БОРИС и ГЛЕБ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БОРИС И ГЛЕБ
младшие сыновья киевского кн. Владимира Святославича. Ок. 987 — 989 Борис получил от отца Ростов, Глеб — Муром. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком. Рус. православная церковь соз-дала культ святых кн. Б. и Г. В повестях и сказаниях об убийстве Б. и Г. проводится идея единства Руси и необходимость подчинения младших князей старшему.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

БОРИС и ГЛЕБ
Младшие из 12 сыновей великого князя Владимира. Первые в русской истории святые мученики, злодейски убитые в ходе борьбы князей за власть. Отец, князь Владимир, горячо их любил, но после смерти князя по приказу их брата Святополка Окаянного Борис и Глеб были убиты. В православной культуре святых Бориса и Глеба чтят за прекрасные душевные качества, за добровольный отказ любыми способами бороться за власть, за жертвенность и доброту

Источник: Основы православной культуры. 2011

БОРИС И ГЛЕБ
в крещении — Роман и Давид) — святые мученики-страстотерпцы, первые среди святых русской православной церкви. Русские князья, сыновья св. равноапостольного князя Владимира Святославича. Вскоре после смерти Владимира были злодейски убиты по приказу сводного брата Святополка, захватившего великокняжеский престол. Канонизированы в 1071 году при Ярославе Мудром. Древнейшие жития Бориса и Глеба создаются на рубеже Х1-Х11 веков — это «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора Летописца и анонимное «Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба». Память 2(15) мая.

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

БОРИС И ГЛЕБ
младшие сыновья киевского кн. Владимира Святославича. Ок. 987-989 Борис получил от отца Ростов, Глеб - Муром. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком. Рус. православная церковь создала культ святых кн. Б. и Г. В повестях и сказаниях об убийстве Б. и Г. проводится идея единства Руси и необходимость подчинения младших князей старшему.

Лит.: Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им, в сб.: Памятники др.-рус. лит-ры, в. 2, П., 1916; Шахматов А. A., Разыскания о древнейших рус. летописных сводах, СПБ, 1908; Ильин Н. Н., Летописная статья 6523 г. и ее источник, М., 1957.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Борис и Глеб
первые канонизированные святые РПЦ, причисленные в XI в. к лику святых по чину страстотерпцев. Младшие сыновья великого князя киевского Владимира Святого, которые были коварно убиты в 1015 по приказу их старшего брата Святополка, захватившего великокняжеский престол, причем встретили смерть со смирением, полностью вручив себя воле Божией. В сознании русского народа Б. и Г. стали образами христиан, проявивших безусловное доверие к Богу и принявших, как и Христос, безвинную мученическую кончину. Чин страстотерпцев является сугубо русским чином святых, неизвестным другим Православным Церквям. Празднование перенесения мощей Б. и Г. – 15 мая, память – 6 августа по нов. ст.

Источник: Краткий православный словарь.

Борис и Глеб

Борис и Глеб


— сыновья Киевского великого князя Владимира Святославича, убитые в 1015 по приказу кн. Святополка во время междоусобиц преемников Владимира из-за великокняжеского престола. О жизни и деятельности Б. и Г. и даже их отношении к христианству ничего достоверно не известно. Во 2-й половине 11 в. среди первенствовавшей в Киевской Руси военно-торговой знати, князей и дружины стало обрисовываться стремление иметь своих собственных классово-национальных святых. Монахи Киево-Печерского монастыря во 2-й половине 11 в. начинают заниматься усиленными поисками таких святых. Б. и Г. были первым опытом этого рода. Первое житие Б. и Г. составлено великокняжеским придворным духовником Иаковом; написано, по господствующему мнению, около 70-х гг. 11 в. Автор использовал византийские жития. Почитание Б. и Г. распространялось в первое время очень вяло. Постройка на их предполагаемой могиле в Вышгороде сравнительно редкой в тогдашней Руси каменной церкви стала привлекать к ним значительное количество молящихся; пошли слухи о чудесах, явились новые, расширенные жития. Как святые, выдвинутые княжье-дружинной средой, Б. и Г. стали, по преимуществу, покровителями ратного дела и тогдашней государственности. К жертвам Святополка относят трех князей (Б., Г. и Святослава). В почитании лишь двух из них проявляется отображение и в русском христианстве старинного, идущего через Византию, культа священных двоиц: 2 братьев или друзей — подвижников, мучеников, а ранее — богов.



Лит.: Голубинский, Е., История русской церкви, т. I, ч. I, М., 1880. Об общих условиях христианизации древней Руси см. M. H. Покровский, Русская история с древнейших времен, т. I; его же, Очерки истории русской культуры, ГИЗ, Москва, 1925.



С. Урсынович.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БОРИС И ГЛЕБ
(кон. X – нач. XI вв.) – благоверные князья-страстотерпцы (в крещении – Роман и Давид), первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Kонстантинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Kрещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев, Борис, получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием св. Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Св. Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
Еще при жизни отца св. Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Kиев и направил его с войском против печенегов.
Kогда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Kиеве, объявил себя великим князем Kиевским. Св. Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Kиев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!» Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц.
Св. Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (6 августа) 1015 г. в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но св. Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Kиев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце.
Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Kоварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить св. Глеба по дороге. Kнязь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча св. Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, они – особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например св. Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Kуликовской битвы (1380).
Почитание свв. Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Древнейшие жития Бориса и Глеба создаются на рубеже ХI-ХII вв., это «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора Летописца и анонимное «Сказание, страсть и похвала свв. мучеников Бориса и Глеба». Празднование перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба – 2 (15) мая, память – 24 июля (6 августа), 5 (18) сентября.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
158.96 кб

Жанровое своеобразие «ПЛАЧА О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ» Б.ЗАЙЦЕВА

Астащенко Елена Васильевна
«Плач о Борисе и Глебе» впервые опубликован в парижском «Возрождении» 1928 г., в рождественской номере с иллюстрациями М. Добужинского.
Читать PDF
368.81 кб

Социокультурные образы «Чтения о святых мучениках Борисе и Глебе»

Пузанов Виктор Владимирович
Рассматриваются социокультурные образы «Чтения о святых мучениках Борисе и Глебе», представления о стране, власти, обществе, собственности.
Читать PDF
328.88 кб

Храмы в честь Бориса и Глеба в культурном пространстве русского Севера

Кибирева Вера Вадимовна
В статье исследуется распространение Борисоглебских храмов средневековой Руси, которые известны с XI века. Это явление отражено и в трех памятниках древнерусской письменности.
Читать PDF
2.82 мб

Образы святых князей Бориса и Глеба в сценах «Чудо от иконы Богоматери Знамение»

Абраменко Наталья Михайловна
В статье анализируются особые варианты изображений святых русских князей Бориса и Глеба в сценах битвы на иконах «Чудо от иконы Богоматери Знамение».
Читать PDF
505.17 кб

СПОСОБЫ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИИ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В "ЧТЕНИИ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ" НЕСТОРА

Шайкин А.А.
Способом авторского осмысления изображаемых событий и персонажей в тексте Нестора является отыскание в сакральной истории архетипов, через которые актуальная современность получает узнаваемость, осмысление и оценку.
Читать PDF
394.97 кб

Образ Святополка в «Сказании о Борисе и Глебе»: предопределение или свобода выбора?

Дорофеева Людмила Григорьевна
Агиографический образ Святополка анализируется как детерминированный христианской антропологией. Автор доказывает, что древнерусский писатель мотивирует злодеяние Святополка не предопределением, а свободным выбором.
Читать PDF
325.57 кб

К вопросу о влиянии «Жития Вячеслава Чешского» на «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора

Семенюк Ю.В
В статье рассматривается вопрос о близости текста «Чтения о Борисе и Глебе» Нестора и «Жития Вячеслава Чешского». Доказывается, что при наличии текстуальных совпадений основные сюжетные мотивы существенно различаются.
Читать PDF
359.70 кб

Богослужебные тексты как литературный источник житийной литературы о Борисе и Глебе

Шумило С. М.
Сказание и Чтение о Борисе и Глебе, как и многие другие агиографические произведения древности, имеют в качестве литературного источника несколько богослужебных книг: Ирмо-логий, Триодь и Требник (текст Отпевания).
Читать PDF
241.87 кб

Идея вольной жертвы и дружинные идеалы в памятниках агиографии о Святых Борисе и Глебе

Белов А. Б.
Агиографические тексты рассматриваются с точки зрения репрезентации в них норм дружинного поведения.
Читать PDF
289.49 кб

Иконка бориса и Глеба из раскопок Ратского городища как источник по истории военного дела

Енуков Д. В., Енуков В. В.
Статья посвящена публикации иконки свв. Бориса и Глеба из свинцово-оловянистого сплава, найденной в 1990 г. неподалеку от Курска при раскопках Ратского городища.
Читать PDF
293.99 кб

Роль мотивов «Повестей о княжеских преступлениях» в композиции «Чтения о Борисе и Глебе»: к проблеме

Сочнева Наталья Александровна
Проводится жанрово-композиционный анализ «Чтения о Борисе и Глебе», которое рассматривается учеными как характерный образец агиографического жанра.
Читать PDF
8.71 мб

Духовное и телесное как элементы повествования в «Сказании о Борисе и Глебе» и других борисоглебских

Шайкин Александр Александрович
Проблема соотношения души и тела одна из вечных присут-ствует в самых ранних памятниках словесного искусства Древней Руси, связан-ных с гибелью святых князей Бориса и Глеба.
Читать PDF
10.22 мб

ДУХОВНЫЙ СТИХ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ В КОТИРОВАННЫХ ПЕВЧЕСКИХ РУКОПИСЯХ ПОМОРСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ТРАДИЦИ

Иванова Мария Геннадьевна
Духовный стих о Борисе и Глебе был широко распространен в старообрядческой культуре и известен как в устной, так и в письменной традиции.

Похожие термины:

  • Глеб Борисович

    боярин-воевода в Торжке, уб. татарами 1238 г. {Половцов}
  • ЖИТИЯ БОРИСА И ГЛЕБА

    рассказ об убийстве князем Святополком Окаянным своих братьев Бориса и Глеба. О гибели святых братьев рассказывается в написанном Нестором «Чтении о житии и погублении… Бориса и Глеба» и в «Сказ
  • МУЗРУКОВ Борис Глебович

    1904-79), организатор производства, Герой Социалистического Труда (1943, 1949), генерал-майор-инженер (1945). В 1939-47 директор Уралмашзавода (Свердловск). Способствовал организации отечественной оборонной про
  • Удинцев, Глеб Борисович

    Член-корреспондент РАН (1991), главный научный сотрудник Геологического института РАН; родился 19 июня 1923 г.; окончил МГУ в 1949 г.; главные направления научной деятельности: изучение рельефа и строения
  • Сказание о Борисе и Глебе

    Сказание о Борисе и Глебе – самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник из цикла произведений, посвященных рассказу о гибели сыновей Владимира I Святославича Бориса и Глеба
  • Старушенко, Глеб Борисович

    Член-корреспондент РАН (1984), советник РАН, ранее — заместитель директора Института Африки РАН; родился 6 ноября 1922 г.; участник Великой Отечественной войны; окончил Военный институт иностранных язы
  • Вахмистров, Глеб Борисович

    (род. 18.08.1920) — летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1976), подполковник. В 1947—1958 гг. служил в ВВС. С 1958 г. на испытательной работе.
  • Бориса и Глеба благоверных князей в Зюзине церковь

    (Перекопская улица, дом № 7). Этот храм построен в вотчине боярина и князя Б.И. Прозоровского селе Зюзино в стиле московское барокко (архитектор Яков Бухвостов). Нижний теплый храм равноапостольног
  • Бориса и Глеба благоверных князей в Дегунине церковь

    (Дегунинская улица, дом № 18а). Село Дегунино известно с 1339 г., вероятно, уже тогда здесь существовал храм. В Смутное время деревянная церковь во имя Бориса и Глеба была сожжена. В 1633 г. храм с придело
  • Евдокия, основательница Борисо-Глеба-Аносина монастыря

    (Авдотья Николаевна Тютчева, в замужестве княгиня Мещерская) — игуменья, основательница Борисо-Глеба-Аносина общежительного девичьего монастыря (1774—1837). От нее сохранились "Записки" о ее жит
  • Лазарь, предполагаемый автор Сказания о Борисе и Глебе

    Лазарь (ум. 1117 г.) – епископ Переяславля Южного, предполагаемый автор Сказания о Борисе и Глебе и сказания о чудесах этих святых. По сообщению Повести временных лет в 1072 г. Л. был настоятелем храма Бо
  • Бориса и Глеба благоверных князей на Поварской церковь

    (уничтожена). Впервые эта церковь упоминается в приходских книгах Патриаршего приказа под 1635 годом. Однопрестольный деревянный храм сгорел в 1685 г., и на его месте в 1686—1690 гг. был построен каменный
  • Бориса и Глеба благоверных князей в Верхних Лихоборах часовня

    (уничтожена). Была сооружена в 1884 г. и приписана к Борисоглебскому храму в Дегунине. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. часовню закрыли и приспособили под жилье. В 1964 г. часовню окончательно
  • Бориса и Глеба благоверных князей на Арбатской площади церковь

    (уничтожена). Впервые деревянный храм у Арбатских ворот упомянут в летописи под 1493 годом, а в 1527 г. на его месте возвели каменный. Перед военными походами царь Иван IV Грозный не раз посещал эту церко