БЛАГОДАТЬ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЛАГОДАТЬ
гора на восточном склоне Среднего Урала, в Свердловской обл. Высота (до начала разработки) 364 м. Добыча железной руды (с 1735).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Благодать
в богословском смысле благой Божий дар, подаваемый человеку тайно и только по Божьей милости. В некоторых случаях благодать означает влияние Бога на человека и его последствия для человеческой души и сердца.

Источник: Православная энциклопедия.

БЛАГОДАТЬ
1. Особая божественная сила, посылаемая человеку свыше для спасения души. 2. Любовь, милость, благодеяние, благотворение. Благодатный, прил – дающий благо, приносящий изобилие, счастливый, благополучный, изобильный.

Источник: Основы православной культуры. 2011

БЛАГОДАТЬ
1Тим 1:2). В богословском смысле это слово обыкновенно означает благий дар Божий, подаваемый человеку туне, единственно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека; иногда же оно означает Божественное влияние и последствия оного для человеческого сердца.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

благодать
особый, благой дар Божий; дар будущий, но обретаемый теперь верою; дар, явившийся во Христе Иисусе (Ин 1.17). Благодать есть синоним Слова (Пс 44.3; Ин 1.14; Деян 14.3), благословения Божия (Зах 4.7), благовестия (Деян 11.23; 13.43), пророчества (Евр 2.9), веры (Евр 13.9), славы Божией (Еф 1.6). Благодать часто ошибочно трактуется, как нечто благоприятное (благодатное), данное в настоящей, текущей жизни (на Урале даже есть гора Благодать, сложенная сплошь из железной руды). Выражение «под благодатью» (Рим 6.15) имеет смысл: под благовестием, под Евангелием, под Новым Заветом. В Еф 3.8; 4.7 сказано: «благодать дана», но это надо понимать так же, как слова «посажены на небесах» в Еф 2.6 (ср. Рим 8.24). В Пс 83.12; Пр 8.35; 18.22; 2Кор 1.15 и др. словом «благодать» ошибочно переведены такие понятия, как «благо», «выгода», «радость», «милость». А в 1Пет 1.13 в оригинале записано: «на благодать, которая откроется вам в явление Иисуса Христа» (см. Деян 15.11; 1Пет 5.1, ср. ст. 12; Еф 2.7; Евр 4.16).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Благодать
воздействие на людей Духа Святого. В качестве особой Божественной силы, ниспосылаемой человеку свыше для преодоления внутренне присущих ему несовершенства и греховности, Б. – необходимое условие всякого подлинного усовершенствования и спасения человеческой личности. На православном Востоке Б. изначально была понята как духовная энергия, действующая глубоко сокровенным, личностным образом. Если Католическая Церковь придерживается концепции сотворенной (тварной) Б., находящейся вне Бога и подаваемой человеку внешним образом, как прощение или амнистия, то православие учит о Б. как о прямом соприкосновении человеческой души с миром Божественным. Не всякому дано снискать Б. Но на высших ступенях духовного развития человека схождение Б. проявляется как полное обновление и преображение, сопровождающееся излиянием Фаворского света. В предании Православной Церкви пост, молитва, благие дела – всего лишь вероятные средства достижения Б., ибо подлинная цель христ. жизни видится как стяжание Святого Духа. Православие подчеркивает, что Б. не есть награда за нравственные заслуги человека и является всецело свободным даром Бога, не обусловленным человеческими усилиями. Руководствуясь принципом сочетания (синергии) Б. с человеческой свободой, святые отцы учат, что Б. не подавляет и не подчиняет свободной воли человеческой личности, но обогащает и укрепляет ее высшей духовной энергией, способствуя раскрытию присущих человеку индивидуальных дарований и тому, что он свободно отрекается от всего, препятствующего согласию его жизни с волей Божией. Б. изливается постоянно через таинства Церкви, которые даны ей как знак пребывания в ней Святого Духа. В каждом таинстве подается особый благодатный дар, а посредством всех таинств духовно преображается вся жизнь человека.

Источник: Краткий православный словарь.

БЛАГОДАТЬ
(греч. «харизма») – употребляется в Священном Писании в двух основных значениях: 1. Свойство Божие, проявляющееся в отношении к падшему человеку в даровании ему спасения; 2. Сила Божия, которой совершается спасение человека. Kак свойство Божие благодать от вечности принадлежит Богу и от вечности существовала в Боге, как предопределение или благоволение о спасении (см. 2 Тим. 1, 9; Еф. 1, 4, 6; Рим. 3, 29-30). Действие ее началось с самого грехопадения, выразившись в даровании обетования искупления, и проявлялось во всей ветхозаветной истории как любовь к падшему человеку. Действие благодати сказывается и в том, что Бог слышит молитву взывающих к Нему, прощает кающегося грешника и дарует ему жизнь (см. Исх. 32, 12; 34, 7; Пс. 31, 5, 10). В Новом Завете благодать представляется как милость Божия в отношении к грешнику, в силу которой Бог дарует ему прощение грехов и вечную жизнь (см. Еф. 1, 5; Тит. 3, 4). Существенный признак благодати как свойства Божия – то, что она изливается на человека независимо от каких-либо заслуг со стороны человека (см. 2 Тим. 1, 9). Полнейшее свое проявление благодать имеет в искуплении, совершенном Иисусом Христом (см. 1 Пет. 1, 13). Со всей полнотой благодать как сила Божия, возрождающая человека, раскрывается в Новом Завете. Здесь она является как божественная сила, обитающая в человеке и действующая в нем настолько могущественно, что в состоянии сделать несравненно больше, чем можем мы сами желать (см. 1 Kор. 15, 10). Ею совершается весь земной подвиг человека; она сообщает познание Бога и дарует все, необходимое для жизни и благочестия. Т.е. она начинает и завершает наше спасение. Благодать даруется независимо от заслуг человека, по вере в Иисуса Христа (см. Гал. 3, 5). Но непременным условием спасения являются покаяние и вера, зависящие от свободной воли человека.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
438.73 кб

«Благодать видимо там присутствует»: Оптина Пустынь в судьбе Н. В. Гоголя

Воропаев В.А.
Поездки в Оптину Пустынь и знакомства с насельниками монастыря оставили глубокий след в душе Н. В. Гоголя: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное» (из письма к графу А. П.
Читать PDF
0.00 байт

Поэзия - "святая благодать. . . "

Маслова Валентина Авраамовна
В статье анализируется интерпретация как один из путей изучения поэзии.
Читать PDF
303.59 кб

Павел, Закон, благодать и …«дешевая благодать» Исследование Послания Римлянам на предмет обвинений,

Владимир Лебедев
В своем служении Павел столкнулся с критикой авторитетных на тот день людей, которые могли обвинять его в злоупотреблении Божьей благодати.
Читать PDF
954.95 кб

Монахини из энгельталя, книжица о непосильном бремени благодати (избранные жития)

Эбнер Кристина
Читать PDF
2.04 мб

Учение о благодати Божией

А. Л. Катанский
Читать PDF
1.91 мб

Учение о благодати Божией

А. Л. Катанский
Читать PDF
1.41 мб

Учение о благодати Божией

А. Л. Катанский
Читать PDF
319.76 кб

Сын Божий по естеству и сыны Божии по благодати (послание к евреям II, 12 и 13)

Е. А. Воронцов
Читать PDF
158.57 кб

Зарождение идеи древнерусской государственности в «Слове о Законе и Благодати» Илариона

Герасимова Е.А.
Читать PDF
146.76 кб

Темы и идеи «Слова о законе и благодати» в истории отечественной культуры

Сокурова Ольга Борисовна
Читать PDF
276.42 кб

«Слово о Законе и благодати»: стратегические идеи и система образов

Сокурова Ольга Борисовна
В статье исследуется первое «Слово» русской литературы: его композиция, идейно-образное единство, система бинарных оппозиций, диалектика авторской мысли.
Читать PDF
1.68 мб

Категории Закона и Благодати в художественном мире М. Ю. Лермонтова the categories of law and Grace

Есаулов Иван Андреевич
В статье обосновывается необходимость нового понимания произведений Лермонтова на основе тех категорий русской филологии, которые возникли в последние десятилетия.
Читать PDF
0.00 байт

Ал. Лаврецкий. Взыскующий благодати (Ф. И. Тютчев: поэт и поэзия)

Сапов В.В.
Читать PDF
2.60 мб

Учение о благодати Божией

А. Л. Катанский
Читать PDF
1.76 мб

Учение о благодати Божией

А. Л. Катанский

Похожие термины:

  • СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ

    литературное произведение XI в., написанное киевским митрополитом Иларионом, в котором он возвышал Русь и прославлял ее правителей.
  • БЛАГОДАТНАЯ МАРИЯ

    Молитвенное обращение к Божией Матери. Благодатная, прил – дающая благо, благодать, добро, радость.
  • БЛАГОДАТНОГО ПОЛУМЕСЯЦА ПЛАН

    проект объединения под эгидой династии Хашимитов в союз или единое гос-во Ирака, Сирии и Трансиордании (Иордании); был выдвинут премьер-министром Ирака Нури-Саидом в 1943; по существу являлся одним и
  • БЛАГОДАТНОЕ НЕБО

    чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Принесена в Москву вел. кн. Софьей Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Димитриевича. Стояла в Архангельском соборе, с левой стороны Царских врат. Празднуе
  • Благодатное паломничество

    Благодатное паломничество" (Pilgrimage of Grace), восстания в сев. графствах Англии в 1536- 1537 гг. Самым крупным восстанием руководил адвокат Роберт Эск. На короткое время ему удалось объединить представителе
  • Благодатов, Иван Силыч

    штаб-лекарь 1827 г.; † 27 авг. 1862 г.; писал о холере в Оренб. губ. 1830 г. {Половцов}
  • Нерсес Благодатный

    Нерсес Благодатный (Шноргали) или Клаэнский - выдающийся деятель армянской церкви (около 1098 - 1173). Был патриархом всей Армении. Написал много произведений как духовных, так и исторических, в стихотв
  • Благодатный полумесяц

    Благодатный полумесяц" ("Плодородный полумесяц") (Fertile Crescent), сравнительно хорошо орошаемые земли, простирающиеся от побережья Персидского зал. вверх по течению Тигра и Евфрата до Сев. Сирии и на Ю. ч
  • БЛАГОДАТОВ Алексей Васильевич

    (6.1.1893–3.1987), воен. деятель, комбриг (17.2.1936), ген.?л. (19.4.1945). Окончил кадетский корпус (1910), Константиновское арт. уч?ще (1913). Участник 1?й мир. войны, в авг. 1914 взят в плен; поручик. В окт. 1918 вернулся из плена
  • Благодатов, Иван Алексеевич

    — врач; ум. 27 августа 1852 г. в Бузулуке. Он учился в московском университете, в 1822 г. окончил курс со званием лекаря 2-го отдел., в 1823 г. поступил на службу в 1-й Тептярский казачий полк, в 1827 г. стал штаб-ле