Бенуа Альберт Николаевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Бенуа Альберт Николаевич

Бенуа (Альберт Николаевич) - академик акварельной живописи (1884) и преподаватель ее в Академии Художеств (с 1885), сын профессора архитектуры Н.Л. Бенуа , родился в 1852 году; воспитывался в 5-й петербургской гимназии, по окончании которой в 1871 году поступил в Академию Художеств по классу архитектуры, откуда и вышел в 1877-м со званием художника 1-й степени. С тех пор Бенуа посвятил себя всецело занятиям акварельной живописью, причем пользовался советами и указаниями профессора Л.О. Премацци . Несомненное дарование, сказавшееся в представленных Бенуа 29 акварелях с натуры (к годичному экзамену 1883 г.), побудили совет академии ходатайствовать о Высочайшем соизволении на отправку Бенуа на 2 года за границу для усовершенствования в акварельной живописи. Побывав в Италии, Франции и Испании, Бенуа в 1885 г. возвратился в С.-Петербург и представил совету академии 19 акварелей, исполненных на южном берегу Франции (Болье и Вилефранш) и в Сан-Ремо (Северная Италия), что доставило Бенуа звание преподавателя акварельной живописи в классах академии. Произведения Бенуа часто появляются на выставках общества русских акварелистов, которого он учредитель и энергичный деятель.

Источник: Биографический словарь. 2008

Бенуа, Альберт Николаевич

Бенуа Альберт Николаевич


— академик акварельной живописи (1884) и преподаватель ее в Академии художеств (с 1885); сын профессора архитектуры Н. Л. Бенуа (см.), родился в 1852 году; воспитывался в 5-й петербургской гимназии, по окончании которой в 1871 году поступил в Академию художеств по классу архитектуры, откуда и вышел в 1877 со званием художника 1-й степени. С тех пор Б. посвятил себя всецело занятиям акварельной живописью, причем пользовался советами и указаниями профессора Л. О. Премацци. Несомненное дарование, сказавшееся в представленных Б. 29 акварелях с натуры (к годичному экзамену 1883 г.), побудило совет академии ходатайствовать о высочайшем соизволении на отправку Б. на 2 года за границу для усовершенствования в акварельной живописи. Побывав в Италии, Франции и Испании, Б. в 1685 г. возвратился в С.-Петербург и представил совету академии 19 акварелей, исполненных на южном берегу Франции (Болье и Вилефранш) и в Сан-Ремо (Северная Италия), что доставило Б. звание преподавателя акварельной живописи в классах академии. Произведения Б. часто появляются на выставках общества русских акварелистов, которого он учредитель и энергичный деятель.


Его жена Мария Карловна — талантливая пианистка. Музыкальное образование получила в Петербургской консерватории, фортепианную игру изучала под руководством профессора Лешетицкого, у которого в 1877 г. блестяще окончила курс, удостоившись за прекрасную игру малой золотой медали. По выходе из консерватории Б. неоднократно и с успехом выступала в различных концертах в симфонических квартетных и камерных собраниях.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БЕНУА Альберт Николаевич
26(14).03.1852 (С.-Петербург)- 16.05.1936 (Фонтсне-о-Роз, близ Парижа). Акварелист и архитектор. Старший сын академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, брат архитектора Леонтия Бенуа (1856-1928) и художника Апександра Н. Бенуа. Получил домашнее художественное и музыкальное образование, был отличным пианистом-импровизатором. Окончив 5-ю С.-Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение АХ. Одновременно занимался акварелью под руководством Л. О. Премацци и К. О. Хиса, испытал влияние акварелиста Вилье де Лиль-Адана. В годы учебы получил несколько серебряных и 2 золотые медали за акварели и архитектурные проекты. В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степе137 ни за проект «Вокзал в парке близ столицы». В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи. Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов —дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875-76). За успехи в акварельной живописи был награжден Советом АХ заграничным пенсионерством, в течение 1884 посетил Италию, Тунис, Париж и Лондон. По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей. В 1885-94 состоял преподавателем АХ по классу акварельной живописи, в 1893 был избран действительным членом Академии, в феврале 1894 - членом Совета АХ. В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра 111 (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. С 1897 - инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее - Министерства торговли и промышленности). В 1880-1910-е в многочисленных поездках исполнил пейзажи побережья Финского залива, Кавказа, Крыма, Поволжья, Северной Африки, Средиземноморья, Сибири. Маньчжурии, Китая, Японии и Кореи, пейзажи Венеции, Палермо, Парижа, Лондона, Каира, Константинополя, Капри, Самарканда и Бухары. Создал большую серию видов Петербурга и его пригородов. Неоднократно сопровождал императора Александра III в летних путешествиях на яхте по финским шхерам (1887, 1888, 1890, 1894). Участвовал в большинстве петербургских акварельных и архитектурных выставок, которые благодаря его усилиям стали заметным явлением в русской художественной жизни. Много выставлялся за границей. С 1880 входил в Кружок русских акварелистов, в 1887 стал членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов, с 1897 - его почетный член. Провел персональные выставки в Петербурге (1903, 1909 и 1915) и Киеве (1904, 1909). Каталоги выставок были изданы в виде цветных альбомов. Работы репродуцировались в столичных журналах. В 1918 был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности. Участвовал в создании Музея природы в бывшем замке графа Стенбок-Фермора в Лахте. В 1920 побывал в северной экспедиции Петроградского геологического института, исполнив пейзажи побережья Баренцева моря и Новой Земли. В 1921 провел в Доме искусств выставку акварелей (76 работ), написанных во время экспедиции. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919) и других выставках. В 1924 по вызову старшей дочери Марии выехал в Париж. В последние годы изза болезни ног был прикован к постели и находился под опекой дочери и зятя композитора Н. Н. Черепнина. В 1928-30 провел три персональные выставки в галереях G. Petit и W. Hirshman. Участвовал в выставках русского искусства в Белграде (1930) и Париже (La Renaissance, 1932). Умер в пансионате для больных. Представлен в ГРМ, ГТГ и многих музеях России.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999