Беклин

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Беклин
Арнольд (1827 — 1901), швейц. живописец, неск. лет жил в Риме, совершал поездки в Неаполь и Помпеи, где изучал технику рим. настенной живописи. В картинах Б. ярко выражалось стремление оживить мифологич. фигуры античного мира с помощью совр. колорита и романтич. фантазии (например, «Пан в камышах», «Дафнис и Амариллис»; обе картины находятся в Мюнхене). Живопись Б. открыла нов. формы творч. восприятия и переложения греч. искусства.

Источник: Словарь античности. 1989

Беклин
, Арнольд (Bocklin, Arnold) 1827, Базель — 1901, Сан Доменико ди Фьезоле. Швейцарский живописец. Учился в дюссельдорфской Академии художеств у Ширмера. В 1848 посетил Францию, в конце 1840-х — Брюссель. В 1850—1857 жил в Риме, где сблизился с кружком Фейербаха. Работал также в Базеле (1857—1859), Мюнхене (1859—1860), Веймаре (1860—1862). В 1867—1877 жил во Флоренции, в 1886—1899 — в Цюрихе. Писал пейзажи, картины аллегорического содержания, портреты. В ранних работах — Римский пейзаж (1850-е, Гейдельберг, Художественный музей), Вилла у моря (1864—1865, Мюнхен, галерея Шака) проявилось увлечение культурой Италии, сформировавшееся под влиянием Ширмера, а затем Фейербаха. Романтизированные образы итальянской природы передают эмоциональные ощущения художника, рождая чувство одиночества и печали. Изображение в пейзажах фигуры Пана (Пан в камышах, 1856—1857; Пан, напуганный пастухом, 1860, оба — Мюнхен, галерея Шака) привносит многозначность и таинственность в пейзажи. В этом нашли выражение юношеские увлечения художника мифологией и классической поэзией, а также романтическое восприятие культуры Италии как некоего классического мифа, вобравшего в себя настоящее и прошлое. Полотна итальянского периода или созданные позднее по впечатлениям от поездок исполнены в темной колористической гамме, гладким мазком, компактно передающим объемы. Под влиянием Фейербаха Беклин обращается к написанию больших полотен, живописная манера его начинает тяготеть к работе крупными цветовыми пятнами, более декоративно-плоскостному построению композиции. В полотнах Юноша и девушка среди лугов (1866, Цюрих, Кунстхалле) и Весна любви (1868, Дармштадт, Музей земли Гессен) человеческие фигуры, не утратившие объемности, переданы компактными, темными силуэтами на фоне ярких пятен зелени луга и цветущего сада. Тема мифа о золотом веке как времени счастья, покоя, гармонии человеческого и природного бытия получит развитие и в произведениях 1870—1880-х (Летний день, 1881, Дрезден, Картинная галерея; Весенний гимн, 1888, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Как и многие произведения символистов, они тяготеют по цветовому и композиционному решению к панно. Неглубоко трактовано пространство и в полотнах Борьба кентавров (1873, Базель, Художественный музей), Тритон и нереида (1875, Берлин, Гос. музеи), Одиссей и Каллипсо (1883, Базель, Художественный музей), Морской штиль (1887, Берн, Художественный музей). Изображенные в морском или лесном пейзаже мифологические персонажи вносят в полотна художника некое трудно различимое единство натуры и вымысла. Ощущение таинственного предчувствия, свойственное живописи европейских символистов, рождает пейзаж Остров мертвых (1880, Базель, Художественный музей). Он исполнен в манере пленэрной живописи, характерной для работ 1850—1860-х. Объемно смотрятся очертания крон ветвистых деревьев пустынного острова вдали. На протяжении всей жизни Беклин создавал портреты. В темной колористической гамме, с сильной моделировкой фигур светотенью исполнены портреты 1860-х (Автопортрет, 1861, Базель, Художественный музей; Сын Арнольд, 1861, Люцерн, Художественная галерея; Ф. Ленбах, 1862, Вена, Галерея австрийской живописи; Фани Янаушек, 1861, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). В каждом образе выявлено эмоциональное начало, он приобретает характер импровизации, подчиненной видению художника. Более декоративны по цветовому решению и подчеркнуто срежиссированы портреты 1870-х (Автопортрет со скрипкой смерти, 1872; Автопортрет с бокалом, 1885, оба — Берлин, Нац. галерея). Беклин вошел в историю искусства XIX в. как крупнейший художник-символист, живопись которого оказала значительное влияние на многих мастеров.
Лит.: Николаева Н. Арнольд Беклин. М., 1913; Федотова Е. Беклин. М., 2001; Bryner-Bender V. Arnold Bocklin’s Stellung zum Portrait. Basel, 1952; Betthausen P. Arnold Bocklin. Dresden, 1975; Zendler H. Arnold Bocklins Totensee. Museum der Bildenden Kunste. Leipzig, 1987.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
6.02 мб

Произведения Арнольда Бёклина в творчестве Александра Бенуа

Завьялова Анна Евгеньевна
Впервые рассмотрен вопрос о влиянии произведений Арнольда Бёклина на творчество Александра Бенуа в символическом и мифологическом аспектах.

Найдено книг по теме — 1