Больдини

Найдено 1 определение
Больдини
, Джованни (Boldini, Giovanni) 1842, Феррара — 1931, Париж. Итальянский живописец и рисовальщик, один из крупных мастеров искусства Италии второй половины XIX — первой трети XX в., снискавший признание во Франции, где он провел значительный период своей жизни (1873—1931). Больдини порой соотечественники с иронией называли "парижский Больдини", но он всегда оставался художником-итальянцем, последователем великой живописной культуры Италии. В творчестве художника нашли выражение многие характерные тенденции культуры и искусства страны рубежа двух столетий — формирование веризма, интерес к новейшим европейским художественным направлениям, центром которых был Париж. В отличие от своих современников — великого итальянского драматурга Луиджи Пиранделло и философа и эстетика Бенедетто Кроче — Больдини не стремился искать трагическое в жизни, не углублялся в процесс интуитивного познания человеком действительности. Его всегда увлекала сама жизнь, но он искал и находил в ней только красивое. В этом заключалась его определенная эстетическая позиция. У него был свой круг излюбленных сюжетов. Его живописные произведения — портреты, пейзажи Италии и Франции, натюрморты, рисунки, акварели, гуаши — эффектны, декоративны, как-то по-особому элегантны по композиционному построению и цветовому строю. Они несут отпечаток артистичной манеры исполнения Джованни Больдини, как многие талантливые мастера его эпохи, открытого для познания всего нового, но пронесшего через всю жизнь глубокое уважение к национальной живописной традиции. Больдини родился в Ферраре в семье художника Антонио Больдини, ученика известного живописца и рисовальщика Т. Минарди. Отец писал главным образом картины на религиозные сюжеты и занимался реставрацией полотен старых мастеров. Работая в большой мастерской отца, Больдини выполнял копии с картин Джотто, Мантеньи, Гварди. Он рано начал рисовать и первый автопортрет исполнил в 7-летнем возрасте. Полезными для него оказались уроки у местного живописца Дж. Доменикини, последователя известного флорентийского мастера Дж. Беццуолли. Начав самостоятельно зарабатывать на жизнь, исполнял портреты сверстников и уже в десять лет имел заказы от посетителей мастерской отца. В 1862 после смерти своего дяди-каноника, от которого получил небольшое состояние, Больдини решил продолжить художественное образование во Флоренции. В этом же году он покинул Феррару и переехал в Тоскану, где поначалу работал в мастерской портретиста М. Гордиджани. Ранние картины — Автопортрет в четырнадцать лет (ок. 1856), Двор родительского дома (ок. 1855, обе — Феррара, Музей Больдини) исполнены в традиции Доменикини и Гордиджани, правдивы в передаче натуры, неярки по колориту. Во Флоренции, ставшей в 1865—1875 столицей Италии, Больдини сблизился с кругом молодых живописцев, создавших художественно-выставочное объединение "Школа маккьяйоли". Желая обновить старую академическую традицию, съехавшиеся из разных провинций Италии мастера обратились к живописи на пленэре, стали писать пятнами чистого цвета, сделали содержанием своих произведений современную действительность. События Рисорджименто, участниками которых они являлись, были для "маккьяйоли" недавним прошлым. Полотна Больдини — Диего Мартелли (1865—1866), Автопортрет в мастерской (1866, оба — Флоренция, галерея Питти), Джованни Фаттори (1866—1867, Милан, Коммерческий банк), Портрет Кристиано Банти со своей собакой (1866, Флоренция, галерея Питти) — написаны в живописной манере тосканских мастеров. Передавая моменты бытия природы и человека, портреты своих друзей, Больдини, как и все "маккьяйоли", стремился создавать "искусство честное, простое, а не искусство ради моды", отвергая "искусство напыщенной лжи". В картине Быки в Маремме (1867, частное собрание), написанной в окрестностях Ливорно, колоритно выглядят фигуры двух белых стражей Тосканской низменности, впряженных в крестьянскую тележку. Картина сельского пейзажа Мареммы по-веристски правдива, ее пейзаж согрет теплом человеческого присутствия. Во флорентийский период была исполнена и роспись четырех стен одной из парадных комнат первого этажа виллы Фальконьера, расположенной в окрестностях Пистойи и принадлежавшей покровителю Больдини — Вальтеру Фальконье. Больдини написал здесь четыре композиции с изображением стогов сена в поле, прачек, стирающих в реке белье, марины и пейзажа с апельсиновыми деревьями и пальмами. Исполненные пятнами светлых чистых цветов, росписи передают особый колорит пейзажей "маккьяйоли", их вертикально или горизонтально вытянутая конфигурация вызвана желанием передать глубину пейзажного пространства, достичь слитности фигур и фона. В Тоскане, в кругу мастеров "Школы маккьяйоли", сформировались эстетические взгляды Больдини, его собственное отношение к творчеству, выработалась его высокая живописная культура. В 1875 единство мастеров "маккьяйоли" было нарушено отъездом четырех из них (Дж. Больдини, Дж. Де Ниттиса, В. Д’Анкона, Ф. Дзандоменеги) в Париж, который всегда оставался для итальянцев центром европейской художественной жизни. В творчестве новоявленных парижан вскоре появились новые веяния, которые их оставшиеся в Италии товарищи восприняли негативно. В 1867 Больдини впервые побывал во Франции, где познакомился с Дега, Мане, Сислеем, оценил живопись Коро; в том же году с В. Фальконье побывал в Мюнхене, где на него большое впечатление произвела живопись А. Менцеля. По-видимому, в Мюнхене был написан Портрет испанского генерала Эстебан-Хосе-Андре де Сераваль Ассерто (1867, Виченца, частное собрание), в котором сказались уроки увиденной живописи старых мастеров, восхищение палитрой Веласкеса. В 1870 состоялась поездка художника в Лондон, где покровителем Больдини У. Корнваллис-Уэстом была предоставлена мастерская в Гайд-парке и где он познакомился с произведениями Ф. Лейтона, Л. Алма-Тадемы, Дж. Уистлера и Дж. Сарждента, увидел работы прерафаэлитов, которые не понравились ему своим натурализмом и отвлеченными от реальности сюжетами. Для себя он выделил искусство Уистлера и Сарджента, ставших его друзьями. Больдини легко влился в русло парижской художественной жизни; с 1874 он постоянно выставлялся в Салоне на Марсовом поле. Подобно импрессионистам пытался передавать жизнь в движении, в динамическом развитии; писал элегантную публику, движущиеся омнибусы, экипажи, амазонок в аллеях Булонского леса, виды оживленных улиц и площадей, парижан, беседующих в кафе или выходящих с балов-концертов (Балерина в платье цвета мальвы, 1854, частное собрание; Прогулка в парке, ок. 1884, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Пляс Клиши, 1874, Виченца, собрание Мардзотто; Сена в Буживале, ок. 1873, Феррара, Музей Больдини). Хотя работы Больдини покупал известный маршан Гупиль для своей галереи и они нравились публике, критика не всегда была справедлива к нему. Она обвиняла его в неудачных подражаниях импрессионистам, специально расхваливая работы тоже талантливого Дж. Де Ниттиса как национально-самобытного мастера, называя Больдини "последователем Э. Мейсонье и М. Фортуни", хотя художник всегда презирал слащавость и сентиментальность. В 1876, побывав в Голландии и Германии, Больдини увлекся живописью А. Менцеля и Ф. Халса. В том же году был написан Портрет Адольфа Менцеля (Берлин, Гос. музеи) и полотно Пышные похороны (ок. 1895, Феррара, Музей Больдини). В 1897 и 1899 вместе с Дега Больдини совершил поездки в Испанию. Как воспоминание о них в его живописи и акварелях появился образ испанской танцовщицы Аниты де Феерия, выступавшей в кафе-концертах Монмартра (Испанский танец в Мулен-Руж, 1905, Милан, собрание Гуэти). Больдини всегда стремился передать внутреннюю динамику образов через пластику движения, при помощи неординарных композиционных решений, цвета, что сближало его с поисками Дега. Жанровая мотивация служит тонким камертоном к созданию портретного образа, внутренний мир модели раскрывается через характер движения (Мужчина в цилиндре, ок. 1890, Феррара, Музей Больдини; Директор оркестра Э. Муцио за пюпитром, 1882, Милан, Ла Скала). Каждый портрет обретает характер "мотива", тонко выражающего определенное настроение в состоянии модели и художника. В натюрмортах Бюст кардинала Бернини в мастерской художника (ок. 1895), Уголок стола художника (ок. 1897, оба — Феррара, Музей Больдини), Яблоки кальвиль (1908, Пистойя, собрание Больдини) тонко передано распределение цветных теней и световых бликов на поверхности предметов, выявлена пластика каждого и акцентировано пластическое единство всей композиции. В 1870—1890-е восприятие окружающего мира обретает в произведениях Больдини все большую эмоциональность, наблюдения природы и человека становятся более избирательными и острыми. Важную роль в его творчестве играл рисунок, работа в акварели и пастели, в которых он тоже стремился передать тончайшие нюансы настроения в определенные моменты жизни природы и человека (Пляж и лодки в Этрета, ок. 1878, Феррара, Музей Больдини; Тополя вдоль берега реки, 1905, частное собрание; Розы в саксонской вазе, 1905, частное собрание). В 1890 — начале 1900-х были созданы портреты известных людей его эпохи: Портрет Джузеппе Верди (1893, Рим, Нац. галерея современного искусства), Портрет Руджеро Леонкавалло (1906, частное собрание), Портрет Лины Кавальери (1901, собрание Ротшильд), Портрет Джеймса Уистлера (1897, Нью-Йорк, Бруклинский музей), Автопортрет в Монторсоли (1892, Флоренция, галерея Уффици), портрет друга Больдини, карикатуриста Жоржа Гурса (Портрет Сэма, 1901, частное собрание). От Уистлера Больдини воспринял тип портрета-панно, в котором фигуры дам и денди уподоблены китайским вазам удлиненной формы — "ланге лизен", как их называли в Европе (Белая пастель, 1888, Милан, Галерея современного искусства; Мадемуазель Лантельм, 1907, Рим, Нац. галерея современного искусства; Портрет графа Робера де Монтескье, 1897, Париж, музей Орсе). Наряду с этими элегантными портретами-панно художник продолжил писать и образы более камерного характера (Шотландское платье, ок. 1906, частное собрание; Задумавшаяся девочка, 1906, частное собрание). В темной гамме Халса, с разработкой оттенков черного цвета и в позе одного из кавалеров, изображенных этим голландским художником, написан Автопортрет в 69 лет (1911, Феррара, Музей Больдини). В нем, как и в Автопортрете в Монторсоли, проявилось блестящее дарование Больдини-портретиста, умевшего по-веристски правдиво рассказать о характере и судьбе человека. В 1910-е художник находился в смятенном состоянии духа от событий, происходивших в Италии, где царили шовинистические милитаристские настроения, начинала формироваться идеология фашистов, вскоре пришедших к власти на его родине. По этой причине Больдини не мог возвратиться в Италию, хотя мечтал о создании там музея, экспозиции своих работ, тяжело переживал разрушение памятников архитектуры во Флоренции, Ферраре, Венеции в годы Первой мировой войны. Обращение к пейзажу было в этот период своего рода устранением от действительности. Он словно вновь открыл для себя особую поэзию видов Венеции (Сан Марко в Венеции, 1907, частное собрание; Гондолы в Венеции, 1908—1910, Феррара, Музей Больдини), красоту пригородов Парижа (Окраина Парижа, 1900, частное собрание). Образ Джованни Больдини запечатлен в бронзовом бюсте работы его друга, талантливого неаполитанского скульптора В. Джемито. Он установлен около палаццо Диаманти в Ферраре, которое стало музеем ренессансного искусства и где особый отдел посвящен творчеству Больдини. Мечту художника о создании музея своих работ осуществила его жена, журналистка Э. Кардона, которая также организовала Музей Больдини в Пистойе, на вилле Фальконьера. Творчество Больдини глубоко и самобытно отразило яркий период развития искусства Италии рубежа XIX—XX вв., оно всегда было связано с прошлым и будущим искусства Италии и вошло в сокровищницу мирового художественного наследия.
Лит.: Федотова Е. Д. Джованни Больдини. М., 2002.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006