БЕРНШТАМ Леопольд-Бернгард

Найдено 1 определение
БЕРНШТАМ Леопольд-Бернгард
(Леопольд Адольфович, Лейб-Бер Абрамович) 2.05(20.04). 1859 (Рига) - 22.01.1939 (Ментона, Франция). Скульптор. Пятый сын купца 2-й гильдии. Рано потерял мать, воспитывался под присмотром старших братьев. Детство провел в Риге, где окончил начальную школу. В 1872 переехал с семьей в Петербург. Работал подмастерьем у художника вывесок и для заработка рисовал портреты по фотографиям. В 15 лет познакомился с известным скульптором Д. И. Иенсоном, поселился в его доме и стал брать уроки - сначала частным образом, затем в Рисовальной школе ОПХ, которую окончил в 1877 с серебряной медалью. В 1877-83 был вольнослушателем на скульптурном отделении АХ. Получил малые серебряные (1878, 1880) и большую серебряную (1881 - за бюсты Ф. М. Достоевского и А. Я. Красовского) медали. В начале 1880-х создал около 30 скульптурных портретов деятелей русской культуры: литераторов П. Д. Боборыкина, В. П. Буренина, И. А. Гончарова, Д. В. Григоровича, М. Н. Каткова, Д. Д. Минаева, В. И. Немировича-Данченко, Я. П. Полонского, художников И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, К. Е. Маковского и др. Бюст М. Е. Салтыкова-Щедрина был позже установлен на могиле писателя на Литераторских мостках, бюст книгоиздателя М. О. Вольфа - на Смоленском лютеранском кладбище. Исполнил также бюсты Д. И. Фонвизина, А. С. Пушкина и А. Н. Островского для фойе Александринского театра, бюст А. Г. Рубинштейна для фойе Консерватории (в 1902 был заменен большой фигурой, выполненной им по заказу вел. кн. Константина Константиновича), два монументальных бюста Александра П для Полтавы и Житомира и большой мраморный барельеф принца Петра Ольденбургского для Екатерининского института. В начале 1881 при посредничестве Д. В. Григоровича договорился о портретировании Ф. М. Достоевского, однако этому помешала смерть писателя. Исполнил посмертную маску Ф. М. Достоевского, затем изготовил по ней бюст, который был приобретен П. М. Третьяковым. В 1880-85 участвовал в академических выставках и в художественном отделе Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882). Входил в Общество выставок художественных произведений. В 1884 поехал в Рим и Флоренцию. Около года учился в мастерской А. Ривальти. Скульптуры «Неаполитанский рыбак», «Голова монаха», «Давид», показанные на римских выставках, получили положительные оценки критиков. Вернувшись в Петербург, познакомился с художником М. А. Зичи, который принял участие в его судьбе и посоветовал ехать для дальнейшей учебы в Париж. С 1885 жил в основном во Франции и приезжал в Россию только для исполнения скульптурных заказов. В Париже учился у М.-Л. Мерсье (1885). С 1887 ежегодно участвовал в салоне Общества французских художников. В 1890 провел в галерее G. Petit персональную выставку, показав коллекцию типов иностранных посетителей парижской Международной выставки. В дальнейшем создал более двухсот бюстов европейских деятелей искусства, литературы, науки и политики (литераторы П. Дерулед, М. Нордау, Ф. Коппе, Ж. Ришпен, В. Сарду, Э. Золя, Э. Ростан, Ж. Клареси и В. Бласко Ибаньес, художники Э. Детайль, О. Карлюс-Дюран, JI. Бонна, П. Пюви де Шаванн и О. Роден, композиторы Ц. Кюи, Ж. Массне, Ф. Лист и К. Сен-Санс, актеры Ж. Муне-Сюлли, Сара Бернар и Жанна Самари, посол А. И. Нелидов, ip. С. Ю. Витте, министр Л. Буржуа, президенты М.-Ф. Карно и Ф. Фор, папа римский Лев XIII). Многие работы были приобретены для музеев и общественных зданий. Бюст химика П.-М. Вертело установлен в Музее города Парижа, композитора А. Тома - в Музее оперы, композитора Г. Берлиоза - на террасе казино в Монте-Карло, историка Э. Ренана - в Национальном музее в Риме и в Версальском музее, писателя Г. Флобера - в городском музее Руана, поясной портрет скульптора Ж.-Л. Жерома - в Люксембургском музее Парижа, бюст поэта и драматурга Э. Пейерона - в парке Монсо в Париже. Исполнял миниатюрные медальоны и барельефы, настольные портреты и статуэтки, в частности, несколько вариантов фигур А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Часто обращался к античным и библейским сюжетам. В 1894 скульптурная группа «Христос и грешница» была приобретена императором Александром III для Русского музея. В 1896 был принят в Царском Селе для портретирования царской семьи; исполнил портреты императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, которые использовались для тиражирования официальных изображений царской четы, портреты великих князей, бюсты Александра II и Александра III. Позже создал конкурсный проект памятника Александру II в Петербурге (1911, совм. с А. Жильбером), памятник Александру III (1913, предназначался для Михайловской площади в Петербурге) и памятник царю Михаилу Федоровичу (1913, в честь 300-летия Дома Романовых). Особую известность принесли ему памятники Петру I. В 1900 скульптура «Петр I целует инфанта Людовика XV» была установлена в Петергофском парке. В 1909 памятники «Петр I спасает утопающих в Л ах те в 1724» и «Петр I обучается в городе Саардаме, в Голландии, корабельному делу в 1697» («Царь-плотник») были подарены Николаем П Петербургу и воздвигнуты на гранитных постаментах у здания Адмиралтейства (открыты соответственно в 1909 и 1910; сняты по решению Коллегии Наркомпроса в 1918). Копия памятника «Царь-плотник» была подарена Николаем П городу Саардаму (Зондаму) и воздвигнута на площади Домплейн; в 1912 уменьшенную копию установили в Летнем саду (снята в 1930). Исполнил памятники Петру I для Полтавы (установлен в 1909 в честь 200-летия Полтавской битвы), Ревеля (ныне Таллин) и Выборга (установлены в 1910 в ознаменование 200-летия присоединения этих городов к России). В 1911 создал памятник А. С. Пушкину для Царского Села (установлен в 1937 около Египетских ворот, при въезде в город Пушкин). Последней работой для России стал бюст императора Александра III, установленный в 1914 перед Русским музеем. В 1890-1910-е выставлял работы во многих городах Европы и входил в жюри европейских выставок. Был главным художником Музея восковых фигур А. Гревена. В 1891 стал кавалером, в 1897 - офицером, в 1908 - командором ордена Почет147 ного легиона. Награжден российскими орденами св. Анны (1908) и св. Владимира (1911). После 1914 в Россию не возвращался и продолжал работать в своей парижской мастерской на улице Ложье, 44. Последние годы провел на вилле Mouttes в Ментоне. В 1921 работы были показаны на выставке «Художники Императорской Академии художеств Петрограда» в галерее Magellan в Париже. В начале 1920-х подарил Версальскому музею коллекцию гипсовых слепков с бюстов знаменитых людей России и Франции. Более 120 произведений, атрибутированных при участии его сына - журналиста Сержа Бернштама,- хранится в музее Ментоны. В 1996 копия саардамского памятника «Царь-плотник» была подарена городу Петербургу Королевством Нидерланды и установлена на Адмиралтейской набережной.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999