БАЗИЛИКА САНТ АПОЛЛИНАРЕ НУОВО

Найдено 1 определение
БАЗИЛИКА САНТ АПОЛЛИНАРЕ НУОВО
св. Аполлинария Нового) в Равенне была воздвигнута по распоряжению короля остготов Теодориха в 490 г. и посвящена Христу Спасителю. Она примыкала к резиденции Теодориха и была предназначена для богослужений ариан. При Юстиниане базилика была освящена как церковь св. Мартина, епископа города Тура, крестившего короля франков Хлодвига. В середине IX в. в храм были перенесены мощи св. Аполлинария. Это трехнефное сооружение без трансепта с граненой апсидой, с широкими аркадами и большими окнами боковых нефов имело общие черты с постройками Фессалоники – свидетельство того, что оно было построено византийскими мастерами. Снаружи базилику украшали мраморные облицовки и рельефы. Предполагают, что на ее фасаде находилось мозаичное изображение Юстиниана, видимо, являвшегося патроном этой церкви. Впоследствии оно было перенесено в один из боковых приделов. В интерьере храма сохранились некоторые мозаичные композиции на боковых стенах, где они располагались тремя ярусами. В верхнем ярусе изображалось 26 сцен из жизни Христа (слева – «чудеса», справа – «страсти»), отделенных друг от друга пальмами райских садов. В средних ярусах – фигуры апостолов и пророков в простенках между окнами. В западных частях нижних ярусов – мозаичные изображения дворца Теодориха и гавани – Классе – с морем и парусными лодками. Из гавани, отделенной от города высокой стеной, за которой видны крыши равеннских храмов, выходят мученицы с мученическими венцами в руках. Они направляются к Богородице, сидящей на престоле с младенцем Христом на коленях. Между ней и мученицами – три волхва, подносящие Марии золото (символ царственности), мирту (символ бессмертия) и фимиам. Процессию мучеников (22 большеголовые приземистые фигуры), направляющихся к Христу на троне в окружении четырех архангелов, возглавляет Мартин Турский. Ученые установили, что первоначально вместо мучеников были изображены фигуры остготских придворных из свиты Теодориха. В алтаре – строгие и неподвижные фигуры Христа и Богоматери. Византийские мастера стремились создать общее впечатление, устранив из изображений все индивидуальное, чтобы не отвлекать молящихся от богослужения.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012