БЛАЗИС Александр Наполеонович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЛАЗИС Александр Наполеонович
(16 февр. 1894, Понсвеж Ковенской губ. - 1963, Кливленд) — скульптор. Род. в семье полковника Императорской армии. Учился в Ярославской военной школе и коммерч. уч-щс. В 1913-17 занимался в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Был учеником С. Т. Коненкова. В 1918 организовал и возглавил коллектив скульпторов «Монолит» для участия в программе монументальной пропаганды. Выехал в Литву, откуда в 1922 эмигрировал в США. Работал в Нью-Йорке, Детройте и Кливленде.
Построил в Кливленде мастерскую. Был проф. Академии художеств. Осуществил несколько монументальных проектов в Еврейском саду Рокфеллеровского парка, создал памятник Дж. Хантингтону, скульптуры для пресвитерианской церкви Согласия, группу «Город, заковывающий в кандалы Природу».
Лит. Лейкинд О.Л., Махров К. В., Северюхин Д.Я. Худ. Рус. зарубежья. С. 157-158.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

БЛАЗИС Александр Наполеонович
16.02.1894 (Поневеж Ковенской губ., ныне Паневежис, Литва) 1963 (Кливленд, шт. Огайо, США). Скульптор. Сын полковника русской армии. Учился в Ярославской военной школе и коммерческом училище. В 1913-17 занимался в МУЖВЗ у С. М. Волнухина, в 1917—18 — у С. Т. Коненкова. На 38-й выставке картин учащихся МУЖВЗ (1916/17) показал скульптуры «Руслан и Черномор», «Мысль» («Портрет Леонида Андреева»), «Дон Кихот» и др. В 1918 организовал и возглавил коллектив скульпторов «Монолит» для участия в программе монументальной пропаганды. Исполнил закладной камень-колонну Дома народов в саду Эрмитаж в Москве (установлен в октябре 1918), гипсовый памятник поэту И. С. Никитину для сквера у Китайгородской стены (был установлен в октябре 1918, затем возвращен в мастерскую для перевода в красную медь; замысел не осуществился из-за отъезда скульптора), проект памятника К. Марксу для Берсеньевской набережной (1919). Получил 1-ю премию на конкурсе проектов монумента «Освобожденный труд» у храма Христа Спасителя, на месте снесенного памятника Александру 1П. Торжественная закладка монумента состоялась 1 мая 1920 в присутствии В. И. Ленина и А. В. Луначарского. В 1919 участвовал в 1-й выставке Московского хранилища произведений искусства и выставке Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности. В 1920, как литовец, получил разрешение на выезд из РСФСР. Недолго пробыл в Литве, затем два года провел в Париже. В июле 1922 поселился в США. Работал в Нью-Йорке и Детройте, позже обосновался в Кливленде, шт. Огайо, где построил мастерскую. В 1920-30-е был профессором Кливлендской АХ. Осуществил несколько монументальных проектов: скульптурный мемориал (три рельефные плиты), посвященный Маймониду, Мендельсону и Ахад-Гааму в Еврейском саду Рокфеллеровского парка, памятник Дж. Хантингтону, скульптуры для пресвитерианской церкви Согласия, символическую группу «Город, заковывающий в кандалы Природу » у входа в Кливлендский художественный музей. Занимался керамикой и мелкой пластикой. Получал 1-е призы Кливлендского художественного музея за скульптуру (1926, 1927 и 1928) и за керамику (1927 и 1933). Работы воспроизводились в американских и французских журналах.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999