В 1867 году Б. захворал брайтовой болезнью и ум. 30 сентября, на 33 году. В том же году вышел объемистый том его сочинений, составленный другом его Родиславским, где собрано все, что Б. писал о театре. Главной идеей покойного автора было, по словам Родиславского, возрождение русского театра с помощью постановки переводных классических пьес: Шекспира, Мольера, Кальдерона и др. Знакомиться с этими корифеями драматической литературы обязательно, конечно, для всякого образованного человека, но театр, давший нам Грибоедова, Гоголя, Островского, нуждается в их подражателях, в пьесах оригинальных, а не переводных.


{Брокгауз}





Баженов, Александр Николаевич


театральн. критик и переводчик; р. 1835 г., † 1867 г.


{Половцов}





Баженов, Александр Николаевич


Главный художник Красноярского краевого драмтеатра им. А. С. Пушкина; родился 7 ноября 1940 г. в г. Красноярске; окончил Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова в 1970 г. по специальности "художник-декоратор"; трудовую деятельность начал слесарем завода п/я I г. Красноярска, затем работал трафаретчиком пассажирской конторы г. Красноярска, художником завода комбайнов г. Красноярска, заведующим театральным отделением Красноярского художественного училища им. В. И. Сурикова; заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1977); лауреат Государственной премии им. К. С. Станиславского (1982); имел персональную выставку в г. Красноярске в 1994 г.; женат, имеет сына.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008