Блейк, Уильям

Найдено 1 определение
Блейк, Уильям
Blake, William) 1757, Лондон — 1827, Лондон. Английский художник, мыслитель и поэт, один из ранних мастеров романтизма. Родился в семье мелкого торговца. С десяти лет начал обучение в рисовальной школе Г. Парса в Лондоне, которое продолжил в 1771 в мастерской гравера Дж. Безайра, изготовлявшего по заказам Археологического и Антикварного обществ таблицы для изданий древностей, привлекая к работе учеников. Блейк делал зарисовки скульптур английских церквей, много работал в Вестминстерском аббатстве. Это занятие пробудило в нем интерес к готике. Он понял, что нельзя говорить о Средневековье как о "темных веках", ибо в национальном наследии все эпохи равны. Впоследствии этот тезис стал важным аргументом в его спорах с оппонентами, особенно с президентом Королевской академии художеств Рейнолдсом, отношения с которым не сложились с ученических времен, когда в 1779 Блейк поступил в школу Академии. Художественные принципы молодого мастера пришли в противоречие с живописной традицией, господствовавшей там. Опыт гравера и страсть к Средним векам способствовали формированию стилистических особенностей его искусства, основанных на выразительности контура, подчеркнутой линеарности, удлиненности пропорций. Большое влияние на художника оказали Дж. Флаксмен, Фюсли и Дж. Барри, а из старых мастеров — Микеланджело. Блейк не писал с натуры, рано обнаружив склонность к фантазии и визионерству. Свои сюжеты черпал главным образом из Библии, Шекспира, Вергилия, Мильтона, Данте, а также из собственных сочинений. В сфере политики поддерживал радикальные идеи и движения, но после эпохи террора в годы Французской революции потерял к ним интерес. В вопросах религии был близок теософии Э. Сведенборга, критически относясь к официальной церкви. Ок. 1787 мастер начал работать над изданием собственных поэм. Обратившись к опыту средневековых миниатюристов, он выработал метод оформления печатных книг, в котором рукописный текст и иллюстрации гравировались вместе, а затем раскрашивались от руки, представляя собой единое художественное целое. Ранние книги — Песни невинности (1789), Песни опыта (1794) — содержат полные непосредственности лирические образы. Отдельные листы выполнены со множеством полужанровых деталей. Однако уже здесь отсутствует реально трактованное пространство, все фигуры и сцены подчинены логике декорации листа. С 1789 Блейк приступил к серии нерифмованных поэм, объединенных названием Пророческие книги. Среди них — такие известные, как Бракосочетание Неба и Ада (ок. 1790—1793), Книга Уризена (1794), Книга Лоса (1795). Грандиозность идей, способность мыслить в масштабах Универсума привели Блейка к созданию собственной мифологии. Элементы его мифотворчества восходят как к христианской, так и языческой традиции. Его персонажи — это символы Счастья, Знания, Любви и новые боги: Лос — Воображение, Лувах — Страсть, Теотормон — Слабость и Сомнение, наконец, Уризен, близкий по смыслу к Иегове, олицетворяет одновременно и всемогущего Бога, и порабощенного Человека. В этой диалектике Блейк прозревает единство одухотворенной природы, высшим воплощением которой является обожествленный Человек. Удивительным образом мастер сочетает в своих произведениях порой наивное простодушие деталей и отдельных персонажей, которые сродни чистым образам народного искусства, и оригинальное философское содержание, фантастичность и напряженный спиритуализм. В 1793 художник переехал в Ламбет, где начался период, отмеченный пессимизмом и разочарованием. В том же году он выпустил поэму Америка. Ок. 1795 вышли две подцвеченные гравюры: Элохим, создающий Адама (Макбет, I, 7) и Дом смерти (Потерянный рай, XI, 477—493), в которых он переосмысливает тексты Шекспира и Мильтона в соответствии со своими идеями. С 1799 по 1805 Блейк написал 37 темперных композиций и около 100 акварелей на библейские темы для Т. Батта, единственного в то время своего покровителя. После возвращения из Фелфама (Сассекс), где он провел три года (1800—1803), приступил к поэме Мильтон, попутно работая над акварелями на темы произведений поэта. С 1804 по 1820 пишет и иллюстрирует самую большую свою поэму Иерусалим. Ок. 1818—1820 создал серию акварелей к Книге Иова (гравированы в 1823— 1825), в которой все сильнее начинает звучать тема прощения. В 1821 сделал прелестные иллюстрации к Пасторалям Вергилия. Наконец, ок. 1824 приступил к работе над Божественной комедией Данте, которую так и не успел закончить. В 1809 в Лондоне состоялась персональная выставка мастера. Сопровождавший ее Описательный каталог, наряду с замечаниями Блейка к Речам Рейнолдса, является главным источником, где изложены эстетические взгляды художника. Наследие мастера при всей близости романтизму не укладывается полностью в строгие рамки определенного направления или стиля. Его композициям присуща непостижимая диалектика мощи и безволия формы. Текучая материя словно возникает и растворяется на глазах у зрителя. В телесных образах нагих и задрапированных фигур, с крупно, по-микеланджеловски моделированной мускулатурой, но как бы лишенных костяка, увлекаемых в некий вселенский водоворот, воплощена идея рождения и смерти как постижение высших сокровенных тайн мироздания. Трепетная, порой напоминающая язык пламени линия контура; нежный, прозрачный, лишенный темных теней колорит, еще более смягченный отказом от черного цвета рисунка в пользу синего, коричневого и пурпурного; замена реального пространства некой универсальной средой, которая не подчиняется законам линейной перспективы, — все эти особенности стиля художника воплощают изобразительными средствами образную и философскую сущность его загадочной поэзии. Блейк многое предвосхитил в истории не только английского искусства. Однако для современников он был слишком своеобычен. Известность его гений начал приобретать лишь с конца 1840-х. Его "открыли" прерафаэлиты, затем ему отдали дань символисты, наконец, широкое признание пришло в XX в. Последние годы жизни одиночество мастера скрашивала группа молодых художников, которые называли себя "Древние", среди которых были Палмер и Дж. Линнелл. Основные собрания произведений Блейка сосредоточены в Лондоне: в галерее Тейт и Британском музее. Есть крупные коллекции в США: Нью-Йорк, библиотека П. Моргана; Кембридж, Музей Фогга; Филадельфия, собрание Лессинга Дж. Розенвалда.
Лит.: Елистратова А. А. Вильям Блейк. М., 1957; Некрасова Е. А. Вильям Блейк. 1757—1827. М., 1960; Некрасова Е. А. Творчество Вильяма Блейка. М., 1962; Вильям Блейк в переводах С. Я. Маршака. Избранное. М., 1965; Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. Очерки. М., 1975; Bentley G. E., Nurmi Jr. and M. K. A Blake Bibliography. Minneapolis, 1964; Blake’s Visionary Forms Dramatic. London, 1970; Bindman D. William Blake. Exhibition Catalogue. Hamburg, 1975.
Т. Воронина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
1.51 мб

Загадки Уильяма Блейка

Монахов С. А.
Читать PDF
6.35 мб

Мифологема Дракона в творчестве Уильяма Блейка

Пасечник Владислав Витальевич
Раскрывается мистическая и религиозно-философская проблематика мифологемы Дракона в творчестве английского художника и поэта Уильяма Блейка. Фигура Дракона рассматривается как часть дуальной системы свет тьма и мужское женское.
Читать PDF
56.02 кб

Метатексты Уильяма Блейка в эстетике Уильяма Морриса

Седых Э. В.
The article is devoted to the problem on interaction of aesthetic views between two great English romanticists Blake and Morris from the point of literary criticism, art criticism and aesthetics.
Читать PDF
283.52 кб

Интертекстуальный диалог: «Песни невинности и опыта» Уильяма Блейка и Иосифа Бродского

Камовникова Наталья Евгеньевна
Читать PDF
2.32 мб

«ЛЕСТНИЦА ИАКОВА» ДМИТРИЯ И. СМИРНОВА ПО ГРАВЮРЕ УИЛЬЯМА БЛЕЙКА - ПРОИЗВЕДЕНИЕ-СОСТОЯНИЕ

Голованёва Ангелина Сергеевна
Статья посвящена рассмотрению концепции произведения Дмитрия Н. Смирнова, созданного на сюжет гравюры Уильяма Блейка «Лестница Иакова».

Похожие термины:

  • Блейк, Уильям Тулса Джек

    Родился ок. 1862 г. В 1880?е гг. работал ковбоем в Канзасе. Позднее перебрался на юг, где стал активным участником банды Дулина. Известно о совершенных им двух убийствах. 10 июня 1893 г. он принял участие в