БЕЛГОРОДСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС

Найдено 1 определение
БЕЛГОРОДСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС
любительских театров на соискание премии им. М.С. Щепкина. Фестиваль родился в начале 1990-х гг. Его учредители и организаторы: Управление культуры Белгородской обл.; Белгородский государственный центр народного творчества (БГЦНТ); региональное отделение Союза театральных деятелей России. По данным БГЦНТ, в клубных учреждениях области действует более пятисот театральных коллективов. Это очень разные образования: группы, собирающиеся по знаменательным датам, — исполнители сценок, интермедий, капустников; более или менее стабильно работающие коллективы, имеющие постоянных руководителей; наконец, 28 народных театров, творческая история которых насчитывает не одно десятилетие и во главе которых, как правило, стоят специалисты с режиссерским образованием (см.: Народные театры). К примеру, Прохоровский народный театр (звание присуждено в 1969 г.) был участником I Всесоюзного фестиваля народного творчества (1976–1977 гг.) со спектаклем по пьесе А. и П. Тур «Лунная соната» (диплом II степени). В репертуаре театра тех лет: «Платон Кречет» А. Корнейчука, «На бойком месте» А. Островского, «Трибунал» А. Макаенка, «Беда от нежного сердца» В. Сологуба. Имя М.С. Щепкина, родившегося в с. Красное (первоначально Курской губернии, а ныне Белгородской обл.), внимание областных организаций, призы и денежные премии, соревновательный дух, праздничная атмосфера — все это повысило статус фестиваля, проходившего ранее в режиме обычного отчетного смотра самодеятельности. Разумеется, и в высшем эшелоне любительского движения области есть свои лидеры и аутсайдеры, в коллективах происходят естественные спады и подъемы. Так, в приказе директора БГЦНТ об итогах областного фестиваля-конкурса 2002 г.отмечалось, что в конкурсе на протяжении десяти лет не принимали участия любительские театры Вейделевского, Грайворонского, Корочанского, Красненского, Краснояружского, Ракитянского, Ровеньского р-нов, а также любительские театры, имеющие звание «народный» Чернянского РДК, Скороднянского СДК Губкинского р-на, Незнамовского СДК Старооскольского р-на. В то же время в конкурсе 2002 г. впервые приняли участие театральные коллективы Беленихинского СДК Прохоровского р-на, Тавровского СДК Белгородского р-на, Борисовского РДК, Троицкого РДК Губкинского р-на. Каждый фестиваль подводил итоги работы театров за год. На фестивальную сцену попадали лучшие премьеры сезона (с 2002 г. периодичность фестиваля — раз в два года). Учитывая интересы коллективов, организаторы фестиваля-конкурса в 2004 г. передвинули сроки его проведения с осени на весну, что положительно сказалось на уровне выступлений, исключило необходимость спешных восстановительных работ после летнего перерыва, замен выбывших исполнителей и т.п. потерь, неизбежных в жизни любителей. Почти каждый фестиваль-конкурс выявляет новых победителей, причем не только из крупных центров, но и из сельской местности, не только из среды «народных», но и начинающих. В 1993 г. на первом фестивале-конкурсе победителем стал молодежный театр г. Белгорода со спектаклем «Самоубийца» Н. Эрдмана (реж. Петр Харлов). А уже в следующем году победу праздновал коллектив Алексеевского СДК Яковлевского р-на. Театр под руководством Лидии Хомченко представил «Пир во время чумы» А. Пушкина. Лауреатами становились также коллективы из Старого Оскола, пос. Октябрьский и др. В 1996 и 1997 гг. вперед выходили коллективы из г. Губкина. Сначала театр-студия «Катарсис» ДК строителей (спектакль «Золушка» Е. Шварца; реж. Евг. Кустов), затем народный театр «Гротеск» ДК горняков (спектакль «Мы идем смотреть “Чапаева”!..» О. Данилова; реж. Юрий Бежин). Отметим, что «Гротеск» еще дважды завоевывал первые призы: в 2000-м — с «Сократом» (композиция по произведениям С. Алешина), а в 2004-м — с «Марией Стюарт» Ф. Шиллера (Гран-при). Примечательно, что начиная с 2000 г. коллективы, имеющие звание «народный», стали именоваться «народные коллективы» — любительские театры, что более адекватно отражало их статус, не отделяло от коллективов, не уступавших театрам со званием. (Далее в тексте: «н. к.» — л. т.) В 2006 г. на тринадцатом областном фестивале-конкурсе любительских театров премию им. М.С. Щепкина оспаривали одиннадцать коллективов. Репертуар был разнолик, жанрово и стилистически разнороден. Если учесть прежние годы, а главное, оценить реальную театральную практику, вчитаться в сценический «текст», а не в литературный материал, становится ясно, в каких направлениях идет движение коллективов, на чем сосредоточена мысль постановщиков. Популярны драматурги, в том или ином ключе (лучше комедийном) отражающие житейские проблемы, семейно-бытовые отношения обитателей провинциальных городков, поселков, сел. Последний фестиваль открывался спектаклем С. Лобозерова «Семейный портрет с посторонним». События пьесы игрались взаправду, подробно, неторопливо. Декорации представляли собой копию трех-комнатной квартиры: с перегородками, дверями, занавесками, соответствующей мебелью и реквизитом. Режиссер Галина Ильинична Кондратьева — «ветеран педагогического труда и почетный житель Красногвардейского района» (так сказано в характеристике) — создала коллектив при Казацком СДК в 1970 г. и с тех пор им руководит. Программка спектакля сообщала о следующих профессиях актеров: учителя (трое), предприниматель, механизатор. Зав. постановочной частью Е.Ю. Травкин — преподаватель французского языка. Звание «народный» присвоено театру в 1995 г. В том же стиле, правда с большей актерской выразительностью и пониманием жанра, сыграна комедия Е. Унгарда «Аделаида» — «н. к.» — л. т. Ивнянского РДК, реж. Анна Клименко. Другая грань традиционного любительского театра — неистребимая потребность выйти за рамки привычного «образа жизни», норм и форм поведения, окунуться в сферу экзотических сюжетов. Отсюда «Кин IV» Г. Горина и «Цилиндр» Эдуардо де Филиппо, непритязательная комедия положений М. Мартнье «Любодорого». Нет сомнения, что названные постановки на своей сцене, у своего зрителя пользуются успехом. Актеры талантливы, внешне и по внутреннему дару соответствуют персонажам. Но фестивальная сцена обнаруживает не столько профессиональную, сколько психологическую неготовность любителей играть подобные произведения. Там, где профессиональные лицедеи не страшатся игры на грани телесного и душевного «обнажения», любители-провинциалы робеют перед экстравагантностью ситуаций, положенных в основу комедий, подобных «Цилиндру» и «Любо-дорого». Действие теряет остроту и пикантность, а вместе с тем и неожиданность поворота сюжета в финале, благодаря которому мы, зрители, должны «понять» героев (наши собственные человеческие слабости) и обрести равновесие. С наступлением нового века театр любителей все более уверенно и целенаправленно выступает как пропагандист и носитель традиционных ценностей, таких свойств российского менталитета, как чувство солидарности, надежды, веры в преобразующие возможности искусства. Сам театр воспринимается и ценится как мощная объединяющая сила, как общее коллективное действо, способное раскрыть творческий и духовный потенциал человека, лучшие стороны его натуры. Именно эти качества выдвинули на первые места два коллектива: «н. к.» — л. т. «Окно» Тавровского СДК Белгородского р-на (рук. Галина Еремеенкова) и «н. к.» — л. т. Алексеевского РДК (рук. Евгений Ливада), представивших спектакли по произведениям, созданным в советские времена, — повести Б. Васильева «Завтра была война» и драмы В. Балашова «Бабы». Казалось бы, чем может быть интересен для современного молодого человека спектакль по повести Б. Васильева, написанной в 1972 г., а событийно уходящей в отдаленное — предвоенное — время. Однако постановка Евгения Ливады и игра его актеров впечатляют многомерностью, важнейшим качеством серьезного искусства. Здесь точно схвачены знаки, символы, атмосфера, конфликты и события «того» времени, они же несут в себе вполне современные, актуальные для молодежной среды смыслы — переживание первой любви и первого предательства, осмысление основ, на которых строятся отношения с миром взрослых, родителями, домом, коллективом, страной; страстное желание жить и нежелание существовать, подчиняясь фетишам, а не чувству долга, товарищества, совести;готовность умереть, защищая не только родину, но и честь родного человека. И в какие-то моменты (вспомним финал) спектакль поднимался до обобщений вневременно го, архетипического уровня. О том же — сложном, драматичном формировании чувства солидарности, взаимопонимания, взаимоподдержки, возникающего между душевно и физически надломленными людьми, случайно войной собранными вместе в подвале разрушенного дома — спектакль «Бабы». Смыслы не новые. На каждом повороте российской истории двадцатого столетия они приобретали особые черты и связи с господствовавшими в обществе настроениями. В 20-е гг. искренняя вера в коммунистическую перспективу, братскую солидарность трудящихся вдохновляла искусство синеблузников и трамовцев (ТРАМ). В 1960–80-е гг. молодежные, студенческие театральные объединения сознательно противопоставляли себя советскому коллективизму, партийно-комсомольскому «демократическому централизму», бессмысленности насаждавшихся понятий «коллектив предприятия» (вуза, шахты, школы), «бригада (цех, завод) коммунистического труда». Именно в эти годы любительский театр «вспомнил» о студии как особой форме организации театрального объединения, стиле жизни и творчества (Студийное движение). С конца прошлого — начала нового века многие любительские театры осознанно и целенаправленно противопоставляют свое творчество идеологии индивидуализма, великодержавности, национализма, корпоративного квазиколлективизма, продажному искусству, когда-то прикрывавшемуся принципами «партийности» и «народности», а ныне откровенно обслуживающему «новых русских», финансово-олигархическую элиту. Театры, работающие по студийным принципам, — капля в море массовой культуры с ее мощным масс-медийным ресурсом. Однако заинтересованный, внимательный взгляд и добрая поддержка служителей культуры, не потерявших интереса к народному творчеству, сценическому искусству любителей (таковых немало среди работников Домов народного, Центров детского и юношеского творчества), помогают любителям преодолеть состояние внутренней эмиграции в стране дикого рынка и экспансии бюрократии, найти свою — пусть небольшую — нишу. В этом плане Белгородская обл. существенно отличается от многих регионов России. В очень сложное для низовой, провинциальной самодеятельной культуры время, культуры, не обремененной щедротами меценатов и спонсоров, в Белгороде произошло поистине выдающееся событие: Щепкинский фестиваль удвоился! Традиционный фестиваль-конкурс народных коллективов в 2006 г. предварял Первый международный фестиваль детского и юношеского театрального творчества «На свет Щепкинской звезды». Организаторы нового форума (Областное управление культуры, Белгородский государственный институт культуры с его кафедрой театрального творчества) таким образом более чем вдвое увеличили количество коллективов, показавших свое искусство на престижной сцене, перед глазами коллег и специалистов. Новый фестиваль — своевременный отклик на бурный рост, творческую инициативу и зрелость детских и юношеских коллективов (Детский и юношеский театр). Картина получилась крайне пестрая. Зато она отразила реальное состояние детского и юношеского театра в России, со всеми его художественными, стилевы-ми, педагогическими и прагматическими проблемами. По первому впечатлению вызывало недоумение обилие повторяющихся названий, не сходящих с детской и молодежной сцены. Однако это обстоятельство вполне закономерно. Ведь юные исполнители (да во многих случаях и постановщики) впервые встречаются с произведениями, к которым по праву относятся как к классике. Проблема в другом — в современной, актуальной трактовке и сценической реализации известных текстов, в их соотнесенности с внутренним миром современных молодых людей. «Тринадцатая звезда» Ольшанского в постановке студенческого театра БелГУ (реж. Петр Харлов), мюзикл «Новые приключения Колобка» — коллективный труд педагогов музыкального центра г. Белгорода, «Бемби» Ф. Залтена в постановке театра-студии «Окно» Тавровского СДК (реж. Галина Еремеенкова) — прекрасный итог совместной творческой работы профессионалов и любителей самых разных возрастов. В «Бемби» — наивном, мудром сказании-притче — основную смысловую нагрузку несли не столько слова, сколько пластика, жест, динамика, ритм общего движения группы исполнителей — от десятилетних Антона Божедарова (Бемби-малыш), Оли Кузнецовой (юная Фалина) и других до двадцатишестилетнего Дмитрия Батраченко (Вожак) и тридцатипятилетней Ольги Шмелевой (мать Бемби). «Окно» — характерное явление театральной организации нового времени. Состав театра для удобства занятий делится на три группы: младшая — от 9 до 12 лет (10 человек), средняя — от 15 до 17 лет (11 человек), старшая — от 18 до 60 лет (14 человек). К спектаклям привлекаются все возрасты по мере необходимости. Напомним, театр выступил на обоих фестивалях: с «Бемби» — на молодежном, с «Бабами» — на фестивале-конкурсе народных коллективов. Факт не случайный. Это символ органичной связи двух белгородских фестивалей. Даже при скромном «международном» пополнении программы нового, только что родившегося фестиваля (два коллектива из Украины и Латвийской Республики) гости обогатили представление о сценических формах и возможностях детского театра. Латвийский театр представил молодежную версию брехтовской «Трехгрошовой оперы». Коллектив из Харькова показал красочное поэтическое представление «Дикий» (инсценировка В. Синакевича по сказке Андерсена «Гадкий утенок»). Еще один «иностранец» — театр-студия «Синий краб» из Нижнего Новгорода — показал удивительно свежий, темпераментный, остроумный и одновременно «задевающий за живое», проникновенный спектакль «Бременские музыканты, или Свободу детям». Название спектакля передает его программу — утверждение театра как ни с чем не сравнимой стихии игрового молодежного общения — импровизационного, заводного, «прикольного» и в то же время открытого для выражения самых потаенных, идеальных, благородных чувств и поступков. «Свободу детям!» — это и освобождение от омертвевших догм воспитания, и свобода в обращении с набившим оскомину сюжетом, который можно повернуть неожиданным образом, это освобождение от детского эгоцентризма. Это и возможность свободной самоорганизации, которая в конце концов и приводит героев к счастливому воссоединению. Завершая этим спектаклем Первый международный фестиваль детского и юношеского театрального творчества «На свет Щепкинской звезды», его организаторы вольно или невольно заявили о своих приоритетах, о вере в успех начатого предприятия. (А. Ш.)Лит: Истомина О. Да здравствует искусство Мельпомены и Талии! // Белгородские известия. 2004. 27 марта; Шульпин А. Здесь Щепкин начинал любителем // Клуб. 2006. № 8; Он же. На свет Щепкинской звезды // Клуб. 2006. № 9.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010